Дело № 2-133/ 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новохоперск 28 марта 2013 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Петрушенко А.И.
при секретаре Светловой С.Н.
с участием:
заявителей: РВА
РНЮ
представителя ответчика - администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Ермоловой Ирины Ивановны
представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новохоперскому району Воронежской области Пименовой Валентины Александровны
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года, о восстановлении прав приёмного родителя РВА на выплату вознаграждения, перечисления страховых взносов на его имя в Пенсионный Фонд РФ со дня подписания Договора № 1 от 07 мая 2003 года о передаче детей на воспитание в приёмную семью и до настоящего времени, о включении ему в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, и произвести данные выплаты,
УСТАНОВИЛ:
РВА и РНЮ обратились в суд с иском к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области и Правительству Воронежской области о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года, о восстановлении прав приёмного родителя РВА на выплату вознаграждения, перечисления страховых взносов на его имя в Пенсионный Фонд РФ со дня подписания Договора № 1 от 07 мая 2003 года о передаче детей на воспитание в приёмную семью и до настоящего времени, о включении ему в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и произвести данные выплаты, по тем основаниям, что 07 мая 2003 года они создали приемную семью. Между ними и органом опеки Новохоперского района был подписан договор № 1 от 07 мая 2003 года, по которому им передали на воспитание 4-х детей: ТДА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В договоре № 1 от 07 мая 2003 года они оба являлись приемными родителями, и обязанности за воспитание детей были возложены на обоих приемных родителей. Согласно статье 783 ГК РФ договор о приемной семье рассматривается как договор возмездного оказания услуг государству, так как дети, переданные на воспитание в их семью, были социальными сиротами, поскольку их родители лишены родительских прав. Став приемными родителями, государство возложило на них обязанности по воспитанию, заботе и адаптации детей в дальнейшей жизни в обществе. Постановлением правительства 17.07.1996 года, ст.ст. 151,152 Семейного кодекса и Законом № 64 - 0З от 16.12.1998 года (Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям) гарантированы права приемных родителей и эти права возникают со дня подписания ими договора о приемной семье № 1 от 07.05.2003 года.
В их случае вознаграждение за воспитание детей выплачивается только одному приемному родителю - РНЮ, соответственно только в отношении неё перечисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. Период приёмного родителя по воспитанию детей включается в трудовой стаж и учитывается при оформлении пенсии. Права второго приемного родителя - РВА нарушаются с момента вынесения постановления № 307 от 02.06.2003 года. Фактически он, то есть РВА, пробыл приёмным родителем с 07.05.2003 года по 02.06.2003 года. Постановлением от 02.06. 2003 года его права были аннулированы, что противоречит законодательству РФ. По Конституции РФ, по Семейному кодексу, по Трудовому кодексу оба приемных родителя подписавшие договор имеют равные права, и на них возложены равные обязанности, но администрация Новохоперского района нарушила закон и ущемила права приемного родителя Рямзина В.А. в постановлении от 02.06.2003 года. Впоследствии, чтобы как - то исправить ошибку, администрация района в отношении нашей семьи стала применять закон № 93-ОЗ от 27.10.2006 года " О приемной семье в Воронежской области". Но этот Закон был принят спустя 3 года после создания приемной семьи ФИО20. Несмотря на принятие 24 апреля 2008 года Федерального закона № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", этот Закон не применяется в отношении приемной семьи ФИО20. На протяжении многих лет орган опеки и попечительства, ссылаясь на постановление администрации Новохоперского района № 307 от 02.06.2003 года, выдает справки и производит оплату только одному приемному родителю - РНЮ, а второй приемный родитель РВА не имеет никаких прав, чем нарушается ст.13 ГК РФ. Просили суд внести изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года, восстановить права приёмного родителя РВА на выплату вознаграждения и перечисления на него страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ со дня подписания договора № 1 от 07 мая 2003 года, включить ему в общий трудовой стаж время по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, и произвести данные выплаты.
