ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/20 от 11.03.2020 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020.

Дело № 2-133/2020

УИД 27RS0021-01-2020-000051-65

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Переяславка 11 марта 2020 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Дубс Н.В.,

с участием представителя истца КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» ФИО1,

ответчиков ФИО2, ФИО3,

при секретаре судебного заседания Ревоненко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» к ФИО2 ФИО17, ФИО3 ФИО18 о взыскании ущерба, причиненного работодателю при исполнении должностных обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения района имени Лазо» обратилось в суд с иском к ФИО2 ФИО17, ФИО3 ФИО18 о взыскании ущерба, причиненного работодателю при исполнении должностных обязанностей. В обосновании иска указано, что актом проверки Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ года № выявлено нарушение п. 1 ст. 32 Закона о занятости в части увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверхустановленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, на количество недель, не соответствующим данным о страховом стаже, содержащимся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и установлен ряд переплат пособия по безработице, в том числе КГКУ ЦНЗ району имени Лазо в отношении 16 безработных, на общую сумму 48162,38 рубля, из них 16636,19 рублей недоплата по безработице, нарушение устранено, 19044,35 рублей до сих пор не возмещены. Оказание государственных услуг содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателем в подборе необходимых работников являлось основной функцией ФИО2 Согласно п. 3.14 должностной инструкции, утвержденной директором центра занятости 21.05.2015 года, ФИО2 осуществлял подготовку и оформление документов в программно-техническом комплексе с последующим распечатыванием на бумажном носителе - приказов по назначению, приостановке, невыплате пособия по безработице и снятию с учета, приказов об увеличении продолжительности периода выплаты пособия, приказов о сокращении размера пособия по безработице. Так в рамках должностных обязанностей при осуществлении увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверхустановленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы гражданам: ФИО4 ЛДПГУ , ФИО5 ЛДПГУ , ФИО6 ЛДПГУ , ФИО7 ЛДПГУ , ФИО8 ЛДПГУ ФИО2 не исключены из общего страхового стажа периоды состояния на учете в центре занятости в качестве безработных. Должностными обязанностями инспектора центра ФИО3 являлось в соответствии с п. 2.1 должностной инструкции осуществление функций по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые выражались в принятии в программно- техническом комплексе документов, необходимых для начисления социальных выплат безработным гражданам: при поступлении приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице согласовывает и осуществляет расчет пособия по безработице за фактически увеличенное количество дней безработицы. А также приказом директора центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения текущего контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственных услуг, принятием решений ФИО3 должен был осуществлять постоянный контроль за соблюдением законодательства РФ о занятости населения с предоставлением в контрольный отдел комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края отчета о внутреннем контроля по направлениям деятельности Центра занятости не реже 1 раза в месяц. ФИО3 ежемесячно проводились проверки, однако, в ходе проверок такого нарушения как осуществление увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверхустановленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы гражданам, признанным в установленном порядке безработными, установлено не было. Приказ инспектора центра занятости ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО5), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО6), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО7), № от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО8), об осуществлении увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверхустановленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы гражданам были согласованы ведущим инспектором ФИО3 Исходя из высказанного, гражданам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 неправильно произведен расчет страхового периода, относящегося к трудовой деятельности, данные обстоятельства повлекли переплату пособия по безработице в размере 19044,35 рублей по вине бывших работников центра занятости ФИО2 и ФИО3, неправильно определивших юридически значимые обстоятельства. Просит взыскать указанную сумму с ответчиков.

