ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/19 от 04.03.2019 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

УИД: 26RS0-79

Дело (2-2023/2018)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2019 года гор. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевченко Г.В.,

при секретаре Суховей А.В.,

с участием представителя истца по доверенности – Першиной С.В.,

представителя ответчика администрации г. Ессентуки – по доверенности Ярушина В.И.,

представителя ответчика комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки – по доверенности Овчаренко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Толстовой Олеси Александровны к администрации города-курорта Ессентуки, комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки, управлению архитектуры и градостроительства г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Ессентуки, выразившегося в непредоставлении ее многодетной семье из четырех человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности по предоставлению ее многодетной семье из четырех человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Толстова О.А. обратилась в суд с названным иском к ответчикам, указав, что 11 декабря 2013 года она обратилась в комитет по муниципальной собственности администрации города-курорта Ессентуки с заявлением о предоставление её многодетной семье из 4-х человек в составе Толстовой и троих её несовершеннолетних детей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 30.12.2013 г. № 591-р она была принята на учет с целью предоставления в аренду земельною участка для индивидуального жилищного строительства. Ей был присвоен регистрационный номер в Книге учета заявлений граждан, имеющих грех и более детей, для получения земельного участка для индивидуальною жилищного строительства - № 381.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или а постоянное (бессрочное)пользование....

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз, действовавшего на момент моего обращения в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, решение о предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, предоставленного им в аренду, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в месячный срок со дня обращения указанных граждан с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно».

Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время законе Ставропольского края от 09.04.2015 г. № 36-кз п. 1 ст.17, земельный участок гражданам, поставленным на учет, предоставляется на основании решения органа исполнительной власти Ставропольского края или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение таким земельным участком (далее - орган, осуществляющий распоряжение земельным участком)...

Согласно пп.1.2 п.5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ: принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю...

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч. 1 ст.39).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства детства, одной из форм которой является представление соответствующих видов государственных пособий. Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных в частности, с материнством и детством.

Подпунктом 6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для жилищного строительства.

Во исполнение вышеуказанных норм Основного закона РФ абз.2 ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ гражданам, имеющим трех и более детей предоставлено право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования местного размещения объектов находящиеся и государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и порядке, которые установлены законом субъектов, РФ (абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 № 138 - ФЗ « О внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодеке РФ)

Отношения по использованию и охране земель в Ставропольском крае (земельные отношения) в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению субъектов РФ, урегулированы законом Ставропольского края от 12.04.2010 №21 - кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Частью 3 ст. 12 названного нормативно- правового акта Ставропольского края установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей и постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в аренду на срок сорок девять лет.

Постановлением администрации г. Ессентуки № 34от 20.01.2014 года был утвержден «Проект планировки территории по адресу: Ставропольский край г. Ессентуки, севернее полосы отвода железной дороги, кадастровый квартал 26:30:070250:51, проектное название «Микрорайон «Северный-3», на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки. Вышеуказанное постановление опубликовано в газете «Ессентукская панорама».

В целях реализации положений федерального и краевого законодательства, администрацией г.Ессентуки для предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки, в соответствии с Генеральным планом застройки, ведутся работы по подготовке территории микрорайона «Северный-3». На данную территорию разработан проект планировки, включающий 380 индивидуальных домовладений, социальную инфраструктуру - школу на 625 мест со стадионом, игровыми площадками, учебной теплицей и др., детский сад на 250 мест, магазины, бытовое обслуживание. Также, на мкр. «Северный-3» разработана проектно-сметная документация по обеспечению инженерной инфраструктурой.

Проектом детальной планировки по застройке территорий г. Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 гектар под и индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3». Проект Детальной планировки включает в себя: земельные участки жилой застройки, социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру, дороги, подъезды, места отдыха и занятия спортом и т. д.), выполнен специализированной проектной организацией, имеющей лицензию и состоящей в СРО. Проект детальной планировки - не является проектом межевания. Межевые работы выполняются специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. Проект детальной планировки был передан в комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки - для дальнейших работ, связанных с межеванием.

