ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/18 от 30.07.2018 Большесельского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение

составлено 30.07.2018 г.

Дело №2-133/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2018 г. с. Большое Село Ярославской области

Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Долгощинова В.В.,

с участием истца Махаловой З.А.,

представителя ответчика Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Саватеевой В.В.,

при секретаре Головкиной И.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село дело по иску Махаловой Зои Аркадьевны к Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании незаконным решения об отказе в признании жилого помещения непригодным для проживания, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Махалова З.А. с учетом дополнений обратилась в суд с иском к Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области о признании незаконным решения Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области от 14.02.2018 г. ( исходящий №89 ) об отказе в повторном обследовании жилого дома <адрес> на предмет признания его непригодным для проживания; признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ветхим; возложении на Администрацию Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области обязанности предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

В обоснование требований истец указывала, что 29.01.2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о признании принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ветхим. К заявлению был приложен технический паспорт на жилой дом, составленный по состоянию на 14.11.2017 г. Согласно техническому паспорту износ жилого помещения составляет 65 %, что является основанием для признания помещения ветхим. В заявлении также было приведено неудовлетворительное состояние дома: дом покосился, имеются протечки крыши, намокает угол комнаты, стены не держат тепло. Ответ Администрации СП носил формальный характер, содержал ссылку на составленные ранее ( 03.04.2017 г. ) акт и заключение межведомственной комиссии, нынешний процент износа жилого помещения не был учтен. Проживание в доме опасно для жизни.

В судебном заседании истец Махалова З.А. заявленные исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям. Также пояснила, что её половина дома находится в аварийном состоянии. Справку о том, относится ли она к категории малоимущих, истец так и не получила. Повторное заключение комиссии обжаловать не намерена.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области Саватеева В.В., действующая на основании доверенности, против исковых требований возражала, пояснила, что отказ в повторном обследовании дома связан не только с тем, что ранее дом уже обследовался. Заявление об обследовании дома было не надлежаще оформлено. Дочь истца пришла в поселение и, положив на стол специалисту ФИО1 заявление, написанное не по установленной форме, сразу ушла. Так как проигнорировать заявление Администрация СП не могла, то его зарегистрировали как простое входящее письмо, и направили на него ответ Махаловой З.А. При этом дочери истца устно разъяснялось, что заявление должно подаваться в межведомственную комиссию, но они его подали в поселение. С момента обследования дома прошло менее года, процент износа не влечет безусловное признание дома непригодным к проживанию. Во второй квартире дома проживает семья Игнатьевых, которая обращалась к прокурору Большесельского района по вопросу обследования её квартиры. По запросу прокурора выходила комиссия, которая обследовала дом изнутри и снаружи. Комиссия пришла к выводу, что дом требует текущего ремонта, но признать его непригодным для проживания оснований не было. В доме проживают два собственника, которые обязаны поддерживать свой дом в надлежащем состоянии. У истца есть доход в виде пенсии, с ней проживает её дочь, которая также имеет доход. У них имеются средства для поддержания дома в нормальном состоянии. Дочь истца имеет квартиру в другой области на праве собственности. Махалова З.А. до настоящего времени не обратилась в Администрацию СП с заявлением о признании её малоимущей, хотя ей неоднократно выдавался список документов, которые она должна представить вместе с соответствующим заявлением. Межведомственная комиссия выходила повторно обследовать жилое помещение истца, результат повторного обследования ей вручен в судебном заседании 15.06.2018 г. Комиссия постановила, что дом Махаловой З.А. требует текущего ремонта. Так как её дом находится в собственности, то ремонт собственник должен осуществлять самостоятельно.

Представитель ответчика Межведомственной комиссии Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области, представитель третьего лица Ярославского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались судом надлежаще.

В соответствии ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из технического паспорта на двухквартирный жилой дом под <адрес>, составленного по состоянию на 14.11.2017 г., износ жилого дома составляет 65%.

Согласно договору приватизации от 08.01.2004 г., свидетельству от 11.03.2004 г. квартира №<данные изъяты> в указанном жилом доме принадлежит истцу на праве собственности.

В заявлениях на имя Главы Большесельского СП от 26.01.2018 г. истец просит обратить внимание на неудовлетворительное состояние жилого дома по адресу: <адрес>, признать его ветхим.

В ответе Администрации Большесельского СП за №89 от 14.02.2018 г. на обращение Махаловой З.А. указано, что в адрес Администрации поступило её заявление от 29.01.2018 г. №89. Ранее, в соответствии с поручением прокуратуры Большесельского района межведомственной комиссией Большесельского СП 03.04.2017 г. проводилось обследование на пригодность для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением и актом межведомственной комиссии от 03.04.2017 г. дом признан пригодным для проживания, но требующим текущего ремонта. Процент износа не является веским основанием для признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, а служит показателем для принятия решения о ремонте или замене того или иного элемента конструкции здания. Исходя из этого Администрация Большесельского сельского поселения, делает вывод об отсутствии необходимости в повторном обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Из акта и заключения межведомственной комиссии Большесельского СП от 03.04.2017 г., утвержденных постановлением Главы Большесельского СП №42 от 06.04.2017 г., следует, что конструктивные элементы жилого дома по адресу: <адрес>, находятся в удовлетворительном состоянии, требуют текущего ремонта. Общий износ дома составляет 59%. Дом в целом не является ветхим или аварийным.

