Дело № 2-1337/2021 Изготовлено 2 сентября 2021 года
УИД 76RS0023-01-2021-001222-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
судьи Любимовой Л.А.
при секретаре Зайцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 17 августа 2021 года
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о возложении обязанности по изменению способа формирования фонда капитального ремонта,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее также РФСКР, Фонд) о возложении обязанности по изменению способа формирования фонда капитального ремонта.
В исковом заявлении указал, что многоквартирный жилой дом № АДРЕС (далее также – МКД) формирует фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, которым является РФСКР.
Собственниками помещений МКД было проведено Общее собрание, решением которого, оформленным Протоколом № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., было постановлено изменить способ формирования фонда капитального ремонта и формировать его на специальном счете, владельцем которого определить РФСКР.
Указанный протокол с пакетом документов неоднократно направлялся ответчику. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. получен ответ об отказе в принятии документов с перечнем замечаний по оформлению протокола и пакета документов к нему.
Полагая отказ в принятии документов и в изменении способа формирования фонда капремонта незаконным, истец просит обязать ответчика изменить способ формирования фонда капитального ремонта: прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировать соответствующий фонд на специальном счете многоквартирного дома АДРЕС; обязать ответчика исчислять срок для открытия специального счета МКД с момента направления истцом заявления об открытии специального счета в адрес ответчика.
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно показала, что по опыту проведения собраний истцу известно, что на общие собрания, проводимые в очной форме, приходит не более 20-30 процентов собственников, в связи с чем проведение заочной части предполагалось, и о ней было сразу указано в уведомлении о проведении собрания. Полагала, что закон не наделяет РФСКР правом на проверку соответствия протоколов общего собрания требованиям законодательства, в случае, если решение не было признано недействительным, оно должно быть принято ответчиком к исполнению.
Ответчик, извещенный судом о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направил.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Спорные отношения регулируются нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые ссылаются в обоснование своих требований или возражений, если федеральным законом не установлено иное.
Материалами дела подтверждается, что истец является собственником жилого помещения – квартиры АДРЕС.
Собственниками помещений данного дома в очно-заочной форме было проведено собрание по вопросу среди прочих изменения способа формирования фонда капремонта, решение которого оформлено Протоколом № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС, проводимого в очно-заочной форме, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. (далее – Протокол № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). Данным собранием было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД: прекратить формирование фонда на счете регионального оператора и формировать фонд на специальном счете, владельцем которого определить РФСКР (л.д. 9-17).
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., как следует в том числе и из отзыва ответчика, пакет документов, включающий среди прочего Протокол № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, был направлен ответчику.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА письмом № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О рассмотрении пакета документов АДРЕС» РФСКР сообщил истцу о принятом решении о непринятии пакета документов в работу в связи в нарушениями Порядка проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома, допущенными при его оформлении. Кроме того, указано на несоответствие представленного Протокола № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказу Минстроя России от 28.01.2019 г. № 44/пр.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ (здесь и далее – в ред. от 31.07.2020 г., действующей на 15.10.2020 г.) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете принадлежат собственникам помещений в МКД.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Из пп. 1) ч. 2 ст. 44 ЖК РФ следует, что принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, относится к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.
Частью 1 статьи 173 ЖК РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с указанной правовой нормой в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Таким образом, законодателем установлены требования к решению общего собрания, на основании которого может быть изменен способ формирования фонда капитального ремонта, в части его содержания.
Из анализа представленного истцом Протокола № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что решение, принятое собственниками помещений МКД на соответствующем собрании, указанным требованиям соответствует.
В силу ч. 4 ст. 173 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Из искового заявления следует и сторонами не оспаривается, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. решение общего собрания было направлено в РФСКР.
Положения, аналогичные ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 173 ЖК РФ содержатся в статье 24 Закона Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» (здесь и далее – в ред. от 26.11.209 г., действовавшей на 09.02.2020 г.).
Согласно ч. 5 ст. 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии с ч. 5 статьи 24 Ярославской области от 28.06.2013 № 32-з «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области» (далее – Закон ЯО № 32-з) (в редакции от 18.02.2020, действовавшей на 15.10.2020), решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, законом Ярославской области на дату принятия собственниками МКД решения об изменении способа формирования фонда капремонта не был установлен срок меньший, нежели ст. 173 ЖК РФ.
