ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1338/2023 от 21.11.2023 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-1338/2023

УИН 33RS0006-01-2023-001424-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 ноября 2023 года город Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой Я.В.

при секретаре Степановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Вязники гражданское дело по иску Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Истец Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, и просит суд в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ:

- разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;

- провести в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение двух лет со дня получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование иска указано, что Объект культурного наследия регионального значения (памятник градостроительства и архитектуры) «Дом фабриканта Крестьянинова», нач. XIX в. с кадастровым номером: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, (далее - Памятник, Объект) принят на государственную охрану Решением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) с присвоением регистрационного номера . В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости собственником Объекта является Российская Федерация. Здание не передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, относится к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации. Межрегиональное территориальное управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества) осуществляет на территории <адрес> от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации. Приказом начальника Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> (далее - Инспекция) от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Памятника. Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ-Р определены план и сроки проведения работ по сохранению Объекта. Копия приказа, охранное обязательство и акт технического состояния направлены в адрес МТУ Росимущества. ДД.ММ.ГГГГ специалистом Инспекции осуществлен осмотр Памятника, произведена фотофиксация. По результатам осмотра общее состояние Объекта визуально неудовлетворительное: выявлены признаки деструкции кирпичной кладки стен здания, наиболее ярко выраженные со стороны дворового фасада; по периметру здания, на уровне парапета, а также по уровню второго этажа северного фасада наблюдается кустарниковая и древесная растительность; имеются многочисленные повреждения кровельного покрытия; отсутствуют оконные заполнения (проемы частично заложены кирпичной кладкой, частично забиты досками; наблюдается обрушение межэтажных перекрытий (через оконные проемы второго этажа). В связи с выявлением признаков нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества выдано предостережение -Р. Правообладателю предложено провести мероприятия, предусмотренные актом технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ-Р. Инспекция является исполнительным органом <адрес>, осуществляющим в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ и Положением об Инспекции, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. В связи с введением Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» моратория на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия принятие в настоящее время Инспекцией мер контрольно-надзорного характера ограничено. На основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ Инспекция в соответствии с возложенными на нее полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Представитель истца Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Суду представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и поддержании заявленных требований.

Представитель ответчика Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Суду представил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Согласно абзацу второму части 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня закон не может. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных названным Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий, возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи.

По смыслу приведенных норм отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, но не его обязанностью, и такие ходатайства суд разрешает с учетом их обоснованности и обстоятельств дела.

Из направленного стороной ответчика ходатайства об отложении судебного заседания не усматривается наличия каких -либо уважительных причин для его отложения.

Поскольку представитель ответчика был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, суду не представлено, являясь юридическим лицом, ответчик имел возможность обеспечить участие в судебном заседании своего представителя, в связи с чем суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с положениями статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами; лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается злоупотребление правом.

При указанных обстоятельствах, суд признает причины неявки представителя ответчика неуважительными, расценивая их как злоупотребление правом, в связи с чем считает возможным, рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство культуры Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Министерство культуры <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.

Изучив исковое заявление, возражений на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Статьей 45 Закона N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 данного федерального закона (пункт 1).

Охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 указанного федерального закона и содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 названного федерального закона (подпункты 1 и 2 пункта 2).

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 данного федерального закона (пункт 4).

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 этой статьи, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 названного федерального закона (подпункт 1 пункта 6).

Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (подпункт 2 пункта 7).

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 данной статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (пункт 10).

Если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с преамбулой данного закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации (абзац третий). Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац четвертый).

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом (пункт 3 статьи 2).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях указанного федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с названным федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6).

Порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ) органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 811.

Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия подлежит согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (абз. 3 п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Выполнение вышеуказанных работ по общему правилу возможно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Из п. 7 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия следует, что по окончании выполнения работ лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение 90 рабочих дней со дня их выполнения представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах; отчетная документация утверждается в течение 30 рабочих дней (при условии выполнения работ в соответствии с требованиями ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается указанным лицам соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п. п. 8, 9 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия).

Из материалов дела установлено, что объект культурного наследия регионального значения (памятник градостроительства и архитектуры) «Дом фабриканта Крестьянинова», нач. XIX в. с кадастровым номером: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану Решением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) с присвоением регистрационного номера .

