К делу №2-33/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Крымск 01 июля 2022г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Литвиненко Т.А.,
при секретаре Щербатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» к ФИО5 об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд путём выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений Краснодарского края» обратилось в суд с иском к ФИО5 об изъятии в принудительном порядке для государственных нужд Краснодарского края земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, площадью 884 кв.м., который расположен по адресу: Краснодарский край, Крымский район, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 000 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:; земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:513, площадью 6 323 кв.м., который расположен по адресу:, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:6, площадью 10 000 кв.м., расположенного по адресу:, с размещёнными на нём нежилыми зданиями: с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м.; на условиях выплаты денежного возмещения в размере 8 052 189 рублей, что является основанием для государственной регистрации перехода права собственности и права аренды на эти объекты недвижимости от ФИО5 к субъекту Российской Федерации Краснодарский край.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Уставом ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов, к полномочиям которого относится осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономикиот негативного воздействия вод, включенными в государственную программуи краевую адресную инвестиционную программу: обращается с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном законодательством, в случаях изъятия земельных участков для строительства, реконструкции гидротехнических сооружений регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы РФ, предусмотренной краевой адресной инвестиционной программой. В целях строительства объекта «Защита территорий от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка» согласно Указу Президента РФ № «О мерах по ликвидации последствий наводнения в» от ДД.ММ.ГГГГг., в соответствии со статьями 279 и 281 Гражданского кодекса РФ, статьями 49, 56.2, 56.3, 56.4, 56.6 Земельного кодекса РФ, статьёй№-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в» от ДД.ММ.ГГГГг., постановлением главы администрации (губернатора)№ «Об утверждении государственной программы«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГг., а также приказами департамента по архитектуре и градостроительству№ «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории для размещения линейного объекта «Защита территорий от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству№ от ДД.ММ.ГГГГг.» от ДД.ММ.ГГГГг. и № «Об утверждении внесения изменений в документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) для размещения линейного объекта «Защита территорий от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», утвержденную приказом департамента по архитектуре и градостроительству№ от ДД.ММ.ГГГГг.» от ДД.ММ.ГГГГг., на основании ходатайств истца № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГг. министерством природных ресурсовпринято решение об изъятии для государственных нуждследующих земельных участков: земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, площадью 884 кв.м., расположенный по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11, общей площадью 2 000 кв.м., расположенный по адресу:(далее – земельный участок №) (приказ министерства природных ресурсов№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд» от ДД.ММ.ГГГГг.), принадлежащий на праве собственности ФИО2; земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002032:513, площадью 6 323 кв.м., расположенный по адресу:, и расположенные на нем нежилые здания: с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м.; расположенные по адресу:, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:6, общей площадью 10 000 кв.м., расположенный по адресу:(далее – земельный участок №) (приказ министерства природных ресурсов№ «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд» от ДД.ММ.ГГГГг.), принадлежащий на праве аренды ФИО2 В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. По месту регистрации ФИО2ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. направлены уведомления о принятых министерством природных ресурсоврешениях об изъятии земельного участка № и земельного участка №. На основании пункта 1 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 56.2 Земельного кодекса РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно пункту 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 7 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении. Согласно письму истца исх.№ от ДД.ММ.ГГГГг. ответчику ДД.ММ.ГГГГг. вручены проект соглашения об изъятии недвижимости (земельного участка №) для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием. Согласно письму истца исх.№ от ДД.ММ.ГГГГг. ответчику ДД.ММ.ГГГГг. вручены проект соглашения об изъятии недвижимости (земельного участка №) для государственных нужд, а также отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием. Согласно пункту 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее – размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от ДД.ММ.ГГГГг. с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Для определения размера возмещения за недвижимое имущество, ООО «Межевой земельный центр» на основании государственного контракта №/ПС-2018 от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного между истцом и ООО «Межевой земельный центр», выполнены: отчёт об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГг., который получил положительное экспертное заключение саморегулируемой организации Союз «ФИО1 специалистов оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГг., и отчёт об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГг., который получил положительное экспертное заключение саморегулируемой организации Союз «ФИО1 специалистов оценщиков» № от ДД.ММ.ГГГГ компенсационных выплат согласно отчетов об оценке составляет за земельный участок № – 17 146 рублей; за земельный участок № – 8 035 043 рубля. На основании пункта 10 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. Срок для подписания соглашения об изъятии недвижимости (земельного участка №) истек ДД.ММ.ГГГГ для подписания соглашения об изъятии недвижимости (земельного участка №) истек ДД.ММ.ГГГГ части 1 статьи 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нуждмежду истцом и ответчиком не достигнуто. В соответствии с частью 2 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Согласно Уставу, учреждение выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, предусмотренных мероприятиями по защите населения и объектов экономикиот негативного воздействия вод, включенными в государственную программу, в том числе по реализации проекта «Защита территории от негативного воздействия вод рек Адагум, Неберджай, Баканка», который имеет высокую социальную значимость и осуществляется с целью выполнения Указа Президента РФ № «О мерах по ликвидации последствий наводнения в» от ДД.ММ.ГГГГ образом, данные обстоятельства являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельных участков для государственных нужд путем выкупа к немедленному исполнению.
