ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киренск 08 апреля 2019 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Карелиной Н.Г., с участием помощника прокурора Киренского района Ноговицыной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/2019 по иску прокурора Киренского района в защиту трудовых прав неопределенного круга лиц к Администрации Киренского городского поселения о возложении обязанности погасить задолженность по заработной плате,
УСТАНОВИЛ:
Иск мотивирован тем, что МП «Север» имеет просроченную задолженность по заработной плате. Размер задолженности по состоянию на 25.03.2019 составляет 1292069,02 руб. Согласно ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. 27.07.2017 Постановлением Администрации Киренского городского поселения № 452 «О ликвидации муниципального предприятия «Север» Киренского муниципального образования» создана ликвидационная комиссия по ликвидации МП «Север» и утвержден ее состав. Председателем Комиссии назначена ФИО1 – заместитель главы Администрации Киренского городского поселения. Процесс ликвидации до настоящего времени не завершен, сроки ликвидации неоднократно продлеваются, у ликвидируемого предприятия отсутствуют денежные средства для погашения задолженности по заработной плате перед работниками. Причиной образования указанной задолженности послужило отсутствие у предприятия денежных средств, обусловленное снижением эффективности его финансово-хозяйственной деятельности. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Из ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что правом на создание и ликвидацию унитарного предприятия обладает собственник имущества данного предприятия. Частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица. В соответствии с п. 2 Устава МП «Север», утвержденного постановлением главы Киренского муниципального образования №50 от 26.03.2012, учредителем муниципального предприятия и собственником имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, является администрация Киренского городского поселения. От имени муниципального образования права собственника имущества Предприятия осуществляет администрация Киренского городского поселения. Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия, утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарною предприятия и контролирует их выполнение, принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Аналогичные полномочия учредителя предусмотрены ст. 19 Устава предприятия. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также положениями Устава предприятия учредитель предприятия осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью. Длительное время план финансово-хозяйственной деятельности для предприятия не составлялся, прибыль от работы предприятия отсутствовала, увеличивался размер кредиторской задолженности предприятия. Вышеприведенные результаты хозяйственной деятельности МП «Север» свидетельствовали о нестабильном финансовом положении предприятия, администрацией Киренского городского поселения, как учредителем, своевременно не были приняты достаточные меры по осуществлению надлежащего контроля за деятельностью предприятия что привело к введению на предприятии процедуры ликвидации. Невыплата заработной платы работникам – одно из самых распространенных нарушений конституционных прав граждан, пострадавших от недобросовестных работодателей. Ситуация по невыплате задолженности по заработной плате работникам МП «Север», находящегося в стадии банкротства и не имеющего материальных и финансовых ресурсов для ее погашения, до настоящего времени не решена. В сложившихся условиях без оказания финансовой поддержки за счет средств бюджета Киренского муниципального образования данная проблема не может быть решена, а требования работников по погашению задолженности по заработной плате останутся неудовлетворенными. Вместе с тем, администрацией поселения какие-либо меры, направленные на оказание социальной поддержки гражданам, имеющим непогашенную задолженность по заработной плате, а также на снижение социальной напряженности и нормализации условий жизни населения, не приняты. Непринятие администрацией поселения мер в сложившейся ситуации по задолженности по заработной плате работникам МП «Север» может повлечь за собой возникновение негативной социальной обстановки в поселении. В таких условиях деятельность администрации поселения должна быть направлена на защиту трудовых прав и законных интересов граждан.
Прокурор просил обязать Администрацию Киренского городского поселения профинансировать задолженность по заработной плате работникам МП «Север» в сумме 1 292 069,02 руб.
В судебном заседании прокурор Ноговицына Е.С. исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и доводам.
Ответчик - Администрация Киренского городского поселения, извещённый о времени и месте судебного разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направил, представил заявление о признании иска. Об отложении дела или рассмотрении без его участия не просил. О причинах неявки не сообщил и документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил. Каких-либо ходатайств не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в заочном порядке по имеющимся доказательствам.
