Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты
Дело № 2-134/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,
при секретаре Морозовой К.В.,
с участием заявителя Чувилиной Н.А.,
представителя заявителя Буксиной Т.Н., представившей доверенность за № 4738 от 2 декабря 2010 г.,
представителя заинтересованного лица - Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Колесник М.А., представившего доверенность № 50 от 12 января 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чувилиной Н.А. об оспаривании действия и бездействия органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Чувилина Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия и бездействия органа государственной власти, Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в муниципальное образование Нижневартовского района с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 83). Администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что она включена в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Нижневартовскому району на 2011 год. 19 ноября 2010 года № 523 Администрация Нижневартовского района уведомила ее о том, что ей отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Основанием явилось внесение изменений в законодательные и нормативные правовые акты округа. В соответствии с Законом автономного округа от 17.09.20 года № 148 - оз с 1 января 2011 года признан утратившим силу закон автономного округа от 16.11.2006 года № 116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2007-2011 годы». Распоряжением Правительства автономного округа от 19.10.20 года № 264-п утверждена программа «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2011-201З годах». Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Следовательно, считает незаконным отказ отдела местной промышленности и сельского хозяйства Администрации Нижневартовского района. Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Просит признать незаконным отказ отдела местной промышленности и сельского хозяйства Администрации Нижневартовского района в предоставлении Чувилиной Н.А. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
21 января 2011 года заявитель изменила требования. Просит признать незаконными действия отдела промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района и Департамента природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации Федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». Обязать администрацию Нижневартовского района принять у нее документы для восстановления в списках участников вышеуказанной программы и направить их в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры. Обязать Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры при получении документов восстановить ее в списках участников указанной Федеральной программы (л.д.20).
04 февраля 2011 года заявитель изменила требования, просит признать незаконным действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858. Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выразившихся в невыполнении обязанности по включению ее семьи в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год. Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее семью в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.
В связи с изменением требований и отказа от требований в адрес администрации Нижневартовского района, определением суда от 04 февраля 2011 года производство по гражданскому делу по заявлению Чувилиной Н.А. в части обжалования действий администрации Нижневартовского района прекращено.
21 апреля 2011 года заявитель увеличила требования, просит признать незаконными действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858. Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выразившееся в невыполнении обязанности по включению ее семьи в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год. Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее семью в утвержденный сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год и выдать свидетельство на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года № 858 (л.д.81).
18 мая 2011 года представитель заявителя снова изменила требования, исключив требования о компенсации морального вреда, поэтому определением суда от 18 мая производство в этой части прекращено.
Заявитель Чувилина Н.А. в судебном заседании доводы заявления поддержала и дала объяснения согласно описательной части. Просит требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель заявителя - Буксина Т.Н. в судебном заседании требования заявителя поддержала, считает их законными и обоснованными и объяснила, что на момент подачи Чувилиной Н.А. заявления в 2009 году действовала долгосрочная целевая программа автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008 - 2011 годы», которая разработана на основании федеральной целевой программы «Социальное развитие села», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. № 858. В указанных программах предусмотрено улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в организациях социальной сферы. На момент подачи заявления Департаментом было признано право Чувилиной Н.А. на получение социальной выплаты, о чем она была уведомлена. Однако 19 ноября 2010 года Чувилина Н.А. была уведомлена об отказе ей в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Основанием отказа явилось внесение изменений в законодательство и нормативные правовые акты округа. Мероприятия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и Закона автономного округа от 16.11.2006 года № 116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2011 годы» направлены на улучшение жилищных условий граждан. Следовательно, на указанные правоотношения также распространяются нормы Жилищного законодательства, и согласно п. 1 статьи 5 ЖК РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае прямо предусмотренных этим актом. Закон автономного округа от 16 ноября 2006 года №116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2011 годы», признан утратившим силу с 1 января 2011 года, тогда как действие Департамента по отказу Чувилиной Н.А. было принято 12 ноября 2010 года, то есть в момент действия указанного Закона, следовательно, действия Департамента по отказу в предоставлении Чувилиной Н.А. социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года является незаконным. В соответствии с п. 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органов местного самоуправления списков и документов по форме согласно приложения № 3 формируют, с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложения № 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении до доведения до граждан информации. Согласно указанному положению усматривается, что при получении документов и списка участников, в обязанности Департамента входило формировать и утверждать списки по форме согласно положению № 3. В связи с тем, что в период принятия решения по вопросам реализации программы «Социальное развитие села до 2012 года» а именно по вопросу формирования и утверждения списков участников программы действовал Закон автономного округа от 16.11.2006 года № 116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2008-2011 годы», Департамент не исполнил свою обязанность по формированию сводного списка и включению в него семьи Чувилиной Н.