Опочецкий районный суд Псковской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Опочецкий районный суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-134/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пустошка 13 февраля 2012 года
Псковская область
Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Васильева Н.А., при секретаре Филатовой В.Н.,
с участием помощника прокурора Пустошкинского района Паршиной Е.И.,
заявителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №6 ФИО1, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Она считает указанное постановление незаконным, нарушающим её право быть избранной в органы местного самоуправления. По её мнению, территориальной избирательной комиссией была нарушена процедура принятия постановления, так как пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом. В связи с этим она была лишена права, предусмотренного федеральным законом и законом Псковской области, вносить уточнения и дополнения в представленные документы (п. 2. ст.36 «Избирательный кодекс Псковской области»).
Как указано в постановлении основанием отказа в регистрации явилось несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидата было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, что, по мнению ТИК, не соответствует Уставу КПРФ. Она считает данный вывод ошибочным, неверно толкующим избирательное законодательство и Устав КПРФ. Так, пункт 6.11 Устава КПРФ закрепляет норму о правомочности структурным подразделением Бюро Комитета регионального отделения КПРФ непосредственно выдвигать кандидатов и единые списки кандидатов на дополнительных и повторных выборах в органы местного самоуправления. Тем самым, подтверждается факт того, что Устав КПРФ наделяет полномочиями по выдвижению кандидатов коллегиальный орган - Бюро Комитета регионального отделения партии, который является субъектом выдвижения кандидатов в ходе избирательной кампании. Согласно пункту 6.11 Устава КПРФ Бюро Комитета регионального отделения КПРФ решает иные вопросы по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии.
В соответствии с п. 6.2 Устава КПРФ высшим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, в компетенцию (не исключительную) которой входит вопрос выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты органов местного самоуправления. 01 октября 2011 года Конференция Псковского областного отделения КПРФ передала полномочия по выдвижению кандидатов в депутаты органов местного самоуправления пятого созыва Бюро Комитета областного отделения КПРФ. Данное решение принято в строгом соответствии с постановлением совместного Пленума Центрального Комитета КПРФ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ от 23 сентября 2011 года, который рекомендовал предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах и иные выборные должности в органы местного самоуправления. В соответствии с Уставом КПРФ именно Центральный Комитет КПРФ правомочен толковать Устав КПРФ (п. 8.3). По мнению заявителя, выдвижение её кандидатом в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва осуществлено в соответствии с Уставом КПРФ и в соответствии с федеральным законом «О политических партиях». Она считает, что территориальная избирательная комиссия вышла за пределы своей компетенции, так как согласно ст. 38 Федерального Закона «О политических партиях» контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренных уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» указанные функции возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. Федеральным Законом «О политических партиях» так же урегулирован вопрос о процедуре признания незаконными решений политической партии и её структурных подразделений.
До настоящего времени Министерство юстиции РФ не выносило письменного предупреждения в адрес Центрального Комитета КПРФ и Центральной контрольно-ревизионной комиссии, которые на совместном Пленуме 23 сентября 2011 года приняли постановление, рекомендующее при проведении региональных Конференций предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) в депутаты на соответствующих муниципальных выборах. Отсутствует так же предписание Управления Министерства юстиции по Псковской области в адрес Псковского регионального отделения КПРФ о нарушении законодательства и норм Устава КПРФ при выдвижении кандидатов в депутаты коллегиальным органом областного отделения КПРФ - Бюро Комитета.
ФИО1 просила признать указанное постановление территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района незаконным и обязать территориальную избирательную комиссию Пустошкинского района зарегистрировать её кандидатом в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»; решение обратить к немедленному исполнению.
Представитель территориальной избирательной комиссии и представитель заинтересованного лица в суд не явились, не возражали о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 260 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объёме.
Прокурор полагал, что оснований для удовлетворения заявления, не имеется, так как согласно положениям Устава КПРФ решение вопросов о выдвижении кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, относится к компетенции Конференции местного или регионального отделения КПРФ (п. 5.3, п. 6.3). Иного порядка выдвижения кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления по основным выборам Уставом КПРФ не предусмотрено.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд признаёт указанное постановление территориальной избирательной комиссии незаконным.
Суд, удовлетворяя заявление и признавая указанное постановление территориальной избирательной комиссии незаконным, руководствуется разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому суд, рассматривая указанную категорию дел, должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, общими принципами и нормами международного права.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ от 7 октября 2002 года выборы являются одним из политических и правовых инструментов стабильности гражданского общества и устойчивого развития государства. Регистрационные требования должны быть ясными, не допускающими произвольного применения избирательных норм.
Судом установлено, что 4 марта 2012 года в Пустошкинском районе состоятся выборы депутатов органа местного самоуправления - Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва. Выборы проходят по пропорционально-мажоритарной (смешанной) системе выборов. Согласно Уставу Пустошкинского района депутаты избираются в едином избирательном округе по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями, и по одномандатным избирательным округам. Выборы организует одна избирательная комиссия - территориальная избирательная комиссия Пустошкинского района. В качестве субъектов выдвижения кандидатов выступают избирательные объединения, имеющие право выдвижения кандидатов, как в составе единого списка, так и по одномандатным избирательным округам.
Решением (постановлением) территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №6, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее ПОО ПП КПРФ).
Территориальная избирательная комиссия Пустошкинского района в обоснование принятого решения указала, что выдвижение ФИО1 было осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 2 ст. 31 Закона «Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области» выдвижение кандидатов, списка кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Согласно пункту 2 ст. 25 указанного закона решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. Согласно пункту 5.3 Устава КПРФ решение вопросов о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и иные выборные должности в органы местного самоуправления относится к компетенции Конференции местного отделения КПРФ. Иного порядка выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления по основным выборам Уставом КПРФ не предусмотрено. По мнению территориально избирательной комиссии, Уставом КПРФ к полномочиям Бюро Комитета регионального отделения не отнесено выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления. Согласно п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях». Согласно п.п. «б» п. 8 ст. 36 Закона Псковской области «Избирательный кодекс Псковской области» основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Из материалов дела следует, что решение о выдвижении ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», принято Бюро Комитета ПОО ПП КПРФ. Согласно выписке из протокола ХХХVI (2 этап) Конференция Псковского областного отделения политической партии « КПРФ» от 21 октября 2011 года, одним из пунктов повестки рассматривался вопрос о делегировании полномочий Конференции на предстоящих выборах в представительные органы местного самоуправления Бюро Псковского областного отделения КПРФ. На Конференции присутствовали представители Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области ФИО2 и Избирательной комиссии Псковской области ФИО3 Председательствующий спросил каждого из указанных лиц, имеются ли у них замечания. Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Псковской области и представитель Избирательной комиссии Псковской области заявили, что нарушений и замечаний нет (л.д. 13-16).
Суд считает, что решение Бюро принято в соответствии с протоколом XXXVI (2 этап) Конференции ПОО ПП КПРФ от 01 октября 2011 года с приложением № 5 - постановлением Конференции о делегировании Бюро Комитета ПОО ПП КПРФ полномочий по выдвижению кандидатов, единых списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Псковской области, назначенных на 04 марта 2012 года (л.д.13-16). Данное постановление принято в соответствии с постановлением Х совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ от 23.09.2011 «О делегировании полномочий Пленума партии региональным и местным отделениям КПРФ по решению некоторых вопросов, связанных с деятельностью политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в котором региональным отделениям рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ (л.д. 12).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что законодатель, не устанавливая для региональных отделений политической партии императивного требования о принятии решения о выдвижении кандидатов в депутаты конференцией или общим собранием, предусмотрел возможность принятия такого решения иным органом регионального отделения политической партии, который предусмотрен уставом партии.
Пунктом 1.2 Устава КПРФ предусмотрено, что КПРФ свободна в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов, за исключением ограничений, установленных федеральным законодательством. Согласно положениям Устава КПРФ высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ являются Конференция, которая в силу пункта 6.3 Устава вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, к полномочиям которой относится также выдвижение кандидатов (списка кандидатов) в депутаты (п. 6.2). Постоянно действующим руководящий органом является Комитет (п. 6.6), который вправе самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения, не относящиеся к компетенции высших органов КПРФ и конференций региональных отделений, и не урегулированные решениями указанных органов. Для решения политических, организационных и текущих вопросов избирается Бюро комитета (п.6.11), в полномочия которого входит и решение вопросов по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов. По отношению к Бюро Комитета регионального отделения вышестоящим органом является Конференция регионального отделения.
Прямое указание в Уставе КПРФ на возможность Бюро Комитета регионального отделения КПРФ выдвигать кандидатов и единые списки на дополнительных и повторных выборах в органы местного самоуправления не является основанием для ограничения прав Конференции в вопросах делегирования своих полномочий по выдвижению кандидатов (списка кандидатов) на основных выборах иным органам в соответствии с п. 6.11 Устава КПРФ. Из анализа данной нормы следует, что Бюро комитета регионального отделения КПРФ вправе выдвигать кандидатов и единые списки кандидатов на дополнительных и повторных выборах без соответствующего решения Конференции, а на основных выборах - только при наличии делегирования такого права
Доводы ФИО1 о том, что она не была своевременно извещена территориальной избирательной комиссией о выявленных недостатках, являются необоснованными, поскольку из буквального толкования п. 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что указанный порядок предусмотрен, в случае неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов. ФИО1 было отказано в регистрации по иному основанию.
На основании изложенного суд пришёл к выводу, что постановление территориальной избирательно комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года в отношении ФИО1 является незаконным, а требования заявителя подлежащими полному удовлетворению. В соответствии со статьей 261 ГПК РФ, признав оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на избирательную комиссию восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права.
Согласно пункту первому статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным. Суд соглашается с инициативой заявителя об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку неисполнение решения суда может существенно повлиять на проведение и определение результатов выборов депутатов Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 210, 212, 260.1, 261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года удовлетворить.
Признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Пустошкинского района № 29/132 от 30 января 2012 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу 6 ФИО1, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Обязать территориальную избирательную комиссию Пустошкинского района зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов Пустошкинского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу №6, выдвинутой избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд (г. Пустошка) в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Васильев
Решение суда в окончательной форме составлено 15.02.2012
Судья Н.А. Васильев