Дело №2-133/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Нижний Ломов 03 апреля 2014 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Мананниковой В.Н.,
При секретаре Поляковой Е.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО5 об обжаловании действий и бездействия Главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6, выразившихся в несвоевременном извещении о заседании постоянной комиссии по депутатской этике Собрания представителей ФИО11 района по рассмотрению заявления гражданина по вопросу неэтичного поведения депутата ФИО5, в непредставлении для ознакомления заявления гражданина в комиссию по депутатской этике, в неразъяснении прав и обязанностей при рассмотрении заявления гражданина в постоянной комиссии по депутатской этике,
У с т а н о в и л :
ФИО5 обратился в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействия) должностного лица - главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 01 минуту заявителю позвонила глава ФИО11 района Пензенской области ФИО6 и пригласила на комиссию по этике. Никаких объяснений ему более не давала. В 15 часов 30 минут ФИО5 приехал в администрацию ФИО11 района, где в малом зале ФИО6 пояснила, что в Собрание представителей третьего созыва поступило заявление ФИО1, в котором он просил на комиссии по этике рассмотреть поведение депутата ФИО5 К своему заявлению ФИО1 приложил распечатку из сети Интернет (социальная сеть «одноклассники»), где тот пишет всякие гадости под псевдонимом «Гарик». Между тем, как считает заявитель, разве говорить о многочисленных аферах, по навязыванию не работающих счётчиков, о мусорном коллапсе, где были замешаны все главы администраций, о <данные изъяты> кредите, повешенном на плечи налогоплательщиков, и о многом другом - это называется «враг Родины». По мнению ФИО5, своими действиями ФИО6 нарушила его права тем, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на сессии Собрания представителей не озвучивала, и оно не обсуждалось; при рассмотрении заявления ФИО6 не разъяснила заявителю его права и обязанности; не предоставила копию заявления ФИО1 для ознакомления до начала работы комиссии по этике, тем самым лишила его (ФИО5) права на защиту; ситуация, которая стала основой письменного обращения ФИО1, возникла в результате принятия незаконного решения Собранием представителей ФИО11 района Пензенской области, Главой которого является ФИО6 (решение признано незаконным, но до настоящего времени не исполнено); ход работы комиссии по этике напомнил заявителю цирковое шоу, позднее ФИО1 стал брать у него (ФИО5) интервью, пытаясь провоцировать его; после этого его публично заставляли через газету извиниться перед ФИО1 Для всех присутствующих ФИО5 пояснил, что он извиняться не будет, в том числе, и перед ФИО1, а он (ФИО5), как рассказывал о коррупции своим избирателям, так и далее будет освещать реальный ход событий в г. Нижнем ФИО7 и Нижнеломовском районе. После этого ФИО5 попросил ознакомить его с заявлением ФИО1 и перенести заседание комиссии по этике на другое время. Однако ответа до настоящего времени не последовало. Заявления ФИО5 Главой ФИО11 района ФИО6 не рассматриваются; до настоящего времени ФИО6 не обеспечила его, как депутата Собрания представителей ФИО11 района, помещением для работы со своими избирателями (встречи происходят на улице). По мнению заявителя, имеют место «двойные стандарты, так работает ФИО6». Просил признать действия (бездействие) должностного лица - Главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6 незаконными и противоречащими действующему законодательству РФ; признать действия, произведённые в отношении него главой ФИО11 района при рассмотрении заявления ФИО1, унизительными; признать незаконными действия ФИО6 по неразъяснению его прав и обязанностей, по не представлению копии заявления ФИО1 для ознакомления заблаговременно до начала работы комиссии по этике; вынести частное определение в адрес главы ФИО11 района ФИО6 за нарушение действующего законодательства РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО5 уточнил свои требования: просил признать действия Главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6, выразившиеся в несвоевременном извещении о заседании постоянной комиссии по депутатской этике Собрания представителей ФИО11 района по рассмотрению заявления гражданина ФИО8 по вопросу неэтичного поведения депутата ФИО5, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ; и бездействия Главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6, выразившиеся в непредставлении ему для ознакомления заявления гражданина ФИО9 в комиссию по депутатской этике; в неразъяснении его прав и обязанностей при рассмотрении заявления гражданина ФИО8 в постоянной комиссии по депутатской этике, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснил, что остальные доводы заявления (непредоставление помещения для работы; оставление без рассмотрения его заявлений; принятие незаконных решений Собранием представителей ФИО11 района; отсутствие Положения о постоянной комиссии по депутатской этике; нерассмотрение предварительно заявления ФИО1 на сессии Собрания представителей ФИО11 района) можно рассматривать в качестве примера незаконной работы Главы ФИО11 района ФИО6, которые в данном судебном заседании им не оспариваются. Кроме того, пояснил, что представленный Регламент Собрания представителей ФИО11 района, представленный в судебное заседание, является недействующим, поскольку Собранием представителей ФИО11 района третьего созыва он не утверждался, а потому нельзя ссылаться на его нормы. С решением комиссии по депутатской этике в отношении него он также не согласен, поскольку отсутствует Положение о комиссии по депутатской этике, в связи с чем работать и принимать решения она не может, несмотря на утверждённый депутатами состав.
