ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1339/2021 от 07.02.2022 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-3/2022

УИД 61RS0020-01-2021-002294-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2022 года г.Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Пузий Е.Л., с участием помощника прокурора г.Новошахтинска Серебрянниковой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новошахтинска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Новошахтинска, третьи лица Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональная служба по тарифам Ростовской области, ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения», Комитет по управлению имуществом Администрации г.Новошахтинска об обязании организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения муниципального образования «Город Новошахтинск», -

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с настоящим иском в суд, указав, что прокуратурой города Новошахтинска Ростовской области во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 12.04.2021 проведена проверка исполнения администрацией г. Новошахтинска требований федерального законодательства при передаче во временное владение и пользование объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

С января 2019 года водоснабжение в городе Новошахтинске осуществляет производственный участок Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения (далее - ГУП РО «УРСВ»). Распределительные водопроводные сети города Новошахтинска, используемые в производственном процессе, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Новошахтинск» и эксплуатируются ГУП РО «УРСВ».

Постановлением администрации города ГУП РО «УРСВ» определено гарантирующей организацией в городе Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения.

Таким образом, ресурсоснабжающей организацией в области водоснабжения на территории города Новошахтинска является ГУП РО «УРСВ», интересы которого на территории города представляет Новошахтинский производственный участок.

Водоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Между муниципальным образованием «Город Новошахтинск» и ГУП РО «УРСВ» 06.12.2018 заключен договор аренды муниципального имущества на объекты централизованного водоснабжения сроком действия с 01.01.2019 по 01.01.2022. Данный договор заключен без проведения конкурсных процедур.

09.08.2019 администрацией города Новошахтинска получено предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области об устранении причин и условий, способствующих нарушению антимонопольного законодательства, о необходимости, расторжения договора аренды с ГУП РО «УРСВ» и передачи объектов водоснабжения в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

03.07.2020 прокуратурой города Новошахтинска главе администрации г.Новошахтинска объявлялось предостережение о том, что в случае вынесения Арбитражным судом Ростовской области решения в пользу Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области имеются объективные предпосылки к расторжению договора аренды с ГУП РО «УРСВ» и перспектива ненадлежащей организации поставки воды для населения города и организаций, в том числе организаций образования, здравоохранения.

Постановлением Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2020 отказано в удовлетворении заявленных администрацией г. Новошахтинска требований о признании предупреждения УФ АС по РО от 09.08.2019 недействительным.

Кроме того, 28.04.2021 прокурором города Новошахтинска в адрес главы администрации г. Новошахтинска внесено представление для устранения выявленных нарушений.

Так, в ответе от 27.05.2021 главой администрации г.Новошахтинска сообщается, что соответствующие меры будут приняты после снятия у ГУП РО «УРСВ» ареста на имущество и имущественные права.

Однако, до настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения не организована.

Вместе с тем, действенных мер, направленных на передачу таких объектов в порядке концессионного соглашения, до настоящего времени не принято.

Бездействие администрации г. Новошахтинска влечёт нарушение законных интересов неопределённого круга лиц и может повлечь за собой причинение крупного ущерба муниципальному имуществу. Так, мероприятия, предусмотренные производственными программами ГУП РО «УРСВ» для Новошахтинского производственного участка на 2019 год по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности только выполняются, а за 2020 год - нет.

Принимая во внимание то, что предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату, а предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования, передача муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства по договору аренды влечёт их эксплуатацию без принятия должных мер к производству необходимых работ по капитальному ремонту и замене изношенных объектов, предотвращению возникновения аварийных ситуаций. Указанные обязательства нарушают права граждан, проживающих на территории г. Новошахтинска, в части предоставления услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества, поскольку от качества сетей водоснабжения и водоотведения напрямую зависит качество предоставления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения.

При осуществлении надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов гражданина, предусмотренного главой 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Из указанных положений закона, во взаимосвязи со ст. ст. 3, 4 ГПК РФ, следует, что при установлении прокурором факта нарушения прав, свобод и законных интересов граждан прокурор в определённых законом случаях вправе обратиться в суд в их защиту.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 ГПК РФ истец просил суд обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения муниципального образования «Город Новошахтинск» в соответствии с требованиями главы 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Помощник прокурора г.Новошахтинска Ростовской области Серебрянникова Э.В. в судебное заседание явилась, просила суд удовлетворить заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Новошахтинска по доверенности Беспалый Ю.А. в судебное заседание явился, просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» по доверенности ФИО1, представитель Комитета по управлению имуществом Администрации г.Новошахтинска по доверенности ФИО2 в судебное заседание явились, просили суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель правительства Ростовской области в лице министерства Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в судебное заседание не явились, просили суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель региональной служба по тарифам Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела уведомлен надлежащим образом, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями указанного Закона являются обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.Концессионное соглашение заключается путём проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 1Э5-ФЗ) определено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закреплённого на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, указанных в данном пункте.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги урегулированы нормами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых дома, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

В силу п. 2 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии п. 4 Правил одним из видов коммунальных услуг является холодное водоснабжение.

