Дело № 2-1339/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Севериной Н.А.
при секретаре Асташевой И.А.
с участием представителя истцов – адвоката Динбагандова Х.Н.
представителя ответчика – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 к ООО «Управление отходами -Волгоград» о понуждении заключить публичную оферту в предложенной редакции, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились к ООО «Управление отходами - Волгоград» с иском, в котором просили понудить ответчика внести в публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 1 января 2019г. следующие изменения:
- 1. пункт 6.1. публичной оферты (договора) изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов»;
- 2. Приложение к публичной оферте (договору) изложить в следующей редакции: наименование объекта – АДРЕС ИЗЪЯТ; количество расчетных единиц – 4; объем принимаемых ТКО, м3 в год – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования коммунальных отходов; место накопления ТКО, способ складирования - АДРЕС ИЗЪЯТ; место накопления КГО, способ складирования - АДРЕС ИЗЪЯТ; периодичность вывоза ТКО – два раза в неделю.
В обоснование своих требований истцы сослались на следующие обстоятельства.
6 августа 2018г. между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса АДРЕС ИЗЪЯТ было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории АДРЕС ИЗЪЯТ с ООО «Управление отходами-Волгоград». Начиная с 1 января 2019г. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами населению Волгоградской области оказывает региональный оператор по обращению с отходами - ООО «Управление отходами-Волгоград», который на своем официальном сайте по адресу http://uo34.ru/dogovora-s-potrebitelyami-volgograd разместил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками/пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и собственниками/пользователями жилых домов (частных домовладений), который в соответствии с его преамбулой является публичным и обязательным для его заключения с потребителями, в том числе и с истцами. В период с 22 октября по 7 ноября 2018г. общим собранием жильцов дома АДРЕС ИЗЪЯТ, проходившем в очно-заочной форме, было принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть с ответчиком. Начиная с 1 декабря 2018г. по 18 февраля 2019г. истцами в адрес ответчика ценным заказным письмом с уведомление был направлен мотивированный отказ от заключения публичной оферты (договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 1 января 2019г. с предложением собственной редакции пункта 6.1 договора и приложения к договору, который ООО «Управление отходами – Волгоград» был получен 26 февраля 2019г., однако до настоящего времени какого-либо ответа от регионального оператора не последовало.
Ссылаясь на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», истцы считают необоснованным производить коммерческий учет твёрдых коммунальных отходов, считают, что они имеют право на заключение договора по обращению с отходами оплачивая услуги региональному оператору расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, а не расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, как это было установлено условиями публичной оферты (договора) от 1 января 2019г.
По мнению истцов, действия ответчика нарушают их права как собственников жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, в части порядка начисления платы за коммунальную услугу по обращению с отходами в предложенной региональным оператором редакции публичной оферты, исходя из норматива накопления отходов, что явилось основанием для подачи настоящего иска.
В судебном заседании представитель истцов – адвокат Динбагандов Х.Н., действующий на основании доверенности и ордеров, поддержал исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 и просил их удовлетворить. Кроме того, суду пояснил, что у истцов в общей долевой собственности находится квартира ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в многоквартирном доме АДРЕС ИЗЪЯТ и, начиная с 1 января 2019г., в связи с введением регионального оператора по обращению с отходами, у его доверителей значительно увеличилась плата за обращение с отходами, в связи с чем полагает, что расчет платы с региональным оператором, исходя из количества и объема контейнеров для складирования отходов, будет более отражать фактический объем оказанной услуги, нежели по установленному нормативу накопления, при этом в собственности у истцов своего контейнера для складирования отходов не имеется.
Представитель ответчика ООО «Управление отходами – Волгоград» - ФИО1, действующий на основании доверенности, не признал исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, считая их необоснованными. Суду пояснил, что оплата коммунальной услуги по обращению с отходами производится в соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг на основании установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области норматива накопления отходов, и тарифа регионального оператора в настоящее время законом не предусмотрено изменения для потребителей жилых помещений коммерческого учета твердых коммунальных отходов с установленного норматива накопления на фактический объем оказанной услуги. Также обратил внимание на ненадлежащий избранный способ защиты, так как внесением изменений именно в публичную оферту могут быть нарушены прав и интересы неопределённого круга лиц, в связи с чем просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы представителя истцов, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
На основании пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 24.6 Закон № 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Частью 4 статьи 24.7 Закон № 89-ФЗ на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 были приняты Правила «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил № 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 (1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Пунктом 8 (17) Правил № 1156 определено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Этими же Правилами № 1156 установлено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В судебном заседании установлено следующее.
