Дело № 2-133/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 02 марта 2017 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Охотниковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к местной администрации Муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании постановлений и действий об изменении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к местной администрации Муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района *( (далее - местной администрации МО Лебяженское городское поселение), указав, что жилой дом, расположенный по адресу: *(, был признан непригодным для проживания по заключению межведомственной комиссии * и включен в 1-й этап региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории *( в 2011-2012 годах». В рамках реализации вышеуказанной программы, на основании постановления администрации МО Лебяженское городское поселение от *** ФИО2, на состав семьи 5 человек: ФИО2, ФИО3 **, ФИО3 **., *, *. - была предоставлена однокомнатная *(, общей площадью - 41,1 кв.м, в новом многоквартирном жилом доме по адресу: *(,2.
Пунктом 3 этого постановления от *** ФИО2 и ее семья в составе 5 человек снимается с льготной очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма ввиду утраты оснований, дающих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением местной администрации Лебяженского городского поселения от *** ФИО1 предоставлена однокомнатная квартира, площадью 38,1 кв.м., по договору социального найма по адресу: *(,2, *(, при условии освобождения её братом *, занимаемой им квартиры по адресу: *(. По мнению истцов, предоставление жилого помещения под условие освобождения братом, занимаемого им жилого помещения, противоречит нормам Жилищного кодекса РФ. В связи с чем, пункт 1 постановления от *** в части условия об освобождении * занимаемой им квартиры является незаконным. Однако, * между ФИО1 и местной администрацией Лебяженского городского поселения был заключен договор социального найма ** в отношении предоставленной ей квартиры.
* ФИО1 получила почтовое отправление с постановлением местной администрации Лебяженского городского поселения от *** «О внесении изменений в постановление местной администрации ** от * года» и дополнительным соглашением ** к договору социального найма ** от * Согласно постановления от ***, в пункт 1 постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от * изложен в новой редакции, согласно которой *. предоставляется по договору социального найма квартира, общей площадью 38,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *(, на состав семьи 2 человека: она и отец - ФИО4. Пунктом 2 постановления снимают с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ФИО2 и состав семьи 6 человек: она, муж - *
После обращения ФИО1 в прокуратуру *( о нарушении ее жилищных прав на основании протестов прокурора местной администрацией Лебяженского городского поселения принято постановление от *** «Об отмене постановлений местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от *, ** от *, ** от *.». Пунктом 1 указанного постановления местная администрация Лебяженского городского поселения отменяет постановления, на основании которых ФИО2 и ФИО1 были предоставлены жилые помещения и заключены договора социального найма. Поскольку в договорах социального найма указана ссылка на отмененные постановления, то их отмена, по мнению истцов, нарушает их права. Пунктом 2 постановления от ****, предоставляется однокомнатная квартира, общей площадью 41,1 кв.м., по адресу: *(, г.*(,2, *(, на состав 4 человека: она, сын - *, сын - ФИО3, **., муж - ФИО3, **р., однако фактически ФИО2 предоставлена *(, а не **, как указано в постановлении.
Истцы отмечают, что норма предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящую из двух и более человек, составляет 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения. Таким образом, на семью из 4-х человек норма предоставления площади жилого помещения не может быть менее 48 кв.м. Пунктом 4 постановления ФИО2 снимается с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы. ФИО2 считает незаконным применение в данной ситуации учетной нормы, используемой в целях принятия на учет в качестве нуждающихся, поскольку жилое помещение предоставлено в связи с переселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 3 постановления от *** ФИО1 предоставляется однокомнатная квартира, общей площадью 38,1 кв.м., по адресу: *(,2, *(, на состав семьи 2 человека: она, отец - ФИО4, а ранее заключенный договор социального найма ** от * считается расторгнутым. При этом договор социального найма от *** между ФИО1 и местной администрацией Лебяженского городского поселения был заключен на состав семьи 1 человек (ФИО1). Истец ФИО1 указала, что ФИО4 совместно с ней не проживал и не проживает, следовательно, членом её семьи не является, в местную администрацию с заявлением на вселение ФИО5 она не обращалась, изменения в договор социального найма не вносилось, издание муниципального правового акта не может являться основанием для одностороннего расторжения договора социального найма, поэтому считает вселение ФИО5 незаконным.