В судебном заседании РВА подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, суду пояснил, он и его жена РНЮ 07 мая 2003 года заключили с администрацией Новохоперского района договор № 1 о создании приёмной семьи. Они приняли на воспитание в приемную семью детей: БВА, БВА2, БВА3, ТДА, родители которых лишены родительских прав. В этом договоре он и его жена РНЮ являются приемными родителями. Им было выдано удостоверение приёмных родителей. После этого было издано постановление администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года, в п. 3.1 которого было указано, что с его женой РНЮ оформляется трудовой договор и ей будет производиться выплата заработной платы как приёмному родителю. В данном случае трудовой договор не должен был заключаться, так как договор о создании приёмной семьи- это договор возмездного оказания услуг. Этим постановлением № 307 получается, что его «вывели» из приёмной семьи, лишили его конституционных прав. Данное постановление нужно было прежде всего самой администрации района. Заработную плату, как приёмный родитель, получала только его жена, хотя он также был приёмным родителем, воспитывал детей. Он с марта 2004 года являлся воспитателем семейно – воспитательной группы реабилитационного центра <данные изъяты> <адрес>, в которую входили дети: ВАА, ВАА2, ВДА. С осени 2004 года у них в семье была и ВАВ. Все эти дети были у них в приёмной семье, но должным образом в соответствии с законом нахождение детей в его семье не было оформлено. В январе 2008 года администрация Новохоперского района стала оформлять договор о их приёмной семье, хотя их приёмная семья продолжала существовать, так как действовал договор от 07 мая 2003 года сроком на 5 лет. Администрация района составила договор о приёмной семье, в котором приёмным родителем указана была только жена, его в данном договоре не было. Он с женой с этим не были согласны и обратились с заявлением в администрацию Новохоперского района. Ответа на заявление он не получил. В феврале 2008 года из реабилитационного центра <данные изъяты> <адрес> он получил сообщение о том, что в г. Новохоперске будет решаться вопрос о создании их приёмной семьи. Он уехал в <данные изъяты>, и там узнал, что ДД.ММ.ГГГГ его уволили из реабилитационного центра <данные изъяты> Фактически дети так и продолжали находиться у них на воспитании. В ноябре 2008 года он в связи с этим обратился в суд Новохоперского района. Решение суда было вынесено, после чего администрация оформила договор о приёмной семье от 01 марта 2008 года. В этом договоре он и его жена были указаны приёмными родителями. Получилось, что 01 марта 2008 года была создана приёмная семья, и администрация района стала к ним применять Закон Воронежской области от 2007 года, согласно которого выплата вознаграждения производится только одному приёмному родителю, хотя первоначально в этом же Законе Воронежской области указывалось на то, что выплата производиться приёмным родителям. Он считает, что договор от 01 марта 2008 года надо рассматривать как дополнительный договор к договору от 07 мая 2003 года, поскольку он с женой так и были приёмными родителями с 2003 года, договор от 07.05. 2003 года не расторгнут, а заработную плату получала только жена. В настоящее время жена оформила пенсию. Её стаж как приёмного родителя был включен в трудовой стаж, так как она получала заработную плату, производились отчисления в пенсионный фонд, поэтому ей назначили пенсию. У него почти 10 лет стажа как приёмного родителя, но он выплату не получал, следовательно, отчисления за него в пенсионный фонд не производились. В суде он уточнил свои требования, просил суд внести изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года, в части указания на то, что он и его жена являются приёмными родителями, как выполняющие услуги по воспитанию детей на возмездной основе. Просил суд произвести ему выплаты, как приёмному родителю, с 2003 года по настоящее время, произвести отчисления в пенсионный фонд, чтобы время по уходу и воспитанию детей в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время было включено ему в общий трудовой стаж. По поводу всех этих вопросов он обращался в администрацию Новохоперского района, в прокуратуру района и области, в департамент образования Воронежской области, в Правительство Воронежской области, в администрацию Президента РФ. До настоящего времени все эти вопросы: по получению им вознаграждения, перечисления страховых взносов, включения ему в общий трудовой стаж времени ухода за детьми в приёмной семье так и не решены.
В судебном заседании РНЮ подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, суду пояснила, что 07 мая 2003 года администрация Новохоперского района заключила с нею и с РВА договор о создании приёмной семьи сроком на пять лет. В их приёмную семью были переданы четверо несовершеннолетних детей. По этому договору она и её муж РВА являются приёмными родителями. Постановлением администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года с нею был заключен трудовой договор и она, как воспитатель приёмной семьи получала, заработную плату. Муж, как приёмный родитель, никакую заработную плату не получал. Согласно Семейного кодекса РФ она и её муж значились приемными родителями и оба должны были получать заработную плату. Сначала она получала заработную плату, затем ей стали выплачивать вознаграждение. В январе 2008 года администрация района стала оформлять договор о создании приёмной семьи, хотя их приёмная семья согласно договора от 07 мая 2003 года так и продолжала существовать. Первоначально в этом новом договоре только её указали в качестве приёмного родителя, мужа в этом договоре не было. Затем через суд она и муж добились того, что в договоре от 01 марта 2008 года приёмными родителями указали её и мужа РВА По договору от 01 марта 2008 года в их семье были: ВАВ, КДА, ВДА, ВАА2, ВАА, ТДА, БВА, БВА2, БВА3. Договор от 07 мая 2003 года о их приёмной семье не истёк, а получилось, что вновь создали приёмную семью ФИО20. К ним стали применять закон Воронежской области № 93 от 2006 года, согласно которого выплата вознаграждения производится одному из приёмных родителей, хотя с момента создания приёмной семьи обоим приёмным родителям должны были производить оплату. В ноябре 2011 года ей была назначена пенсия по старости. Время по уходу за детьми в приёмной семье ей было включено в трудовой стаж, так как она получала заработную плату и производились отчисления в пенсионный фонд. В связи с этим РВА обратился в Новохоперское отделение пенсионного фонда и получил ответ, согласно которого родитель-воспитатель в приёмной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы, то время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также согласно Письма Министерства образования РФ от 29 октября 2001 года договор о передаче детей на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг ст. 783 ГК РФ. Поэтому Рямзин В.А. должен был получать заработную плату и на него должны были производиться отчисления по уплате страховых взносов, но этого ничего не было. В связи с этим РВА вынужден был обратиться в суд. Она просит суд удовлетворить заявление РВА и восстановить его права, как приёмного родителя, выплатить ему вознаграждение как приёмному родителю, время по воспитанию детей в приёмной семье включить РВА в трудовой стаж, произвести отчисления в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика - администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области Ермолова И.И. требования, изложенные РВА и РНЮ в заявлении, не признала, суду пояснила, РВА и его жена РНЮ по договору от 07 мая 2003 года приняли на воспитание в приемную семью детей: БВА, БВА2, БВА3, ТДА, родители которых лишены родительских прав. Срок действия данного договора был установлен пять лет. По этому договору РВА и РНЮ являются приёмными родителями. Постановлением администрации Новохоперского района от 02 июня 2003 года была образована приёмная семья РВА и РНЮ На то время законодательство допускало наличие в приёмной семье только пятерых детей. В этом постановлении указали, что с РНЮ заключен трудовой договор и ей будет выплачиваться заработная плата. На то время оплата труда приёмных родителей производилась из местного бюджета. Чтобы определить источник финансирования и было принято постановление № 307 от 02 июня 2003 года, и вот таким образом был решен вопрос о выплате заработной платы приёмным родителям, а получателем заработной платы была РНЮ ФИО20 было предложено, кто из них будет получать заработную плату за воспитание детей. РВА отказался, и они между собой решили, что будет получать ФИО18 Размер оплаты приёмным родителям на то время регламентировался Законом Воронежской области № 64 –ОЗ от 16.12. 1998 года «Об оплате труда приёмных родителей и льготах, предоставляемой приёмной семье», и определялся исходя из числа детей, находящихся на воспитании в приёмной семье. РНЮ получала заработную плату, размер которой определялся из числа детей, находящихся в приёмной семье. Выплата заработной платы РНЮ производилась из средств местного бюджета. РВА в то время являлся воспитателем семейно-воспитательной группы, в которую входили воспитанники: ВАА, ВАА2, ВДА, родители которых были лишены родительских прав. Затем РВА был воспитателем КДА. Его жена РНЮ являлась воспитателем ребенка - ВАВ. В 2007 году изменилось законодательство по приёмной семье и необходимо было решать вопрос о создании приёмной семьи в отношении указанных детей либо оформлении опеки. В октябре 2006 года был принят Закон Воронежской области № 93 – ОЗ от 12 октября 2006 года «О приёмной семье в Воронежской области», а Закон Воронежской области № 64 утратил свою силу. В ноябре 2007 года из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних <данные изъяты> <адрес> администрация Новохоперского района получила документы на ВАА, ВАА2, ВДА, КДА. В январе 2008 года был составлен первоначальный договор о передаче детей в приёмную семью РНЮ В этом договоре РВА как приёмного родителя не указали. Орган опеки при этом исходил из того, что выплаты производятся на одного родителя, поэтому указали в договоре только РНЮ По этому поводу РВА обращался в суд и во исполнение решения суда администрацией района 01 марта 2008 года был заключен договор с РНЮ и РВА о создании приёмной семьи. В этом договоре РВА и РНЮ указаны приемными родителями. Вознаграждение в виде заработной платы получала РНЮ, поскольку Законом Воронежской области № 93 определено, что оплата труда производится одному из приёмных родителей. С 2007 года РНЮ получает заработную плату из средств областного бюджета. В настоящее время вопросы по опеке и попечительству находятся в ведении Департамента образования Воронежской области. Начиная с 2003 года и по настоящее время вознаграждение по оплате труда приемных родителей, в данном случае, ФИО20, выплачено в полном объёме, исходя из количества детей, находящихся в приемной семье, и суммы этого вознаграждения получены РНЮ полностью. Поэтому требование РВА о выплате ему вознаграждения за период с мая 2003 года по настоящее время удовлетворению не подлежит. Она считает, что требование РВА о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года, в части указания на то, что он и его жена являются приёмными родителями, удовлетворению не подлежит, так как этим постановлением права РВА не нарушены, и в нём было закреплено право РНЮ на получение оплаты труда обоих приёмных родителей: её и РВА, как выполняющих услуги по воспитанию детей на возмездной основе. Она полагает, что время по уходу РВА за детьми в приёмной семье может быть включено в трудовой стаж. Требование РВА о производстве отчислений страховых взносов с суммы вознаграждения в пенсионный фонд, по её мнению, возможно на будущее время, путём разделения лицевых счетов ФИО20, на что согласен Департамент образования Воронежской области, чтобы возможно было перечислять страховые взносы на счёт РВА как приёмного родителя.
Представитель ответчика - Правительства Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Воронежской области.
Представитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области представил суду отзыв на заявление РВА и РНЮ, из которого следует, что передача детей на воспитание в приёмную семью осуществляется в соответствии с «Правилами создания приёмной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приёмной семье», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423, и Законом Воронежской области № 93 – ОЗ от 12 октября 2006 года «О приёмной семье в Воронежской области», согласно которых вознаграждение за воспитание каждого приёмного ребенка ежемесячно выплачивается одному из приёмных родителей. Денежные средства в установленном размере выплачивались одному из приёмных родителей – РНЮ в соответствии с постановлением администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года. С учетом этого оснований для удовлетворения требований, указанных в заявлении РНЮ и РВА, не имеется.
Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новохоперскому району Воронежской области Пименова В.А. суду пояснила, что из пояснений сторон известно, что вознаграждение приёмным родителям: РНЮ и РВА выплачивается с 2003 года и по настоящее время. Оплата производится обоим приёмным родителям, только получает эту оплату труда РНЮ Размер оплаты труда определяется исходя из числа детей, находящихся в приёмной семье. Вознаграждение выплачивалось в полном размере с учетом количества детей. В связи с этим РВА не вправе требовать ему выплаты вознаграждения, начиная с 2003 года и по настоящее время, так как оно фактически выплачено и не может выплачиваться повторно, второй раз. Получение вознаграждения РНЮ не означает, что РВА не начислялось это вознаграждение, оно начислялось им обоим, но получала это вознаграждение одна РНЮ
Согласно Письма Министерства образования РФ от 29 октября 2001 года № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приёмными родителями» договор о передаче детей на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг и на него распространяются положения ст. 783 ГК РФ. На вознаграждение, выплачиваемое РНЮ, начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые поступали на её лицевой счет как застрахованного лица. Время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. РНЮ в ноябре 2011 года была назначена пенсия по старости, так как на неё производилась уплата страховых взносов. Она реализовала своё право на назначение пенсии. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с учетом выплаченного вознаграждения приемным родителям ФИО20, фактически были страхователем перечислены в полном объёме, и были учтены на счете застрахованного лица РНЮ, поскольку она оформлена в качестве получателя. Администрация района, производящая выплату вознаграждения, надлежащим образом предоставляла сведения об уплате страховых взносов. В связи с этим тут не может быть и речи о производстве корректировки страховых взносов за прошлое время, так как страховые взносы уплачены. Также РВА не вправе требовать перечисления на него страховых взносов за прошлое время, так как фактически эти взносы уплачены с учетом выплаченного вознаграждения. Получается, что страховые взносы зачислены на лицевой счет застрахованного лица РНЮ на основании сведений, предоставленных работодателем в соответствии с Федеральным законом № 27 от 01.04. 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В данном случае взыскание суммы страховых взносов в пользу РВА за прошлое время не имеет законных оснований. Вмешиваться в лицевой счет РНЮ никто не имеет права, так как этим могут быть затронуты и нарушены пенсионные права РНЮ Уплата страховых взносов РВА возможна, по её мнению, с настоящего времени, то есть с момента вынесения решения суда, при этом не затрагивая лицевой счет РНЮ Она считает, что время ухода РВА за детьми в приёмной семье может быть включено в общий трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии.
Суд, выслушав стороны, представителя ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Новохоперскому району Воронежской области Пименову В.А., изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью /на усыновление, под опеку/попечительство/ или в приемную семью/, а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Согласно договора № 1 о передаче детей на воспитание в приемную семью от 07 мая 2003 года РВА и РНЮ переданы на воспитание дети: БВА, БВА2, БВА3, ТДА. В соответствии с этим договором ( п. 2.1) орган опеки и попечительства выплачивает ФИО20 денежные средства на материальное обеспечение детей по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Пункт 2.2 данного договора указывает на то, что ежемесячно производиться оплата труда приёмным родителям в сумме <данные изъяты> рублей. Срок действия данного договора - 5 лет с момента подписания договора.
Постановлением администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года образована приёмная семья РВА и РНЮ.
Пункт 3.1 данного Постановления указывает: «Заключить трудовой договор с РНЮ, как воспитатель в приёмной семье, и производить оплату труда».
Согласно удостоверения № в соответствии с договором № 1 о передаче детей на воспитание в приемную семью от 07 мая 2003 года, РВА является приёмным родителем.
Из этого следует, что в силу договора № 1 от 07 мая 2003 года приёмным родителям: РНЮ и РВА ежемесячно производится оплата труда и получателем данной оплаты труда является РНЮ
На момент образования приёмной семьи ФИО20 в 2003 году действовал пункт 1 ст. 151 СК РФ, который указывал на то, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка /детей/ на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка /детей/ заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
В соответствии с п. 3 ст. 153 СК РФ приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку /детям/ обладают правами и обязанностями опекуна /попечителя/.
На момент образования приёмной семьи ФИО20 действовало постановление Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829.
Согласно п. 3 «Положения о приёмной семье», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829, приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребенка /детей/ на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка /детей/ заключается между органом опеки и попечительства и приёмными родителями по форме согласно Приложению № 1.
Орган опеки и попечительства выдает приёмным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно Приложению № 2.
В соответствии с п. 6 «Положения о приёмной семье», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829, приемными родителями могли быть совершеннолетние лица обоего пола.
Согласно п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, договор № 1 от 07 мая 2003 года о передаче детей на воспитание в приемную семью супругов ФИО20 был заключен в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, согласно Приложения № 1 постановления Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829.
Согласно п. 32 данного Положения о приёмной семье, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что размер оплаты труда приёмных родителей определялся законом субъекта Российской Федерации с учетом количества детей, взятых на воспитание.
В соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области № 64 –ОЗ от 16.12. 1998 года «Об оплате труда приёмных родителей и льготах, предоставляемой приёмной семье», действовавшего на момент образования приёмной семьи ФИО20, ежемесячная оплата труда приемного родителя устанавливалась в зависимости от количества взятых на воспитание детей и исчислялась в минимальных размерах оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Из Закона Воронежской области № 64 –ОЗ следовало, что выплата заработной платы приемным родителям за воспитание приемных детей осуществляется ежемесячно в следующих размерах:
за воспитание одного ребенка - один минимальный размер оплаты труда;
за воспитание двух детей - два минимальных размера оплаты труда;
за воспитание трех детей - три минимальных размера оплаты труда;
за воспитание четырех детей - четыре минимальных размера оплаты труда;
за воспитание пяти и более детей - десять минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 3 указанного Закона Воронежской области № 64 расходы на реализацию мер, предусмотренных настоящим законом, по оплате труда приемных родителей приемных семей и по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производились на основании решения органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета.
В соответствии с этими требованиями 02 июня 2003 года администрацией Новохоперского района Воронежской области было принято постановление № 307 от 02 июня 2003 года, в пункте 3.1 которого и указали, что с РНЮ заключен договор и ей производится оплата труда.
В связи с принятием 12 октября 2006 года Закона Воронежской области № 93 – ОЗ «О приёмной семье в Воронежской области» Закон Воронежской области № 64 –ОЗ утратил свою силу с 01 января 2007 года.