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником Объекта, расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года

В отношении Объекта разработаны и утверждены учетная карточка и паспорт Объекта, являющиеся обязательными учетными документами на объект культурного наследия. Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Приказом начальника Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> (далее - Инспекция) от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Памятника. Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ-Р определены план и сроки проведения работ по сохранению Объекта. Копия приказа, охранное обязательство и акт технического состояния направлены в адрес МТУ Росимущества.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом Инспекции осуществлен осмотр Памятника, произведена фотофиксация. По результатам осмотра общее состояние Объекта визуально неудовлетворительное: выявлены признаки деструкции кирпичной кладки стен здания, наиболее ярко выраженные со стороны дворового фасада; по периметру здания, на уровне парапета, а также по уровню второго этажа северного фасада наблюдается кустарниковая и древесная растительность; имеются многочисленные повреждения кровельного покрытия; отсутствуют оконные заполнения (проемы частично заложены кирпичной кладкой, частично забиты досками; наблюдается обрушение межэтажных перекрытий (через оконные проемы второго этажа).

Задание на проведение работ по сохранению Объекта, разрешение на научно-изыскательские, исследовательские, производственные работы по указанному Объекту Инспекцией не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Инспекцию не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.

В силу статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В статье 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Ответчик, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона об объектах культурного наследия.

Суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о возложении на ответчика обязанности произвести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия - (памятник градостроительства и архитектуры) «Дом фабриканта Крестьянинова», нач. XIX в. с кадастровым номером: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Доводы ответчика о необходимости в холе судебного разбирательства установления объема работ и затрат, которые должен привести ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке он должен это сделать, а также определить реальность установленных сроков выполнения работ с учетом процесса бюджетного финансирования подлежат отклонению по следующим основаниям.

Первоочередной этап, включающий получение задания и разрешения на проведение работ на Объекте, которой выдает соответствующий орган охраны объектов культурного наследия (30 календарных дней).

Поскольку МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях является органом государственной власти, то необходимо время для проведения предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедур для заключения контракта о выполнении проектных работ по разработке проектной документации на проведение работ.

В соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ государственному органу, чтобы приступить к данному этапу, необходимо: получить коммерческие предложения от специализированных организаций с целью формирования начальной (максимальной) цены контракта (не более 30 дней), сформировать предложенную стоимость в плане-графике, который подлежит согласованию с Росимуществом, впоследствии с УФК (как указывает ответчик, в среднем по продолжительности это составляет 20 календарных дней), далее необходимо опубликование, рассмотрение первых и вторых частей заявок и только впоследствии - проведение аукциона и заключение контракта (30 дней), итого - 80 дней.

Проектная сметная документация в соответствии со статьей 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подлежит государственной экспертизе (п.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ) (30 дней).

Впоследствии МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях проводит проверку достоверности определения сметной стоимости объекта (30 дней).

В дальнейшем, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта с учетом Приказа Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ подлежит согласованию с органом охраны памятников. Срок согласования уполномоченным органом - не более 45 рабочих дней.

После завершения данных мероприятий необходимо время для проведения предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ процедур для заключения контрактов на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, на проведение авторского надзора, технического надзора, научного надзора. Далее необходимо получить разрешение уполномоченного органа на проведение работ. Срок выдачи разрешения - не более 30 рабочих дней (приказ Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ).

Производство самих работ также требует значительного времени с учетом особенностей проводимых работ, а также законодательно установленных требований к подрядчикам и работникам подрядчика.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 установлены также требования к порядку приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия:

- после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей (п.7 ст.45);

приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (п.8 ст.45);

акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации (п.9 ст.45).

Итого на проведение указанной процедуры предварительно необходимо около 450 дней.

Соответственно сроки, указанные истцом в исковом заявлении являются более чем реальные. Оснований для увеличения данных сроков суд не усматривает, поскольку доказательств невозможности произвести работы в предлагаемые истцом сроки, ответчиком не представлено.