Представитель третьего лица – руководитель ликвидационной комиссии МП «Север» ФИО1 просила рассмотреть дело без участия представителя предприятия, исковое заявление – удовлетворить.
В ходе разбирательства дела судом установлено, что МП «Север» имеет просроченную задолженность по заработной плате перед работниками по состоянию на 25.03.2019 в размере 1292069,02 руб.
27.07.2017 Постановлением Администрации Киренского городского поселения №452 «О ликвидации муниципального предприятия «Север» Киренского муниципального образования» создана ликвидационная комиссия по ликвидации МП «Север» и утвержден ее состав. Председателем Комиссии назначена ФИО1 – заместитель главы Администрации Киренского городского поселения.
Процесс ликвидации до настоящего времени не завершен, у ликвидируемого предприятия отсутствуют денежные средства для погашения задолженности по заработной плате перед работниками.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются копией Устава МП «Север», списком взыскателей-физических лиц по исполнительным документам о взыскании заработной платы в отношении должника МП «Север», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, постановлением администрации Киренского городского поселения от 26.03.2012г., постановлением администрации Киренского городского поселения от 27.07.2017г. с приложением №1, ответом Администрации Киренского городского поселения от 26.03.2019г.
При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами и иными нормативно-правовыми актами.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Так, охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 ТК РФ в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно положениям пп. 1, 2 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п. 6 ст. 113 ГК РФ собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что правом на создание и ликвидацию унитарного предприятия обладает собственник имущества данного предприятия.
Частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника, администрация городского поселения не вправе устранится от решения вопроса по погашению задолженности по заработной плате работникам предприятия.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия, утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарною предприятия и контролирует их выполнение, принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Аналогичные полномочия учредителя предусмотрены ст. 19 Устава предприятия.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также положениями Устава предприятия учредитель предприятия осуществляет контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Из ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что правом на создание и ликвидацию унитарного предприятия обладает собственник имущества данного предприятия.
В соответствии с п. 2 Устава МП «Север», утвержденного постановлением главы Киренского муниципального образования №50 от 26.03.2012, учредителем муниципального предприятия и собственником имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, является администрация Киренского городского поселения. От имени муниципального образования права собственника имущества предприятия осуществляет администрация Киренского городского поселения.
Таким образом, МП «Север» обязано выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, трудовыми договорами.
На основании ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
Частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Согласно пп. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
В силу п. 2 ст. 56 ГК РФ, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.
Так, согласно ст. 61.11. Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Как установлено в судебном заседании, Администрацией Киренского городского поселения своевременно не приняты достаточные меры по осуществлению надлежащего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, финансовым положение должника, что привело к ведению на предприятии процедуры банкротства, что ответчиком по существу не оспаривалось.
Кроме того, ответчик заявил о признании иска. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что признание ответчиком иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку судом установлено, что МП «Север» имеет просроченную задолженность по заработной плате в размере 1292069,02 руб., собственных денежных средств для погашения задолженности предприятие не имеет, учредителем МП «Север» является Администрация Киренского городского поселения, своевременные меры по осуществлению надлежащего контроля за деятельностью предприятия приняты не были, поэтому обязанность по погашению задолженности по заработной плате перед работниками необходимо возложить на Администрацию Киренского городского поселения как на учредителя муниципального предприятия.
В соответствии со ст.ст. 211, 212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, т.к. замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателей, длительное время не получающих причитающуюся им заработную плату.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
1. Исковое заявление прокурора Киренского района удовлетворить.
2. Обязать Администрацию Киренского городского поселения профинансировать задолженность по заработной плате работникам МП «Север» в сумме 1 292 069,02 руб.
3. Решение обратить к немедленному исполнению.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
.................................
Подлинник находится в материалах
гражданского дела № 2-133/2019
Киренского районного суда Иркутской области
Мотивированное решение суда изготовлено 08.04.2019г.