Представитель истца КГКУ «ЦЗН» ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которых необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб является: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба. Истцом не представлено наличия совокупности обстоятельств, бремя доказывания которых законом возложено на работодателя. Бывший работодатель не провел надлежащую проверку, не истребовал у него объяснения, не установил совокупность условий, необходимых для привлечения работника к материальной ответственности. Считает, что выводы работодателя о наличии виновных действий с его стороны, выразившихся в переплате пособий по безработице, в результате включения периодов получения пособия по безработице в страховой стаж, являются необоснованными. Страховой стаж подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой Пенсионным фондом РФ застрахованному лицу. Указанная выписка представляется гражданином в ЦЗН для подтверждения его страхового стажа. С 2017 года данная форма выдается в сокращенном варианте и содержит только продолжительность страхового стажа застрахованного лица без указания периодов, включаемых в страховой стаж. В ответ на запрос центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ПФ РФ в районе имени Лазо об уточнении периодов, включаемых в страховой стаж, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснено, что постановлением Правления ПФР от 15.06.2016 № 491п утверждена Форма сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (Форма СЗИ-6). Размер страхового стажа в данной форме указывается в виде общей суммы лет, месяцев, дней. Поскольку оказание государственных услуг содействия гражданам в поиске работы, осуществляется в ПК «Катарсис», им направлено обращение в Департамент разработки ПО ООО НПК «Катарсис» по вопросу внесения страхового стажа в программный комплекс. По получении ответа Департамента разработки ПО ООО НПК «Катарсис» работа в программном комплексе производилась в соответствии с рекомендациями, а именно: в разделе «Стаж» - «Страховой» указать цифру на основе документа Пенсионного фонда». Дальнейшая корректировка стажа данным программным комплексом не предусмотрена. Следовательно, подтвердить страховой стаж гражданина уполномочен только Пенсионный фонд РФ. Стаж подтверждается формой СЗИ-6. Полномочиями по исключению каких-либо периодов из данного официального документа его не наделяли. Посредством ПК «Катарсис» также осуществляется контроль за обоснованностью выплат: «Если в личном кабинете гражданина зафиксирован приказ «Увеличить продолжительность выплаты», но сделанное увеличение не соответствует данным страхового стажа, будет рекомендоваться создание приказа об отмене такого приказа и создание нового приказа об увеличении продолжительности выплаты с корректным периодом продления». Кроме того, работодателем нарушены нормы ТК РФ, регулирующие порядок привлечения лица к материальной ответственности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, согласно которых необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб является: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба. Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении ущерба. В связи с тем, что истцом не представлены доказательства наличия прямой причинной связи между фактом причинения вреда (убытков) истцу и действием (бездействием) ответчиков, а также с учетом системного толкования норм гражданского и трудового права, считает, что в удовлетворении заявленных требований истца должно быть отказано.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в КГКУ «ЦЗН района имени Лазо» с заявлением о признании её безработной. Согласно справке о среднем заработке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, имела 52 календарных недели оплачиваемой работы, средний заработок составлял 11450 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 увеличена продолжительность периода выплаты по безработице на 18 недель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленным размером пособия по безработице в указанном периоде 5152 рубля 50 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в КГКУ «ЦЗН района имени Лазо» с заявлением о признании его безработным. Согласно справке о среднем заработке ФИО5 работал (проходил службу) в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, имел 34 календарных недели оплачиваемой работы, средний заработок составлял 18959,13 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 увеличена продолжительность периода выплаты по безработице на 20 недель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленным размером пособия по безработице в указанном периоде 5880 рублей 00 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в КГКУ «ЦЗН района имени Лазо» с заявлением о признании её безработной. Согласно справке о среднем заработке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, имела 29 календарных недель оплачиваемой работы, средний заработок составлял 15199,69 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 увеличена продолжительность периода выплаты по безработице на 26 недель, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленным размером пособия по безработице в указанном периоде 6370 рублей 00 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась в КГКУ «ЦЗН района имени Лазо» с заявлением о признании её безработной. Согласно справке о среднем заработке ФИО7 работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, имела 52 календарных недели оплачиваемой работы, средний заработок составлял 27627,63 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 увеличена продолжительность периода выплаты по безработице на 30 недель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленным размером пособия по безработице в указанном периоде 6370 рублей 00 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 обратилась в КГКУ «ЦЗН района имени Лазо» с заявлением о признании её безработной. Согласно справке о среднем заработке ФИО9 работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, имела 29 календарных недель оплачиваемой работы, средний заработок составлял 40784,36 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 увеличена продолжительность периода выплаты по безработице на 20 недель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с установленным размером пособия по безработице в указанном периоде 5880 рублей 00 копеек.

Актом проверки Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ года № выявлено нарушение п. 1 ст. 32 Закона о занятости в части увеличения продолжительности периода выплаты пособия по безработице сверхустановленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, на количество недель, не соответствующим данным о страховом стаже, содержащимся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и установлен ряд переплат пособия по безработице.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят в КГКУ «Центр занятости населения района имени Лазо» с ДД.ММ.ГГГГ на должность инспектора в отдел экономики и прогнозирования рынка труда, трудоустройства, профобучения и профориентации и активных форм занятости, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п. 1.1 Должностной инструкции инспектора центра занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, инспектор центра занятости отдела трудоустройства, профобучения и профориентации и активных форм занятости (инспектор) подчиняется директору Центра занятости. Основной функцией инспектора является оказание государственных услуг содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (п.п. 2.1 Должностной инструкции).

П. 1.8 Должностной инструкции определено, что инспектор центра занятости населения по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников является штатной единицей отдела трудоустройства, профобучения и профориентации, активных форм занятости, подчиняется непосредственно начальнику отдела.