Однако до настоящего времени земельный участок для индивидуального жилищного строительства её многодетной семье администрацией города-курорта Ессентуки не предоставлен. На её неоднократные обращения к ответчику и в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки ей предлагалось ожидать очереди или обращаться в суд за защитой своих прав.

В связи с чем, она обращалась за правовой помощью к адвокатам, один из которых направил в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки соответствующий запрос от 16.10.2018 г. № 35 о причинах многолетней задержки предоставления ей земельного участка. На данный адвокатский запрос комитетом по муниципальной собственности был дан ответ от 26.10.2018 г. № 5224-3 о том, что в настоящее время земельные участки, отвечающие требованиям действующего законодательства на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки отсутствуют. Также сообщалось, что по состоянию на 01.11.2017 г. земельные участки для указанных целей на территории муниципального образования города-курорта Ессентуки отсутствуют, на территории Предгорного муниципального района также отсутствуют. При этом остается неясным, имеются ли необходимые земельные участки па территории названных муниципальных образований по состоянию на октябрь 2018 года.

Считает, что ответчик фактически не осуществляет предписанных ему действующим законодательством функций в целях приискания и предоставления её многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то есть бездействует, а упомянутый выше ответ на адвокатский запрос является формальной отпиской, противоречащей нормам российского и международного законодательства.

Так, статья 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) посвящена защите права собственности. В ней говорится, в частности, что «никто не может быть лишен своего имущества как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права». Иными словами, эта статья запрещает государству лишать частных лиц их имущества в произвольном порядке. При этом под «лишением » понимается не только изъятие того, чем лицо обладало: это может быть и отказ в передаче лиц того, и отношении чего оно имело «обоснованное ожидание».

Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) четко выразил свою позицию в отношении такого «отказа» в Постановлении от 07 мая 202 г. по делу «Бурдов против Российской Федерации» (жалоба № 59498/00). В п. 35 названного Постановления ЕСПЧ указал, что орган государства-ответчика не волен ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга. Финансовые трудности, испытываемые властями государства-ответчика, не должны были препятствовать заявителю получить причитающееся ему «имущество».

В пунктах 39, 40 раздела III этого же Постановления ЕСПЧ конкретизирует, и п. 39, из статьи 1 Протокола № 1 следует, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов, или штрафов". 40. Суд вновь напоминает, что "требование" может пониматься как "собственность" по смыслу Статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции в случае, если в достаточной мере установлено, что оно может быть юридически реализовано

При этом в пунктах 41. 42 упомянутого Постановления ЕСПЧ дополнительно уточняет, что «...-власти государства-ответчика лишили заявителя возможности взыскать денежные средства, которые он разумно рассчитывал получить. Власти государства-ответчика не выдвинули никаких оснований для такого вмешательства в реализацию права заявителя: при этом Суд полагает, что нехватка средств не может служить тому оправданием. В итоге, в данном случае имело место также нарушение Статьи 1 Протокола № к Конвенции». Считаю, что с учетом принципов аналогии закона и аналогии права, приведенные решения ЕСПЧ вполне могут быть отнесены и к бездействию административного ответчика в отношении моей многодетной семьи.

Таким образом, ответ комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки (структурное подразделение ответчика) от 26.10.2018 г. № 5224-3 на адвокатский запрос прямо подтверждает бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении её многодетной семье из 4-х человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, а вышеприведенные доводы и нормы российского и международного права прямо указывают на незаконность такого бездействия.

Просит признать незаконным бездействие администрации города-курорта Ессентуки, выразившееся в непредоставлении её многодетной семье из 4-х человек земельного участка в аренду на срок сорок девять лет для индивидуального жилищного строительства; обязать ответчика - администрацию города-курорта Ессентуки принять решение о предоставлении Толстовой О.А. - многодетной семье из 4-х человек земельного участка в аренду па срок сорок девять лет для индивидуального жилищного строительства.

Представитель истца по доверенности Першина С.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города Ессентуки по доверенности Ярушин В.И. в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, просил отказать в удовлетворении исковых требований, бездействие не допущено, Толстова принята на учет с целью предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Администрацией ведется работа по нарезке земельных участков, и как только будет развита инфраструктура, в порядке очередности будут предоставляться земельные участки.

