ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/2014 от 14.04.2014 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-133/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2014 года г.Сковородино

 Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

 председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

 при секретаре Бей О.Н.,

 с участием представителя Амурского межрайонного природоохранного прокурора - помощника прокурора Сковородинского района Симонова А.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования рабочий поселок ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» о признании бездействия по переоформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

 Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования рабочий поселок ФИО1 обратился с иском к МУП «Коммунальные сети» о признании бездействия по переоформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями законодательства по охране атмосферного воздуха. В ходе проверки МУП «Коммунальные сети» установлено, что ответчиком выполняются следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии; сбор, очистка и распределение воды; предоставление коммунальных услуг надлежащего качества физическим и юридическим лицам; деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых и электрических сетей. В соответствии с распоряжением главы пгт. ФИО1 от 29.09.2009 года № 170/1-р в хозяйственное ведение МУП «Коммунальные сети» передано имущество о том числе объекты теплоснабжения: котельная «Дом связи», очистные сооружения, котельная «Квартальная», котельная «Центральная». По результатам проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в МУП «Коммунальные сети» выявлено 8 источников выбросов загрязняющих веществ: дымовые трубы котельных «Центральная», «Квартальная», «Дом связи», площадки очистных сооружений, участок водоснабжения, участок «Автопарк», котельная «Ороченские ключи», «Сегачамская падь». Таким образом, МУП «Коммунальные сети» является владельцем стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Документом, дающим право осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками является соответствующее разрешение, в соответствии с которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. На основании п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» для МУП «Коммунальные сети» управлением Росприроднадзора по Амурской области 09.02.2011 года выдано разрешение, на основании которого предприятию разрешается в период с 08.02.2011 по 17.12.2013 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. По истечении срока действия разрешения МУП «Коммунальные сети» продолжает эксплуатировать стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом предприятием допущен факт бездействия по своевременному переоформлению разрешения на выброс, в связи с истечением срока его действия с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Указанное бездействие создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия. На основании изложенного просит признать бездействие МУП «Коммунальные сети» по переоформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным и возложить на ответчика обязанность обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области с заявлением для переоформления разрешения № от 09.02.2011 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ).

 В судебном заседании представитель Амурского межрайонного природоохранного прокурора - помощник прокурора Сковородинского района ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

 Представитель ответчика МУП «Коммунальные сути в судебное заседание не являлся, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно заявлению просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме и обязуются произвести действия, направленные на обращение в Управление Федеральной службы п надзору в сфере природопользования по Амурской области с заявлением для переоформления разрешения № от 09.02.2011 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Представитель третьего лица Управление Росприроднадзора по Амурской области в судебное заседание также не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом. Согласно отзыва указали, что МУП «Коммунальные сети» по состоянию на 10.04.014 года не направляли пакет документов в Управление Росприроднадзора по Амурской области для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Судом установлено, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Коммунальные сети» требований законодательства о соблюдении ресурсоснабжающими организациями законодательства по охране атмосферного воздуха. В ходе проверки установлено, что МУП «Коммунальные сети» выполняются следующие виды деятельности: производство, передача и распределение тепловой энергии; сбор, очистка и распределение воды; предоставление коммунальных услуг надлежащего качества физическим и юридическим лицам; деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых и электрических сетей. По истечении срока действия разрешения МУП «Коммунальные сети» продолжает эксплуатировать стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом документов по своевременному переоформлению разрешения на выброс не получив. В связи с чем, необходимо внести представление об устранении нарушений закона об охране атмосферного воздуха и возбудить дело по ст. 8.1 КоАП РФ.

 Из информационного письма МУП «Коммунальные сети» № от 11.02.2014 года следует, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ атмосферу в отношении МУП «Коммунальные сети» проводилась, о чем выдано заключение № от 17.12.2010 года. Проект ВДП для МУП «Коммунальные сети» разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Коммунальные сети» выдано 09.02.2011 года.

 Также установлено, что, в соответствии с распоряжением главы пгт. ФИО1 от 29.09.2009 года № 170/1-р в хозяйственное ведение МУП «Коммунальные сети» передано имущество о том числе объекты теплоснабжения: котельная «Дом связи», очистные сооружения, котельная «Квартальная», котельная «Центральная».

 Из перечня оборудования и автотранспорта, передаваемого в хозяйственное ведение МУП «Коммунальные сети» следует, что в МУП «Коммунальные сети» выявлено 8 источников выбросов загрязняющих веществ: дымовые трубы котельных «Центральная», «Квартальная», «Дом связи», площадки очистных сооружений, участок водоснабжения, участок «Автопарк», котельная «Ороченские ключи», «Сегачамская падь».

 Согласно проекту нормативов ПДВ для МУП «Коммунальные сети» пгт. ФИО2 района Амурской области для указанного предприятия предусмотрены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Из данных отчета по форме № 2-ТП «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2013 год следует, что предприятием произведен выброс 640,447 тонн загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Разрешение № от 09.02.2011 года выдано МУП «Коммунальные сети» на осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 08.02.2011 года по 17.12.2013 года.

 Согласно информационному письму МУП «Коммунальные сети» № от 20.02.2014 года следует, что МУП «Коммунальные сети» ведется работа по подготовке пакета документов для направления в Управление Росприроднадзора по Амурской области для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в связи с истечением срока действия разрешения от 09.02.2011 года.

 В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

 соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

 обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

 охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

 ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

 платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

 презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

 обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и т.д..

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 Ст. 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 Согласно ст. 12 вышеуказанного закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

 технические нормативы выбросов;

 предельно допустимые выбросы.

 В силу ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

 Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

 Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 В абз. 3 п. 1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды от 25.07.2011 года № 650) предусмотрено, что разрешением устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

 Получение разрешения необходимо при выбросах в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В таких случаях, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183), порядок выдачи регулируется Регламентом.

 Поскольку, МУП «Коммунальные сети» является владельцем стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг путем эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, МУП «Коммунальные сети» должен иметь разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 Установлено, что у ответчика имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, срок которого истек 17.12.2013 года, однако мер по переоформлению разрешения ответчиком не получено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что бездействие МУП «Коммунальные сети» по не переоформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является незаконным и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

 Также, Амурским межрайонным природоохранным прокурором заявлены требования об обязании ответчика совершить определенные действия по обращению в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области с заявлением о переоформлении разрешения № от 09.02.2011 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

 В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

 Вместе с тем, ответчиком МУП «Коммунальные сети» согласно их отзыву указано на признание исковых требований в полном объеме.

 В силу ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Поскольку Амурский межрайонный природоохранный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, а МУП «Коммунальные сети» не освобождено, суд приходит к выводу, что с МУП «Коммунальные сети» подлежит взысканию государственная пошлина.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

 Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования рабочий поселок ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» о признании бездействия по постановке на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду незаконным и обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

 Признать бездействие МУП «Коммунальные сети» по переоформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконным.

 Обязать МУП «Коммунальные сети» обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области с заявлением для переоформления разрешения № от 09.02.2011 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

 Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные сети» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук