Дело № 2-1337/2022
УИД: 68RS0003-01-2021-003733-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2022 года г. Тамбов
Советский районный суд города Тамбова в составе:
судьи Елоховой М.В.
при секретаре Анниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России и согласно последних уточнённых требований просит суд: признать его право на получение удостоверения ветерана боевых действий с учетом имеющихся в его личном деле документов и с учетом наград, полученных им за участие в боевых действиях, подтверждающих факт его участие в боевых действиях и командировании его в в годах для выполнения там боевых задач, связанных с проведением контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, об обязании ФСИН России дать указание начальнику Архива ФСИН России выслать ему справку о том, что объединенная группировка войск ( сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ принимала участие в боевых действиях, об обязании УФСИН России по Тамбовской области направить в ФСИН России необходимые документы для оформления ему удостоверения ветерана боевых действий, обязании УФСИН России по Тамбовской области сделать в послужном списке его личного дела запись о том, что в период с . он принимал участие в боевых действиях на территории северо-Кавказского региона Российской Федерации, обязать ФСИН России выдать ему удостоверение ветерана боевых действий; о взыскании с ответчиков в солидарном порядке 10000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
В исковом заявлении указал, что он проходил службу в г. Тамбове в Федеральной службе исполнения наказания. В период с по он принимал участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ в качестве инструктора-снайпера штурмового отделения ОСН УФСИН России по Тамбовской области в составе объединенной группировки войск(сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, что дает ему право на льготы предусмотренные для ветеранов боевых действий. Он обратился к руководителю ФСИН России с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, им был получен ответ который содержит отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и отказ в принятии мер направленных на реализацию права на получение данного удостоверения. С его точки зрения данный отказ противоречит закону и лишает его законного права на получение удостоверения, дающего право на льготы.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, в них изложенным.
Представитель ответчика УФСИН России по Тамбовской области /представитель ФСИН России по доверенности ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении иска, указав, что основания для выдаче удостоверения ветерана боевых действий отсутствует, поскольку не подтвержден факт непосредственного участия истца в боевых действиях.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотреныФедеральным закономот N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ичасти 3 статьи 3Федерального закона от N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относится военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, с учетом того, что государство, город, территория и период ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации включен в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение кФедеральному закону"О ветеранах").
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III этого перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в частности, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта, в том числе в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; либо выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Правила оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам уголовно-исполнительной системы регламентированыприказомМинюста России от N 249 "Об утверждении Правил оформления, выдачи и учета удостоверений, ветерана боевых действий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
Правила устанавливают порядок и условия ветерана боевых действий в учреждениях и органах УИС сотрудникам и лицам, проходившим службу в УИС и выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилагающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территория СССР и территориях других государств с по .
Основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им гарантий и компенсаций" либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии спунктом 1Постановления Правительства Российской Федерации от N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Для получения удостоверения лица, проходившие службу в УИС, представляют в кадровое подразделение по месту службы (жительства), в том числе документы, подтверждающие выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилагающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в составе оперативной группы уголовно-исполнительной системы на Северном Кавказе.
Исходя из буквального толкования положенийпункта 1Постановления Правительства Российской Федерации N 65, предусмотренные указанным постановлением дополнительные льготы и компенсации реализуются лишь в отношении отдельных категорий лиц, в том числе сотрудников и военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных вФедеральном законе"О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штатов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Исходя из положенийпункта 1Постановления Правительства Российской Федерации N 65 и Правил, обязательными условиями принятия решения о выдаче сотруднику УИС удостоверения ветерана боевых действий, применительно к рассматриваемой ситуации, является документально подтверждённый факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемой в соответствии спунктом 1Постановления Правительства Российской Федерации N 65, а также представление документов, свидетельствующих о выполнении служебно-боевых задач.
Как установлено судом и следует из материалов дела, майор внутренней службы ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего оперативного дежурного части отдела специального назначения УФСИН по Тамбовской области.
На основании приказа УФСИН по Тамбовской области от г. -лс был уволен по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от г. № 197-ФЗ « О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» г. ( по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно справки, от . выданной ОГ ФСИН России в составе ОГВ (С) на территории СКР РФ) в период с г. по г. принимал участие в качестве инструктора-снайпера штурмового отделения ОСН УФСИН России по Тамбовской области в обеспечении порядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. На него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России ).
Аналогичная справка была выдана за период с г. по г.
Период нахождения истца в указанных командировках ответчиками не оспаривался. Однако никаких приказов о направлении истца в указанные период в командировки в составе ОГВ (С), его нахождения и т.п. материалы личного дела истца не содержат.