Представитель ответчика комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки по доверенности Овчаренко О.А. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, указала, что Толстова О.А. была принята на учет с целью предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.39.2. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст.19 Закона Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.

С целью регулирования отношений в области использования и охраны земель (в том числе по управлению и распоряжению земельными участками) находящихся в городе Ессентуки в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами и законами Ставропольского края к ведению органов местного самоуправления, решением Совета городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 апреля 2015 г. N64 утверждено Положение о некоторых вопросах регулирования земельных отношений в городе Ессентуки (далее - Положение).

Согласно п. 1.4.3. Положения, уполномоченным органом по вопросу принятия решения (постановления) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящийся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки является - администрация города Ессентуки.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом деле комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки является ненадлежащим ответчиком, а может быть привлечен к участию в деле лишь в качестве третьего лица.

В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 04 марта 2014 года (по сходному делу), в целях недопущения нарушения прав предыдущих очередников, отсутствии нормы о первоочередном предоставлении земельного участка, дополнена резолютивная часть решения Ессентукского городского суда от 18 ноября 2013 года о возложении обязанности на администрацию г.Ессентуки предоставить земельный участок в порядке и сроки установленные законом, в порядке очередности.

Аналогичная правовая позиция содержится в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 октября 2016 г.: «Поскольку административный истец поставлен в очередь на предоставление земельного участка, то указание о внеочередном предоставлении земельного участка или установление конкретных сроков, в течение которых земельный участок должен быть сформирован и предоставлен, нарушает права других лиц, поставленных в данную очередь ранее.»

Федеральным законом, Законом Ставропольского края не предусмотрен внеочередной порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. Само по себе наличие у заявителя права на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры, закрепленной законодательно (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 27 июля 2016 г.)

При этом в письме Министерства экономического развития РФ от 1 ноября 2010 г. N Д23-4460 "О предоставления многодетным семьям на льготной основе земельных участков для индивидуального жилищного строительства" указано что, предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется при наличии в собственности области свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В настоящее время действующим федеральным законодательством не предусмотрено предоставление многодетным семьям на льготной основе земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, не предусмотрен порядок льготного предоставления земельных участков в целом.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (далее - Закон СК) выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, согласование данного выбора с гражданами, имеющими трех и более детей, и предоставление им информации о наличии свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Однако, согласно п. 8 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, только в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

Анализ норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления земельных участков, позволяет сделать вывод о том, что под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов следует понимать последовательность действий, совершаемых сторонами земельных правоотношений при наличии конкретных обстоятельств, установленных законом субъекта Российской Федерации, то есть определение совокупности условий, необходимых для реализации многодетными семьями права, предоставленного федеральным законодателем в ст. 11 ЗК РФ, что является прерогативой законодателя субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанным Законом Ставропольского края N 36-кз в статье 19 предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.

Пунктом 4 ст. 19 указанного Закона СК предусмотрено, что в целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления по месту жительства.

Пунктом 8 ст. 19 Закона СК установлено, что земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений. Законом СК не предусмотрен внеочередной порядок предоставления земельных участков данной категории граждан. Само по себе наличие у заявителя права на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, не означает обязанность соответствующего органа предоставлять земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры.

Толстова О.А. распоряжением Комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки № 591-р от 30.12.2013г. принята на учет с целью предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Номер очереди на дату принятия на учет - № 343. По состоянию на 10.01.2019г. номер очереди - 314.

Согласно действующему законодательству, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков.

В настоящее время свободных от прав третьих лиц земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, пригодных для предоставления под индивидуальное жилищное строительство гражданам, имеющим трех и более детей на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки не имеется.

Учитывая изложенное, комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки просит суд отказать Толстовой О.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представители ответчика управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки, третьего лица Управления образования администрации г. Ессентуки Бастрикин К.С. в судебное заседание не явились. Суд, с четом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно требованиям ст.4 Конституции РФ Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. То есть закон субъекта Российской Федерации не должен противоречить федеральному закону и ограничивать права граждан посредством введения дополнительных условий, которые лишают гражданина права на получение социальных гарантий, установленных федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1 ст.39). Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий, Конституция Российской Федерации, тем самым, предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Предусмотренное подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан, имеющих трех и более детей, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не отменяет особенностей оборота этих земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Согласно ч. 3 ст. 19 закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» Гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, земельный участок предоставляется для указанных целей в аренду на срок 20 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье. (в ред. Закона Ставропольского края от 03.02.2017 N 3-кз).