Первоначально в ст. 5 п. 2 Закона Воронежской области № 93 – ОЗ от 12 октября 2006 года «О приёмной семье в Воронежской области» указывалось на то, что выплата заработной платы приёмным родителям за воспитание приёмных детей осуществляется ежемесячно.
В соответствии со ст. 5 п. 2 Закона Воронежской области № 93 – ОЗ от 12 октября 2006 года / в редакции от 27.06. 2007 года/ «О приёмной семье в Воронежской области» размер оплаты труда приемным родителям составляет 2500 рублей в месяц на каждого ребенка и выплачивается одному из приёмных родителей.
В ст. 3 п. 6 данного Закона указано на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в дела приёмной семьи, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Приведенные положения нормативных правовых актов свидетельствуют суду о том, размер оплаты труда приемных родителей определяется с учетом количества детей, переданных на воспитание в приёмную семью и получателем данной оплаты труда приемных родителей была РНЮ
Получение заработной платы РНЮ не означает, что РВА не оплачивалось выполнение услуг по воспитанию детей в приёмной семье, поскольку оплата труда производилась обоим приёмным родителям, на что указано в Договоре от 07 мая 2003 года, а РНЮ только лишь получала эту оплату труда.
Орган опеки и попечительства администрации Новохоперского района в полном объёме производил оплату труда супругам ФИО20, исходя из количества детей, находящихся в приёмной семье, перечисляя денежные средства на лицевой счет РНЮ
До истечения 5-ти летнего срока действия договора от 07 мая 2003 года 18 января 2008 года был заключен договор между администрацией Новохоперского муниципального района Воронежской области и РНЮ о создании приёмной семьи. В этом договоре от 18 января 2008 года РВА, как приёмный родитель, не значился, в связи с чем по этому вопросу РВА в ноябре 2008 года обращался в Новохоперский районный суд.
В материалах дела имеется решение Новохоперского районного суда Воронежской области от 19 декабря 2008 года, на основании которого договор № 4 «О создании приемной семьи РНЮ» от 18 января 2008 года, заключенный между администрацией Новохоперского муниципального района Воронежской области и РНЮ признан недействительным. По указанному решению суда администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области обязана заключить договор о передаче детей на воспитание в приемную семью с РНЮ и РВА как приемными родителями по форме согласно Приложению № «Положения о приемной семье», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829, также администрация обязана выдать Рямзину Вячеславу Александровичу удостоверение приемного родителя установленного образца по форме согласно Приложению № 2 «Положения о приемной семье».
Этим же решением суда на администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав РВА и принять постановление «Об образовании приемной семьи РНЮ и РВА», включив РВА и РНЮ в качестве приемных родителей указанной приемной семьи.
Во исполнение указанного решения суда от 19 декабря 2008 года, был заключен договор от 01 марта 2008 года с приёмной семьей ФИО20.
Согласно этого договора № 1-а с приемной семьей ФИО20 от 01 марта 2008 года администрация Новохоперского муниципального района в лице главы администрации муниципального района С. передает, а приемные родители - РНЮ и РВА принимают на воспитание в приемную семью детей: ВАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, КДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВАА2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ВАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ТДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, БВА3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно п. 5.1.1 указанного договора приемным родителям производятся выплаты в качестве оплаты труда по воспитанию в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 5.2 данного договора указывает на то, что оплата труда приёмных родителей, а также все ежемесячные выплаты денежных средств, производятся ежемесячно на банковский счет приёмного родителя.
В соответствии с пунктом 7.4 договора от 01 марта 2008 года – договор № 1 от 07.05.2003 года «О передаче детей на воспитание в приёмную семью ФИО20» прекратил своё действие с 01 марта 2008 года.
Суд обращает внимание на то, что договор № 1-а от 01 марта 2008 года администрацией Новохоперского муниципального района заключался с приемной семьей ФИО20, то есть приёмная семья ФИО20 реально существовала, и договор от 01 марта 2008 года только лишь юридически оформил и закрепил нахождение указанных детей в реально существующей по договору от 07 мая 2003 года приёмной семье ФИО20.
С учетом таких обстоятельств следует также отметить, что договор от 07 мая 2003 года был заключен на срок 5 лет. Этот договор действовал, он не был не отменен, не прекращен, и на момент заключения договора от 01 марта 2008 года договор от 07 мая 2003 года продолжал действовать. Фактически дети, указанные в договоре от 01 марта 2008 года, находились в приёмной семье ФИО20 и до 01 марта 2008 года.
Исходя из существа и характера договора от 01 марта 2008 года, его условий, суд приходит к выводу о том, что фактически договором от 01 марта 2008 года был продлен, пролонгирован договор о приёмной семье ФИО20 от 07 мая 2003 года, поскольку указанные дети продолжали находиться в приёмной семье супругов ФИО20, статус приёмных родителей: РНЮ и РВА, установленный договором от 07 мая 2003 года, при заключении договора от 01 марта 2008 года не изменился.
С принятием постановления Правительства РФ 18 мая 2009 года № 423, которое регулирует осуществление опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних, постановление Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829 утратило свою силу.
Согласно «Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423, настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее - опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, - договора о патронатной семье (патронатном воспитании).
Согласно п. 2 «Правил создания приёмной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приёмной семье», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2, п. 3 ст. 152 СК РФ к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1, п. 2 ст. 153 СКРФ приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
Согласно п. 2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно дополнительного соглашения № 3 от 10 июня 2011 года к договору № 1-а от 01 марта 2008 года с приемной семьей ФИО20, по ходатайству ГУ социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вера», заявления приемных родителей и желания малолетнего ребенка проживать в семье, в состав приемной семьи ФИО20 включен ВИВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшийся без попечения родителей.
На основании постановления администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области от 14 июля 2011 года № 397 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района от 02 июня 2003 года № 307 «Об образовании приемной семьи» РНЮ и РВА назначены приемными родителями несовершеннолетних детей: КДА, ВДА, ВАА2, ВАА, ТДА, БВА, ВИВ.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 данного постановления муниципальному учреждению «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» поручено производить ежемесячную выплату приемному родителю РНЮ на содержание приемных детей, указанных в постановлении, в размере, предусмотренном действующим законодательством РФ, и производить выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю РНЮ на семерых приемных детей, в размере, предусмотренном действующим законодательством.
В материалах дела имеется ответ Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новохоперскому району Воронежской области РВА от 12 ноября 2012 года № Р-34/4713, из которого следует, что поскольку родитель-воспитатель в приёмной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы, то время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Письма Министерства образования РФ от 29 октября 2001 года № 1293/28-5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приёмными родителями» договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 года - об уплате единого социального налога (взноса).
Из статьи 783 ГК РФ следует, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 Письма Минобрнауки РФ от 31. 08. 2010 года № 06- 364 « О применении законодательства по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 535 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возложены контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Пункт 6 данного Письма от 31.08. 2010 года указывает на то, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 48-ФЗ установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Одновременно в части 2 данной статьи имеется указание на то, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Таким образом, заключение договоров производится только в случае установления опеки на возмездной основе.
Федеральный закон N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" вступил в силу с 01 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 01 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. Переоформлять указанные договоры необходимо только по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейным кодексом РФ (часть 1 статьи 16); опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
Согласно ст. 16 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, за исключением случаев, когда с опекуном (попечителем) заключается договор. Это может быть договор об опеке и попечительстве, в том числе договор о приемной семье, о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Приемной семьей в соответствии со ст. 152 Семейного Кодекса РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, государственная поддержка приемных семей осуществляется через систему установления вознаграждений и компенсаций за воспитание ребенка.
Принимая во внимание, что в силу вышеприведенных норм закона установление опеки над детьми и передача детей на воспитание в приемную семью являются разными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а приемные родители, в отличие от опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно, исполняют обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение, то суд приходит к выводу о том, что РНЮ и РВА с момента заключения договора с 07 мая 2003 года и по настоящее время исполняют обязанности приёмного родителя на возмездной основе.
Право приёмного родителя на вознаграждение возникает с момента заключения с ним соответствующего договора.
В судебном заседании установлено, что с момента заключения договора от 07 мая 2003 года как у приёмного родителя РНЮ, так и у приёмного родителя РВА возникло право на вознаграждение, на что указано в п. 2.2 данного договора о производстве ежемесячно оплаты труда приёмным родителям в размере <данные изъяты> рублей. Орган опеки и попечительства постановлением администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года оформил оплату труда приёмным родителям: РНЮ и РВА путём заключения трудового договора с РНЮ и выплаты указанной оплаты труда РНЮ из местного бюджета (п. 3.1данного постановления), то есть из бюджета Новохоперского района, а для этого необходимо было принять данное постановление.
Постановление администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года не нарушило права и законные интересы РВА, поскольку орган опеки и попечительства администрации района не уклонился от выплаты вознаграждения приемным родителям, а напротив, определил источник финансирования данного вознаграждения приемным родителям, и вознаграждение выплачивалось в полном объёме из денежных средств бюджета Новохоперского района, в настоящее время выплачивается из денежных средств бюджета Воронежской области, получателем которого является РНЮ Размер вознаграждения приемным родителям и порядок его выплаты соответствуют договору о приемной семье от 07 мая 2003 года, Закону Воронежской области № 93 - ОЗ, Семейному кодексу РФ, Федеральному закону № 48 «Об опеке и попечительстве», при этом права РВА не были ущемлены и ограничены.
Вознаграждение приемным родителям: РНЮ и РВА за период с июня 2003 года по настоящее время выплачено на имя РНЮ в полном объёме, поэтому требование РВА о выплате ему вознаграждения, как приёмному родителю, за указанный период удовлетворению не подлежит ввиду необоснованности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Постановление администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года «Об образовании приёмной семьи» было принято в соответствии со ст. 151 СК РФ,
«Положением о приёмной семье», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 года № 829 и в соответствии с Договором о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года.
Пункт 3.1 данного Постановления был принят в редакции: «Заключить трудовой договор с РНЮ, как воспитатель в приёмной семье, и производить оплату труда».
Орган опеки и попечительства во исполнение Договора о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, с момента заключения которого у приёмных родителей возникло право на вознаграждение, постановлением администрации Новохоперского района № 307 от 02 июня 2003 года оформил оплату труда приёмным родителям: РНЮ и РВА путём заключения трудового договора с РНЮ и выплаты указанной оплаты труда РНЮ из местного бюджета - из бюджета Новохоперского района.
Пункт 3.1 постановления администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года «Об образовании приёмной семьи» принят в пределах полномочий органа местного самоуправления, соответствует требованиям закона и указанным нормативно- правовым актам, является законным, поскольку не нарушает и не ограничивает права и законные интересы РВА, как приёмного родителя, не лишает его статуса приёмного родителя, выполняющего воспитательные функции на возмездной основе.
При таких обстоятельствах требование РВА о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года, как противоречащий закону, в котором указано на заключение трудового договора с приёмным родителем РНЮ и производстве ей оплаты труда, и что необходимо указать, что он является приёмным родителем, как выполняющим услуги по воспитанию детей на возмездной основе, удовлетворению не подлежит, поскольку права приёмного родителя РВА возникли на основании Договора о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, и в том числе право приёмного родителя на вознаграждение у него возникло с момента заключения с ним данного договора от 07 мая 2003 года, а постановлением № 307 от 02 июня 2003 года была только лишь оформлена выплата этого вознаграждения.
Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, то по смыслу ч. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях", время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 11 Письма Минобрнауки РФ от 31. 08. 2010 года № 06- 364 «О применении законодательства по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних» указано на то, что вознаграждение опекуну (попечителю) или приемному родителю, исполняющему свои обязанности по договору об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе или по договору о приемной семье, не включено в перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению. Договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе (договор о приемной семье) является гражданско-правовым договором.
В соответствии со статьей 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ на застрахованных лиц, граждан Российской Федерации, распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При определении объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов следует руководствоваться нормами Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, периоды осуществления опеки или попечительства над ребенком по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, должны засчитываться в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии.
Согласно постановления Правительства Воронежской области от 02 февраля 2011 года № 85 «О финансировании расходов на содержание детей в приёмных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приёмному родителю» департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области уполномочен заключать от имени Воронежской области соглашение с Министерством образования и науки РФ о предоставлении из федерального бюджета бюджету Воронежской области субсидий на содержание детей в приёмных семьях, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, и осуществлять контроль за целевым использованием денежных средств.
Во исполнение данного постановления администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области 11 февраля 2011 года приняло постановление № 59, согласно которого уполномоченным органом на заключение от имени муниципального района соглашения с департаментом об осуществлении выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, назначить муниципальное учреждение «Новохоперский ресурсный Центр развития образования».
Из ответа отдела по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству администрации Новохоперского муниципального района от 25 декабря 2012 года на имя РВА следует, что в соответствии с действующим законодательством выплаты производятся одному из приемных родителей. Денежные средства перечисляются уполномоченным органом МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» приемному родителю – РНЮ на счет, открытый в отделении сбербанка России.
Из этого следует, что выплата вознаграждения приёмной семье ФИО20, которая осуществляется на имя РНЮ, производится в настоящее время МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица РНЮ на последнюю, как на застрахованное лицо, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Из пенсионного дела РНЮ видно, что пенсия по старости ей была назначена 16 ноября 2011 года. Период осуществления РНЮ опеки и попечительства над детьми по договору о приемной семье от 07 мая 2003 года на возмездной основе был включен в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, поскольку за этот период с вознаграждения приемным родителям, получаемое РНЮ, уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что на сумму вознаграждения, выплачиваемого приёмным родителям: РНЮ и РВА, получателем которого является РНЮ, уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района, производя выплату вознаграждения приёмным родителям: РНЮ и РВА из денежных средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Воронежской области в лице департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, уплачивало страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исходя из размера данного вознаграждения, и взносы перечислялись на лицевой счет застрахованного лица РНЮ, которая является получателем данного вознаграждения.
МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района не нарушило законодательство по уплате страховых взносов, поэтому требование РВА об уплате страховых взносов на его имя на обязательное пенсионное страхование за период с мая 2003 года по настоящее время не подлежит удовлетворению, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с учетом выплаченного вознаграждения фактически были страхователем перечислены в полном объёме, страховые взносы перечислялись на лицевой счет застрахованного лица РНЮ, и указанное учреждение предоставляло сведения об уплате страховых взносов.
По заявленному требованию РВА о включении ему в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, суд считает необходимым период осуществления приемным родителем РВА опеки и попечительства над детьми по Договору о приемной семье № 1 от 07 мая 2003 года, заключенному между органом опеки и попечительства администрации Новохоперского района Воронежской области и приемными родителями: РНЮ и РВА, с 07 мая 2003 года по день вынесения настоящего решения суда, включить в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии РВА в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В данном случае указанный период, как период подлежащий включению в общий трудовой стаж, следует рассматривать только лишь как право РВА на назначение трудовой пенсии, так как за указанный период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование непосредственно на индивидуальный лицевой счет РВА не перечислялись, поскольку страховые взносы со всей суммы вознаграждения обоих приёмных родителей были учтены на лицевом счете РНЮ, о чём указано в данном решении суда.
С учетом фактических обстоятельств дела, приведенных положений закона и правовых актов, суд приходит к выводу о том, что на РВА, как гражданина Российской Федерации, может распространяться обязательное пенсионное страхование, поскольку он работает по договору гражданско-правового характера, в данном случае по Договору о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, выполняет воспитательные функции на возмездной основе, так как производится выплата вознаграждения приёмным родителям. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов.
При таких обстоятельствах, и в целях обеспечения права РВА на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, суд считает необходимым обязать Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области с даты вступления в законную силу данного решения суда производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за застрахованное лицо – РВА, учитывая их на индивидуальном лицевом счете РВА. При этом права РНЮ на пенсионное обеспечение не будут ущемлены и ограничены.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
При рассмотрении заявления РВА и РНЮ суд приходит к выводу о том, что положения закона об исковой давности применению не подлежат.
В соответствии с п.1, п. 2 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В судебном заседании установлено, что срок действия договора от 07 мая 2003 года о передаче детей на воспитание в приёмную семью был установлен на срок 5 лет. Договором с приёмной семьей ФИО20 от 01 марта 2008 года фактически договор от 07 мая 2003 года был продлён.
Договор от 07 мая 2003 года о передаче детей на воспитание в приёмную семью продолжает исполняться, срок исполнения его не закончился, поэтому в силу п. 2 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям РВА, основывающихся на указанном договоре от 07 мая 2003 года, не истёк, поскольку начало течения срока исковой давности определяется моментом окончания исполнения договора.
Получив 12 ноября 2012 года ответ из Управления Пенсионного фонда РФ по Новохоперскому району и получив 25 декабря 2012 года ответ из Отдела по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству администрации Новохоперского района, РВА именно в это время узнал о нарушении своего права на получения вознаграждения, о неуплате страховых взносов на его имя на обязательное пенсионное страхование, о том, что ему в общий трудовой стаж может включаться время по уходу за детьми в приёмной семье, после чего с данными требованиями РВА 29 декабря 2012 года обратился в Воронежский областной суд, который возвратил ему заявление, разъяснив, что он вправе обратиться в районный суд.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что в соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ
течение срока исковой давности в данном случае начинается со дня, когда РВА узнал о нарушении своего права, а это ноябрь 2012 года, и следовательно, РВА срок исковой давности не пропустил и обратился в суд за защитой нарушенного права в пределах срока исковой давности.
Срок давности не истек и заявление РВА и РНЮ судом рассмотрено по существу.
Заявление представителя ответчика – администрации Новохоперского муниципального района о применении исковой давности по данному спору, необоснованно, поскольку противоречит закону, поэтому при разрешении данного гражданского дела судом не может быть применена исковая давность.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявление РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области, в котором изложено требование РВА о выплате ему размера вознаграждения, как приёмному родителю, за период с 07 мая 2003 года по настоящее время; требование РВА о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского района Воронежской области № 307 от 02 июня 2003 года, в котором указать, что наряду с РНЮ он также является приёмным родителем, выполняющим услуги по воспитанию детей на возмездной основе, и производить ему оплату труда; требование РВА об уплате страховых взносов на его имя на обязательное пенсионное страхование за период с мая 2003 года по настоящее время; требование РВА о включении ему в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, подлежит удовлетворению частично по основаниям, изложенным в данном решении суда.
В удовлетворении требования РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о внесении изменения в п. 3.1 постановления администрации Новохоперского района Воронежской области «Об образовании приёмной семьи» № 307 от 02 июня 2003 года, как противоречащий закону, в котором указать, что РВА является приёмным родителем, выполняющим услуги по воспитанию детей в приёмной семье на возмездной основе, и производить ему оплату труда, следует отказать ввиду необоснованности.
В удовлетворении требования РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о выплате РВА размера вознаграждения по Договору о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, как приёмному родителю, за период с 07 мая 2003 года по дату вынесения настоящего решения суда, следует отказать ввиду необоснованности.
В удовлетворении требования РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области об уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование на имя РВА за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, следует отказать ввиду необоснованности.
Требование РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о включении РВА в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, следует удовлетворить.
Период осуществления приемным родителем РВА опеки и попечительства над детьми по Договору о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, с 07 мая 2003 года по день вынесения настоящего решения суда, следует включить в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии РВА в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Суд считает необходимым обязать Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области с даты вступления в законную силу данного решения суда производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за застрахованное лицо – РВА, учитывая их на индивидуальном лицевом счете РВА.
В соответствии с ч. 1 п. 15 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка, поэтому РВА и РНЮ освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства, поскольку требования о восстановлении гарантированных прав РВА, как приёмного родителя, основываются на осуществлении последним функций по защите прав и законных интересов детей.
Согласно ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем администрация Новохоперского муниципального района, Правительство Воронежской области и Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области освобождаются от уплаты государственной пошлины в доход государства.
Суд рассмотрел данное дело исключительно в пределах заявленных РВА и РНЮ требований, как того требует ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 147, 153, 153.1 СК РФ, ст.ст. 13, 783 ГК РФ, ст.ст. 56, 67, 68, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в части требования о внесении изменения в пункт 3.1 постановления администрации Новохоперского района Воронежской области «Об образовании приёмной семьи» № 307 от 02 июня 2003 года, как не соответствующий закону, в котором указать, что РВА является приёмным родителем, выполняющим услуги по воспитанию детей в приёмной семье на возмездной основе, и производить ему оплату труда, отказать ввиду необоснованности.
В удовлетворении заявления РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в части требования о выплате РВА размера вознаграждения по Договору о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, как приёмному родителю, за период с 07 мая 2003 года по дату вынесения настоящего решения суда, отказать ввиду необоснованности.
В удовлетворении заявления РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в части требования об уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование на имя РВА за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, отказать ввиду необоснованности.
Заявление РВА и РНЮ к Правительству Воронежской области и администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области в части требования о включении РВА в общий трудовой стаж времени по уходу за детьми в приёмной семье за период с 07 мая 2003 года по настоящее время, удовлетворить
Период осуществления приемным родителем РВА опеки и попечительства над детьми по Договору о передаче детей на воспитание в приёмную семью № 1 от 07 мая 2003 года, с 07 мая 2003 года по день вынесения настоящего решения суда, включить в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии РВА в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области с даты вступления в законную силу данного решения суда производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за застрахованное лицо – РВА, учитывая их на индивидуальном лицевом счете РВА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья А.И. Петрушенко