РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 04 апреля 2017 года
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре Черновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению "1409 военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала № 1 о взыскании суммы единовременной денежной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "1409 военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – "ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России") в лице филиала № 1 о взыскании суммы единовременной денежной помощи в размере двух месячных должностных окладов. В обоснование своего требования сослалась на то, что занимает должность <...> и относится к гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, на который распространяется действие приказа Минобороны России от 06.03.2010 № 205 (далее по тексту – "приказ Минобороны России № 205"), предусматривающего выплату единовременной денежной помощи в размере двух месячных должностных окладов. 01 апреля 2016 года она подала работодателю письменное заявление о выплате единовременной денежной помощи на основании приказа Минобороны России № 205 в связи со смертью её матери. Однако ответчик до настоящего времени не выплатил ей причитающуюся сумму единовременной денежной помощи, ссылаясь на отсутствие бюджетного финансирования на эти цели. Полагала, что длительная невыплата работодателем суммы единовременной денежной помощи является незаконной и необоснованной, поскольку она (ФИО1) приложила к своему заявлению надлежащие документы, подтверждающие произведённые расходы на похороны матери, а основания для отказа в осуществлении выплаты отсутствуют.
В письменном заявлении от 03.04.2017 ФИО1 просила рассмотреть дело в своё отсутствие и настаивала на удовлетворении иска (л.д. 77).
Представитель ответчика ФИО2 не признала предъявленный иск, пояснив, что ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России не оспаривает право истицы на получение суммы единовременной денежной помощи в связи со смертью матери и не отказывало ФИО1 в выплате этой денежной суммы. Приказ о выплате суммы единовременной денежной помощи может быть издан работодателем только в случае наличия на его лицевом счёте бюджетных средств, выделенных на эти цели. На момент подачи ФИО1 заявления об оказании единовременной денежной помощи филиал № 1 ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России не имел на лицевом счёте необходимых бюджетных средств, вследствие чего ответчик оформил и направил главному распорядителю бюджетных средств бюджетную заявку и другие необходимые документы для выделения целевой субсидии на оказание единовременной денежной помощи истице. До настоящего времени указанная бюджетная заявка не исполнена, но официальный отказ в выделении субсидии от Минобороны России не поступал. Возможность получения ФИО1 суммы единовременной денежной помощи во внесудебном порядке не утрачена.
Проверив доводы, приведённые в исковом заявлении, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 с 1978 года по настоящее время работает на постоянной основе в филиале № 1 ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России, занимая в настоящее время должность <...>. С 24 марта 2016 года размер должностного оклада истицы составлял 7 810 рублей в месяц, а с 27 сентября 2016 года – 9 380 рублей в месяц.
Эти факты подтверждаются копией трудовой книжки ФИО1 (л.д. 8), личной карточкой работника № (л.д. 64–67), справкой филиала № 1 ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России от 01.03.2017 № (л.д. 71).
21 марта 2016 года в городе <адрес> России умерла А.Б., которая приходилась ФИО1 матерью. Данные обстоятельства удостоверены повторным свидетельством о рождении серии № от 17.01.2012 (л.д. 5–6), справкой о заключении брака № от 20.12.2011 (л.д. 7), свидетельством о смерти № от 22.03.2016 (л.д. 9), справкой о смерти № от 22.03.2016 (л.д. 10).
01 апреля 2016 года ФИО1 подала начальнику филиала № 1 ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России письменное заявление, в котором просила оказать единовременную денежную помощь в связи со смертью матери на основании приказа Минобороны России № 205 (л.д. 68), квитанцию от 21.03.2016 № (л.д. 11–12), товарный и кассовый чеки от 22.03.2016 (л.д. 13).
04 апреля 2016 года начальник филиала № 1 ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России нанёс на указанное заявление истицы резолюцию "Нач. ФЭО к оплате" (л.д. 68).
На основании решения работодателя ФИО1 была включена в Реестр военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, нуждающихся в получении единовременной денежной помощи, который был передан для исполнения в ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России в апреле 2016 года (л.д. 69, 70).
12 мая 2016 года ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России подготовило письменный запрос в Департамент социальных гарантий Минобороны России о выделении целевых субсидий на оказание единовременной денежной помощи работникам из числа гражданского персонала ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России на 2016 год в размере <...> рублей, бюджетную заявку, пояснительную записку и Реестр лиц гражданского персонала, нуждающихся в получении единовременной денежной помощи, в котором под пунктом 3 была указана ФИО1 При этом размер бюджетных средств, запрашиваемых для оказания истице единовременной денежной помощи, составляет 18 020 рублей, исходя из её должностного оклада, равного 9 010 рублям (л.д. 83–87).
18 августа 2016 года вышеуказанный пакет документов был направлен в Департамент социальных гарантий Минобороны России, что подтверждается материалами надзорного производства военной прокуратуры Балтийского гарнизона № (л.д. 79–82).
Согласно абзацам второму и семнадцатому части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – "ТК РФ") работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу абзаца пятого части первой статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с частью первой статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью второй статьи 349 ТК РФ предусмотрено, что в соответствии с задачами вышеуказанных органов, учреждений и организаций, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.03.2010 № 205 определён порядок оказания единовременной денежной помощи в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Пунктом 1 приказа Минобороны России № 205 предписано начальникам (руководителям) организаций Вооружённых Сил осуществлять оказание единовременной денежной помощи лицам гражданского персонала Вооружённых Сил за счёт и в пределах бюджетных средств, выделенных в установленном порядке на выплату единовременных денежных пособий.