Согласно требованиям ст.54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Семейное законодательство Российской Федерации не определяет понятие многодетной семьи. В связи с этим, основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус такой семьи, является Указ Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с ним, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие «многодетная семья» определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Согласно ст.1 Закон Ставропольского края от 27.12.2012 N 123-кз (ред. от 20.07.2018) "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (принят Думой Ставропольского края 20.12.2012) многодетной признается семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, в том числе за пределами Ставропольского края.

Статьей 3 указанного закона предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей, одной из которых является бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 4 данного закона определен порядок получения жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма определяется Законом Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма". Также порядок и случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства определяются Законом Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".

Толстова О.А. обратилась в комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрев заявление и документы, предоставленные Толстовой О.А., было принято распоряжение комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки от 30 декабря 2013 г. № 591 «О принятии на учет с целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства».

По состоянию на день рассмотрения спора, Толстова О.А. состоит на учете в списке многодетных семей для получения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство под номером 314.

В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставления земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

По данным комитета по муниципальной собственности г.Ессентуки на территории города Ессентуки свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство нет, проводится комплекс мероприятий по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, отвечающих требованиям действующего законодательства, а именно: проводится инвентаризация земельных участков в соответствии с разрешенным использованием с целью вовлечения в хозяйственный оборот и дальнейшего инициируются судебные процессы по изъятию неиспользуемых земельных участков у землепользователей с целью их дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете; инициируются рассмотрение вопроса о возможности изменения границ муниципального образования городского округа город – курорт Ессентуки с целью извлечения площади городских земель за счет земель Предгорного района; проводится работа с крупными землепользователями, землевладельцами города, направленная на вовлечение в оборот дополнительных земельных ресурсов, с целью дальнейшего распоряжения ими в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по обеспечению земельными участками многодетных семей.

При этом истицей Толстовой О.А. не представлено доказательств наличия свободных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории г.Ессентуки и не принятии администрацией г.Ессентуки действий по предоставлению имеющихся земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в аренду на 49 лет ее семье.

Суд отмечает, что ответчиками не было допущено бездействия.

Согласно представленному ответу от 26 октября 2018 года следует, что комитетом по муниципальной собственности предпринимаются меры по инвентаризации земельных участков на территории г. Ессентуков, Предгорного района, г. Пятигорска, для дальнейшего предоставления льготным категориям граждан, состоящим на учете. По результатам проведения работ с крупными землепользователями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования городского округа город – курорт Ессентуки, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участка, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное их предоставление.

В силу ст. 20 Закон Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз (ред. от 12.10.2018) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (принят Думой Ставропольского края 26.03.2015) в случае отсутствия на территории муниципального образования Ставропольского края свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, орган, осуществляющий распоряжение земельным участком, не реже одного раза в квартал обращается в порядке межведомственного информационного взаимодействия в специально уполномоченный орган для получения сведений о наличии на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в собственности Ставропольского края.

При наличии земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в собственности Ставропольского края, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения ответа на межведомственный информационный запрос от специально уполномоченного органа направляет в его адрес заявление о предоставлении земельного участка в аренду и прилагаемые к нему документы и извещает об этом гражданина, имеющего трех и более детей. Специально уполномоченный орган в месячный срок со дня получения от органа местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка в аренду и прилагаемых к нему документов принимает решение о предоставлении гражданину, имеющему трех и более детей, в аренду земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, либо отказывает ему в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 19 настоящего Закона, и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.

Из ответа на запрос суда управления архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, следует, что в настоящее время ведется сбор технических условий для подготовки технического задания и проведения конкурсных мероприятий в соответствии с требованием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для определения организации по разработке проектно-сметной документации и инженерно-геологических изысканий в рамках обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.

Таким образом, ответчиками принимались и принимаются все действия в рамках действующего законодательства, предусмотренные Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз (ред. от 12.10.2018) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (принят Думой Ставропольского края 26.03.2015).

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что семье Толстовой не отказано в предоставлении земельного участка. В настоящее время проводятся подготовительные работы с целью формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, в том числе, семье Толстовой.

Таким образом, органом местного самоуправления осуществляется деятельность по исполнению вышеуказанного закона с соблюдением порядка и условий, при которых многодетная семья может реализовать свое право.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Толстовой О.А. к ответчикам о признании бездействия незаконным являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В то же время, принимая во внимание, что в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о 94 земельных участках, для предоставления земельных участков многодетным семьям, суд приходит к выводу, что в части возложения обязанности предоставить земельный участок, требования Толстовой подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено судом, работы по формированию земельных участков, не завершены. Ведется сбор технических условия для подготовки технического задания и проведения конкурсных мероприятий в соответствии с требованиями Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2019) для определения организации по разработке проектно- сметной документации и инженерно – геологических изысканий в рамках обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.

В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 3 апреля 2013 года «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в Ставропольском крае» администрацией города Ессентуки направлена информация в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края о финансовых средствах, необходимых для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков на территории города Ессентуки.

Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз (ред. от 12.10.2018) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (принят Думой Ставропольского края 26.03.2015) в случае когда федеральными законами, статьей 14 настоящего Закона предусмотрено право гражданина на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в населенном пункте (сельском населенном пункте) по месту постоянного проживания данного гражданина, но на территории такого населенного пункта (сельского населенного пункта) отсутствуют свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, на основании заявления данного гражданина земельный участок предоставляется ему в другом населенном пункте (сельском населенном пункте), находящемся на территории того же поселения (городского округа) Ставропольского края. В случае если свободные земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, отсутствуют на территории всего поселения (городского округа) Ставропольского края по месту постоянного проживания данного гражданина, на основании его заявления земельный участок предоставляется.

Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки воспользовался правом, предусмотренным ст.12.2. Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки свободных земельных участков предназначенных для индивидуального жилищного строительства, находящихся в собственности Ставропольского края, не значится.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз (ред. от 12.10.2018) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" (принят Думой Ставропольского края 26.03.2015) земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

В соответствии с генеральным планом г. Ессентуки в Северной части определен и зарезервирован земельный участок, площадью 38 гектар под индивидуальную малоэтажную застройку, микрорайон «Северный 3», следовательно, имеется возможность для предоставления земельного участка семье истца, но после выполнения требований закона по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Только после выполнения данного объема работ, в случае, если не будет осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, в месячный срок со дня его поступления, утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка накадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.

С учетом представленных суду доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Толстовой О.А. в части возложения обязанности на администрацию г. Ессентуки по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 49 лет, с учетом выполнения требований действующего законодательства, а именно: выполнение в отношении микрорайона «Северный 3» работ по формированию земельных участков, установления границ земельных участков, размещение красных линий, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельных участков; определение разрешенного использования земельных участков; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), выдача схемы расположения земельного участка многодетной семье.

После получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, многодетная семья выполнит в отношении выделенного земельного участка кадастровые работы и предоставит в администрацию г. Ессентуки кадастровый паспорт земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Толстовой О.А. к администрации города-курорта Ессентуки, комитету по муниципальной собственности г.Ессентуки, управлению архитектуры и градостроительства г. Ессентуки о признании незаконным бездействия администрации города-курорта Ессентуки, выразившегося в непредоставлении ее многодетной семье из четырех человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности по предоставлению ее многодетной семье из четырех человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства – удовлетворить частично.

В части признания незаконным бездействия администрации города-курорта Ессентуки, выразившегося в непредоставлении ее многодетной семье из четырех человек земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства – отказать.

Обязать администрацию г.Ессентуки предоставить земельный участок многодетной семье Толстовой О.А. состоящей из 4-х человек - в порядке и сроки установленные законом, в порядке очередности. В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке через Ессентукский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.

Председательствующий: Шевченко Г.В.