А. на 2011 год, что повлекло не выделение из бюджета средств для указанной семьи, и нарушил право Чувилиной Н.А. на получение социальной выплаты. Если бы Департамент исполнил свою обязанность по включению семьи Чувилиной Н.А. в сводные списки на 2011 год, то на указанные цели бюджетом было бы предусмотрено финансирование, так как Закон «О бюджете ХМАО-Югры на 2011год и на плановый период 2012 года и 2013года» принят Думой 25 ноября 2010 года. Кроме этого Департамент является разработчиком новой программы «Развитие агропромышленного комплекса ХМАО-Югры в 2011-2013 годах и они знали, что в указанную программу не были включены работники социальной сферы и следовательно полагали, что указанных граждан нет необходимости включать в сводные списки и предусматривать в бюджете финансирование. Департаменту было поручено (распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 12.06.2010года № 190-рп «Об оценке результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ автономного округа») в срок до 1 августа 2010 года разработать долгосрочную целевую программу автономного округа комплексного развития агропромышленного комплекса на основе долгосрочных целевых программ автономного округа: "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008 - 2011 годы, следовательно, и на основе ФЦП «Социальное развитие села». На период принятия решения об отказе семье Чувилиных в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012года» действовал Закон автономного округа от 16.11.2006года №116-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2011 годы», следовательно, отказ в предоставлении социальной выплаты является незаконным. В связи с указанными незаконными действиями Департамента, бюджетом не были предусмотрено финансирование на указанную семью.
Представитель Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры - Колесник М.А. в судебном заседании требования не признал, считает их необоснованными, так как Департамент действовал в пределах полномочий в соответствии с действующим законодательством, и права Чувилиной Н.А. не были нарушены. В результате слияния Управления агропромышленного комплекса и Департамента природных ресурсов, с 2011 года Департамент не занимается социальной сферой. В настоящее время, у Департамента нет полномочий, разрабатывать какие-либо социальные сферы. Денежные средства по реализации ранее действующей программы, бюджетом не закладываются, поскольку программа утратила силу.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Ранее действующим законом ХМАО-Югры № 116-оз от 24 ноября 2006 года «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2008-2011 годы», предусматривалось обеспечение доступным жильем молодых специалистов и молодых семей, проживающих в сельской местности (п. 3 Приложение № 1 к Закону ХМАО - Югры от 24 ноября 2007 года № 116-оз). Данный закон утратил силу с 01 января 2011 года. (Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 21 сентября 2010 года № 148-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об изменениях административно-территориального устройства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и о внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и о признании утратившими силу некоторых законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»).
Указанный Закон был принят в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858, которой предусматривается реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются на условиях софинансирования.
Условия и порядок предоставления государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках ФЦП Программы определены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83).
В целях реализации на территории ХМАО - Югры указанной федеральной целевой программы и Закона ХМАО - Югры от 24 ноября 2006 N 116-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" Правительством ХМАО - Югры принято Постановление № 206-п от 24 августа 2007 года "О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности» которое утратило силу с 01 января 2011 года (Постановление Правительства Ханты-мансийского АО - Югры от 10 декабря 2010 года № 340-п «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры»).
Осуществлять организацию мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" и Закона ХМАО - Югры от 24 ноября 2006 № 116-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" поручено Управлению агропромышленного комплекса автономного округа, которое в результате реорганизации путем слияния с Комитетом по использованию лесных ресурсов ХМАО-Югры, Комитетом по туризму ХМАО-Югры, Управлением по использованию рыбных и охотничьих ресурсов ХМАО-Югры преобразовано в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-мансийского автономного округа - Югры (Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 13 апреля 2010 года № 68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО - Югры»)
Согласно п. 3 Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 06 сентября 2010 года № 176 «О Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры» Департамент является правопреемником Управления агропромышленного комплекса ХМАО - Югры.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в 2009 году, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Чувилина Н.А. обратилась в МО Нижневартовский район с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. К заявлению был представлен пакет документов (л.д 11).
Согласно пункту 14 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан изъявивших желание улучшить жилищные условия с использование социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению № 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (далее - Порядок) (Приложение № 2 к постановлению Правительства АО от 24 августа 2007 года № 206-п «О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению») органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ХМАО - Югры в срок до 01 августа года, предшествующего планируемому, представляют в Управление агропромышленного комплекса АО списки и документы молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на селе.
Управление агропромышленного комплекса ХМАО - Югры письмом от 18 марта 2010 года № 389/10 уведомил Чувилину Н.А. О.В. о включении в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Нижневартовскому району на 2011 год (л.д.10).
Однако, 19 ноября 2010 года, на основании письма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры от 12 ноября 2010 года № 5483, отдел местной промышленности и сельского хозяйства администрации Нижневартовского района уведомил Чувилину Н.А. об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в связи с внесением изменений в законодательство и нормативные правовые акты округа, что повлекло не включение Чувилиной Н.А. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год (л.д.7).
Довод представителя Департамента, что отказ Чувилиной Н.А. в предоставлении социальной выплаты на 2011 год обоснован, и соответствует положениям действующей с 01 января 2011 года новой программы, утвержденной Постановлением Правительством ХМАО-Югры от 19 октября 2010 года № 263-п, мероприятия которой предусматривают поддержку на улучшение жилищных условий по программе только молодым семьям и молодым специалистам, работающим или изъявившим желание работать в организациях агропромышленного комплекса, тогда как Чувилина Н.А. работает в социальной сфере, не состоятелен.
Утверждение Правительством ХМАО-Югры новой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-мансийского автономного округа - Югры в 2011-2013 года», вступившей в силу с 01 января 2011 года, которой предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих или изъявивших желание работать в организациях агропромышленного комплекса, не может рассматриваться как утрата Чувилиной Н.А. основания, дающего ей право на получение социальной выплаты в рамках ранее действующей программы, по следующим основаниям.
Как уже установлено ранее Чувилина Н.А. в 2009 г. обратилась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».Всем критериям, определяющим право на получение социальной выплаты, Чувилина Н.А. соответствовала. За ней было признано право на получение социальной выплаты, в рамках действующей на территории ХМАО программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007-2011 годы" на 2011 год, которое до настоящего времени ею не реализовано, в связи с принятием новой программы, вступившей в силу 01 января 2011 года.
Также подтверждением признания за заявителем права на получение субсидии является переписка между Управлением агропромышленного комплекса и Департаментом экономической политики ХМАО - Югры о дополнительном финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий на 2010 год, в список которых была включена и заявитель.
Поскольку право на получение социальной выплаты у Чувилиной Н.А. возникло до вступления в законную силу новой программы, суд приходит к выводу, что действия Департамента об отказе Чувилиной Н.А. в предоставлении социальной выплаты в связи с изменением с 01 января 2011 года законодательства ХМАО-Югры и придание вновь принятому закону, не предусматривающему финансирование молодых семей и молодых специалистов проживающих на селе и работающих в социальной сфере, обратной силы, являются незаконными, так как придание обратной силы закону, ухудшающее положение Чувилиной Н.А., означает, по существу, отмену для нее права на получение жилищной субсидии, приобретенного ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Так же суд признает обоснованным требование Чувилиной Н.А. о признании незаконным бездействие Департамента по невыполнению обязанности по включению семьи в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.
Согласно имеющемуся в материалах дела сводному списку участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год, Чувилина Н.А. в него не включена.
Как пояснил представитель Департамента, в окончательном варианте сводный список формируется и утверждается после утверждения бюджета автономного округа. До утверждения сводного списка, формируется предварительный сводный список, в который Чувилина Н.А. первоначально и была включена, но поскольку прежняя программа, в рамках которой Чувилина Н.А. имела право на получение социальной выплаты, с 01 января 2011 года утратила силу, и финансирование из бюджета округа было прекращено, Чувилина Н.А. уже в окончательный вариант списка не была включена.
К данным объяснениям представителя Департамента суд относится критически, поскольку понятия предварительный сводный список действующее на тот момент законодательство ХМАО-Югры не содержало.
Исходя из положений ранее действующего «Порядка формирования и утверждения списков молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов» (Приложение № 2 к постановлению Правительства АО от 24 августа 2007 года № 206-п «О предоставлении средств государственной поддержки из бюджета автономного округа на проведение мероприятий по улучшению») сводный список должен был сформирован до утверждения бюджета автономного округа, так как после утверждения бюджета и вступления его в силу, предусмотрено распределение средств бюджета между участниками мероприятий.
Кроме этого, согласно «Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» (Приложение № 16 к ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденное Постановлением правительства РФ 31 января 2009 года № 83) определенный в результате расчетов объем субсидий бюджетам субъектов РФ уточняется согласно бюджетным заявкам и сведениям, предусмотренным в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, субъектами РФ до 01 ноября года, предшествующего очередному финансовому году, следовательно, можно сделать вывод, что сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год, в рамках ранее действующей программы, должны были быть утверждены до указанной даты.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Чувилиной Н.А. в части признания незаконными действия и бездействия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики по отказу ей в предоставлении социальной выплаты и не включении ее в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, требование Чувилиной Н.А. об обязании Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ее в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по отказу Чувилиной Н.А. в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в невыполнении обязанности по включению Чувилиной Н.А. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.
Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить Чувилину П.А. в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 2011 год.
На решение может быть подана кассационная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский районный суд в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: