Дело № 2-133/2015
Поступило 22.04.2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Михалева А.В.,
представителей ответчика – ФИО1, ФИО2,
представителя третьего лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах Российской Федерации к администрации Кожевниковского района об обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кожевниковского района в интересах РФ обратился в суд с иском к администрации Кожевниковского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Кожевниковского района Томской области и обязании в месячный срок с момента вступления решения в законную силу определить по согласованию с филиалом по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области количество мест, предоставляемых каждым работодателем на территории Кожевниковского района, для отбывания наказания осужденными к исправительным работам.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Кожевниковского района проведена проверка по обращению начальника филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области о бездействии Администрации Кожевниковского района, выразившееся в не определении объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Кожевниковского района Томской области. Ответчиком не исполняются требования, установленные ч. 1 ст. 39 УИК РФ, ч. 1 ст. 50 УК РФ, предусматривающие обязанность органа местного самоуправления составлять списки конкретных учреждений и организаций, определять количество рабочих мест, для отбывания наказания осужденным в виде исправительных работ, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
Процесс согласования не исчерпывается составлением списка работодателей, предоставляющих места для отбытия исправительных работ. При согласовании предполагается доведение до сведения УИИ информации о количестве предоставленных работодателем мест и согласование с УИИ необходимости данного количества мест, поскольку данная процедура позволяет определить нуждаемость в определенном количестве мест для трудоустройства осужденных к исправительным работам, что в итоге влияет на исполнимость судебных приговоров в части отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ, своевременность исполнения наказания, а также позволяет избежать отказов в трудоустройстве указанной категории осужденных.
Как следует из обращения начальника филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области, перечень организаций для отбывания наказания в виде исправительных работ, а так же количество рабочих мест на 2016 год до настоящего времени не определено и не согласовано.
Таким образом, Администрацией Кожевниковского района грубо нарушены требования законодательства, регламентирующего отбытие наказания и интересы государства.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении возложенных на орган местного самоуправления, должностных лиц администрации Кожевниковского района обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Михалев А.В. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Кожевниковского района, выразившееся в неопределении объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Кожевниковского района Томской области, обязать администрацию Кожевниковского района в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить по согласованию с филиалом по Кожевниковскому району ФКУ ФИО4 России по Томской области необходимое количество мест, предоставляемых работодателями, включенными в перечень, на территории Кожевниковского района, для отбывания наказания осужденными к исправительным работам.
Представители ответчика – администрации Кожевниковского района ФИО1, ФИО2, действующие по доверенности, иск не признали, пояснив, что для ими дважды 20.01.2016 года и 16.02.2016 года в УИИ был предоставлен список, который не был согласован по причине недостаточного количества рабочих мест. Администрацией направлялись письма работодателям о предоставлении рабочих мест, которые отказываются предоставлять рабочие места.
Представитель третьего лица – начальник филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области ФИО3, действующая по доверенности, поддержала иск, пояснив, что к ним дважды в январе и феврале 2016 года на согласование поступали проекты перечней организации для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, а также количество рабочих мест на 2016 год, которые не были согласованы, поскольку в связи с удаленностью поселений друг от друга необходимо распределить количество мест равномерно по всей территории района, кроме того, анализируя количество таких осужденных по предыдущим годам, считают необходимым предоставить около 37 рабочих мест либо по два-три места в каждом поселении.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В силу ст. 43 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ) к лицу, признанному виновным в совершении преступления, применяется наказание, которое является мерой государственного принуждения, наказание назначается по приговору суда.
На основании ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ) исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В силу ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
По смыслу вышеприведенных правовых норм следует, что места для отбытия осужденными исправительных работ определяются исключительно по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Приказом Министерства юстиции РФ N 142 от 20 мая 2009 года утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (далее приказ).
Пунктом 64 приказа установлено, что наказание в виде исправительных работ исполняется инспекцией по основному месту работы осужденного. Для исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении осужденного, не имеющего основного места работы, инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ в районе места жительства осужденного.
Согласно п. 65, Осужденный к исправительным работам направляется инспекцией для отбывания наказания не позднее тридцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
В пункте 70 указано, что по окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ.
Обязанность по приведению приговора суда в исполнение в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ, наряду с уголовно-исполнительной инспекцией, возложена и на органы местного самоуправления, что вытекает из п. 2 ст. 10.1 Устава муниципального образования (л.д. 18).
Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров.
Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 Трудового кодекса РФ). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК РФ. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 Трудового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что 02.12.2015 года начальником филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области ФИО3 на имя главы Кожевниковского района направлено письмо о предоставлении списка предприятий для отбывания исправительных работ. Проект постановления на 2016 год необходимо согласовать с УИИ до его подписания главой района, при этом учесть количество прошедших по учетам осужденных к исправительным работам в Кожевниковском районе 2015 года – 37 человек. Настоящее письмо подлежало рассмотрению с обязательным уведомлением о принятом решении не позднее одного месяца со дня направления настоящего письма (л.д. 7).
