№ 2-133/2019
УИД 70RS0015-01-2019-000153-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2019 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
с участием ответчика ФИО4, представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных исковых требований ООО «Агрокомплекс» ФИО1., действующая на основании доверенности № от 27.03.2019 (срок действия доверенности до 31.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области к ФИО4 о взыскании бюджетных средств,
установил:
Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент) обратился в суд с иском к ФИО4 о взыскании в бюджет Томской области бюджетных средств в размере 300000,00 руб., предоставленных последнему в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение в соответствии с Положением о социальной выплате на обустройство и хозяйственное обзаведение, утвержденным постановлением Администрации Томской области №201а от 01.07.2011 «О государственной поддержке кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Томской области». В обоснование требований указано, что в 2017 году между Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области, обществом с ограниченной ответственностью «Зональный комбикормовый завод» и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (далее - специалист) был заключен договор № от 13.04.2017 о предоставлении ФИО4 социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение (далее - Договор), предметом которого является предоставление Департаментом в 2017 году специалисту из средств областного бюджета социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение (далее - социальная выплата), в соответствии с Положением о социальной выплате на обустройство и хозяйственное обзаведение, утвержденным постановлением Администрации Томской области №201а от 01.07.2011 «О государственной поддержке кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Томской области» в порядке и на условиях, предусмотренных Договором. Все условия, необходимые для назначения социальной выплаты ФИО4 были выполнены. В рамках заключенного Договора, на основании представленного в соответствии с п.5 Положения комплекта документов, Департаментом ФИО4 была перечислена социальная выплата на обустройство и хозяйственное обзаведение в размере 300000,00 руб., что подтверждается платежным поручением № от 14.04.2017. Вместе с тем, в нарушение требования п.8 Положения отчет об использовании социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение с приложением заверенных специалистом копий документов, подтверждающих осуществление им в безналичном порядке расчета за приобретенные товары на средства социальной выплаты, ФИО4 в Департамент представлен не был. В связи с изложенными обстоятельствами, Департаментом на основании п.9 Положения в адрес ФИО4 было направлено уведомление № от 20.04.2018 с требованием о возврате суммы социальной выплаты в размере 300000,00 руб. в течение 30 календарных дней с даты его получения. Мотивированного отказа с указанием причин, а также возврата бюджетных средств на текущую дату от ФИО4 в адрес Департамента не поступало, в связи с чем бюджетные средства подлежат взысканию Департаментом в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО4 в бюджет Томской области бюджетные средства в размере 300000,00 руб., предоставленные в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение.
Истец – Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца (телефонограмма от 10.06.2019).
Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что договор о предоставлении ему бюджетных средств в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение подписывал, денежные средства в размере 300000,00 руб. получал. При передаче денежных средств было сказано, что их можно тратить, но только не на приобретение предметов роскоши. Им денежные средства в размере 300000,00 руб. были потрачены на приобретение пиломатериала для строительства дома, приобретение бытовой техники - то есть на домохозяйство. Денежные средства были переведены на банковскую карту, с ее помощью он и рассчитывался, приобретая товар. Вместе с тем, не во всех магазинах имелась возможность безналичного расчета, не все продавцы имели терминал, ему деньги пришлось снять и оплатить товар. В ноябре 2017 года его пригласили в Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области для составления отчета по предоставленной субсидии. В Департаменте с предоставленных им чеков сняли копии, разъяснили про сроки предоставления отчета. В начале 2018 года из Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области пришло письмо, в котором говорилось о том, что им (ФИО4) был предоставлен неправильный отчет, заявлено требование о возврате денежных средств. В настоящее время он продолжает работать ООО «Агрокомплекс», увольняться не собирается, знает о том, что должен отработать в организации установленный в договоре срок – 5 лет. Поскольку отчет им в Департамент был предоставлен своевременно, ему никто не сообщал о недостатках предоставленного отчета, полагал, что требования о взыскании с него денежных средств в размере 300000,00 руб. не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ООО «Агрокомплекс» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что ФИО4 работает в ООО «Агрокомплекс» с 09.03.2016. На момент его трудоустройства организация называлась ООО «Зональный комбикормовый завод», сейчас юридическое лицо переименовано в ООО «Агрокомплекс». ФИО4 работает исправно, нареканий к его работе нет, работодатель не собирается расторгать с ним трудовой договор. В силу своей юридической неграмотности, ФИО4 не смог представить надлежащий отчет в Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. Привезя все чеки, думал, что его обязательства перед Департаментом по поводу отчетности исполнены. Функция ООО «Зональный комбикормовый завод» при заключении данного договора была лишь в том, что данный человек является работником сельскохозяйственной организации, никакой ответственности ООО «Зональный комбикормовый завод», а в дальнейшем ООО «Агрокомплекс», не несет. В случае расторжения ФИО4 трудового договора с ООО «Агрокомплекс» в течение пяти лет, организация обязана поставить об этом в известность Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области.
Определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.5Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Как следует из ч.2 указанной статьи Основными целями государственной аграрной политики являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Закон Томской области №75-ОЗ от 13.04.2006 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области» устанавливает правовые основы, направления и меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области, а также определяет полномочия органов государственной власти Томской области в сфере государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
При этом, целями государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Томской области являются: обеспечение эффективной работы агропромышленного комплекса Томской области; насыщение рынка продуктами животного и растительного происхождения и обеспечение промышленности сырьем; увеличение объема налогов, поступающих в бюджеты всех уровней; рост доходов лиц, занятых в сельскохозяйственном производстве, улучшение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности, создание новых рабочих мест; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов; создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере развития сельского хозяйства (ст.2 Закона №75-ОЗ).
Согласно ст.6 указанного закона субъектами государственной поддержки сельскохозяйственного производства могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственное производство и не являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В соответствии со ст.7 Закона №75-ОЗ основными направлениями государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются развитие животноводства (в том числе развитие племенного животноводства), развитие растениеводства (в том числе развитие элитного семеноводства и обеспечение закладки многолетних насаждений).
Согласно ст.8 Закона №75-ОЗ для достижения целей, указанных в статье 2 настоящего Закона, в Томской области в качестве одной из мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства осуществляется предоставление субъектам государственной поддержки сельскохозяйственного производства средств областного бюджета в целях реализации мероприятий, осуществляемых по указанным в статье 7 настоящего Закона направлениям, в форме субсидий, а также стипендий, иных социальных выплат и других формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.04.2017 между Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области, ООО «Зональный комбикормовый завод» и ФИО4 был заключен договор № о предоставлении социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение.
Предметом данного договора является предоставление специалисту ФИО4 из средств областного бюджета социальной выплаты в размере 300000,00 руб. на обустройство и хозяйственное обзаведение в порядке и на условиях, предусмотренных договором (п.п.1, 2 договора).
Из содержания п.п.3.1, 3.1.1, 3.1.2 Договора от 13.04.2017 следует, что Специалист обязуется: обеспечить целевое использование социальной выплаты; не позднее 6 (шести) месяцев после получения социальной выплаты представить в департамент отчет об использовании социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, по утвержденной приказом Департамента форме, с приложением заверенных получателем социальной выплаты копий документов, подтверждающих целевое использование социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение получателем социальной выплаты с учетом цели, указанной в заявлении о предоставлении социальной выплаты.
Копии документов предоставляются с предъявлением оригиналов документов для сверки.
Документами, подтверждающими целевое использование социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, являются: документы, подтверждающие приобретение товаров, выполнение работ (оказание услуг); платежные документы, подтверждающие осуществление платежей специалистом в безналичном порядке.
В соответствии с п.3.1.4 Договора от 13.04.2017 Специалист обязуется добровольно вернуть в полном объеме социальную выплату в областной бюджет в течение календарных дней с момента предъявления Департаментом требования о возврате социальной выплаты путем перечисления денежных средств на счет Департамента, указанный в п.8.1 настоящего договора, в следующих случаях: использование бюджетных средств не по целевому назначению, т.е. на цели, не предусмотренные Постановлением или заявлением о предоставлении социальной выплаты; непредставление специалистом в установленные сроки документов, предусмотренных п.3.1.2 настоящего договора; расторжение трудового договора до истечения установленного срока.