Представитель ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» ФИО7 в судебном заседании поддержала заявленные требования, их правовые основания не изменяла. Дополнительно представила замечания на заключение ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГг., которые сводятся к оспариванию невозможности использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, а также с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683 в качестве самостоятельных земельных участков. Свои дополнительные доводы мотивировала тем, что выводы ФИО4 о невозможности использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, основаны на двух доводах. Во-первых, невозможность использования зданий, расположенных на земельном участке 23:15:1002032:6 после его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514. Данный вопрос не ставился на рассмотрение судом. Также невозможность эксплуатации зданий не обоснована. Невозможность использования зданий, занятых технологическим процессом, не влияет на возможность использования земельного участка. ФИО4 не описан технологический процесс, который будет нарушен, и на основании каких норм данный технологический процесс невозможно осуществить без вспомогательных строений. ФИО4 не рассматривает возможность строительства строений, выведенных из технологического процесса, на земельном участке 23:15:1002032:514 в случае, если таковое необходимо для технологического процесса. Если рассматривать земельные участки как объекты недвижимости, указанные в вопросе, поставленном определением суда, то сами земельные участки возможно использовать по разрешенному использованию, поскольку образованные участки не противоречат параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки Нижнебаканского сельского поселения . Во-вторых, после производства работ по углублению русла реки Баканка и отсыпки берегов доступ (проезд) на территорию исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514 ликвидирован. Между тем, существует съезд на существующий мост на , по которой осуществляется доступ к земельным участкам. При подготовке выводов о ликвидации доступа ФИО4 не приводит доказательств их ликвидации или планируемой ликвидации. На стр.79-89 экспертизы на фотографиях отображены подъездные пути по , и вид с трассы, где видна часть существующего моста. Также проектом не предусмотрен демонтаж мостов на , а также запроектировано строительство нового вантового моста на опорах. Таким образом, выводы, сделанные ФИО4 при изучении вопроса, опираются на ошибочные предпосылки. Использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, возможно в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Выводы ФИО4 о невозможности использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, основаны на единственном доводе: при проведении осмотра земельного участка ФИО4 установлено, что после производства работ по углублению русла реки Баканка и отсыпки берегов доступ (проезд) на территорию исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683 отсутствует. Также доступ на земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 возможен лишь только через стронние земельные участки, что недопустимо (стр.18 заключения ФИО4). ФИО4 не указывает, в соответствии с какой нормой связана недопустимость доступа через стронние земельные участки. В то же время, в соответствии со статьёй 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГг., доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета). Таким образом, ФЗ-218 предполагает возможность доступа через сторонние земельные участки, в том числе и путем установления сервитута. Но установление такого сервитута не требуется, поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 имеет непосредственную границу с земельными участками неразграниченной муниципальной собственности. Земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 образовался в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11, решение об осуществлении раздела принимает государственный регистратор, в том числе, параментр о доступе также изучается при принятии решения. Результат раздела земельного участка подтверждает наличие доступа к образованным земельным участкам. Также рассматриваемый параметр «доступ (проезд) на территорию исследуемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683 отсутствует» не опирается ни на один нормативный акт, обязывающий обеспечить проезд к земельному участку. При рассмотрении проектных решений и материалов изысканий, выявлено, что до раздела земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11, никаких подъездных путей не было, также никакие ранее существовавшие подъездные пути не были затронуты берегоукреплением. Доступ к земельному участку с кадастровым номером 23:15:1005000:11 существовал с южной стороны его границ через неразграниченные земли муниципальной собственности, также после раздела этот доступ не изменился для земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:2683. В соответствии со статьёй 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств. Земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 имеет общую границу с земельным участком 23:15:1005000:2682, который находится полностью в границах береговой линии, где существует публичный доступ. Таким образом, выводы, сделанные ФИО4, при изучении вопроса, опираются на ошибочные предпосылки, а именно – доступ к земельному участку с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 имеется со всех сторон его границ.