В абзаце третьем пункта 2 приказа Минобороны России № 205 содержится предписание оказывать единовременную денежную помощь в случае смерти близких родственников (супруга(и), детей, родителей, усыновлённых, усыновителей, родных братьев и родных сестёр, лиц, находящихся на иждивении) – при предоставлении копии свидетельства о смерти, заверенной в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому пункта 2 приказа Минобороны России № 205 решение об оказании единовременной денежной помощи принимается руководителем (начальником) на основании представленного в течение года со дня наступления случая, указанного в настоящем пункте, заявления лица гражданского персонала Вооружённых Сил, в котором в обязательном порядке, помимо случая оказания единовременной денежной помощи, указываются основания для оказания единовременной денежной помощи: целевое назначение (на возмещение каких расходов будет оказываться единовременная денежная помощь), документ, подтверждающий произведённый расход, и сумма (размер) единовременной денежной помощи.
В силу абзацев седьмого и девятого пункта 2 приказа Минобороны России № 205 размер оказываемой единовременной денежной помощи одному лицу гражданского персонала Вооружённых Сил в течение календарного года не должен превышать двух месячных должностных окладов (тарифных ставок).
Как следует из пункта 3 приказа Минобороны России № 205, решение об оказании единовременной денежной помощи оформляется приказом командира (руководителя, начальника) с обязательным указанием основания принятия решения, размера и суммы единовременной денежной помощи.
Системный анализ приведённых выше норм трудового права позволяет суду сделать вывод о том, что начальник (руководитель) организации Вооружённых Сил вправе издать приказ об оказании лицу гражданского персонала единовременной денежной помощи в размере, не превышающем двух месячных должностных окладов, в случае смерти родителя только при одновременном наличии следующих обязательных условий: 1) подача работником в течение года со дня смерти родителя письменного заявления об оказании единовременной денежной помощи и документов в подтверждение произведённых им расходов, непосредственно связанных со смертью родителя; 2) наличие у организации Вооружённых Сил бюджетных средств (лимитов бюджетных обязательств), выделенных в установленном порядке на выплату единовременных денежных пособий.
Согласно пунктам 1 и 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждённых приказом Минобороны России от 24.07.2014 № 513 (далее по тексту – "Правила от 24.07.2014"), оказание единовременной денежной помощи гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется исключительно за счёт целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным учреждениям из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 24.07.2014 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке Министерству обороны Российской Федерации, на указанные цели.
Пунктом 3 Правил от 24.07.2014 предусмотрено, что предоставление из федерального бюджета субсидий осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Минобороны России и федеральными бюджетными учреждениями, в котором в числе прочего предусматриваются целевое назначение, условия, размер, сроки и порядок предоставления субсидии.
В силу пунктов 1 и 2 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждённого Приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н (далее по тексту – "Порядок от 16.07.2010"), операции с целевыми субсидиями, поступающими федеральному бюджетному учреждению и указанным в его уставе обособленным подразделениям, наделённым обязанностью ведения бухгалтерского учёта, учитываются на отдельном лицевом счёте, открываемом учреждению или его обособленному подразделению в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Согласно пункту 3 Порядка от 16.07.2010 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федерального бюджетного учреждения, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, ежегодно представляет в Федеральное казначейство Перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в его ведении, в соответствующем финансовом году.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 Порядка от 16.07.2010 для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (целевых расходов), федеральным бюджетным учреждением в орган Федерального казначейства представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению, утверждённые органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Абзацем первым пункта 14 Порядка от 16.07.2010 предусмотрено, что операции по целевым расходам осуществляются в пределах средств, отражённых по соответствующему коду субсидии на лицевом счёте, открытом федеральному бюджетному учреждению.
Как установлено судом, на момент обращения ФИО1 к работодателю с письменным заявлением об оказании единовременной денежной помощи, на лицевом счёте ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России в территориальном органе Федерального казначейства отсутствовали бюджетные средства (лимиты бюджетных обязательств) в виде целевой субсидии на выплату единовременной денежной помощи лицам гражданского персонала Вооружённых Сил.
В связи с отсутствием достаточных целевых средств на лицевом счёте ответчик в полном соответствии с требованиями бюджетного законодательства направил в Минобороны России, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, бюджетную заявку с целью получения субсидии на выплату единовременной денежной помощи лицам гражданского персонала ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России, в том числе ФИО1
До настоящего времени лимиты бюджетных обязательств по бюджетной заявке ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России от 12.05.2016 № на лицевой счёт ответчика не поступили, что влечёт невозможность выплаты истице суммы единовременной денежной помощи в добровольном порядке.
В то же время ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России не оспаривает право ФИО1 на получение суммы единовременной денежной помощи и гарантирует осуществление этой целевой выплаты после поступления на лицевой счёт средств из федерального бюджета, выделенных на эти цели в виде субсидии.
На момент принятия настоящего решения не утрачена возможность получения ФИО1 суммы единовременной денежной помощи во внесудебном порядке, поскольку работодатель не направлял истице официальный отказ в осуществлении данной выплаты.
Согласно части первой статьи 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
По итогам судебного разбирательства не может считаться установленным и доказанным факт нарушения ответчиком права ФИО1 на получение суммы единовременной денежной помощи в соответствии с приказом Минобороны России № 205.
В соответствии с частью первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 1 части первой статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из трудовых правоотношений.
Между тем, ФИО1 обратилась в суд с требованием о защите её трудовых прав при отсутствии индивидуального трудового спора между нею, с одной стороны, и ФГБУ "1409 ВМКГ" Минобороны России, с другой стороны, относительно выплаты суммы единовременной денежной помощи в соответствии с приказом Минобороны России № 205.
С учётом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к окончательному выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 103, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать ФИО1 в удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению "1409 военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала № 1 о взыскании суммы единовременной денежной помощи в размере двух месячных должностных окладов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области В.В. Дуденков
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2017 года на пяти страницах.