Оценив представленные в совокупности по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит выводу о доказанности факта неисполнения Управлением Росимущества обязательных требований Закона N 73-ФЗ по содержанию и сохранению объекта культурного наследия, находящегося у него в оперативном управлении, поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также предписания органа, осуществляющего государственный надзор. При этом доказательств того, что Управление Росимущества не является лицом, обязанным в силу Закона N 73-ФЗ, выполнять охранное обязательство в отношении спорного объекта культурного наследия, осуществлять необходимый комплекс мероприятий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия, а также нахождения объекта культурного наследия в удовлетворительном состоянии, не требующем производства работ по его сохранению, ответчиком в материалы дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Также не представлено доказательств о том, что с 2018 года по настоящее время ответчиком проводились ремонтно-реставрационные работы фасадов, крыши, кровли, крылец здания (включая декоративные элементы).

Актом технического состояния объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) от ДД.ММ.ГГГГ-Р, по результатам визуального осмотра памятника истории и культуры установлено техническое состояние памятника истории и культуры, а также определены ремонтно-реставрационные работы, которые необходимо провести в целях сохранения памятника и создания нормальных условий его использования с указанием сроков исполнения работ.

Довод представителя ответчика о том, что в настоящее время решается вопрос о передаче нежилого здания «Дом фабриканта Крестьянинова», нач. XIX в. с кадастровым номером: <адрес> расположенного по адресу: <адрес> безвозмездное пользование ГБУК ВО «Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия» подлежит отклонению, поскольку указанное не освобождает ответчика от выполнения возложенной на него обязанности по обеспечению его сохранности.

Именно ответчик, как лицо, владеющее нежилым зданием, включенным в перечень объектов культурного наследия федерального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Закона N 73-ФЗ.

Довод ответчика об отсутствии указания на конкретные требования к научно-проектной документации и перечня работ, подлежащих выполнению ответчиком, судом отклоняются, поскольку порядок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, установлен статьей 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия". Перечень работ по сохранению объекта культурного наследия определяется в соответствии с разработанной проектной документацией, получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Неисполнение ответчиком обязанности по сохранению объекта культурного наследия, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую ценность, может привести к его утрате; в то же время ответчик не вправе отказаться от выполнения указанных обязанностей, возложенных на него законом и законным предписанием контролирующего органа в силу отсутствия финансовой возможности.

При этом само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения решения суда по настоящему делу, не свидетельствует о неисполнимости данного решения и не является основанием для освобождения ответчика от возложенных на него законом обязательств.

Закон не связывает исполнение ответчиком обязанности по сохранению объекта культурного наследия и выполнению ремонтно-реставрационных работ с наличием для этого достаточных средств, источников финансирования, особенностями бюджетной процедуры получения денежных средств, проведением торгов с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для выполнения проектно-изыскательских и иных работ необходимых для выполнения ремонтных и реставрационных работ, эпидемиологической обстановке и экономической ситуации в стране, включение объекта в те или иные государственные целевые программы, в то время как доказательств наличия иных исключительных обстоятельств, также как и доказательств невозможности исполнения решения суда в срок, указанный в исковом заявлении и реальной необходимости увеличения срока исполнения судебного акта, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

В то же время ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ при отсутствии возможности исполнения решения в установленный срок с приведением причин и обстоятельств, препятствующим этому, и представлением доказательств в подтверждение таких обстоятельств.

Суд также учитывает тот факт, что ответчик, достоверно зная с 2018 г. о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ каких-либо активных мер, направленных на решение вопроса относительно финансирования таких работ, в том числе путем обращения в вышестоящую организацию, а также непосредственно действий по организации, оформлению необходимой документации, проведению таких работ не предпринимал.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Таким образом обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения, в том числе в установленный срок, возложена на ответчика. Между тем ответчиком относимых, допустимых и достоверных доказательств наличия исключительных обстоятельств, объективно исключающих или препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок суду не представлено, указанные утверждения ответчика носят характер субъективных суждений.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать ответчика

- разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;

- провести в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение двух лет со дня получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, исковые требования полежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях

- разработать и согласовать с Инспекцией проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;

- провести в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта Крестьянинова» (<адрес>, <адрес> ул., <адрес>) - в течение двух лет со дня получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Я.В. Киселева

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