Квартира ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ в многоквартирном доме АДРЕС ИЗЪЯТ находится в общей долевой собственности истцов.
На основании проведенного в период с 22 октября по 7 ноября 2018г. общего собрания жильцов вышеуказанного многоквартирного дома, было принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «Управление отходами-Волгоград» с 1 декабря 2018г.
6 августа 2018г. на основании заключенного Соглашения с комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, ООО «Управление отходами – Волгоград» наделено статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Волгоградской области.
Во исполнении статей 426 и 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональным оператором ООО «Управление отходами - Волгоград» на официальном сайте по адресу http://uo34.ru/dogovora-s-potrebitelyami-volgograd был размещен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками/пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и собственниками/пользователями жилых домов (частных домовладений). Данный договор в соответствии с его преамбулой является публичным договором (публичной офертой).
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 № 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области» были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 10.1 приложения к указанному Приказу для категории объектов «Многоквартирные дома» в целях расчеты объемов накопления ТКО утверждена расчетная единица «1 проживающий», с величиной среднемесячного норматива накопления ТКО 0,206 м3/мес. или 35,012 кг/мес.
В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В тоже время, положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, то есть как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещение на норматив накопления твердых коммунальных отходов и цену на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно, то есть как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещение на расчетное количество граждан, использующих место (площадке) накопления ТКО на объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТВО за расчетный период и на цену на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенную в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
Ссылаясь на альтернативный способ коммерческого учета, предусмотренный Правилами № 505, и, желая установить в публичной оферте порядок расчета исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, 18 февраля 2019г. истцы направили в адрес регионального оператора ООО «Управление отходами - Волгоград» мотивированный отказ от заключения публичной оферты (договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 1 января 2019г. с предложением собственной редакции п.6.1 договора и приложения к договору, который был получен ответчиком 26 февраля 2019г. Не получив от регионального оператора ООО «Управление отходами - Волгоград» проекта договора с учетом урегулированных разногласий, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с настоящим иском. Доводы истцов судом проверены и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 данного Закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 этого же Закона определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1). В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 года, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил № 354).
Поскольку нормативы накопления ТКО утверждены приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13.06.2017 № 21, расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не должен осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, предусматривающим расчет платы за услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров.
Следует отметить, что согласно пункту 148(30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Принимая во внимание, что какой-либо нормативный правовой акт, регламентирующий порядок раздельного накопления ТКО, на территории Волгоградской области в настоящее время не принят, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцами требований в части определения порядка расчетов за коммунальную услугу с региональным оператором исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
По смыслу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 стать 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований возражений.
В нарушении требований статьи 56 ГПК Российской Федерации истцами не представлены сведения о наличии у них собственного места (площадки) накопления отходов, что противоречит требованиям Правил № 354, поскольку исключает возможность применения способа коммерческого учета исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО конкретно для истцов.
Суд не может согласиться с доводами представителя истца, что начиная с 1 января 2019г. плата за коммунальную услугу по обращению с отходами увеличилась практически в 2,5 раза, поскольку данный вопрос не имеет юридического значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку ранее расчет с потребителями коммунальной услуги по обращению с отходами рассчитывался исходя общей площади жилого помещения, а связи с введением в действие института регионального оператора по обращению с отходами, с 1 января 2019г. расчет с потребителями за данную услуги рассчитывается из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Не основаны на Законе и требования истцов в части внесения изменений именно в публичную оферту.
По смыслу Закона публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (часть 2 статьи 437 ГК РФ), в связи с чем она адресована неопределенному кругу лиц, в то время, как оферта адресована одному или нескольким конкретным лицам.
Иные доводы представителя истцов о понуждении ответчика внести изменения в публичную оферту основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут за собою правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов, в связи с чем, отказывает им в иске.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в иске к ООО «Управление отходами – Волгоград о понуждении внести в публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 1 января 2019 г. следующие изменения: 1. пункт 6.1. публичной оферты (договора) изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов»; 2. Приложение к публичной оферте (договору) изложить в следующей редакции: наименование объекта – АДРЕС ИЗЪЯТ; количество расчетных единиц – 4; объем принимаемых ТКО, м3 в год – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования коммунальных отходов; место накопления ТКО, способ складирования - АДРЕС ИЗЪЯТ; место накопления КГО, способ складирования - АДРЕС ИЗЪЯТ; периодичность вывоза ТКО – два раза в неделю, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в месячный срок через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судья - Н.А. Северина