Согласно постановлению Главы Кожевниковского района Томской области от 07.07.2015 года № 338, утвержден перечень предприятий и учреждений Кожевниковского района, в которых возможно отбывание наказаний осужденными в виде исправительных работ с выплатой заработной платы, определено количество рабочих мест – 31, задействованы все сельские поселения. По состоянию на 01.01.2016 года постановление утратило законную силу (л.д. 8, 9-10).
В материалах дела имеются обращения главы Кожевниковского района ФИО5 руководителям глав поселений района, организаций, хозяйств, индивидуальным предпринимателям о предоставлении рабочих мест (не требующих квалификации) для возможного трудоустройства осужденных к исправительным работам в 2016 году, направленные в декабре 2015 года (л.д. 72, 74, 76, 79, 81, 82, 83, 85, 87, 89, 91, 95, 97, 100, 102, 104, 105, 106, 108, 110, 112, 114, 115, 116, 139-140).
Согласно ответам руководителей, возможно предоставить рабочие места (не требующих квалификации) для трудоустройства осужденных к исправительным работам в 2016 году: в сельском поселении – 12 мест; в – 2 места; в – 4 места, в – 2 места; в – 1 место, в – 1 место; в – 1 место. В остальных случаях в предоставлении рабочих мест отказать (л.д. 73, 75, 77, 78, 80, 82, 84, 86, 88, 90, 92, 96, 118).
15.01.2016 года начальник филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по ТО ФИО3 обратилась к прокурору Кожевниковского района о неисполнении Администрацией Кожевниковского района вышеуказанного требования УИИ (л.д. 6).
20.01.2016 года Администрацией Кожевниковского района Томской области в филиал по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области предоставлено постановление об организации исправительных работ для отбывания наказаний осужденными с выплатой заработной платы на 2016 год с приложением списка перечня предприятий и учреждений Кожевниковского района, в которых возможно отбывание наказаний осужденными. Количество рабочих мест 12 (л.д. 141-142).
Согласно письму начальника филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по ТО на имя главы Кожевниковского района Томской области от 20.01.2016 года, вышеуказанное постановление несогласованно, поскольку в проекте постановления указан период 2016-2017 годы и в перечень включено 12 рабочих мест, что явно недостаточно. Просит дополнить данный перечень, при этом учесть численность прошедших по учету осужденных в 2015 году, которая составляет 27 осужденных к исправительным работам, в селе – 11 человек, на одно предложенное рабочее место согласно перечня в 2016-2017 годах (л.д. 69).
Согласно сведениям начальника филиала по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России, по учетам филиала в 2014 году прошло 32 осужденных к исправительным работам, в 2015 году – 38 осужденных (л.д. 124).
16.02.2015 года Администрацией Кожевниковского района повторно направлено на согласование постановление «Об организации исправительных работ для отбывания наказания осужденными с выплатой заработной платы». Количество рабочих мест определено 19, из которых большее количество – 11 рабочих мест приходится на сельское поселение, в с - 2 места по одному месяцу, в сельском поселении ) – ни одного рабочего места, на оставшиеся 6 поселений – 7 рабочих мест, в связи с чем в согласовании было отказано (л.д. 66-67, 148-149).
Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Нормами действующего законодательства на муниципальные образования возложена обязанность по приведению приговора суда в исполнение, в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ, установлено предварительное согласование с уголовно-исполнительными инспекциями.
Как установлено в судебном заседании, по состоянию на 01.01.2016 года Администрацией Кожевниковского района Томской области вопрос об определении объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ с уголовно-исполнительной инспекцией не согласовывался, только в конце января 2016 года ответчиком в уголовно-исполнительную инспекцию направлено на согласование постановление «Об организации исправительных работ для отбывания наказания осужденными с выплатой заработной платы», при этом, прежнее постановление уже утратило силу. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, у суда имеются основания для признания незаконным бездействие Администрации Кожевниковского района Томской области, выразившееся в неопределении объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Кожевниковского района Томской области.
В настоящее время перечень объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ не определен, в связи принятием ответчиком недостаточных мер по его согласованию, а потому суд считает необходимым обязать администрацию Кожевниковского района определить по согласованию с филиалом по Кожевниковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Томской области необходимое количество мест, предоставляемых работодателями, включенными в перечень, на территории Кожевниковского района, для отбывания наказания осужденными к исправительным работам.
Принимая во внимание положения ст. 206 ГПК РФ, суд с учетом установленных обстоятельств, считает указанный в иске срок, в течение которого ответчик обязан провести согласование – 1 месяц с момента вступления решения в законную силу - является разумным и достаточным.
На основании ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кожевниковского района в интересах Российской Федерации удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Кожевниковского района, выразившееся в неопределении объектов и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Кожевниковского района Томской области.
Обязать администрацию Кожевниковского района в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить по согласованию с филиалом по Кожевниковскому району ФКУ ФИО4 России по Томской области необходимое количество мест, предоставляемых работодателями, включенными в перечень, на территории Кожевниковского района, для отбывания наказания осужденными к исправительным работам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова