ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1337/18 от 22.08.2018 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2-1337/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Баранова И.В.,

при секретаре Пашкове М.С.,

с участием:

истца – ФИО1,

представителя ответчика – ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Липецкой области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Липецкой области, указывая, что он (ФИО1) отбывает наказание в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области. 11.03.2016 истец, отбывая наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области, через администрацию учреждения направил апелляционную жалобу в адрес Советского районного суда г. Липецка, которая была передана оператору почтовой связи для отправки адресату, но доставлена получателю не была. 24.10.2016 ФИО1 направил ответчику претензию, 21.11.2016 в удовлетворении претензии было отказано, однако ответ в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области поступил только 17.01.2017. Вследствие чего ему (ФИО1) был причинен моральный вред, который он оценивает в сумме 60000,0 рублей. На основании изложенного просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в указанном размере.

В судебном заседании ФИО1 поддержал исковое требование в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно указал, что в преамбуле федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» установлено, закон направлен на обеспечение конституционных прав каждого свободно передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ответчик не исполнил обязательства по доставке корреспонденции. ФИО1 утверждает, что ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области исполнила свою обязанность. Все действия администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области совершили в полном объеме. Почтовое отправление было принято ответчиком. Частью 2 статьи 6 ГК РФ предусмотрено, что неурегулированные отношения подлежат применению, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости. ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области не заинтересованное лицо, поскольку истец обжаловал действия прокуратуры Липецкой области. В этот день им (ФИО1) было отправлено 4 письма, одно из которых было утеряно. Ответчик ссылается на невозможность установления причин утраты, а значит, ответчик фактически получил письмо и утерял его. Претензия считает была несвоевременно рассмотрена, а именно нарушены контрольные сроки ее рассмотрения.

Представитель ФГУП «Почта России» – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Возражения обосновала тем, что в соответствии с действующим законодательством простое почтовое отправление не регистрируется и факт его передачи отправителем отделению почтовой связи ФГУП «Почта России» документально не фиксируется. Доказательств, подтверждающих факт передачи истцом для отправки письма ответчику не имеется, поэтому вина ФГУП «Почта России» в недоставке письма адресату отсутствует. Ведение учета простой письменной корреспонденции по отправителям и адресатам не установлено. Истцом не доказан факт причинения ему вреда. Кроме того, считает, что истец с претензией по поводу нарушения контрольных сроков пересылки к ответчику не обращался. Представитель ответчика указывает, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора. Также указала, что истцом пропущен шести месячный срок подачи претензии, так как ФИО1 обратился с претензией 01.11.2016 в связи с недоставкой почтового отправления от 11.03.2016. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности в совокупности, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению, при этом суд исходи из следующего.

В судебном заседании установлено, что 11.03.2016 ФИО1 по приговору суда отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области.

11.03.2016 ФИО1 через администрацию учреждения направил простое закрытое письмо в адрес Советского районного суда г. Липецка.

Письмо было зарегистрировано в журнале исходящей корреспонденции №126 и внесено в реестр почтовой корреспонденции за № 2276 для передачи в соответствующее почтовое отделение ФГУП «Почта России».

В реестре отсутствует штамп почтового отделения о принятии корреспонденции, указанной в реестре, либо иная отметка о принятии корреспонденции почтовым отделением.

Доказательств, бесспорно подтверждающих факт передачи либо не передачи ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области письма истца в почтовое отделение, не имеется.

Письмо ФИО1 в Советский районный суд г. Липецка не поступило.

24.10.2016 в адрес ответчика истцом была направлена претензия о недоставки его почтового отправления от 11.03.2016.

Указанная претензия поступила в ОМП Липецкий почтамт 01.11.2016.

21.11.2016 за № 1.5.6.8.23.13.3.1-06/1108 ФГУП «Почта России» дало письменный ответ на претензию, в которой указало на невозможность проверки обращения ФИО1 ввиду отсутствия поной информации об идентификационных номере, присвоенном при приеме почтового отправления, что предусмотрено требованиями п. 6 ст. 55 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи». Также было разъяснено ФИО1, что при предоставлении информации, необходимой для проведения проверки, проверка будет осуществлена незамедлительно.

Указанные обстоятельства подтверждаются устными и письменными объяснениями сторон, справкой ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области от 08.08.2018, выписками из журнала № 126 регистрации н/с исходящей корреспонденции ФКУ ИК-4 УФСИН России Липецкой области, сообщениями ФГУП «Почта России», сообщением Липецкого областного суда от 09.08.2018, сообщениями председателя Советского районного суда г. Липецка, определением Советского районного суда г. Липецка от 08.08.2016, определением Липецкого областного суда от 10.10.2016, ответом на претензию, договором оказания услуг почтовой связи, внутренней перепиской ФГУП «Почта России».

Согласно ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу ч. 1 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

По состоянию на март 2016 года порядок отправки осужденными почтовой корреспонденции регламентировался Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденного Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 № 205.
Согласно Правилам: - Получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем и телеграмм без их ограничения производится только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке колонии вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ЕПКТ, помещениях камерного типа колоний и безопасных местах письма для отправления осужденные передают представителям администрации (п. 49); - Письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре ( п. 50).

Отправка простой корреспонденции осуществляется сотрудниками почтовой связи в соответствии с «Правилами оказания услуг почтовой связи» (утверждены приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 №234) без выдачи квитанции и без расписки (п. 10).

В силу ст. 20 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Согласно статья 34 Федерального закона «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи. Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах: в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность; в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения - в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи; в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения - в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы оболочки почтового отправления); в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы; в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы; в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы. Операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления. За утрату почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, недостачу или порчу (повреждение) вложений почтовых отправлений, недоставку периодических изданий, недостачу денежных средств работники организаций федеральной почтовой связи, по вине которых причинен ущерб, несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 46 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234) установлено, что операторы почтовой связи обязаны: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Права пользователя услуг почтовой связи защищаются, в том числе Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 №2300-I.

В соответствии со статьей 15 ФЗ-№ 2300-I пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем (оператором почтовой связи) прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе.

Из приведенных норм применительно к данному делу следует, что оператор почтовой связи обязан возместить потребителю услуг почтовой связи материальный и моральный вред, причиненный неисполнением обязанности по надлежащей доставке почтовой корреспонденции, за исключением случаев, когда такое неисполнение обязательств произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового требования ФИО1 исходя из следующего.

Довод ФИО1 о недоставке Советскому районному суду г. Липецка по вине ФГУП «Почта России» его письма 11.03.2016 не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку из выписки из журнала входящей корреспонденции ФКУ ИК4 УФСИН России по Липецкой области следует, что это письмо поступило в исправительное учреждение 11.03.2016.

Доказательств, бесспорно подтверждающих факт передачи и получения почтовым отделением ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Липецкой области письма истца от 11.03.2016, не имеется, что не позволяет придти к выводу о вине ФГУП «Почта России» в неисполнении обязанностей по доставке письма адресату в установленные сроки.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств – в течение тридцати дней. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Исходя из анализа приведенной нормы, сроки ответов на претензии пользователей услуг почтовой связи законодатель установил в два месяца для ответа на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств. Такая продолжительность сроков рассмотрения претензий вызвана необходимостью поиска почтового отправления либо выяснения причин нарушения договора со стороны оператора почтовой связи на территории нескольких регионов Российской Федерации, в том числе весьма отдаленных друг от друга.

Претензия была направлена ФИО1 24.10.2016, получена ответчиком 01.11.2016, ответ был дан – 21.11.2016, который получен истцом – 17.01.2017.

Из материалов дела следует, что на момент отправления претензии ФИО1 находился в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, претензия была направлена в ОСП Липецкий почтамт УФПС Липецкой области – филиал ФГУП «Почта России».

Срок рассмотрения претензий устанавливается федеральным законодательством продолжительностью в 30 дней с момента ее получения (именно такой срок устанавливался Положением о претензионном порядке).

Ответ на претензию, как и предъявление претензии, представляет собой юридический поступок, который влечет правовые последствия.

Таким образом, ответ на претензию был дан в установленные законом сроки.

Кроме того, сам по себе этот факт не является правовым основанием для компенсации морального вреда.

Надлежащим ответчиком по данному делу является ФГУП «Почта России», поскольку УФПС Липецкой области является филиалом ФГУП «Почта России» и статусом юридического лица не обладает.

Таким образом, суд пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленного искового требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении иска к ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Липецкой области о компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2018 года.