При обращении ФИО1 в Управление кадрами ФСИН России по вопросу выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано, поскольку истцом не был подтвержден факт непосредственного участия в боевых действиях
Правилами оформления, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий в учреждениях и органах УИС, утвержденными приказом Минюста России от 11.07.2006г. № 249 определено, что в качестве подтверждающих документов представляются выписки из приказов, справки об участии в болевых действиях, записи в удостоверениях личности и военных билетах, командировочные удостоверения, архивные справки.
В соответствии состатьёй 56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениямипункта 3 статьи 123Конституции Российской Федерации истатьи 12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силустатьи 55Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено в период нахождения истца в указанных командировках приказом первого заместителя командующего ОГВ9С) от ВС РФ от ФИО1 был награжден нагрудным знаком «За службу на Кавказе», а на основании приказа первого заместителя командующего ОГВ9С) от Вооруженных Сил РФ от г. награжден памятной медалью «Участнику контртеррористической операции».
Допрошенный в судебном заседании свидетель А, который в указанные периоды находился в командировке вместе с ФИО1 подтвердил, что они выполняли боевые задачи в ходе контртеррористической операции, в том числе с применением боевого оружия. После указанной командировки в 2012 г. он также был награжден медалью.
Приказом Министерства юстиции РФ от г. был учрежден нагрудный знак «За службу на Кавказе».
При этом согласно Положения о нагрудном знаке «За службу на Кавказе», награждение нагрудным знаком «За службу на Кавказе» производится за непосредственное участие в контртеррористической операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований, выполнении задач по восстановлению конституционного строя, обеспечению прав и законных интересов граждан на территории северо-Кавказского региона.
Согласно статьи 3 Федерального закона от г.N35-ФЗ "О противодействии терроризму контртеррористическая операция- комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;
В силу ст. 15 вышеназванного закона для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.
В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств и положений законодательства, суд приходит к выводу, что г. по г. и г. по г. принимал участие в обеспечении порядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведения контртеррористической операции на территории Северо-кавказского региона, то есть обеспечивал выполнение специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств.
В связи с чем, на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные федеральным законом «О ветеранах» и признает право ФИО1 на получение удостоверения «Ветерана боевых действий», а также приходит к выводу о возложении на Управление федеральной службы наказания обязанности выдать ФИО1 удостоверения «Ветерана боевых действий».
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о возложении обязанности на ФСИН России дать указание начальнику Архива ФСИН России выслать ему справку о том, что объединенная группировка войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ принимала участие в боевых действиях, об обязании УФСИН России по Тамбовской области направить в ФСИН России необходимые документы для оформления ему удостоверения ветерана боевых действий, обязании УФСИН России по Тамбовской области сделать в послужном списке его личного дела запись о том, что в период с . он принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, поскольку названные требования заявлены преждевременно и с ними в органы федеральной службы исполнения наказаний истец не обращался, не получал соответствующий отказ, а следовательно, в случае нарушения его прав, не лишен возможности обратиться за судебной защитой.
Кроме того, в силу вышеназванных Правил внесение изменений в послужной список (пенсионное дело) производится после непосредственного получения соответствующего удостоверения.
Выдача удостоверений гражданам, уволенным из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, - кадровыми подразделениями территориальных органов ФСИН России по месту их жительства.
Также суд не находит оснований для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причиненморальный вред(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренныхзаконом, суд может возложить на нарушителя обязанностьденежной компенсацииуказанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степеньвинынарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, компенсация морального вреда осуществляется при доказанности наличия состава гражданского правонарушения, включающего в себя наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом и вину причинителя вреда. При этом потерпевший должен представить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным в силу закона возместить вред. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
По общему правилу, отсутствие хотя бы одного из элементов правонарушения исключает возможность удовлетворения иска о возмещении морального вреда.
При разрешении настоящего спора и оценки представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиямистатьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что необходимая совокупность обстоятельств, свидетельствующих о причинении морального вреда истцу действиями ответчиков, не установлена.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований ФИО1 к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать право ФИО1 на получение удостоверения «Ветерана боевых действий» и возложить на Управление федеральной службы наказания обязанность выдать ФИО1,г.р., уроженцу удостоверение «Ветерана боевых действий».
В удовлетворении требований о ФИО1 к УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России о возложении обязанности направить сведения, документы, сделать запись в послужном списке и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Елохова М.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 августа 2022г.
Судья: Елохова М.В.