Ответчица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, обеспечила свое участие в деле посредством направления представителя. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Представитель ответчицы ФИО2ФИО13 признала за ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» право на принудительное изъятие у ФИО2 объектов недвижимости для государственных нуждпутём выкупа, но на иных условиях. Свои возражения мотивировала тем, что в силу положений статьи 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется по решению суда. ФИО2 не согласна с условиями соглашения об изъятии у нее объектов недвижимости для государственных нужд в силу следующих обстоятельств. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно положениям пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению. Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям пункта 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" от ДД.ММ.ГГГГг. с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При установлении рыночной стоимости объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м., расположенного по адресу:, в размере 3 552 128 рублей, оценщик ООО «Межевой земельный центр», со ссылкой на материалы технической инвентаризации 2008г., необоснованно исходил из того обстоятельства, что этот объект капитального строительства возведен в 1970г. и имеет 60% износа. Между тем, решением Крымского районного судаот ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что после пожара в 1989г. здание было полностью разрушено, вместо него ООО «Эра» возвело новое здание 97% готовности, которое ФИО2 приобрела в 2010г. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, кадастровый номер упомянутому объекту капитального строительства присвоен в 2013г., его кадастровая стоимость составляет 8 608 792, 68 рублей, новые сведения приняты к техническому учёту по результатам инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ образом, рыночная стоимость указанного объекта капитального строительства безосновательно занижена, что существенно уменьшает размер следуемого ФИО2 возмещения при его изъятии для государственных нужд. Кроме того, итоговая величина стоимости всех объектов оценки, расположенных по адресу:, исчислена с учётом НДС (лист 109 отчёта). Между тем, законодательство об оценочной деятельности не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер, следовательно, определение рыночной стоимости указанных объектов недвижимости с выделением в ее составе НДС противоречит нормам законодательства. Такая правовая позиция закреплена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №-КА19-66. Согласно приказам Министерства природных ресурсов№ от ДД.ММ.ГГГГг. и № от ДД.ММ.ГГГГг., в целях строительства объекта «Защита территории от негативного воздействия рек Адагум, Неберджай, Баканка» для государственных нуждподлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11 (884 кв.м. из 2 000 кв.м.) и часть земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:6 (6 323 кв.м. из 10 000 кв.м.) с размещёнными на нём объектами капитального строительства (4 из 6). В соответствии с положениями частей 4-6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Образованные в результате раздела с целью выкупа для государственных нужд и сохранённые во владении и пользовании ФИО2 земельные участки из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58); и из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи , не могут использоваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, так как в результате проведенных мероприятий по углублению русла реки Баканка и отсыпки берегов были ликвидированы проезды к ним. В силу пункта 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом. Согласно части 2 статьи 56.11 Земельного кодекса РФ, в случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия в виде перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, и досрочного прекращения договора аренды земельного участка наступают только после предоставления указанного возмещения. ФИО2 не оспаривает необходимости изъятия у нее объектов недвижимости для государственных нужд, однако считает, что эти действия должны осуществляться с соблюдением ее прав. В заключении повторной комплексной судебной экспертизы ООО «СтройЭкспертИндустрия» № от ДД.ММ.ГГГГг. сделаны следующие выводы: использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, в качестве самостоятельных объектов недвижимости невозможно; рыночная стоимость права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:6 до истечения срока действия договора аренды (ДД.