С учетом дополнения исковых требований (л.д. 122-126, 165-167) истцы просили:
1. Признать недействующим пункт 3 постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение от ***;
2. Признать недействующим пункт 1 постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение от *** в части условия освобождения * занимаемой им квартиры по адресу: *(;
3. Признать недействующим пункт 2 постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение от ***;
4. Признать недействующим постановление местной администрации МО Лебяженское городское поселение от *** «О внесении изменений в постановление местной администрации ** от * года»;
5. Признать недействующим постановление местной администрации МО Лебяженское городское поселение от *** «Об отмене постановлений местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от *, ** от *, ** от *.».
6. Восстановить ФИО2 в составе семьи 4 человека: она, муж - ФИО3 **р., сын - ***., сын - ФИО3 **., на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет.
7. Признать незаконными действия местной администрации МО Лебяженское городское поселение по изменению договора социального найма ** от *, заключенного с ФИО1
8. Обязать местную администрацию МО Лебяженское городское поселение воздержаться от действий, направленных на предоставление ФИО4 на условиях социального найма жилых помещений ** и ** в *(,2 по *( в г.*(.
9. Взыскать с местной администрации МО Лебяженское городское поселение понесенные судебные расходы по делу.
Истцы ФИО1 и ФИО2, а также привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, * и ФИО3, одновременно действующий как законный представитель несовершеннолетнего сына ФИО3, * г.р., также привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика - местной администрации МО Лебяженское городское поселение *, действующий на основании доверенности (л.д. 144), с заявленными требованиями не согласился, поддержал представленные письменные возражения на иск (л.д. 145-146), из которых следует, что жилищная обеспеченность истцов превышает учетную норму, составляющую 9 кв.м., а также отмечается, что жилые помещения истцам предоставлены не в связи с улучшением жилищных условий.
Третье лицо - ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 195), о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Ломоносовского районного суда *( от * по иску ФИО1 к местной администрации МО Лебяженское городское поселение об оспаривании действий по приостановлению оказания муниципальной услуги и обязании заключить договор передачи в собственность жилого помещения установлено (л.д. 48-55), а также подтверждается материалами настоящего дела, что постановлением местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от * предоставлена ФИО2 на состав семьи 5 человек (она, сын – *, ** дочь – ФИО1, ** сын – ФИО3, **., муж – ФИО3, ** по договору социального найма однокомнатная квартира, общей площадью 41,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *(. Этим же постановлением указано о заключении с ФИО2 и её семьей (составом 5 человек) договора социального найма предоставленной однокомнатной квартиры и о снятии с льготной очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма ФИО2 и её семьи ввиду утраты оснований дающих право на внеочередное получение жилого помещения (л.д. 24).
Из представленных в материалы настоящего дела документов усматрвиается, что * между наймодателем - местной администрацией МО Лебяженское городское поселение и нанимателем - ФИО2 заключен договор ** социального найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 1-й комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 41,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *( (л.д.18-23). Согласно приложению 1 к указанному договору социального найма на основании постановления местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * к составу лиц, проживающих по договору, относится наниматель ФИО2, её сын ФИО6, дочь ФИО1, муж ФИО3, сын ФИО3 (л.д. 22).
Кроме того, названным решением суда от * установлено, а также подтверждается материалами настоящего дела, что постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * предоставлена ФИО1, зарегистрированной по адресу: *(, г.*(,2, *(, по договору социального найма квартира по адресу: *(, г.*(,2, *(, при условии освобождения её братом *, **., занимаемой им квартиры по адресу: *(, г.*(. Этим же постановлением снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма * и её семья в составе 5 человек: она, сын – *, дочь – ФИО1, сын – ФИО3, муж – ФИО3, в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы (л.д. 25).
* между наймодателем - местной администрацией МО Лебяженское городское поселение и нанимателем - ФИО1 заключен договор ** социального найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 1-й комнаты в однокомнатной квартире, общей площадью 38,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *( (л.д.12-17). Согласно приложению 1 к указанному договору социального найма на основании постановления местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * к составу лиц, проживающих по договору, относится только наниматель *( (л.д. 16).
Постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * внесены изменения в постановление местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от *, которое изложено в новой редакции, а именно: предоставлено ФИО1, зарегистрированной по адресу: *(, г.*(,2, *(, на состав семьи два человека: она, отец – ФИО4, **., зарегистрированный по адресу: *(, г.*(, по договору социального найма квартира, общей площадью 38,1 кв.м, по адресу: *(. Этим же постановлением снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма ФИО2 и её семья в составе 6 человек: она, сын – ФИО6, дочь – ФИО1, сын – ФИО3, муж – ФИО3, бывший член семьи – ФИО4, в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы (л.д. 26).