Во исполнение условий указанного договора от 13.04.2017 Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области на счет ФИО4 перечислена сумма в размере 300000,00 руб., назначение платежа – социальная выплата на обустройство и хозяйственное обзаведение (платежное поручение № от 14.04.2017).
20.04.2018 в адрес ФИО4 Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области направлено письмо №, согласно которому, в связи с предоставлением не в полном объеме документов, подтверждающих осуществление платежей в безналичном порядке, ФИО4 были нарушены условия целевого использования социальной выплаты. На основании изложенного Департамент требовал вернуть средства областного бюджета в размере 300000,00 руб., предоставленных в виде социальной выплаты в течение 30 календарных дней с даты получения уведомления.
Согласно сведениям, предоставленным ООО «Агрокомплекс» 21.05.2019 (бывший ООО «Зональный комбикормовый завод»), ФИО4 работает в ООО «Агрокомплекс» в должности водителя с 09.03.2016 по настоящее время (трудовой договор № от 09.03.2016).
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает на то, что ответчиком, в нарушение п.3.1.2 Договора и п.8 Положения, отчет об использовании социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение с приложением заверенных специалистом копий документов, подтверждающих осуществление им в безналичном порядке расчета за приобретенные товары на средства социальной выплаты, предоставлен не был.
Вместе с тем, письмом Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области № от 20.04.2018, направленным в адрес ФИО4, подтверждается факт предоставления отчета ответчиком в Департамент. В письме указано, что в связи с предоставлением не в полном объеме документов, подтверждающих осуществление платежей в безналичном порядке, ФИО4 были нарушены условия целевого использования социальной выплаты. На основании изложенного, Департамент требовал вернуть средства областного бюджета в размере 300000,00 руб., предоставленных в виде социальной выплаты в течение 30 календарных дней с даты получения уведомления.
Ответчиком ФИО4 в судебное заседание представлены квитанции на общую сумму 235300,56 руб., подтверждающие целевое использование социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, а именно: товарные чеки от 25.10.2017 на сумму 5240,00 руб., от 27.10.2017 на сумму 1560,00 руб., от 25.10.2017 на сумму 14790,00 руб., от 13.07.2017 на сумму 4262,40 руб., от 24.05.2017 на сумму 4240,00 руб., от 16.05.2017 на сумму 9000,00 руб., от 24.10.2017 на сумму 28870,00 руб., от 13.07.2017 на сумму 270,00 руб., от 24.09.2017 на сумму 27567,00 руб., от 12.082017 на сумму 13444,00 руб.; квитанции от 19.05.2017 на сумму 10990,00 руб., от 05.08.2017 на сумму 1250,00 руб., от 26.07.2017 на сумму 1053,00 руб., от 18.06.2017 на сумму 3995,50 руб., от 07.10.2017 на сумму 2920,91 руб., от 26.07.2017 на сумму 13490,00 руб., от 19.07.2017 на сумму 1740,00 руб., от 13.07.2017 на сумму 750,00 руб., от 14.07.2017 на сумму 4185,00 руб., от 01.06.2017 на сумму 9290,00 руб., от 13.07.2017 на сумму 2860,00 руб., от 20.04.2017 на сумму 24990,00 руб., от 05.10.2017 на сумму 25190,00 руб., от 17.06.2017 на сумму 23352,75 рублей. Указанные платежные документы подтверждают приобретение товаров для ремонта и бытовой техники, платежи осуществлены специалистом в безналичном порядке.
Также ФИО4 предоставлена квитанция от 12.09.2017 на покупку пиломатериалов у ИП ФИО5 на сумму 66995,50 руб., оплата по которой произведена наличными денежными средствами.
Таким образом, ФИО4 на приобретение товаров для ремонта и бытовой техники были израсходованы денежные средства в размере 302296,06 рублей.
На момент заключения договора от 13.04.2017 действовало «Положение о социальной выплате на обустройство и хозяйственное обзаведение», утвержденное постановлением Администрации Томской области №201а от 01.07.2011 «О государственной поддержке кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Томской области», которое постановлением Администрации Томской области №483а от 29.12.2017 признано утратившим силу.
В п.8 данного Положения содержатся нормы, аналогичные условиям договора от 13.04.2017, а именно о том, что документами, подтверждающими целевое использование социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, являются: документы, подтверждающие приобретение товаров, выполнение работ (оказание услуг); платежные документы, подтверждающие осуществление платежей специалистом в безналичном порядке.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 КонституцииРоссийской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст.421Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст.431ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если эти правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Анализируя указанные нормы права и представленный истцом договор от 13.04.2017, суд полагает, что в договоре не указано, что Специалист обязан в качестве документов, подтверждающих использование социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, представить: документы, подтверждающие приобретение товаров, выполнение работ (оказание услуг) «И» платежные документы, подтверждающие осуществление платежей специалистом в безналичном порядке.
Буквально толкуя условия договора и Положение, суд приходит к выводу, что в подтверждение целевого использования выделенных денежных средств Специалисту необходимо было представить, либо документы, подтверждающие приобретение товаров, выполнение работ (оказание услуг), либо платежные документы, подтверждающие осуществление платежей специалистом в безналичном порядке.
В соответствии с п.2.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и предприниматели могут осуществлять наличный денежный расчет без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи покупателю товарного чека, на котором имеются все необходимые реквизиты.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ответчиком предоставленные ему истцом денежные средства в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение, были израсходованы по целевому назначению, т.е. на цели, предусмотренные Положением.
Тот факт, что денежные средства за покупку пиломатериалов были переданы ФИО4 продавцу в наличной форме, не может свидетельствовать о недобросовестности ответчика, поскольку им представлены документы, подтверждающие приобретение товара в соответствии с подп.1 п.3.1.2 договора от 13.04.2017.
Согласно предоставленным квитанциям, ФИО4 на приобретение товаров для ремонта и бытовой техники были израсходованы денежные средства в размере 302296,06 рублей. Оснований сомневаться в подлинности представленных квитанций у суда не имеется.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в апреле 2017 года с ним также был заключен Договор о предоставлении ему бюджетных средств размере 300000,00 руб. в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение в Департаменте по социально-экономическому развитию села Томской области. На тот момент он являлся сотрудником ООО «Зональный комбикормовый завод», с июня 2017 года он переведен в ООО «...». При заключении договора ему пояснили, куда он может потратить денежные средства и об обязанности предоставить отчет. В ноябре 2017 года он поехал на отчет в Департамент вместе с ФИО4 и ФИО3, которые также получили выплаты по аналогичному договору. При предоставлении отчетов все находились в одном кабинете, ФИО4 были предоставлены товарные и кассовые чеки, выяснилось, что за пиломатериал ФИО4 рассчитался наличными денежными средствами. Других вопросв к ФИО4 у сотрудника Департамента не было.
Таким образом, факт предоставления отчета ФИО4 в Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области подтверждается показаниями свидетеля ФИО2., письмом № от 20.04.2018.
Учитывая, что ФИО4 продолжает работать в ООО «Агрокомплекс», суд приходит к выводу, что условия Договора от 13.04.2017 ФИО4 выполнены в полном объеме, доказательств обратному стороной истца не представлено, в связи с чем оснований для возврата выделенных ответчику денежных средств не имеется.
Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, исковое заявление Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области к ФИО4 о взыскании бюджетных средств, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области в удовлетворении исковых требований к ФИО4 о взыскании в бюджет Томской области бюджетных средств в размере 300000,00 руб., предоставленных в виде социальной выплаты на обустройство и хозяйственное обзаведение в соответствии с Положением о социальной выплате на обустройство и хозяйственное обзаведение, утвержденным постановлением Администрации Томской области №201а от 01.07.2011 «О государственной поддержке кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Томской области», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: (подпись) Т.А.Алиткина