ММ.ГГГГг.), исходя из вида разрешенного использования, который был установлен в отношении него до начала процедуры изъятия для государственных нужд, по состоянию на дату проведения оценки составила 10 640 000 рублей; рыночная стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:15:1002001:162, 23:15:1002001:163, 23:15:1002001:164, 23:15:1002001:166, 23:15:1002001:165 и 23:15:1002001:167 на дату проведения оценки составила 34 401 000 рублей; использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, в качестве самостоятельных объектов недвижимости невозможно; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11, исходя из вида разрешенного использования, который был установлен в отношении него до начала процедуры изъятия для государственных нужд, по состоянию на дату проведения оценки составила 80 000 рублей. Кроме того, согласно отчёту ООО «Межевой земельный центр» № от ДД.ММ.ГГГГг., рыночная стоимость улучшений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:15:1002032:6 по адресу:(24 позиции), составляет 2 349 309 рублей; убытки при изъятии этого земельного участка составят 299 365 рублей. Согласно отчёту ООО «Межевой земельный центр» № от ДД.ММ.ГГГГг., убытки при изъятии земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, составят 350 рублей. Упомянутые документы предоставлены ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС» в доказательство неоспариваемых ФИО2 условий выкупа ее недвижимого имущества. Таким образом, исковые требования ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству ГТС» об изъятии у ФИО2 в принудительном порядке недвижимого имущества для государственных нуждподлежат удовлетворению на следующих определяемых судом условиях. Во-первых, выкупу подлежат оба земельных участка с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683, образованные в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:. Цена выкупа соответствует рыночной стоимости права аренды исходного земельного участка и составляет 80 000 рублей. Компенсации подлежат также причинённые выкупом убытки в размере 350 рублей. Во-вторых, выкупу подлежат оба земельных участка с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованные в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, с шестью размещёнными на них объектами капитального строительства с кадастровыми номерами 23:15:1002001:162, 23:15:1002001:163, 23:15:1002001:164, 23:15:1002001:166, 23:15:1002001:165 и 23:15:1002001:167. Цена выкупа соответствует совокупной рыночной стоимости права аренды исходного земельного участка, его неотделимых улучшений и рыночной стоимости зданий, что составляет 47 390 309 рублей. Компенсации подлежат также причинённые выкупом убытки в размере 299 365 рублей. В-третьих, переход права собственности и досрочное прекращение права аренды подлежит государственной регистрации после получения ФИО2 денежного возмещения за эти вещные права в общей сумме 47 770 024 рублей.
Представитель администрации муниципального образования ФИО8 поддержал доводы ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений», собственную правовую позицию не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменную правовую позицию по заявленным требованиям, в которых поддержало заявленные требования и просило суд рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, показания специалистов и ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован главой VII.1 (статьи 56.2 – 56.12) Земельного кодекса РФ.
Согласно материалам дела, приказами Министерства природных ресурсов№ от ДД.ММ.ГГГГг. и № от ДД.ММ.ГГГГг., в целях строительства объекта «Защита территории от негативного воздействия рек Адагум, Неберджай, Баканка» решено изъять для государственных нуждчасть земельного участка с кадастровым номером 23:15:1005000:11 (884 кв.м. из 2 000 кв.м.) и часть земельного участка с кадастровым номером 23:15:1002032:6 (6 323 кв.м. из 10 000 кв.м.) с размещёнными на нём объектами капитального строительства (4 из 6).
На основании постановления администрации муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГг. и договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 является собственником земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГг. сделана запись регистрации №.
В ходе проведения процедуры изъятия произведен раздел упомянутого земельного участка, в результате чего образованы два самостоятельных земельных участка: земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), и земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58).
На основании постановления администрации муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГг. и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 является арендатором земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, на срок до ДД.ММ.ГГГГг., о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГг. сделана запись регистрации №. На упомянутом земельном участке размещены шесть объектов капитального строительства: с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., право собственности ФИО2 на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости на основании решения Крымского районного судаот ДД.ММ.ГГГГг.
В ходе проведения процедуры изъятия произведен раздел упомянутого земельного участка, в результате чего образованы два самостоятельных земельных участка: земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:, на котором размещены четыре объекта капитального строительства: с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м., и земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи , на котором размещены два объекта капитального строительства: с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м. и с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
По правилам части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Письмом с исх.№ от ДД.ММ.ГГГГг. ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» направило ФИО2 проект соглашения об изъятии земельного участка из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), для государственных нужд, а также отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, подготовленный ООО «Межевой земельный центр» ДД.ММ.ГГГГг.
По утверждению представителя ФИО2 в судебном заседании, ответчица получила указанные документы и отказалась от подписания соглашения по причине несогласия с условиями выкупа.
Письмом с исх.№ от ДД.ММ.ГГГГг. ГБУ«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» направило ФИО2 проект соглашения об изъятии земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:, на котором размещены четыре объекта капитального строительства: с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м., для государственных нужд, а также отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка и убытков, причиненных правообладателю изъятием, подготовленный ООО «Межевой земельный центр» ДД.ММ.ГГГГг.
По утверждению представителя ФИО2 в судебном заседании, ответчица получила указанные документы и отказалась от подписания соглашения по причине несогласия с условиями выкупа.
Суд принимает признание стороной ФИО2 обстоятельств досудебного урегулирования изъятия спорных земельных участков для государственных нужд, считает эту процедуру соблюденной со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти и в дальнейшем исходит из необходимости принудительного изъятия земельных участков на условиях, определяемых судом в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с положениями частей 4-6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По правилам статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно акту обследования земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, который утвержден главой Нижнебаканского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГг., в результате проведения работ по углублению русла реки Баканка и отсыпки берегов была ликвидирована дорога, ведущая на указанный земельный участок, и других подъездов к земельному участку со стороны леса нет.
Согласно акту обследования земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, который утвержден главой Нижнебаканского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГг., во время наводнения 2012г. был разрушен мост через реку Баканка, по которому осуществлялся въезд на территорию производственной базы; граница раздела земельного участка перекрывает проезд на земельный участок, оставшийся после раздела.
Согласно заключению АНО «Бюро независимой экспертизы «Плеяды» № от ДД.ММ.ГГГГг., использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, в качестве самостоятельных земельных участков не представляется возможным по причине отсутствия доступа (проезда) на их территорию (ответ на вопрос №). Использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, в качестве самостоятельных объектов недвижимости не представляется возможным по причине отсутствия доступа (проезда) на их территорию, в том числе для крупногабаритного транспорта, а также нарушения единого технологического процесса производственной базы вследствие разделения комплекса зданий (ответ на вопрос №).
Согласно заключению ООО «СтройЭкспертИндустрия» № от ДД.ММ.ГГГГг., использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1005000:2682 и 23:15:1005000:2683, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, в качестве самостоятельных земельных участков не представляется возможным по причине отсутствия самостоятельного доступа (проезда) на их территорию (ответ на вопрос №). Использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, в качестве самостоятельных объектов недвижимости не представляется возможным по причине отсутствия подъездных и проходных путей на их территорию, в том числе для крупногабаритного транспорта, а также нарушения единого технологического процесса производственной базы вследствие разделения комплекса зданий (ответ на вопрос №).
ФИО4ФИО9 в судебном заседании показал, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:1005000:11 разделен неправильно, так как в результате к земельному участку с кадастровым номером 23:15:1005000:2682 подход теоретически возможен только через реку либо через сторонние земельные участки, а к земельному участку с кадастровым номером 23:15:1005000:2683 подход теоретически возможен только через сторонние земельные участки либо через лес; каких-либо дорог к этим земельным участкам не имеется, проехать или пройти туда общепринятым способом невозможно. Земельный участок с кадастровым номером 23:15:1002032:6 также разделен неправильно, так как в результате к земельным участкам с кадастровыми номерами 23:15:1002032:513 и 23:15:1002032:514 подъехать крупногабаритным транспортом вообще невозможно; проезд через существующий мост и подъездные пути по ведет на изымаемый земельный участок, при этом граница раздела перекрывает проезд на оставляемый ФИО2 земельный участок, который с территорией общего пользования не сообщается.
Суд считает указанные письменные доказательства и показания ФИО4ФИО9 в судебном заседании достоверными доказательствами по делу, не позволяющими удовлетворить исковые требования на предложенных ГУП«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» условиях, и свидетельствующими об обоснованности возражений ФИО2 относительно этих условий. Выводы ФИО4 объективны и не вызывают сомнений, так как сделаны в результате непосредственного выезда на место и подтверждены результатами инструментальных исследований; ФИО4 являются квалифицированными специалистами в области геодезии, имеют большой опыт работы в данной области, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, независимы друг от друга и не заинтересованы в исходе дела в пользу какой-либо из сторон. При этом суд не может принять во внимание доводы кадастрового инженера ФИО10, который высказал свое суждение об обоснованности раздела земельных участков только на основании изучения документов истца без исследования материалов дела и без осмотра объектов исследования.
Суд также считает надуманными доводы ГУП«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» о возможности проезда к оставляемым ФИО2 земельным участкам через лес, реку или сторонние земельные участки, так как достоверных доказательств наличия границ (линейных длин) между земельными участками ФИО2 и территорией общего пользования в материалах дела не имеется. При этом государственная регистрация раздела исходных земельных участков ФИО2 сама по себе, по убеждению суда, таким доказательством не является.
Изложенное приводит суд к выводу о необходимости выкупа обоих земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, и обоих земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, с шестью размещёнными на них объектами капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом 3 пункта 3, пунктом 5 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ, при определении размера возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению; или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению; убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Принимая решение об установлении размера возмещения, подлежащего выплате ФИО2 за изымаемые для государственных нуждобъекты недвижимости в соответствии с заключением ООО «СтройЭкспертИндустрия» № от ДД.ММ.ГГГГг., суд учитывает, что только эти выводы соответствуют требованиям статьи 85 ГПК РФ, согласно которой ФИО4 обязан не только провести полное исследование представленных материалов и документов и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, но и явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. ФИО4ФИО11 в судебном заседании обосновала сделанные ею выводы в вопросе оценки объектов недвижимости ФИО2 и прав на них, а также ответила на вопросы лиц, участвующих в деле. При этом специалист ФИО12, отметивший наличие арифметических и технических ошибок в заключении ФИО11 согласился с тем, что эти неточности не имеют существенного значения при подсчете итоговой величины объектов оценки. Таким образом, суд устанавливает возмещение за изымаемые объекты недвижимости ФИО2 в следующем размере:
1). за земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), и земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), в размере рыночной стоимости исходного земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 2 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:11, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, составляющей 80 000 рублей.
2). за земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:, и земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи , в размере рыночной стоимости права аренды исходного земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:6, расположенного по адресу:, до истечения срока действия договора аренды (ДД.ММ.ГГГГг.), составляющей 10 640 000 рублей.
3). за объекты капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., расположенные по адресу:, в размере их рыночной стоимости, составляющей 34 401 000 рублей.
Кроме того, согласно отчету ООО «Межевой земельный центр» № от ДД.ММ.ГГГГг., размер убытков, причиненных изъятием объектов недвижимости, которые расположены по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), составляет 350 рублей; согласно отчёту ООО «Межевой земельный центр» № от ДД.ММ.ГГГГг., размер убытков, причинённых изъятием объектов недвижимости, которые расположены за земельном участке по адресу:, составляет 299 365 рублей; рыночная стоимость неотделимых улучшений составляет 2 349 309 рублей. Данные обстоятельства признаны представителем ФИО2 в судебном заседании, что освобождает истца от необходимости их дальнейшего доказывания и приводит суд к выводу о необходимости взыскании этих сумм в составе убытков, причиненных ответчице изъятием объектов недвижимости для государственных нужд.
В силу положений статьи 56.11 Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, и досрочного прекращения договора аренды земельного участка, а также государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. В случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством РФ выплату таких денежных средств.
Таким образом, прекращение вещных прав ФИО2 на изымаемые для государственных нуждобъекты недвижимости и возникновение этих прав у субъекта Российской Федерации Краснодарский край станет возможным только после перечисления ответчице 47 770 024 рублей денежного возмещения или внесения таких денежных средств в депозит нотариуса.
Согласно статье 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
ГУП«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» не представило суду доказательств тому, что исполнение принятого решения суда в общем порядке станет невозможным либо приведет к значительному ущербу для взыскателя. Суд учитывает отсутствие особых обстоятельств в вопросе исполнения принятого решения и не усматривает оснований для его обращения к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного бюджетного учреждения«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» к ФИО3 об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд путём выкупа удовлетворить.
Принудительно изъять у ФИО3 для государственных нуждследующие объекты недвижимости:
1). земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
2). земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
3). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:;
4). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи ;
5). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м., расположенный по адресу:;
6). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м., расположенный по адресу:;
7). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м., расположенный по адресу:;
8). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м., расположенный по адресу:;
9). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м., расположенный по адресу:;
10). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., расположенный по адресу:.
Установить возмещение, подлежащее выплате ФИО3:
1). за земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), и земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), в размере 80 000 рублей;
2). за земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:, и земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи , в размере 10 640 000 рублей;
3). за объекты капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м; с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м.; с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., расположенные по адресу:, в размере 34 401 000 рублей;
4). за убытки, причиненные изъятием объектов недвижимости, которые расположены по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), 350 рублей;
5). за убытки, причинённые изъятием объектов недвижимости, которые расположены по адресу:, 2 648 674 рубля.
Обязать государственное бюджетное учреждение«Управление по эксплуатации и капитальному строительству гидротехнических сооружений» перечислить ФИО3 47 770 024 рублей денежного возмещения за изымаемые для государственных нуждобъекты недвижимости, которые расположены по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58), и по адресу:, либо внести такие денежные средства в депозит нотариуса.
Выплата ФИО3 денежного возмещения за изымаемые для государственных нуждобъекты недвижимости в размере 47 770 024 рублей является основанием для:
а). прекращения права собственности ФИО3 на:
1). земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
2). земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
3). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м., расположенный по адресу:;
4). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м., расположенный по адресу:;
5). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м., расположенный по адресу:;
6). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м., расположенный по адресу:;
7). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м., расположенный по адресу:;
8). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., расположенный по адресу:;
б). досрочного прекращения права аренды ФИО5 на:
1). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:;
2). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи ;
в). возникновения права собственности субъекта Российской Федерации Краснодарский край на:
1). земельный участок из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «для размещения гидротехнических сооружений», площадью 884 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2682, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
2). земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», площадью 1 116 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1005000:2683, который расположен по адресу:, в границах колхоза им.Советской Армии (секция 8, контура 57, 58);
3). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «гидротехнические сооружения», площадью 6 323 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:513, который расположен по адресу:;
4). земельный участок из категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «производственная база», площадью 3 677 кв.м., с кадастровым номером 23:15:1002032:514, который расположен по адресу:, вблизи ;
5). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:162, площадью 1 096,4 кв.м., расположенный по адресу:;
6). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:163, площадью 264,9 кв.м., расположенный по адресу:;
7). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:164, площадью 88,6 кв.м., расположенный по адресу:;
8). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:166, площадью 240 кв.м., расположенный по адресу:;
9). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:165, площадью 646,5 кв.м., расположенный по адресу:;
10). объект капитального строительства с кадастровым номером 23:15:1002001:167, площадью 68,9 кв.м., расположенный по адресу:.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья:подпись. Копия верна