Должностное лицо, чьи действия обжалуются, - Глава ФИО11 района ФИО6 в суд не явилась. О слушании дела извещена надлежаще (по разносной книге). О причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просила. Представила письменные возражения, в которых указала, что заявление ФИО1 было рассмотрено в комиссии по депутатской этике, поскольку в обращении к ней он конкретно просил рассмотреть изложенные в нём требования на заседании данной комиссии, что и было сделано; права и обязанности ФИО5 не разъяснялись, поскольку они изложены в Уставе ФИО11 района в статье о статусе депутата представительного органа муниципального образования - Собрания представителей ФИО11 района; о заседании комиссии по депутатской этике ФИО5 был извещён заблаговременно, и в случае подачи необоснованной жалобы - защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом; работа комиссии по депутатской этике проходила в соответствии с Регламентом Собрания представителей ФИО11 района; переноса комиссии на другое время не требовалось, поскольку члены комиссии посчитали, что в ходе беседы был достигнут желаемый результат, поскольку публичного извинения через газету депутаты от ФИО5 не требовали; заявления ФИО5 на имя Главы ФИО11 района регистрировались и своевременно рассматривались; Глава ФИО11 района может лишь оказать содействие депутатам в осуществлении своих полномочий, а не обеспечивать их помещениями для встреч с избирателями.
Представитель должностного лица, чьи действия обжалуются, - Главы ФИО11 района ФИО6 ФИО10, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением ФИО5 не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать. В судебном заседании пояснила, что её доверитель не настаивает на извещении ФИО5 о заседании комиссии по депутатской этике за два дня, поскольку не представилось возможным с достоверностью доказать данный факт. Тем не менее, ФИО5 был извещён о заседании комиссии до начала её работы. Полномочия Главы ФИО11 района, Собрания представителей ФИО11 района, депутата представительного органа ФИО11 района определены в Уставе ФИО11 района, актуальная редакция которого представлена в суд; Регламентом Собрания представителей ФИО11 района. В этих же нормативных актах регламентирован порядок избрания и деятельности постоянных комиссии представительного органа. Отдельных положений о постоянных комиссиях представительным органом не принималось. Регламент Собрания представителей ФИО11 района был принят в ДД.ММ.ГГГГ сессией депутатов прежнего созыва, является действующим, и подлежит применению при рассмотрении заявления ФИО5 Принятие Регламента Собрания представителей депутатами каждого созыва не требуется. Эти документы находятся в свободном доступе, как в администрации ФИО11 <адрес>, так и в сети Интернет. Роль Главы ФИО11 района в работе постоянных комиссий сводится лишь к координации их деятельности, при этом участие Главы в работе постоянных комиссий не противоречит ни федеральным законодательным актам, ни актам субъекта РФ, ни муниципальным правовым актам. Глава ФИО11 района, как высшее должностное лицо ФИО11 района, в соответствии с Уставом, получив обращение ФИО1, рассмотрела его по нормам Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», непосредственно приняв участие в работе комиссии по депутатской этике, доложив рассматриваемый вопрос. Решение по рассматриваемому вопросу принимали депутаты; ФИО6 на основании данного решения направила ответ гражданину, который также присутствовал при рассмотрении своего заявления. Организационные вопросы деятельности постоянных комиссии возлагаются на председателей постоянных комиссий, которые и избираются с этой целью. С учётом изложенного, просила отказать ФИО5 в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.ст.167, 246, 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица органа местного самоуправления, чьи действия обжалуются, - Главы ФИО11 района ФИО6
Выслушав объяснения заявителя ФИО5, представителя должностного лица органа местного самоуправления, чьи действия обжалуются, - Главы ФИО11 района ФИО6, ФИО10, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со 247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Согласно ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 настоящей статьи:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
Как следует из ст.17 Устава ФИО11 района, структуру органов местного самоуправления ФИО11 района составляют, в том числе, Собрание представителей ФИО11 района - представительный орган ФИО11 района, Глава ФИО11 района - глава муниципального образования, высшее должностное лицо ФИО11 района.
