ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1338/20 от 03.07.2020 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2020 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> РБ в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., помощнике ФИО1, при секретаре Ланцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действующего в защиту интересов РФ, к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны РФ-филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ об устранении нарушений природоохранного законодательства, совершении действий по очистке мест незаконной рубки лесных насаждений

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ (далее по тексту ФГКУ «УЛХиП» МО РФ) и Улан-Удэнское лесничество МО провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора порубочных остатков на <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона ФИО2 исковые требования поддержал, суду пояснил, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2020 года военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества МО РФ- филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ требований законодательства о лесопользовании, в ходе проведения которой выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений Кяхтинского участкового лесничества МО РФ. При этом, работы по уборке порубочных остатков, образовавшихся в результате незаконной рубки лесных насаждений, не проведены, до настоящего времени порубочные остатки находятся на территории вышеуказанных выделов, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период. При этом полагал возможным установить срок исполнения решения суда до 01.10.2020г.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ ФИО3, просила отказать в удовлетворении исковых требований, возложив обязанность по очистке лесного массива от порубочных остатков, на виновных лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, осуществивших незаконную рубку деревьев. Просила установить сроки выполнения работ по очистке места совершения незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ ФИО8 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив возражения на иск, в котором указал, что осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в силу ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, должно обеспечиваться агентствами лесного хозяйства, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать..

В судебное заседание представитель ответчика Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ, не явился, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела.

Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дне судебного заседания.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В соответствии с п. п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: 1) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение охраны и защиты лесов; 3) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Судом установлено, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в 2018г. проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.

По результатам проверки на территории лесного участка, выделах <адрес> зафиксировано 4 факта незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,04 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 14,59 куб.м. Данные обстоятельства подтверждены актом обследования , из содержания которого следует, что в квартале выдела произведена незаконная рубка ветровальных деревьев, в количестве 3 шт., общим объемом 2,06 куб.м., на площади 0,01га, лесонарушитель ФИО4, ущерб, причиненный лесам на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил 1323,00 руб., актом обследования , из содержания которого следует, что в квартале выдела произведена незаконная рубка сухостойных деревьев, в количестве 5 шт., общим объемом 2,67 куб.м., на площади 0,01га, лесонарушитель ФИО5, ущерб, причиненный лесам на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил 63,00 руб., актом обследования , из содержания которого следует, что в квартале выдела произведена незаконная рубка сухостойных деревьев, в количестве 5 шт., общим объемом 4,45 куб.м., на площади 0,01га, лесонарушитель ФИО6, ущерб, причиненный лесам на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил 104,00 руб., актом обследования , из содержания которого следует, что в квартале выдела произведена незаконная рубка сухостойных деревьев, в количестве 8 шт., общим объемом 5,41 куб.м., на площади 0,01га, лесонарушитель ФИО7, ущерб, причиненный лесам на землях Минобороны России вследствие нарушения лесного законодательства, составил 127,00 руб.

Факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков на указанном лесном участке представителем ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в судебном заседании не оспаривался.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 3 данных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417) меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляются, в том числе, а федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Пункт 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 414, предусматривают, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2007г. , при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Как следует из Постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 ЗК РФ, статья 51 ЛК РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса РФ и утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с положениями п.19 и 20 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, данное учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирования лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений.

Таким образом, в настоящем случае проведение мероприятий по очистке указанной территории от порубочных остатков на землях обороны возлагается на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Несоблюдение данным ответчиком, которому Министерство обороны РФ делегировало полномочия по охране и контролю в сфере лесных отношений и лесного хозяйства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по проведению работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе №<адрес> на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.

При этом суд не усматривает оснований для возложения равной обязанности на Улан-Удэнское лесничество Министерство обороны РФ, поскольку как следует из его Положения лесничество является филиалом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, а следовательно, не относится к юридическим лицам и в силу требований ст. 48, 49, 55 ГК РФ не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вопреки доводам представителя ответчика, суд не усматривает оснований для возложения обязанности по устранению последствий незаконной рубки лесов на лиц, осуществивших незаконную рубку деревьев, поскольку в данном случае иск заявлен военным прокурором по основаниям, связанным с надлежащим исполнением государственных полномочий по использованию, охране и защите лесов, а не по основаниям возмещения причиненного ущерба. Настоящие требования связаны с проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, обязанность по проведению которых на землях Министерства обороны РФ законом возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ. В данном случае ФГКУ «УЛХиП» МО РФ не лишено возможности, осуществив очистку лесного массива от парубочных остатков, предъявив виновному лицу соответствующие требования по возмещению убытков, вызванных незаконными действиями данного гражданина.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела, учитывая объем подлежащих выполнению работ и порядок финансирования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, а также наличие введенного на территории Республики Бурятия особого противопожарного режима, суд полагает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений – до 31.12.2020г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона, действующего в защиту интересов РФ, к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны РФ-филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ об устранении нарушений природоохранного законодательства, совершении действий по очистке мест незаконной рубки лесных насаждений удовлетворить частично.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на <адрес>.

Данное решение подлежит исполнению до 31.12.2020г.

В остальной части исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: Н.А. Кузубова