ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/2017 от 01.02.2017 Зейского районного суда (Амурская область)

дело № 2-133/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея 01 февраля 2017 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

с участием помощника прокурора Зейского района Евдокимова И.Н.,

при секретаре Легкой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Горненского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению сведений об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Зейского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с иском к администрации Горненского сельсовета Зейского района Амурской области, в котором просит обязать ответчика предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст.37 Основ законодательства Российский Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее – Основы законодательства РФ о нотариате).

Данные требования истец обосновывает тем, что по результатам проведенной прокуратурой Зейского района по информации Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области проверки установлено, что в 2015-2016 годах должностными лицами администрации Горненского сельсовета Зейского района удостоверено 164 доверенности, между тем в нарушение ч.3 ст.37 Основ законодательства о нотариате, приказа Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 сведения об удостоверении доверенностей в Нотариальную палату Амурской области не направлялись, что нарушает права неопределенного круга лиц, права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, интересы Российской Федерации в сфере правоприменения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Ответчик администрация Горненского сельсовета Зейского района надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, согласно представленному отзыву доказательства в обоснование исковых требований истцом не представлены, сведения об удостоверении доверенностей и подписей в нотариальную палату Амурской области не направлялись из-за отсутствия технической возможности, ввиду отсутствия полного обеспечения технической программой «Крипта АРМ»; нотариальные действия с октября 2016 года работниками администрации Горненского сельсовета временно не осуществляются, в настоящее время вопрос с установкой программы «Крипта АРМ» решен.

Представитель третьего лица Нотариальной палаты Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву требования прокурора Зейского района поддерживает, указывает на то, что ответчик сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направлял и до настоящего времени не направляет, соответственно, сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении либо отмене завещаний и доверенностей отсутствуют, что нарушает действующее законодательства, а также права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Третье лицо Управление Министерства юстиции РФ по Амурской области своего представителя в судебное заседание не направило, третьи лица Моисеева А.В., глава Горненского сельсовета, Солунина И.В., специалист 1 категории Горненского сельсовета, Зобова Л.Г., ведущий инспектор Горненского сельсовета, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Заслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом при рассмотрении данного дела установлено, что прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

В силу п.3 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения в числе прочего имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В развитие этого ст.ст.1, 37 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в том числе удостоверять завещания; удостоверять доверенности.

Совершение указанными лицами нотариальных действий не отнесено к вопросам местного значения, а нотариальные действия носят публичный характер, поскольку совершаются от имени Российской Федерации, следовательно, они являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что администрацией Горненского сельсовета Зейского района Амурской области реализовано право на осуществление нотариальных действий, постановлением главы Горненского сельсовета Зейского района от 21 октября 2013 года № 41 осуществление нотариальных действий, в том числе удостоверение завещаний и доверенностей, на территории данного сельсовета возложено на специалиста 1 категории Солунину И.В., в ее отсутствие - на ведущего инспектора Зобову Л.Г., а также в силу закона - на главу Горненского сельсовета.

При этом из сообщения главы Горненского сельсовета от 14 сентября 2016 года следует, что в период с 11 июля 2015 года должностными лицами администрации Горненского сельсовета было удостоверено 164 доверенности, удостоверено 2 подписи.

Законодательством о нотариате предусмотрено создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) - автоматизированной информационной системы, принадлежащей на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), оператором которой является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий (ст.34.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

При этом в силу ст.34.4 Основ законодательства РФ о нотариате сведения ЕИСН, необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, не только незамедлительно в автоматизированном режиме предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, но и подлежат использованию иными лицами. Так, Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к указанным в данной статье закона сведениям, содержащимся в ЕИСН, в частности к сведениям о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена). Федеральная нотариальная палата посредством ЕИСН обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Как установлено ст.189 ГК РФ сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, указанные сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С целью реализации и функционирования Единой информационной системой нотариата частью 3 статьи 37 Основ законодательства РФ о нотариате, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Такой Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность утвержден приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 1561 и определяет правила направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность в форме электронного документа (далее - сведения), для регистрации указанных сведений в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (п.1) Должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 года № 129 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2014 года, регистрационный № 32716). (п.3) Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе. (п.4) Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; с использованием портала, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru). (п.5)

В приложении 2 к указанному Порядку ведения реестров единой информационной системы нотариата приведен перечень сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности, предоставляемый главой местной администрации, специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, должностным лицом консульского учреждения.

Из представленной Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области, прокуратурой Зейского района, а также администрацией Горненского сельсовета информации следует, что, несмотря на доведение Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области до глав муниципальных образований Амурской области положений ст.37 Основ законодательства РФ о нотариате и разработанного Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области «Алгоритма действий по передаче сведений по совершенным действиям главами поселений и специально уполномоченными должностными лицами», приведенные выше требования закона и нормативно-правовых актов рядом сельских поселений, в том числе ответчиком не исполняются, сведения об удостоверенных доверенностях в установленном порядке до настоящего времени не представлены в Нотариальную палату Амурской области, соответственно, не внесены в единую информационную систему нотариата.

Бездействие администрации Горненского сельсовета Зейского района нарушает не только установленный порядок совершения нотариальных действий, не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.

Доводы ответчика, изложенные в письмах от 14 сентября 2016 года, 20 октября 2016 года и в заявлении от 26 января 2016 года о том, что сведения о совершенных нотариальных действиях в Нотариальную палату Амурской области не направлялись, поскольку их никто не запрашивал, об отсутствии технической возможности предоставления информации, а также о том, что нотариальные действия временно приостановлены, являются несостоятельными, поскольку реализовав свое право на осуществление нотариальных действий по удостоверению завещаний и доверенностей, орган местного самоуправления обязан обеспечить реализацию и действий по предоставлению информации о них в установленные законодательством порядке и сроки; доказательств не осуществления нотариальных действий сельсоветом не представлено, кроме того, из отзыва Нотариальной палаты Амурской области следует, что до настоящего времени ответчиком не представлены сведения в отношении ранее удостоверенных доверенностей, несмотря на то, что по сообщению главы Горненского сельсовета вопрос с установкой программного обеспечения решен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Зейского района, в связи с чем считает необходимым обязать ответчика предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст.37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Обязать администрацию Горненского сельсовета Зейского района Амурской области предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст.37 Основ законодательства Российский Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме

Судья Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 02 февраля 2017 года

Судья Е.В. Охотская