Местной администрацией МО Лебяженское городское поселение подготовлено дополнительное соглашение ** от * к договору ** от * социального найма жилого помещения в домах муниципального жилого фонда, заключенного с ФИО1 По условиям дополнительного соглашения в приложение 1 к договору социального найма в качестве постоянно проживающих совместно с нанимателем ФИО1 членов семьи включен её отец ФИО4 Указанное дополнительное соглашение к договору социального найма со стороны ФИО1 не подписывалось.
Постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * отменены постановления местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от *, ** от * и ** от * (л.д. 27).
Этим постановлением ** от * предоставлено ФИО2 на состав семьи 4 человек (она, сын – *, **, сын – ФИО3, **., муж – ФИО3, **.) по договору социального найма однокомнатная квартира, общей площадью 41,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *( (в постановлении допущена опечатка, поскольку отмененными постановлениями предоставлялась *().
Кроме того, названным постановлением предоставлено ФИО1 на состав семьи два человека: она, отец – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма квартира, общей площадью 38,1 кв.м, по адресу: *(, г.*(,2, *(. Указано о заключении с ФИО1 договора социального найма предоставленной квартиры, а ранее заключенный договор социального найма ** от * считать расторгнутым.
Также, постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от * сняты с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма ФИО2 и её семья в составе 6 человек: она, сын – ФИО6, дочь – ФИО1, сын – ФИО3, муж – ФИО3, бывший член семьи – ФИО4, в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы.
Указанные обстоятельства были установлено решением Ломоносовского районного суда *( от *, а также подтверждаются материалами настоящего дела и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Судом также установлено, что истцы ФИО2 и её дочь ФИО1, а также третьи лица: сын *, сын – ФИО3, муж – ФИО3, бывший муж – ФИО4, до предоставления двух однокомнатных квартир в *(,2 по *( в г.*( проживали и были зарегистрированы в восьмикомнатной коммунальной квартире, общей площадью 133,5 кв.м, по адресу: *(, г.*(, где занимали две комнаты, метражом 17,3 кв.м (по другим документам 15 кв.м) и 9,7 кв.м, общей площадью 27 кв.м (по другим документам 24,7 кв.м), на основании ордера ** от *, что подтверждается архивной справкой о регистрации (форма **) от * (л.д. 73), справками о прописке от *, от *, от *, от * (л.д. 105, 117, 118, 120) и характеристикой жилой площади (форма **) от *, от * (л.д. 75, 106-107).
Брак между ФИО2 (в период брака ФИО7) и ФИО4 расторгнут *, в подтверждение чего представлено свидетельство о расторжении брака (л.д. 76).
От брака ФИО2 (в период брака ФИО7) и ФИО4 родилась дочь - ФИО1, * года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 114).
* заключен брак между ФИО3 и ФИО8 (после регистрации брака ФИО2), о чем представлено свидетельств о заключении брака (л.д. 112). В период брака ФИО3 и ФИО2 родился сын - ФИО3, * года рождения (л.д. 143).
ФИО2 обращалась с заявлением от * к мэру *(, в котором просила поставить на очередь на получение жилья, указав, что проживает с мужем ФИО3 и двумя детьми (ФИО6 и ФИО1) *( (л.д. 104, 105).
Муж истицы ФИО2 - ФИО3 являлся сотрудником милиции, проходил службу в отделе внутренних дел *(, что подтверждается ходатайством исполняющего обязанности начальника ОВД *( от * об оказании помощи в решении жилищного вопроса (л.д. 108), справкой в материалах учетного дела (л.д. 110).
Из постановления мэра *( от *** следует, что ФИО2 принята на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи 4 человека, муж работник РОВД, по п.15.1 как проживающая в 2-х комнатах в коммунальной квартире, жилой площадью 24,7 кв.м, с переводом на льготную очередь как работник милиции (л.д. 103, 128-129).
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет ФИО2 и членов её семьи: мужа – ФИО3, сына - * и дочери - ФИО1, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В силу п. 15.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в *(, утвержденных решением исполнительного комитета *( Совета народных депутатов и *( совета профессиональных союзов от * N **, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимавшие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.
Согласно п. 15.2. указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями, не являющимися в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда.