Доказательств наличия условий, установленных ч. 2 ст. 173 ЖК РФ и ч. 2 ст. 24 Закона ЯО № 32-з, суду не представлено, равно как и доказательств обжалования кем-либо в порядке, установленном законом, решения общего собрания собственников помещений МКД, вследствие чего срок для вступления соответствующего решения в силу подлежит исчислению с даты направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть с 23.10.2020 г..
Вступление решения в силу законодателем не связано с чьей-либо волей, определяющей в данном вопросе является воля собственников на смену способа формирования фонда капремонта, выраженная в соответствующем решении.
Как следует из ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, в течение пяти дней после вступления решения общего собрания собственников о смене способа формирования фонда капитального ремонта региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Из сказанного следует, что региональному оператору законодателем не предоставлено право отказать в принятии решения общего собрания в работу, а также в его исполнении. Единственным критерием для исполнения решения является вступление его в силу.
Доказательств недействительности решения собственников МКД ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о неправомерности действий регионального оператора в части отказа в принятии пакета документов в работу.
Также суд считает несостоятельным довод ответчика о несоответствии Протокола общего собрания № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. Приказу № 44/пр, поскольку действующее законодательство не наделяет Фонд полномочиями по проверке протоколов общего собрания на соответствие указанному нормативному акту. Кроме того, основания ничтожности решения собрания установлены ст. 181.5 ГК РФ. Согласно указанной норме решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Доказательств наличия указанных обстоятельств суду не представлено.
В остальных случаях решение собрания оспоримо, то есть действительно до признания его недействительным судом. Исходя из изложенного, наличие в протоколе общего собрания каких-либо недостатков, не влекущих его ничтожность, но свидетельствующих о его несоответствии требованиям Приказа № 44/пр, до признания решения недействительным судом правового значения не имеет и на действительность его не влияет.
Обстоятельств, препятствующих изменению собственниками МКД способа формирования фонда капремонта, в том числе ч. 2 чт. 173 ЖК РФ, судом не установлено, доказательств наличия таких обстоятельств ответчиком не представлено, исходя из чего суд приходит к выводу о наличии со стороны РФСКР неправомерного воспрепятствования собственникам МКД в реализации решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, выразившегося в отказе в принятии в работу решения собственников о смене способа формирования фонда капитального ремонта.
Принимая во внимание, что с датой направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме закон связывает вступление соответствующего решения в силу, суд считает, что необоснованный отказ в принятии документов в работу нарушает права собственников жилых помещений в МКД, в том числе истца, в связи с чем данные права подлежат судебной защите путем возложения на ответчика обязанности исчислять срок вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС, о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., установленный п. 5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, с даты направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть с 23.10.2020 г. При этом суд полагает об отсутствии выхода за пределы исковых требований, поскольку требование истца о возложении на ответчика обязанности исчислять срок для открытия специального счета МКД с момента направления истцом заявления об открытии специального счета в адрес ответчика по своей сути связан именно со вступлением решения общего собрания собственников в силу, ибо иных сроков, исчисляемых с даты направления решения общего собрания, действующее жилищное законодательство не устанавливает.
Довод ответчика о несоответствии направленного пакета документов представленному в суд, поддержанный представителем ответчика на основании доверенности ФИО3 в предварительном судебном заседании 24.06.2021 г., суд также отвергает, поскольку в судебном заседании установлено, что указанное несоответствие выразилось в ошибочном вложении в копию Приложения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к Протоколу № 4 копии последнего листа (№8) от Приложения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к указанному протоколу. Поскольку одновременно с копиями ответчику были предоставлены подлинники документов, установленное нарушение не является критическим и не влечет за собой признания Протокола № 4 недействительным либо отказа в принятии документов в работу.
Принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела решение общего собрания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не вступило в силу, оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности изменить способ формирования фонда капитального ремонта: прекратить формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировать соответствующий фонд на специальном счете многоквартирного дома АДРЕС не имеется, поскольку на настоящее время права собственников, в том числе истца, в данной части ответчиком не нарушены.
В силу ст. 98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оплату госпошлины в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст.194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО1 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о возложении обязанности по изменению способа формирования фонда капитального ремонта удовлетворить частично.
Обязать Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области исчислять срок вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС, о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., установленный п. 5 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, с даты направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, то есть с 23.10.2020 г.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в бюджет госпошлину в размере 300,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А.Любимова