УИД 16RS0...-57
дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гайнутдиновой Е.М.,
при помщнике судьи ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по ... к обществу с ограниченной ответственностью «Торрент» в защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ...(Татарстан)(далее Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Торрент»(далее ООО «Торрент») о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, в обоснование иска указав, что в отношении ООО «Торрент» на основании ст.74 Федерального закона РФ от ... №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru(«Честный знак») было проведено мероприятие –наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N860 (далее – Правила N 860) и Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515 (далее Правила ...). Честный знак национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж). Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных. При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения поведенного ... за соблюдением обязательных требований в отношении ООО «Торрент» установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресу: 423831, ... повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ... в 09:55 ООО "ТОРРЕНТ" вывело из оборота товар(товар 848577 265 Nitro 22 23, ботинки для сноуборда ж FLORA TLS grey - purple, код товара 04680130434591,) с кодом идентификации 0104680130434591215w+Rr?WGBK22H. Однако, ... в 12:51, ... в 15:23, ... в 17:22, ... в 18:43, ООО «Торрент» допустило повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации путем розничной продажи, адрес расчета: 423827, .... Таким образом ООО «Торрент» допустило повторное формирование(генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ....... Истец просит признать действия ООО «Торрент», выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, возложить на ООО «Торрент» обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот, обязать в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Представитель истца Роспотребнадзора ФИО2 в судебном заседании поддерживает иск.
Представитель ответчика ООО «Торрент» ФИО3 в судебном заседании соглашается с иском.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 46 закона Российской Федерации от ... N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Честный знак – национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от ...... «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
По п.5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от ... N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515 участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
По п.26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.
Исходя из п.2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515:
"вывод товара из оборота" - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
По п.10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Согласно положениям п.23 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019г. N 1957 (далее – Правила) для регистрации парфюмерной продукции в информационной системе мониторинга участник оборота парфюмерной продукции вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения:
а) идентификационный номер налогоплательщика;
б) код товара (при наличии);
в) наименование парфюмерной продукции;
г) 4-значный код ТН ВЭД ЕАЭС (начиная с ... - 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС);
д) товарный знак (при наличии);
е) страна производства парфюмерной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;
ж) тип парфюмерной продукции;
з) заявленный объем парфюмерной продукции (л, мл);
и) тип упаковки (упаковок);
к) материал упаковки (упаковок);
л) номер технического регламента (стандарта);
м) фотоизображения парфюмерной продукции в разных ракурсах (вносятся по желанию).
При этом «код товара»- уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующим кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии в п.66, п.661 Правил участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу маркированной парфюмерной продукции и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.
Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Кроме того, повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте.
ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.
Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Торрент» на основании ст.74 Федерального закона РФ от ... №248-ФЗ «О государственном контроле(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru(«Честный знак») было проведено мероприятие-наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 860(далее – Правила N 860) и Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515 (далее Правила ...).
Честный знак национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов(от производства и логистики до отслеживания продаж).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения поведенного ... за соблюдением обязательных требований в отношении ООО «Торрент» установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресу: 423831, ... повторно сформированными кодами маркировки(средством идентификации), а именно: ... в 09:55 ООО "ТОРРЕНТ" вывело из оборота товар(товар 848577 265 Nitro 22 23, ботинки для сноуборда ж FLORA TLS grey - purple, код товара 04680130434591,) с кодом идентификации 0104680130434591215w+Rr?WGBK22H.
Однако, ... в 12:51, ... в 15:23, ... в 17:22, ... в 18:43, ООО «Торрент» допустило повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации путем розничной продажи, адрес расчета: 423827, ....
Таким образом, ООО «Торрент» допустило повторное формирование (генерацию) кода маркировки при маркировке товара. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного(надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от .......
Вышеуказанные факты нарушают п.10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ... N 515; п.81, п.85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019г. N 860.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по ... ООО "ТОРРЕНТ" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.10 Правил N 515 и п.81, п.85 Правил. N 860.
Предостережение от ... №_35/24/2218-З размещено в Едином реестре контрольных(надзорных) мероприятий, также ... предостережение направлено по средствам почтовой связи в ООО «Торрент».
Однако ООО «Торрент» продолжает нарушать обязательных требований предусмотренных п.10 Правил N 515 и п.81, п.85 Правил. N 860, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения.
При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения поведенного 02.08.2023г. за соблюдением обязательных требований в отношении ООО «Торрент» установлены факты повторной продажи, а именно: в мае 2023 года системой было зафиксировано еще одно отклонение: «02» августа 2023г. в период с ... по ... установлены факты повторных продаж товара, маркированного средствами идентификации: ... сланцы HYDROSOFT II HOOK light grey, код товара 04630164817136, код идентификации 01046...<DpUj_kAG.
В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по ... ООО «Торрент» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.10 Правил N 515 и п.81, п.85 Правил. N 860.
Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил ..., выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.
В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».
Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров "Честный знак", а именно действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, являются противоправными.
Поскольку действия ответчика по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, признаны противоправными, суд, разрешая вопрос о прекращении соответствующих действий, исходит из того, что отсутствие маркировки на каждом из товаров существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создает угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, обязав прекратить противоправные действия, также подлежат удовлетворению, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что до настоящего времени ею пресечены и прекращены нарушения прав неопределенного круга лиц потребителей при продаже товаров без маркировки средствами идентификации.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования ... подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по ...(ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Торрент»(ИНН <***>) в защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Торрент», выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Торрент» обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать повторную реализацию товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Торрент» в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торрент» в бюджет муниципального образования ... государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья подпись Гайнутдинова Е.М.