Пунктом 29.1 указанных Правил предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв. м жилой площади на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку ФИО2 в составе семьи 4 человека занимала в коммунальной квартире две комнаты, метражом 17,3 кв.м (по другим документам 15 кв.м) и 9,7 кв.м, общей площадью 27 кв.м (по другим документам 24,7 кв.м), при этом эти же комнаты занимал бывший муж ФИО2 – ФИО4, являющийся отцом проживающей в этом же жилом помещении ФИО1, то семья ФИО2 была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку занимала жилую площадь в квартире, заселенной несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями (семья ФИО2 и бывший член её семьи ФИО4), при этом они занимали жилую площадь менее 5,5 кв.м на каждого проживающего (27 кв.м / 5 чел = 5,4 кв.м < 5,5 кв.м; 24,7 кв.м / 5 чел = 4,94 кв.м < 5,5 кв.м).
Указанный дом по адресу: *(, г.*(, в котором была расположена коммунальная квартира, где проживали истцы и третьи лица, был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории *( в 2011-2012 годах», утвержденную Постановлением *( от ***, в приложении 1 (п. 20) к указанной Программе дом отнесен к числу аварийных многоквартирных домов. Задачами названной программы являлась ликвидация многоквартирных аварийных домов и долевое участие в строительстве многоквартирных малоэтажных домов в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными в установленном порядке.
* администрацией МО Лебяженское городское поселение (заказчиком) и ООО «КУБ-строй» (поставщик) заключен муниципальный контракт **, по которому заказчик принял участие в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: *(, в части 39 квартир, согласно приложению к договору (л.д. 168-176).
Из содержания п. 2.3. муниципального контракта усматривается, что оплата участия в долевом строительстве предусмотрена из средств в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории МО Лебяженское городское поселение на 2011 год», финансируемой в том числе из средств фонда реформирования ЖКХ и средств бюджета *(.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставление жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: *(, было возможно в связи с расселением граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе из многоквартирного дома по адресу: *(, где проживали истцы и третьи лица.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; в этом случае отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Истцы ФИО2 и ФИО1 оспаривают и просят признать недействующими положения постановлений местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от *, ** от * и ** от *, которые уже отменены постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от *.
Принимая во внимание, что указанные постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение отменены постановлением местной администрацией МО Лебяженское городское поселение ** от *, то суд не усматривает оснований для вывода, что оспариваемые положения отмененных в порядке самоконтроля ненормативных правовых актов нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы истцов ФИО2 и ФИО1 В связи с чем в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат, а подлежит проверке постановление местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от * на предмет соответствия нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов истцов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 названной статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
При таком положении при разрешении вопроса о правомерности снятия истцов, членов их семьи и бывшего члена семьи ФИО4 с учета нуждающихся в жилой площади, следует руководствоваться вышеперечисленными нормами права и исходить из установленного обстоятельства обеспеченности их жилым помещением по норме предоставления.
Оспариваемым постановлением местной администрации МО Лебяженское городское поселение ** от * ФИО2 и её семья в составе 6 человек: она, сын – ФИО6, дочь – ФИО1, сын – ФИО3, муж – ФИО3, бывший член семьи – ФИО4, сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы. То есть по основаниям, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, - в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Поскольку указанным постановлением ** от * ФИО2 на состав семьи 4 человека (она, сын – *, ** сын – ФИО3, ** муж – ФИО3, ** по договору социального найма предоставлена однокомнатная квартира, по адресу: *(, г.*(,2, *( (с учетом допущенной опечатки в номере квартиры и положений заключенного с ней договора социального найма ** от *), общей площадью 41,1 кв.м, жилой площадью 16,6 кв.м, что не превышает норму предоставления, составляющую в настоящее время 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (4*12=48 кв.м. общей площади), согласно пункту 3 решения Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение от ***, в редакции решения Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение от *** (л.д. 65-68), а также норму предоставления жилой площади на каждого члена семьи равную 9 кв.м (4*9=36 кв.м. жилой площади), предусмотренную п.12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в *( от *** действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то при вынесении оспариваемого постановления местная администрация необоснованно исходила из того обстоятельства, что ФИО2 и члены её семьи: сын – *, **., сын – ФИО3, ** муж – ФИО3, утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку на момент вынесения решения о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий они не имели более учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения и нормы предоставления жилой площади на каждого члена семьи.