В соответствии со ст.18 Устава ФИО11 района к компетенции Собрания представителей ФИО11 района относятся образование, избрание и упразднение постоянных и временных органов Собрания представителей, установление порядка их работы, изменение их состава, заслушивание отчётов об их работе (п/п10 п.9); утверждение Регламента Собрания представителей (п/п11 п.9).
Организацию деятельности Собрания представителей ФИО11 района осуществляет глава ФИО11 района (п.10).
Порядок организации деятельности Собрания представителей устанавливается принимаемым Собранием представителей Регламентом Собрания представителей (п.11).
Полномочия главы ФИО11 района определены ст.20 Устава ФИО11 района. Глава ФИО11 района - глава муниципального образования, высшее должностное лицо ФИО11 района, наделённое настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1).
Глава ФИО11 района избирается Собранием представителей из своего состава на срок полномочий Собрания представителей, в порядке, предусмотренном Регламентом Собрания представителей.
Глава ФИО11 района исполняет полномочия председателя Собрания представителей (п.2).
В силу п.6 ст.20 Устава глава ФИО11 района по вопросам организации деятельности Собрания представителей ФИО11 района представляет Собрание представителей в отношениях с населением ФИО11 района, органами государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями (п/п 1); координирует деятельность постоянных и временных органов Собрания представителей, даёт им поручения, связанные с исполнением решений Собрания представителей (п/п 6).
Решением Собрания представителей ФИО11 района от ДД.ММ.ГГГГ № главой муниципального образования «Нижнеломовский район Пензенской области» избрана ФИО6.
Регламент Собрания представителей ФИО11 района утверждён решением Собрания представителей ФИО11 района от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, ни федеральный законодатель, ни Устав ФИО11 района не требует принятия Регламента представительного органа представительным органом каждого созыва, а потому довод заявителя ФИО5 о невозможности применения данного регламента является несостоятельным.
Согласно п.3.10 Регламента Собрания представителей ФИО11 района председатель координирует деятельность постоянных комиссий представительного органа, иных органов представительного органа, даёт поручения по исполнению решений представительного органа (п/п 7); организует приём граждан, рассмотрение обращений граждан и организаций, поступающих в представительный органа (п/п 10).
Представительный орган, из числа депутатов, на срок своих полномочий, создаёт постоянные комиссии представительного органа для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетенции представительного органа, в том числе, вопросов в части осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления ФИО11 района полномочий по решению вопросов местного значения (п.5.1 Регламента).
Постоянные комиссии ответственны перед представительным органом и ему подотчётны, выполняют поручения представительного органа, председателя, принимают участие в рассмотрении обращении граждан и организаций, поступивших в представительный орган (п.5.4 Регламента).
Разделом 8 Регламента Собрания представителей ФИО11 района определён порядок работы представительного органа и постоянных комиссий. Так, согласно п.8.3 деятельность постоянных комиссий осуществляется в соответствии с годовым планом работы постоянной комиссии, утверждённым на заседаниях постоянных комиссий, и планом работы представительного органа.
Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседания постоянных комиссий являются открытыми. Постоянная комиссия вправе принять решение о проведении закрытого заседания (п.8.4).
Постоянная комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует более половины её количественного состава. Решения постоянной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов постоянной комиссии (п.8.5).
Иными муниципальными нормативными актами деятельность постоянных комиссий представительного органа ФИО11 района не регламентирована.
В соответствии с п.18.1 Регламента обращения граждан и организаций, поступившие в представительный орган, регистрируются в установленном порядке.
Председатель направляет поступившие обращения для подготовки ответа в постоянную комиссию в соответствии с вопросами её ведения.
Рассмотрение обращений осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (п.18.2).
Из материалов дела следует, что решением Собрания представителей ФИО11 района от ДД.ММ.ГГГГ № образованы постоянные комиссии Собрания представителей, в том числе, и комиссия по депутатской этике. В состав данной комиссии вошли депутаты ФИО2, ФИО3, ФИО4 Председателем постоянной комиссии по депутатской этике избран депутат ФИО2
Проведя анализ норм Устава ФИО11 района, Регламента Собрания представителей ФИО11 района, с учётом избрания из состава постоянных комиссий председателей комиссии, суд полагает, что вопросы организации работы комиссии, проведения её заседаний, дачи поручений членам комиссии, направления необходимых к заседанию документов и материалов, доведения до сведения членов комиссии и приглашённых времени и места проведения заседания относятся к компетенции председателя постоянной комиссии, поскольку указанные вопросы не отнесены к компетенции главы ФИО11 района.
Глава ФИО11 района лишь координирует деятельность постоянных комиссий, направляет им обращения граждан для разрешения.
Координационная деятельность представляется такой разновидностью деятельности, которая нацелена на установление наиболее оптимального соотношения между различными типами (видами, подвидами) властной деятельности компетентных органов в целях повышения эффективности и качества выполнения ими задач и функций и, на основе этого, более полного удовлетворения общесоциальных, групповых и индивидуальных потребностей и интересов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на имя главы ФИО11 района ФИО6 от гражданина ФИО1 поступило заявление, в котором он просил рассмотреть на заседании комиссии по депутатской этике поведение депутата ФИО5
Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок рассмотрения обращений граждан.
Так, в соответствии со ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (ч.2).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3).
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ч.4).
Заявление гражданина ФИО1 было направлено лицом, на чьё имя оно поступило, т. е. ФИО6, в комиссию по депутатской этике, и рассмотрено на ней ДД.ММ.ГГГГ. При этом рассматриваемый вопрос был доложен на комиссии главой ФИО11 района, что не отрицал и ФИО5 в судебном заседании, и отражено в протоколе заседания комиссии по этике при Собрании представителей ФИО11 района № от ДД.ММ.ГГГГ.
На заседании комиссии по просьбе ФИО5 ему была вручена копия заявления ФИО1, предложено дать объяснение.
Участие в голосовании по решению комиссии, которым приняты частичные извинения ФИО5, и рекомендовано ФИО1 в случае несогласия с принесённым извинением, обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, ФИО6 не принимала.
Таким образом, имеющаяся нормативная база возлагает на главу ФИО11 района обязанность, в частности, по рассмотрению обращений граждан лично либо путём направления обращения соответствующему органу, координацию деятельности постоянных комиссий. Причём, участие в работе органа, рассматривающего обращение гражданина, равно как и участие главы ФИО11 района в работе постоянных комиссий, не исключается.
Вопросы же организации деятельности комиссии возлагаются на председателя комиссии, что вытекает из целей создания таких комиссий.
Из этого следует, что требования ФИО5 признать действия и бездействие, выразившиеся в несвоевременном извещении о заседании постоянной комиссии по депутатской этике Собрания представителей ФИО11 района по рассмотрению заявления гражданина ФИО1 по вопросу его неэтичного поведения, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ; в непредставлении ему для ознакомления заявления гражданина ФИО1 в комиссию по депутатской этике; в неразъяснении прав его и обязанностей при рассмотрении заявления гражданина ФИО1 в постоянной комиссии по депутатской этике, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, относятся к требованиям по организации деятельности комиссии по депутатской этике, а не к требованиям, предъявляемым к главе ФИО11 района ФИО6
Между тем, указанные требования к комиссии по депутатской этике ФИО5 заявлены не были; решение комиссии, с которым он ознакомлен при рассмотрении заявления ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 не оспаривал.
Тот факт, что о заседании комиссии его извещала ФИО6, не свидетельствует о возложении именно на неё указанных полномочий. Более того, о заседании комиссии ФИО5 был извещён, при невозможности явки или необходимости переноса заседания он мог просить членов комиссии, что и было им сделано. Отказ комиссии в случае невозможности рассмотрения вопроса либо необходимости подготовки, по общим правилам, возможно обжаловать при обжаловании решения комиссии, которое ФИО5 обжаловано не было.
Кроме того, муниципальными нормативными актами ФИО11 района, а также нормативными актами РФ, субъектов РФ, определён статус депутата представительного органа местного самоуправления.
Так, в соответствии со ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
Полномочия и гарантии их осуществления предусмотрены статьёй 19 Устава ФИО11 района для депутатов Собрания представителей ФИО11 района.
В соответствии с названной статьёй депутат Собрания представителей осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Депутат имеет право:
участвовать в работе органов государственной власти Пензенской области, находящихся на территории ФИО11 района, органов местного самоуправления ФИО11 района с правом совещательного голоса в соответствии с регламентом этих органов; по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать государственные предприятия и учреждения Пензенской области, муниципальные предприятия и учреждения на территории ФИО11 района с соблюдением установленных законодательством норм обеспечения секретности их работы и других режимных требований; на территории ФИО11 района на внеочередной приём должностными лицами по вопросам своей деятельности; вносить на рассмотрение органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления ФИО11 района, должностных лиц государственных предприятий и учреждений на территории ФИО11 района, в соответствии с компетенцией названных органов и должностных лиц, подготовленные им предложения и соответствующие документы; на обеспечение в первоочередном порядке и безвозмездно консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью, при обращении в органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения Пензенской области, муниципальные предприятия и учреждения на территории ФИО11 района; 6) выступать в средствах массовой информации.
Депутат Собрания представителей вправе обратиться с запросом по вопросам местного значения в органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения Пензенской области, муниципальные предприятия и учреждения на территории ФИО11 района.
На депутатов Собрания представителей распространяются и иные гарантии, предусмотренные федеральными законами и законами Пензенской области.
С учётом того, что подробно порядок работы постоянной комиссии по депутатской этике Собрания представителей ФИО11 района не регламентирован; в полномочия главы ФИО11 района те действия и бездействие, которые ФИО5 обжалуются, не включены, а также в связи с тем, что депутат ФИО5 был приглашён на заседание комиссии по депутатской этике, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, получил копию заявления ФИО1, имел возможность дать пояснения по рассматриваемому вопросу, не оспаривает решение комиссии, суд считает, что его права, как депутата Собрания представителей ФИО11 района, ФИО6 нарушены не были, а потому считать оспариваемые заявителем действия и бездействия не соответствующими закону не имеется.
В связи с этим требования ФИО5 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Заявление ФИО5 об обжаловании действий и бездействия Главы ФИО11 района Пензенской области ФИО6, выразившихся в несвоевременном извещении о заседании постоянной комиссии по депутатской этике Собрания представителей ФИО11 района по рассмотрению заявления гражданина ФИО9 по вопросу неэтичного поведения депутата ФИО5, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ; в непредставлении ему для ознакомления заявления гражданина ФИО9 в комиссию по депутатской этике; в неразъяснении его прав и обязанностей при рассмотрении заявления гражданина ФИО9 в постоянной комиссии по депутатской этике, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Н. Мананникова