Из акта и заключения межведомственной комиссии Большесельского СП от 09.06.2018 г. следует, что конструктивные элементы жилого дома по адресу: <адрес>, находятся в удовлетворительном состоянии, требуют текущего ремонта. Общий износ дома составляет 65%. Дом в целом не является ветхим или аварийным.

Согласно справке УПФР в г.Рыбинске Ярославской области ( межрайонное ) Махалова З.А. является получателем пенсии по старости, размер которой составляет <данные изъяты> руб.

Как следует из выписки из похозяйственной книги от 02.05.2018 г. совместно с истцом в квартире зарегистрирована по месту пребывания её дочь ФИО2, <данные изъяты> г.р.

Правила признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Согласно п.33 Постановления одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Как установлено в Приложении 6 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России), п.19 Приказа Росстата от 15.08.2016 г. №427, п.5 раздела II Постановления Госстроя РФ от 20.02.2004 г. №10 ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для деревянных домов со стенами из местных материалов свыше 65%.

В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Вместе с тем, если гражданин-собственник жилого помещения, признанного непригодным для проживания, не является малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, он не имеет права требовать предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, в том числе вне очереди.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения; собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Согласно ст.2 Закона Ярославской области от 11.07.2005 г. №40-з «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма»:

малоимущие граждане - нуждающиеся в жилом помещении граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), и стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определенные в порядке, установленном настоящим Законом, дают право на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Ярославской области от 11.07.2005 г. №40-з граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, могут быть признаны малоимущими в соответствии с настоящим Законом в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае обращения с соответствующим заявлением в орган учета по месту своего жительства в порядке, установленном законом об учете граждан. Перечень документов, необходимых для признания гражданина малоимущим, устанавливается Правительством Ярославской области.

Согласно ч.3 ст.4 Закона Ярославской области от 11.07.2005 г. №40-з по окончании проверки сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, исчислив размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и оценив общую стоимость подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, орган учета соотносит указанные размер дохода и стоимость имущества с установленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальным размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимостью имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с решением Муниципального совета Большесельского СП №196 от 30.01.2015 г. установлено, что в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений:

Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не должен превышать
прожиточного минимума, устанавливаемого Губернатором Ярославской области, в
расчете на душу населения.

Размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и
подлежащего налогообложению, не должен превышать величины денежных средств,
позволяющих произвести оплату 30 процентов стоимости жилого помещения.

Указом Губернатора Ярославской области от 20.07.2018 г. №190 в настоящее время установлена величина прожиточного минимума в Ярославской области для пенсионеров 7876 рублей.

Истцом, наряду с прочими, заявлены исковые требования о признании судом жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ветхим.

Согласно разъяснениям, данным в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.

По требованиям о признании жилого помещения истца ветхим, как не входящим в полномочия судебных органов, судом принято отдельное определение.

Истцом также заявлены исковые требования о признании незаконным решения Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области от 14.02.2018 г. ( исходящий №89 ) об отказе в повторном обследовании жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания.

Фактически истцом оспаривается выраженный в данном акте Администрации Большесельского СП отказ в признании дома ветхим и непригодным для проживания.

Суд приходит к выводу, что истцом не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о незаконности акта и заключения межведомственной комиссии Большесельского СП от 03.04.2017 г., акта и заключения межведомственной комиссии Большесельского СП от 09.06.2018 г.

Решение Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области от 14.02.2018 г. ( исходящий №89 ) основано на акте и заключении межведомственной комиссии Большесельского СП от 03.04.2017 г., которые приняты уполномоченным органом в соответствии с установленной законом процедурой, надлежаще аргументированы. В оспариваемом решении также проанализированы указанные заявителем дополнительные сведения об актуальном износе дома. Выводы, содержащиеся в решении Администрации Большесельского СП от 14.02.2018 г., об отсутствии новых оснований для признания дома ветхим, соответствуют приведенным выше нормам действующего законодательства, которое предусматривает отнесение деревянных зданий к ветхим лишь при превышении их износа над 65%. Кроме того, отнесение многоквартирного дома к ветхому, не является безусловным основанием для признании расположенных в нем жилых помещений непригодными для проживания.

Таким образом, требования истца о признании незаконным решения Администрации Большесельского СП Большесельского МР Ярославской области от 14.02.2018 г. ( исходящий №89 ) удовлетворению не подлежат.

В связи с этим отсутствуют и основания для удовлетворения исковых требовании Махаловой З.А. о возложении на Администрацию Большесельского СП обязанности предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение.

Кроме того, суд отмечает, что истцом не представлено доказательств постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отнесения её к категории малоимущих, непригодности жилого помещения для проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Махаловой Зое Аркадьевне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 1 месяца с момента его составления в мотивированной форме.

Судья