Что касается снятия с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в связи с обеспеченностью общей площадью в жилом помещении на одного человека более учетной нормы ФИО1, а также её отца ФИО4, который, как следует из объяснений сторон, длительное время не проживал ни в коммунальной квартире, которая была расселена, а также не вселялся в предоставленное ФИО1 на состав семьи два человека: она, отец – ФИО4, по договору социального найма жилое посещение – квартиру, по адресу: *(, г.*(,2, *(, общей площадью 38,1 кв.м, жилой площадью 17 кв.м, то несмотря на превышение нормы предоставления, составляющей в настоящее время как уже отмечалось 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек (2*12=24 кв.м. общей площади), не была превышена норма предоставления жилой площади на каждого члена семьи равная 9 кв.м (2*9=18 кв.м. жилой площади), позволяющая в порядке положений п.29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в *( от ***, действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, снять ФИО1 и ФИО4 с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах постановление местной администрации Муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района *(** от * в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО2, в составе: она, муж – ФИО3, сын – ФИО3, сын – *, дочь – ФИО1, бывший член семьи – ФИО4, является незаконными и имеются основания для возложения обязанности на ответчика восстановить их на таком учете с даты постановки на учёт.
Указание в постановлении местной администрации МО Лебяженское городское поселение от *** на заключение с ФИО1 договора социального найма предоставленной квартиры по адресу: *(, г.*(,2, *(, а также указание о том, что следует считать расторгнутым ранее заключенный с ФИО1 договор социального найма ** от *, не нарушают прав и законных интересов указанного истца, поскольку она не лишена возможности заключить новый договор социального найма на основании постановления местной администрации МО Лебяженское городское поселение от ***, а в случае если считает, что её отец ФИО4 не является членом её семьи и не приобрел прав на предоставленное жилое помещение, не лишена возможности обратиться с иском к ФИО4 о признании его не приобретшим права на жилое помещение.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что жилые помещения (две однокомнатные квартиры) в доме по адресу: *(, г.*(,2, предоставлялись ФИО2, её мужу – ФИО3, сыну – ФИО3, сыну – ФИО6, дочери – ФИО1, бывшему мужу– ФИО4, в связи с переселением из занимаемых ими двух комнат в коммунальной квартире, расположенной в признанном аварийном доме, то есть не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (ст. 86, 87 ЖК РФ), а не в связи с улучшением жилищных условий и предоставлением ФИО1 и ФИО4 второй однокомнатной *(, после их переселения в *( по указанному адресу.
В этой связи иные обстоятельства, указанные в части 5 статьи 57 ЖК РФ (о предоставлении по договору социального найма жилого помещения по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления), в статье 58 ЖК РФ (о недопустимости заселения по договорам социального найма одной комнаты лицами разного пола, в отсутствие согласия этих граждан), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются, согласно правовой позиции, изложенной в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Доказательств того, что ФИО1 и ФИО4 квартира была предоставлена в связи с улучшением жилищных условий истцовой стороной в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, тогда как ответчиком представлены доказательства участия в строительстве указанного дома в целях расселения аварийного жилого фонда.
Предоставленные истцам и третьим лицам жилые помещения являются благоустроенными, равнозначными по общей площади ранее занимаемому ими в коммунальной квартире, при этом право указанных лиц состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях защищено судом, по изложенным выше основаниям.
По изложенным причинам, у суда отсутствуют основания для признания незаконными действий местной администрации МО Лебяженское городское поселение по изменению договора социального найма ** от *, заключенного с ФИО1, в части включения в качестве члена семьи её отца ФИО4, а также возложении на ответчика обязанности воздержаться от действий, направленных на предоставление ФИО4 на условиях социального найма жилых помещений ** и ** в *(,2 по *( в г.*(.
Требования истцов о возмещении понесенных при рассмотрении дела судебных расходов могут быть разрешены в порядке положений ст. 166 ГПК РФ и главы 7 ГПК РФ после вступления решения суда в законную силу, учитывая, что истцами не конкретизированы какие судебные расходы они просят взыскать, а также не представлены доказательства несения этих расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконными постановление местной администрации Муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 233 от 08 июля 2016 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО2, в составе: она, муж – ФИО3, сын – ФИО3, сын – ФИО6, дочь – ФИО1, бывший член семьи – ФИО4, и обязать местную администрацию Муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области восстановить их на таком учете с даты постановки на учёт.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2017 года.
Судья Смирнов А.С.