ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-133/2022 от 02.08.2022 Злынковского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-133/2022

УИД 32RS0011-01-2022-000141-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2022 года г.Злынка

Злынковский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Немченко Р.П.,

при секретарях судебного заседания Тищенко Н.А., Ивановой Е.М.,

с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО2,

представителя ответчика администрации Злынковского района Брянской области – ФИО4,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Злынковского района» и администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным приостановления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее детей, переданных на воспитание в семью опекуна, и возложении обязанности по возобновлению выплаты этих денежных средств с момента ее приостановки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Злынковского района» о признании незаконным приостановления с ДД.ММ.ГГГГ выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО7, переданных на воспитание в семью опекуна ФИО5, и возложении обязанности по возобновлению выплаты этих денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента ее незаконной приостановки.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она и ФИО8 являются родителями несовершеннолетних ФИО9 ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Товпеко ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с отбыванием ею и ФИО8 наказания, связанного с лишением свободы, при этом в родительских правах в отношении детей они не ограничены и не лишены этих прав, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Злынковского района над оставшимися без попечения родителей несовершеннолетними ФИО6 и ФИО7 установлена опека, их опекуном назначен ФИО5, которому назначена выплата ежемесячных денежных средств на содержание переданных ему на воспитание несовершеннолетних детей. Указанная выплата производилась опекуну до ДД.ММ.ГГГГ, однако с указанной даты эта выплата на детей была приостановлена в связи с получением администрацией Злынковского района информации об освобождении их отца ФИО8 из мест лишения свободы. Поскольку местонахождение ФИО8 не известно, с заявлением о передаче ему детей в администрацию района он не обращался, никакого участия в их воспитании и содержании он не принимает, при этом ФИО5 продолжает являться их опекуном и дети находятся в семье опекуна, выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее детей, переданных на воспитание в семью опекуна, приостановлены незаконно.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена администрация Злынковского района Брянской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, поддержав исковые требования в полном объеме, пояснили, что с момента освобождения ФИО8 из мест лишения свободы в августе 2020 года, он никаким образом не стал принимать участие в воспитании и содержании своих несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО7, фактически отказавшись от них, судьбой детей он не интересуется, их не навещает, его местонахождение не известно, с заявлением о передаче ему детей в администрацию Злынковского района он не обращался. Дети продолжают находиться в семье опекуна ФИО5, опека над ними не прекращена, в связи с чем оснований для приостановления с ДД.ММ.ГГГГ выплаты опекуну ежемесячных денежных средств на содержание детей, переданных ему на воспитание, не имелось и не имеется в настоящее время.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании пояснил, что в 2019 году над оставшимися без попечения родителей, отбывавших наказание в виде лишением свободы, несовершеннолетними ФИО6 и ФИО7 установлена опека, опекуном детей назначен их дедушка ФИО5, которому была назначена выплата ежемесячных денежных средств на содержание переданных ему на воспитание несовершеннолетних детей. Эта выплата производилась опекуну до ДД.ММ.ГГГГ, однако с указанной даты принято решение о ее приостановлении, поскольку стало известно, что в августе 2020 года отец этих детей ФИО8 освобожден из мест лишения свободы, в связи с чем именно он должен был заняться их воспитание и содержанием до освобождения из мест лишения свободы их матери ФИО1 Несмотря на то, что ФИО8 известно о передаче его детей под опеку, с заявлением о возврате ему детей и прекращении над ними опеки в администрацию Злынковского района он не обращался, никакого участия в воспитании и содержании детей не принимает, их судьбой не интересуется, при этом местонахождение ФИО8 органу опеки и попечительства не известно. Вместе с тем, ФИО5 продолжает являться опекуном детей, они продолжают находиться в его семье, опека над ними не прекращена.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 пояснил, что с 2019 года он является опекуном несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, оставшихся без попечения родителей, отбывавших наказание в виде лишением свободы. Ему как опекуну была назначена выплата ежемесячных денежных средств на содержание переданных ему на воспитание детей, которая производилась до ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты решением администрации Злынковского района эта выплата приостановлена, поскольку органу опеки и попечительства стало известно, что в августе 2020 года отец этих детей ФИО8 освобожден из мест лишения свободы, и именно он должен заниматься их воспитанием и содержанием. Однако, с момента освобождения ФИО8 из мест лишения свободы и до настоящего времени он продолжает являться опекуном ФИО6 и ФИО7, дети продолжают находиться в его семье, его опека над ними не прекращена, при этом их отец с заявлением о прекращении опеки и передаче ему детей не обращался, никакого участия в воспитании и содержании детей ФИО8 не принимает, их судьбой не интересуется, его местонахождение не известно, в связи с чем оснований для приостановления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей не имелось и не имеется.