Согласно п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении) являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 Правил, а также предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями, содержащимися в Приложении № 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).

При этом в силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится и организация водоснабжения населения.

Минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды установлены Приложением № 3 к постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Судом установлено, что прокуратурой города Новошахтинска Ростовской области во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 12.04.2021 проведена проверка исполнения администрацией г. Новошахтинска требований федерального законодательства при передаче во временное владение и пользование объектов водопроводно-канализационного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением администрации города Новошахтинска от 10.12.2018 «Об определении гарантирующей организации в городе Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения», ГУП РО «УРСВ» определено гарантирующей организацией в городе Новошахтинске для централизованной системы холодного водоснабжения.

С января 2019 года водоснабжение в городе Новошахтинске осуществляет производственный участок Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения. Распределительные водопроводные сети города Новошахтинска, используемые в производственном процессе, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию «город Новошахтинск» и эксплуатируются ГУП РО «УРСВ».

Таким образом, ресурсоснабжающей организацией в области водоснабжения на территории города Новошахтинска было определено ГУП РО «УРСВ», интересы которого на территории города представляет Новошахтинский производственный участок.

Водоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (ч.1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Между муниципальным образованием «Город Новошахтинск» и ГУП РО «УРСВ» 06.12.2018 заключен договор аренды муниципального имущества на объекты централизованного водоснабжения сроком действия с 01.01.2019 по 01.01.2022. Данный договор заключен без проведения конкурсных процедур.

09.08.2019 администрацией города Новошахтинска получено предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области об устранении причин и условий, способствующих нарушению антимонопольного законодательства, о необходимости, расторжения договора аренды с ГУП РО «УРСВ» и передачи объектов водоснабжения в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

03.07.2020 прокуратурой города Новошахтинска главе администрации г.Новошахтинска объявлялось предостережение о том, что в случае вынесения Арбитражным судом Ростовской области решения в пользу Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области имеются объективные предпосылки к расторжению договора аренды с ГУП РО «УРСВ» и перспектива ненадлежащей организации поставки воды для населения города и организаций, в том числе организаций образования, здравоохранения.

Постановлением Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2020 отказано в удовлетворении заявленных администрацией г. Новошахтинска требований о признании предупреждения УФАС по РО от 09.08.2019 недействительным.

28.04.2021 прокурором города Новошахтинска в адрес главы администрации г. Новошахтинска внесено представление для устранения выявленных нарушений.

В ответе от 27.05.2021 главой администрации г.Новошахтинска сообщается, что соответствующие меры будут приняты после снятия у ГУП РО «УРСВ» ареста на имущество и имущественные права.

Судом установлено, что до настоящего времени нарушения антимонопольного законодательства не устранены и работа по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов водоснабжения не организована. Действенных мер, направленных на передачу таких объектов в порядке концессионного соглашения, до настоящего времени Администрацией г.Новошахтинска не принято.

Бездействие администрации г. Новошахтинска влечёт нарушение законных интересов неопределённого круга лиц и может повлечь за собой причинение крупного ущерба муниципальному имуществу. Так, мероприятия, предусмотренные производственными программами ГУП РО «УРСВ» для Новошахтинского производственного участка на 2019 год по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по энергосбережению и повышению энергетической эффективности только выполняются, а за 2020 год - нет.

Принимая во внимание то, что предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату, а предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования, передача муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства по договору аренды влечёт их эксплуатацию без принятия должных мер к производству необходимых работ по капитальному ремонту и замене изношенных объектов, предотвращению возникновения аварийных ситуаций. Указанные обязательства нарушают права граждан, проживающих на территории г. Новошахтинска, в части предоставления услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества, поскольку от качества сетей водоснабжения и водоотведения напрямую зависит качество предоставления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения.

Суд критически относится к доводам ответчика и третьих лиц о невозможности исполнения в добровольном порядке требования прокурора по причине наложения ареста на муниципальное имущество, переданное в аренду ГУП РО «УРСВ», поскольку указанный арест наложен не в отношении имущества, а в отношении имущественных прав по договорам аренды, заключенным между ГУП РО «УРСВ» и Администрацией г.Новошахтинска. При этом срок договоров аренды на дату вынесения настоящего решения суда истек. Кроме того, на дату вынесения решения суда, распределительная водопроводная сеть г.Новошахтинска находится в собственности муниципального образования «Город Новошахтинск» и значится как единый комплекс в Едином реестре муниципальной собственности, в государственную собственность не передана.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию города Новошахтинска Ростовской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов централизованных систем водоснабжения муниципального образования «Город Новошахтинск» в соответствии с требованиями главы 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Федченко В.И.

Мотивированное решение суда изготовлено 11.02.2022.