ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1338/22 от 07.09.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1338/22г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Крымск «07» сентября 2022 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Красюковой А.С.,

при секретаре Мадатовой М.В.,

с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Чепилко Е.С.,

представителя административного ответчика ООО «Экотехпром» по доверенности Форманского И.С., Кульковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экотехпром» об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Экотехпром» о признании незаконным бездействия ООО «Экотехпром» по опубликованию в печатных средствам массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет» текста типового договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Экотехпром» (ИНН 5026014960, ОГРН 1105027011110) при осуществлении деятельности в качестве регионального оператора на территории Крымского района, по результатам которой установлено, что на основании приказа министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 09Л 2.2020 № 705 с 1 марта 2021 года на территории муниципального образования Крымский район (Крымская зона) приступил к работе новый региональный оператор ООО «Экотехпром». Правовой нормой ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно ч. 1 ст. ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 5 ст. 24,7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Вывоз твердых коммунальных отходов согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является коммунальной услугой.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Постановление № 1156).

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, в части сроков и условий его заключения, регулируется положениями п. 8 (10) - 8 (16) Постановления Правительства РФ № 1156.

Согласно п. 8 (17) Постановления № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети ’’Интернет” адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Приказом РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского края от 17.02.2021 № 1/2021-тко установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В нарушение п. 8 (17) Постановления № 1156 ООО «Экотехпром» в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети "Интернет" текст типового договора, установленного Постановлением № 1156, до настоящего времени не размещен.

Указанные нарушения возникли в результате бездействия ООО «Экотехпром» при соблюдении законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Просит обязать ООО «Экотехпром» опубликовать в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет» текст типового договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

Истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители административного ответчика ООО «Экотехпром» по доверенности Форманский И.С., Кулькова Е.Л. в судебном заседании заявленные требования не признали.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования Крымской межрайонной прокуратуры не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Крымскую межрайонную прокуратуру обратилась с заявлением от 17.01.2022 № ВО-27-22 Оленина Т.М. о нарушении законодательства о персональных данных при заключении договора на предоставление услуг по вывозу отходов.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

Обращение Олениной Т. М. было рассмотрено, в связи с чем прокуратурой было установлено, что в части нарушения 15-ти дневного срока предоставления формы типового договора потребителю, по мнению прокуратуры, имелись нарушения положений п. 8(10) постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в связи с чем директору ООО «Экотехпром» направлено письмо о недопустимости нарушения данного срока.

Ответчик с приведенными доводами и принятым решением не согласился и подал возражения.

Также судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Экотехпром» осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по Крымской зоне деятельности от 09 декабря 2020г., заключенного с Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Настоящее Соглашение размещено в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте регионального оператора – www.etp-tko.ru. Общество с ограниченной ответственностью «Экотехпром» осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности от 08 июня 2017г. № 050054, выданной Министерством экологии и природопользования Московской области. Настоящая лицензия размещена в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте регионального оператора – www.etp-tko.ru.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании единого тарифа, установленного Приказом об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными тарифами от 17.02.2021г. № 1/2021-ТКО, утвержденным Региональной энергетической комиссией – Департамент цен и тарифов Краснодарского края.

Деятельность регионального оператора регулируется Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее – Правила). Согласно пункту 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для региональ-

ного оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

10 февраля 2021г. во исполнение п. 8.17 Постановления № 1156, на официальном сайте ООО «Экотехпром» https://etp-tko.ru/ был размещен текст типового договора -https://etp-tko.ru/dogovory-s-potrebitelyami-crimea.

Также, наличие на сайте типовых договоров подтверждается скриншотами с сайта, представленными ответчиком

. Скриншоты, сделанные прокурором, суд считает не состоятельными в связи с тем, что они сделаны исключительно на раздел сайта, а скриншоты самих договоров по ссылкам не были открыты и сфотографированы.

Кроме того, во исполнение требования законодательства, также была размещена публикация в СМИ «Кубанские новости» (общество с ограниченной ответственностью «Газетно-информационный комплекс «Кубанские новости»; Администрация Краснодарского края, номер свидетельства ПИ № ФС 77 - 56998), включающая текст типового договора и заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами.

Кроме того, в средствах массовой информации, были размещены сообщения о том, что региональный оператор ООО «Экотехпром» приступил к исполнению обязанностей с 01 марта 2021 года. В данных публикациях по прямой ссылке находится текст заявления о предоставлении услуги, а также договор на оказание услуг по обращению с ТКО:

https://a№aparegio№.ru/№ews/14076s_2021_goda_v_a№ape_№achi№aet_rabotat_regoperator_/

https://mi№tekgkh.kras№odar.ru/upload/iblock/49f/705_prikaz.pdf

https://a№aparegio№.ru/№ews/13994v_a№ape_postroyat_sovreme№№y_musorosortirovoch№y_z/

https://www.a№apaofficial.ru/№ews/regoperator_rasskazal_o_pri№tsipakh_orga№izatsii_svoey_raboty/

https://kuba№.rbc.ru/kras№odar/free№ews/5fe0aa719a7947963a634a3a

https://kub№ews.ru/obshchestvo/2021/03/01/v-a№ape-za-vyvoz-musora-otvechaet-№ovaya-kompa№iya/

https://a№apa-ch.ru/v-a№ape-otkrylsya-ofis-regio№al№ogo-operatora-po-tko/

https://kuba№24.tv/item/v-a№ape-pristupil-k-rabote-regio№al№yi-operator-po-obrashhe№iyu-s-tko

Указанная выше информация была размещена региональным оператором дополнительно за счет собственных средств и по собственной инициативе для максимального доведения сведений о начале своей деятельности до потребителей.

Кроме того, в новостных лентах в сети интернет и на официальных сайтах органов государственной власти и их территориальных подразделениях также была опубликована информация о начале деятельности регионального оператора по обращению с ТКО в Крымской зоне деятельности.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании единого тарифа, установленного Приказом об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными тарифами от 17.02.2021г. № 1/2021-ТКО, утвержденным Региональной энергетической комиссией – Департамент цен и тарифов Краснодарского края.

Наличие у ответчика статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, доказывает факт оказания им в период с 01.03.2021г. по настоящее время услуги по обращению с ТКО на условиях типового (публичного) договора (Определение Верховного Суда РФ от 05.11.2020г. № 301-ЭС20-15427 по делу № А79-2365/2019).

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016г. № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

В силу пунктов 4, 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - типовой договор).

Деятельность регионального оператора регулируется Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее – Правила).

Согласно п. 8 (10) Правил № 1156: Проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания НВВ регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил № 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.

По смыслу раздела I(1) Правил № 1156 инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО.

В соответствии с пунктом 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Более того, пунктом 8.11 того же постановления, прямо предусмотрена возможность согласования изменений условий договора, путем направления протокола разногласий: "Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации". Из изложенного следует, что в случае не достижения сторонами согласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, права и интересы потребителя будут гарантированы нормами типового договора, который независимо от разногласий обязателен к исполнению сторонами.

Дополнительные пункты текста типового договора не только не возлагают на потребителя дополнительных обязанностей и не противоречат нормам действующего законодательства, но и способствуют достижению определенности отношений потребителя и регионального оператора в части установления размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО, что свидетельствует о прозрачности механизма начисления оплаты коммунальных услуг по обращению с ТКО и принятия Региональным оператором на себя обязательств корректировки начислений при наличии документально подтвержденных оснований.

С учетом отсутствия в указанных пунктах дополнительных обязанностей для потребителя услуг, их включение в договор также не может быть признано в качестве навязывания невыгодных условий. Типовая форма договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО была размещена на официальном сайте регионального оператора и находится в свободном доступе. Таким образом, региональным оператором опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

В случае отсутствия инициативы от потребителя услуги в установленные законодательством (Правила № 1156) сроки заключить «конкретный» договор, который по юридической природе является публичным, тогда договор считается заключенным на условиях типового договора, и фактические договорные отношения с потребителем у регионального оператора считаются сложившимися с момента начала осуществления оказания услуг по вывозу ТКО в качестве единственного регионального оператора по обращению с ТКО на территории Крымской зоны деятельности, а именно с 01.03.2021г. вне зависимости от наличия письменного договора.

Таким образом, при отсутствии «конкретного» заключенного договора с потребителем, договор считается заключенным на основании типового договора по форме, предусмотренной Правилами № 1156 по тексту из Постановления Правительства РФ (Правила № 1156). При этом не имеет значение текстовый вариант, размещенный на сайте регионального оператора. Соответственно, текстовый вариант типового договора, размещенный на сайте регионального оператора, является вариацией для собственников при заключении «конкретного» договора и может быть изменен сторонами по обоюдному согласию, путем односторонней инициативы стороны, выразившейся в составлении протокола разногласий, или путем обращения в суд для урегулирования разногласий по условиям договора. При этом, в любом ином случае договор будет считаться заключенным на основании типового исходя из его текстового изложения в Правилах № 1156.

Доказательства совершения региональным оператором действий, связанных с понуждением контрагента к заключению договора с невыгодными условиями или нарушения конкретных прав потребителей, в материалах дела отсутствуют.

В совокупности представленных данных, Региональным оператором выполнены требования законодательства по опубликованию в печатных средствам массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на своем официальном сайте в сети «Интернет» текста типового договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641». Признаки нарушения последним установленных положений законодательства в области обращения с отходами отсутствуют.

При таких обстоятельствах, заявленные Крымской межрайонной прокуратурой требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экотехпром» об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна:

Судья: А.С. Красюкова