Представитель ответчика ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Злынковского района», будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в него не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставив письменные пояснения по существу заявленных требований, из которых следует, что вопросы назначения и прекращения спорных выплат отнесены к компетенции администрации Злынковского района.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО8, который извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, корреспонденцию не получил, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

С учетом изложенного и мнения участников процесса, суд в соответствии с ч.ч.3, 4 и 5 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы истца и ее представителя, позицию ответчиков и третьего лица, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст.38 Конституции РФ и корреспондирующими ей положениями ст.1 СК РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Положениями п.1 ст.121 СК РФ предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В силу п.1 ст.123 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст.155.1 настоящего Кодекса).

Согласно п.1 и п.2 ст.145 СК РФ, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет.

В соответствии с п.1 и п.3 ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.36 ГК РФ; обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст.56 настоящего Кодекса.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном ч.1 ст.13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном ст.37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п.6 ст.148.1 СК РФ, опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Согласно п.1 ст.56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

С учетом приведенных норм права при разрешении споров, затрагивающих права ребенка, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка и защите его прав.

В силу ч.ч.1, 2 и 3 ст.31 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

В соответствии с п.1, п.1,1 и п.1,2 Порядка назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание и проезд ребенка, переданного на воспитание в семью опекуна (попечителя), приемную семью, а также на вознаграждение и выплату разовой материальной помощи приемным родителям, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 20 марта 2017 года № 113-п, назначение и выплата ежемесячных денежных средств на содержание и проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, осуществляются по месту жительства опекуна (попечителя), приемного родителя.

Назначение и выплата ежемесячных денежных средств на содержание и проезд детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Брянской области и находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - орган опеки и попечительства), в том числе в случае отбывания обоих родителей (единственного родителя) наказания в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Ежемесячные денежные средства на содержание и проезд подопечных детей назначаются актом органа опеки и попечительства муниципального образования, выплачиваются путем перечисления на номинальный счет опекуна (попечителя), приемного родителя, открытый в кредитной организации, расположенной на территории Брянской области.

Согласно п.1,5, п.1,6 и п.1,7 указанного Порядка, ежемесячные денежные средства на содержание и проезд ребенка (детей) выплачиваются ежемесячно не позднее 20-го числа текущего месяца.

Ежемесячные денежные средства на содержание и проезд ребенка (детей) назначаются и выплачиваются до достижения ребенком 18-летнего возраста, включая месяц его рождения.

В случаях отмены опеки (попечительства) либо отстранения опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей прекращение выплат ежемесячных денежных средств осуществляется на основании акта органа опеки и попечительства муниципального образования с момента наступления оснований для прекращения указанных выплат.

Выплата ежемесячных денежных средств на содержание и проезд ребенка (детей) прекращается, в том числе в случаях освобождения либо отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, освобождения родителей от отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО8 являются родителями несовершеннолетних ФИО9 ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Товпеко ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Злынковского района управления ЗАГС Брянской области, и свидетельствами о рождении II-МР , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС Злынковского района управления ЗАГС Брянской области, соответственно.

Приговором Злынковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 (ФИО21 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного п.«е» ч.2 ст.117 УК РФ, с применением ч.5 ст.74, ст.70 и ч.5 ст.69 УК РФ ей окончательно назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (заключена под стражу ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно приговору Клинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161, ч.2 ст.162, ч.2 ст.162 и ч.1 ст.228 УК РФ, с применением ч.3 ст.69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (заключен под стражу ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением главы администрации Злынковского района № 138-р от ДД.ММ.ГГГГ в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, зарегистрированных по адресу: Злынковский район, п.Вышков, <адрес>, оставшихся без попечения родителей, отбывавших наказание, связанное с лишением свободы, над ними была установлена предварительная опека, их опекуном назначен ФИО5

Постановлением главы администрации Злынковского района № 103 от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними ФИО6 и ФИО7, оставшимися без попечения родителей, отбывавших наказание, связанное с лишением свободы, установлена опека, их опекуном назначен ФИО5

Согласно постановлению главы администрации Злынковского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуну несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, – ФИО5, в соответствии с его заявлением с ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата ежемесячных денежных средств на содержание переданных ему на воспитание несовершеннолетних детей, которая производилась ему в установленном размере до ДД.ММ.ГГГГ.

Из информации, представленной УФСИН России по Брянской области, следует, что ФИО8 отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору Клинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в ИК-6, откуда был освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытии наказания.

В соответствии с постановлением главы администрации Злынковского района от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом полученной информации об освобождении ФИО8 из мест лишения свободы, выплата опекуну несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, – ФИО5 ежемесячных денежных средств на их содержание приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что после освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ФИО8, будучи отцом несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, в то время, как их мать ФИО1 продолжает отбывать наказание в виде лишения свободы, с заявлениями о передаче ему детей в администрацию Злынковского района не обращался, судьбой детей не интересовался, не посещал их, никакого участия в их воспитании и содержании не принимал и не принимает, тем самым свои родительские обязанности не исполняет, его местонахождение не известно.

Сведениями о том, что ФИО1 и ФИО8 лишены родительских прав либо ограничены в этих правах, суд не располагает, такие сведения суду не представлены.

В то же время ФИО5 продолжает являться опекуном несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, они находятся в его семье, он продолжает заниматься их воспитанием и содержанием, от исполнения возложенных на него обязанностей опекуна ФИО5 не отстранялся, опека не отменялась.

Принимая во внимание, что после освобождения из мест лишения свободы отец несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 не приступил к исполнению в отношении них своих родительских обязанностей, и никаких мер к этому не принял, их опекуном продолжает являться ФИО5, и они проживают в семье опекуна, который занимается их воспитанием и содержанием, учитывая право детей на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, а также обязанность государства уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов детей и обеспечивать им такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, суд приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах законных оснований для приостановления или прекращения с 01 марта 2022 года выплаты опекуну несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7, – ФИО5 ежемесячных денежных средств на их содержание у администрации Злынковского района не имелось, и принятием такого решения нарушены права и законные интересы оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7

С учетом изложенного суд находит требования ФИО1 к администрации Злынковского района Брянской области о признании незаконным приостановления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее детей, переданных на воспитание в семью опекуна, и возложении обязанности по возобновлению выплаты этих денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента ее незаконной приостановки, подлежащими удовлетворению.

Поскольку вопросы назначения и прекращения указанных выплат не отнесены к компетенции ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Злынковского района», заявленные к нему требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

В силу п.15 и п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО9 ФИО22 (паспорт гражданки РФ 17 19 723628, выдан УМВД России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ) к администрации Злынковского района Брянской области (ОГРН , ИНН ) о признании незаконным приостановления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее детей, переданных на воспитание в семью опекуна, и возложении обязанности по возобновлению выплаты этих денежных средств с момента ее приостановки, удовлетворить.

Признать незаконным приостановление с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы администрации Злынковского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ выплаты ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО9 ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переданных на воспитание в семью опекуна Камовича ФИО24.

Возложить на администрацию Злынковского района Брянской области обязанность возобновить выплату ежемесячных денежных средств на содержание несовершеннолетних ФИО9 ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Товпеко ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переданных на воспитание в семью опекуна Камовича ФИО28, предусмотренную Постановлением Правительства Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № 113-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание и проезд ребенка, переданного на воспитание в семью опекуна (попечителя), приемную семью, а также на вознаграждение и выплату разовой материальной помощи приемным родителям», с момента ее незаконного приостановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования ФИО9 ФИО27 (паспорт гражданки РФ 17 19 723628, выдан УМВД России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ) к ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Злынковского района» (ИНН <***>) о признании незаконным приостановления выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ее детей, переданных на воспитание в семью опекуна, и возложении обязанности по возобновлению выплаты этих денежных средств с момента ее приостановки, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.П. Немченко