Разделом 3 Должностной инструкции определены должностные обязанности инспектора. Так, в числе прочего, инспектор информирует гражданина, обратившегося в службу занятости о положении на рынке труда; осуществляет функцию по предоставлению государственной услуги, проверяет наличие документов, установленных Административным регламентом; на основании представленных документов принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными административным регламентом; информирует граждан о принятом решении; осуществляет подготовку и оформление документов в программно-техническом комплексе с последующим распечатыванием на бумажном носителе – приказов по назначению, приостановке, невыплате пособия по безработице, приказов на оказание материальной помощи безработному гражданину, приказов об увеличении продолжительности периода пособия, приказов о сокращении размера пособия по безработице.

В соответствии с разделом 6 Должностной инструкции инспектор, в числе прочего, несёт ответственность за: ненадлежащее исполнение своих обязанностей; за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом; за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; за причинение материального ущерба – в пределах и в порядке, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принят в Отдел занятости населения района имени Лазо Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю на должность специалиста 1-ой категории с ДД.ММ.ГГГГ, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п. 2.1 ведущего инспектора отдела бухгалтерского учета и отчетности осуществление функций по предоставлению государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые выражались в принятии в программно-техническом комплексе документов, необходимых для начисления социальных выплат безработным гражданам; при поступлении приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице согласовывает и осуществляет расчет пособия по безработице за фактически увеличенное количество дней безработицы.

Приказами директора центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ года №, и от ДД.ММ.ГГГГ года № в целях обеспечения текущего контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственных услуг, принятием решений, на ФИО3 возложена обязанность осуществлять постоянный контроль за соблюдением законодательства РФ о занятости населения с предоставлением отчета о внутреннем контроле по направлениям деятельности Центра занятости не реже 1 раза в месяц.

Пунктом 1 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, установлено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Согласно п. 2 ст. 30 указанного Закона, пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено указанным Законом.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан») постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В соответствии с п. 15 «Стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утверждённого Приказом Минтруда России от 13.11.2012 N 524н, государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает анализ сведений о гражданине, внесенных в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения на основании документов, предъявленных гражданином при регистрации в целях поиска подходящей работы, и определение подходящей для него работы в соответствии с законодательством о занятости населения с учетом наличия или отсутствия сведений о: профессии (специальности), должности, вида деятельности; уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы; среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года, гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 11 и 12 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 указанного Федерального закона, засчитываются: период получения пособия по безработице.

В соответствии с п. 112 Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Минтруда России от 29.06.2012 N 10н (действовавшего до 09.08.2019) работник принимает решение об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающую наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что работник при принятии решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице определяет срок, на который необходимо увеличить продолжительность периода выплаты, исходя из страхового стажа, который подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Самостоятельное изменение работником страхового стажа при издании приказа об увеличении продолжительности периода выплаты законодательством не предусмотрено.

Главой 39 ТК РФ «Материальная ответственность работника» определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.

Частью первой статьи 238 ТК РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть вторая статьи 238 ТК РФ).

В силу части 1 статьи 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Согласно части 2 статьи 247 ТК РФ истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном ТК РФ (часть 3 статьи 247 ТК РФ).

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из приведенных правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным ущербом, вина работника в причинении ущерба.

При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

В силу п. 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и вины причинителя вреда.

Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

В отсутствии хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

Обязанность предоставления доказательств причинения ответчиками прямого действительного ущерба лежит на истце.

Вместе с тем, ФИО2, осуществляя подготовку и оформление приказов об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, действовал в рамках возложенных на него обязанностей, в соответствии с должностной инструкцией, согласно которой в его обязанности, в числе прочего, входит осуществление подготовки и оформления документов в программно-техническом комплексе с последующим распечатыванием на бумажном носителе, в частности приказов по назначению, приостановке, невыплате пособия по безработице и снятии с учета, приказов об увеличении продолжительности периода выплаты пособия, приказов о сокращении размера пособия по безработице, тогда, как непосредственное установление размера пособия по безработице, его утверждение в обязанности инспектора не входит.

Кроме того, подготовка приказа об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице осуществлена работником на основании представленного личного дела получателя государственных услуг, содержащего выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подтверждающую наличие страхового стажа, превышающего страховой стаж продолжительностью 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.

Таким образом, прямой непосредственной вины ответчиков ФИО2 и ФИО3 и прямой непосредственной причинной связи между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) ответчиков не установлено.

Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих исполнение работодателем обязанности по установлению размера причиненного ему ущерба и причины его возникновения, а именно доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры, предусмотренной статьей 247 ТК РФ. Ответчики не были ознакомлены с результатами проверки, письменные объяснения для установления причин возникновения ущерба у них не запрашивались.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения района имени Лазо» к ФИО2 ФИО17, ФИО3 ФИО18 о взыскании ущерба, причиненного работодателю при исполнении должностных обязанностей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.В. Дубс