ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/2016 от 04.05.2016 Некоузского районного суда (Ярославская область)

Отметки об исполнении решения_____________________дело № 2- 133/2016

_____________________________________________________________________

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Некоузский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Данилюка В.Н.

с участием заместителя прокурора Некоузского района Гальянова С.В.

с участием представителя ответчика ФИО1

при секретаре судебного заседания Коньковой Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску: Прокурора Некоузского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Веретейского сельского поселения о возложении обязанности разработать и утвердить административные регламенты, регулирующие предоставление муниципальных услуг

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Некоузского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Некоузский районный суд с исковым заявлением к администрации Веретейского сельского поселения о возложении обязанности в течение месячного срока с момента вступления решения в законную силу разработать и утвердить административные регламенты, регулирующие предоставление отдельных муниципальных услуг, указав в обоснование своих требований что, прокуратурой Некоузского района в октябре 2015 года проводилась проверка соблюдения земельного законодательства, законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, противодействия коррупции в администрации Веретейского сельского поселения.

В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.03.2015 года полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передаются органам местного самоуправления сельских поселений. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является муниципальной услугой, предоставляется на основании заявления заинтересованного лица.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны в числе прочего предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Однако на момент проверки административные регламенты по предоставлению указанных муниципальных услуг не приняты, чем нарушаются права неограниченного круга лиц на получение информации о порядке и услугах, связанных с предоставлением прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

По результатам проверки главе Веретейского сельского поселения 20.10.2015 г. внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции.

Постановлением администрации Веретейского сельского поселения от 31.12.2015 г. № 370 утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Веретейского сельского поселения.

Так, в рассматриваемой сфере администрацией утверждены следующие виды муниципальных услуг:

выдача разрешения об утверждении (либо об отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

предварительное согласование предоставления земельного участка;

предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

постановка на учет граждан, желающих бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества;

прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Между тем, до настоящего времени администрацией Веретейского сельского поселения административные регламенты, регулирующие предоставление указанных муниципальных услуг не утверждены, что нарушает права неограниченного круга лиц на получение информации о порядке и услугах, связанных с предоставлением прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании, заместитель прокурора Некоузского района Гальянов С.В., поддержал требования, изложенные в просительной части искового заявлении и пояснил суду об обстоятельствах дела.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, требования прокурора района признала в полном объеме, не оспаривая их законность и обоснованность, пояснила, что проекты регламентов администрацией разработаны и размещены на официальном сайте администрации Веретейского сельского поселения для проведения независимой экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Суд, выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Некоузского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд приходит к такому выводу по следующим основаниям:

В соответствии с изменениями, внесенными федеральным законом от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.03.2015 года полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передаются органам местного самоуправления сельских поселений.Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является муниципальной услугой, предоставляется на основании заявления заинтересованного лица.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны в числе прочего предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Как было установлено в судебном заседании, в настоящее время администрацией утверждены следующие виды муниципальных услуг:

выдача разрешения об утверждении (либо об отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

предварительное согласование предоставления земельного участка;

предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без торгов;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

постановка на учет граждан, желающих бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества;

прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

При этом, до настоящего времени администрацией Веретейского сельского поселения административные регламенты, регулирующие предоставление указанных муниципальных услуг не утверждены, что нарушает права неограниченного круга лиц на получение информации о порядке и услугах, связанных с предоставлением прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Отсутствие регламентации процедуры оказания муниципальной услуги может создать условия для злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Некоузского района удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию Веретейского сельского поселения обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить административные регламенты, регулирующие предоставление следующих муниципальных услуг:

выдача разрешения об утверждении (либо об отказе в утверждении) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов, за исключением предоставления в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

предварительное согласование предоставления земельного участка;

предоставление земельного участка, находящегося в муниципальнойсобственности, в аренду без торгов;

предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков;

выдача разрешения на использование земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

постановка на учет граждан, желающих бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества;

прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, правапожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися вмуниципальной собственности.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месячного срока, с момента вручения мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через Некоузский районный суд.

Судья Некоузского районного суда В.Н. Данилюк