ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1339/17 от 11.05.2017 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1339/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 11 мая 2017 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Мухатовой Ю.О.,

с участием:

представителя истца Юниковой Е.В. – Костенко Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Бедарева С.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юниковой ФИО9 к ООО «Управление жилищным фондом Советского района» об обязании приступить к управлению многоквартирным домом по <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Юникова Е.М. обратилась в суд к ответчику ООО «Управление жилищным фондом <адрес>» с данным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ собственники многоквартирного <адрес> проведено общее собрание на котором, в частности приняты решения по следующими вопросам повестки дня: расторжение договора управления с ООО «МУК <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ и заключение договора управления с ООО «Управление жилищным фондом <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.

Способ управления собственниками реализован, договор управления с ответчиком заключен.

В соответствии с п.7 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

В Письме Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ-РМ/07 «О сроках выполнения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом» также указано, что организация, выбранная или созданная собственниками помещений для управления многоквартирным домом в соответствии со ст.162 ЖК РФ обязана приступить к управлению многоквартирным домом в следующие сроки:

- управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, - не позднее чем через тридцать дне со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (ч.7 ст.162 Кодекса).

Таким образом на сегодняшний день ответчик обязан приступить к исполнению своих обязанностей, предусмотренных договором управления от ДД.ММ.ГГГГ и к фактическому управлению многоквартирным домом, чего им до сих пор не сделано.

В связи с чем просит обязать ООО «Управление жилищным фондом Советского района» совершить действие, а именно приступить к управлению многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Юникова Е.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, заявлений и ходатайств от нее не поступало.

Представитель истца Юниковой Е.М. – Костенко Е.В. в судебном заседании исковые требования истца подержала и просила суд их удовлетворить, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика ООО ««Управление жилищным фондом Советского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, предоставил суду заявление о признании исковых требований, в котором также просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Бедарев С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что существует определенный порядок, на основании которого управляющая компания приступает к управлению многоквартирным домом. Ответчик ООО ««Управление жилищным фондом <адрес>» обратился в Инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, так как ранее указанным домом по <адрес> управляла и управляет до настоящего времени другая управляющая компания. Рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий было приостановлено на 30 дней.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на основании того, что имеется судебный спор по поводу оспаривания протокола общего собрания многоквартирного дома, на котором собственниками МКД было принято решение о выборе управляющей компании (ответчика), и соответственно оспаривание договора управления многоквартирным домом. Указанное решение об отказе во внесение изменений в реестр лицензий управляющей компания ООО «Управление жилищным фондом Советского района» обжаловано не было. После этого лицензиат имеет право повторно обратиться с Инспекцию и в течении десяти дней принимается соответствующее решение.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к обоснованному выводу, что исковые требования истца являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению исходя из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Согласно ч.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ст.162 Жилищного кодекса РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ст.162 ч.2 ЖК РФ).

Согласно п.п.7, 8 указанной статьи, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В судебном заседании установлено, что согласно протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме очного голосования, на основании которого в качестве управляющей компании для вышеуказанного многоквартирного жилого дома с ДД.ММ.ГГГГ выбрано ООО «Управление Жилищным фондом Советского района» (л.д.5-7).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управление жилищным фондом Советского района» и собственниками помещений в многоквартирном <адрес> заключен договор управления (л.д.8-13).

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В соответствии со ст. 15 ФЗ N 99 от ДД.ММ.ГГГГ в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В связи с этим в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

При этом согласно ч.4 ст.192 Жилищного кодекса РФ лицензия действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

В соответствии с п.8 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 (далее - Правила), избранная собственниками управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме. Условия предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, которое управляется управляющей организацией определяются договором управления многоквартирным домом (п. 9 Правил).

В силу п. 14 Правил управляющая организация, выбранная для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, в силу п.14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.

То есть, законодателем определен специальный порядок, в соответствии с которым вновь избранная управляющая организация приступает к управлению многоквартирным домом и внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Как пояснил представитель третьего лица, ответчик ООО «Управление жилищным фондом Советского района» обратился в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий управляющих компаний.

Рассмотрение вопроса о внесении изменений в реестр лицензий было приостановлено, а ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе во внесение изменений в реестр лицензий на основании того, что имеется судебный спор.

Так, как было установлено в судебном заседании, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Мачабели ФИО10 к Юниковой ФИО11, Юникову ФИО12 о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, принятого на общем собрании собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ было отказано.

По истечению срока для апелляционного обжалования, то есть ДД.ММ.ГГГГ от истца Мачабели Г.Д. в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи апелляционной жалобы на решение Советского районного суда <адрес> по гражданскому делу по иску Мачабели Г.Д. к Юниковой Е.М., Юникову В.А. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес>, принятого на общем собрании собственников многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Мачабели Г.Д. о восстановлении процессуального срока для подачи апелляционной жалобы было отказано.

Определение не вступило в законную силу.

Судом было установлено, что действительно имеется судебный спор по выбору управляющей компании ответчика установлено, решение по которому еще может быть отменено вышестоящей инстанцией при отмене определения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Внастоящее время, уже после отказа внесения органом государственного жилищного надзора, которым в г.Волгограде является Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, обратиться вновь с заявлением о внесении изменения в реестр лицензий и приступить к управлению многоквартирным домом по <адрес>.

Таким образом, суд приходит к обоснованному выводу, что исковые требования истца являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению, и признание иска ответчиком ООО «Управление жилищным фондом», в интересах которого фактически и обратился истец, не может быть принят судом.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Юниковой ФИО13 к ООО «Управление жилищным фондом Советского района» об обязании приступить к управлению многоквартирного <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья Т.В. Макарова