Дело № 2-1340/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
02 апреля 2018 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,
при секретаре Барсановой Т.Е.,
с участием
истца ФИО1
представителя администрации <...>ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <...> о признании незаконным п. 9.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, в котором, с учетом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит:
- признать незаконным пункт 9.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###;
- обязать администрацию <...> признать ФИО1 составом семьи 4 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Иск мотивирован следующим.
ФИО1 является многодетной матерью троих детей, один из которых является инвалидом с рождения. Семья является малоимущей и проживает вчетвером в квартире с другой семьей, нуждается в улучшении жилищных условий.
Жилищная комиссия при администрации <...> не учла приложенных документов, необоснованно отказала в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. Данный отказ администрации является существенным нарушением прав малоимущей семьи, имеющей ребенка инвалида.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей», ст. 51 ЖК РФ просит иск удовлетворить.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО3, ФИО4
ФИО1 в суде иск поддержала, просила его удовлетворить, указав, что ответчик необоснованно полагает, что родители и истец с детьми являются одной семьей, а незначительное превышение нормы обеспеченности 12,35 кв.м. не может являться основанием для отказа в признании нуждающимися в жилых помещениях.
Аналогичные пояснения даны третьим лицом ФИО3
Представитель ответчика в суде возражал против иска, указав, что ФИО1 не является малоимущей, никогда ей не была признана.
Решение о признании гражданина малоимущим принимается на заседании жилищной комиссии и утверждается постановлением администрации <...>. Истец в установленном порядке в администрацию <...> не обращался, малоимущим не признавался. ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о признании ее и членов семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях реализации Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».
Истец с тремя детьми зарегистрированы по месту жительства в квартире, общей площадью 74,1 кв.м. в <...> выписке из домовой книги в данной квартире проживают родители истца и трое несовершеннолетних детей. Сама квартира находится в общей долевой собственности истца, родителей и дочери истца ФИО5. Таким образом, в квартире площадью 74,1 кв.м. зарегистрированы и проживают шесть членов семьи. Уровень обеспеченности общей площадью имеющегося в собственности жилого помещения превышает установленною учетную норму.
Кроме того, при подаче истцом заявления не были представлены копии паспортов ее родителей и их согласия на обработку персональных данных, что лишает возможности администрацию истребовать необходимые документы в порядке межведомственного запроса. Право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях обусловлено обеспеченностью общей площадью занимаемых и имеющихся в собственности жилых помещений всех совместно проживающих с заявителем членов семьи, определение которой возможно только при наличии соответствующих документов. Просит отказать в иске.
ФИО4 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, на основании ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ОЗ
"О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, независимо от их имущественного положения, постоянно проживающим на территории Владимирской области не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними.
В соответствии с ч. ч. 1, 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ч. 14).
Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.
Граждане признаются малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с Законом Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-ОЗ "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и Административным регламентом предоставления администрацией <...> муниципальной услуги по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденным постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из дела усматривается, что ФИО1 является многодетной матерью (удостоверение ###) ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО6 относится к категории ребенок-инвалид (справка МСЭ-2014 ###).
Судом установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес администрации <...> с заявлением о признании ее составом семьи 4 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях реализации Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 10-ОЗ
"О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области", приложив документы согласно приложению к заявлению.
Решением заседания жилищной комиссии при администрации <...>, выраженным в протоколе ### от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях на том основании, что уровень обеспеченности общей площадью выше учетной нормы, также не представлены копии паспортов совместно проживающих с ФИО1 ее родителей, что не позволило в полном объеме истребовать необходимую информацию.
Пунктом 9.1 постановления администрации <...> «О реализации решения заседания жилищной комиссии при администрации <...> и внесении изменения в постановление администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###, от ДД.ММ.ГГГГ###» ФИО1 отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ (уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает учетную нормы 12 кв.м.).
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 164 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
ФИО1 является собственником ? доли в праве на квартиру по адресу: <...> площадью 74.1 кв.м. (л.д.42).
По ? доли в праве на указанную квартиру имеют ФИО7 (л.д.43).
Согласно выписке из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), справке МКП <...> ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ в названной квартире зарегистрированы и проживают 6 человек:
ФИО4 (отец истца)
ФИО3 (мать истца)
ФИО1 (истец)
ФИО5, ФИО5, ФИО6 (дочери истца)
С учетом требований ст. 31 ЖК РФ суд производит расчет уровня обеспеченности площадью семьи М-вых, который составляет 12,35 кв.м., исходя из расчета: 74,1 кв.м. / 6 зарегистрированных), что выше установленной нормы в 12 кв.м.
Иного жилого помещения в собственности ФИО1 и ее дети не имеют.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Наличие соглашения о разделе лицевого счета в квартире не влияет на определения уровня обеспеченности семьи в жилой площади, доказательств нуждаемости в жилых помещениях не представлено (л.д.48).
Доводы истца о непринятии во внимание ответчиком того факта, что ФИО6 является ребенком-инвалидом, нуждающимся в дополнительном жилом помещении, судом не принимаются, поскольку с таким заявлением истец к ответчику не обращался.
Таким образом, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 к администрации <...> о признании незаконным п. 9.1 постановления администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.С.Игнатович
Решение в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2018 г.
Судья М.С.Игнатович