Нижнеилимский районный суд Иркутской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижнеилимский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
03 ноября 2011 года
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Белошицкой М.А. при секретаре Богачёвой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1341/11 по исковому заявлению Штрек О.Я. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
Штрек О.Я. с учетом изменений и дополнений обратилась в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, в обоснование своих требований указывала, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком с /дата обезличена/. С /дата обезличена/ она переведена на должность .
/дата обезличена/ между ней и работодателем был заключен трудовой договор, согласно которому, ей установлен должностной оклад - рублей в месяц, районный коэффициент - %, северная надбавка - %. /дата обезличена/, в связи с изменением существенных условий трудового договора (перевод на другую должность), ответчиком предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому, ей установлен должностной оклад - рублей в месяц, районный коэффициент - %, северная надбавка - %.
С /дата обезличена/ ответчик выплачивал ей заработную плату без учета северной надбавки, в связи с чем, она была вынуждена обратиться с иском в суд с требованием о признании незаконной невыплаты северной надбавки в размере % и взыскании недополученной заработной платы. Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от /дата обезличена/ исковые требования удовлетворены, в ее пользу взыскана не доначисленная заработная плата в размере рублей за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/
С /дата обезличена/ по /дата обезличена/ ответчик начисляет и выплачивает ей заработную плату без учета северной надбавки, в связи с чем, ею недополучено заработной платы за указанный период в размере , согласно представленному расчету. Считает, что указанными действиями ответчиком нарушаются ее права, установленные нормами трудового законодательства на получение заработной платы в соответствии с условиями трудового договора. Также незаконными действиями ответчика, выразившимися в невыдаче в полном размере заработной платы, определенной трудовым договором, а также действующим законодательством, регулирующим оплату труда работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ей был причинен моральный вред, размер которого она оцениваю в рублей.
Просит суд признать за ней право на получение заработной платы с учетом северной надбавки % с /дата обезличена/ и районного коэффициента - с /дата обезличена/ по трудовому договору от /дата обезличена/, заключенному между ней и Военным комиссариатом Иркутской области; признать незаконным действия Военного комиссариата Иркутской области по снижению северной надбавки с /дата обезличена/; признать трудовой договор от /дата обезличена/, заключенный между ней и Военным комиссариатом Иркутской области в части установления районного коэффициента в размере % (пункт договора) и дополнительное соглашение №*** от /дата обезличена/ к трудовому договору от /дата обезличена/ в части установления северной надбавки в размере % и районного коэффициента в размере % недействительными; обязать Военный комиссариат Иркутской области заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить: северную надбавку в размере % и районный коэффициент в размере % с /дата обезличена/; обязать Военный комиссариат Иркутской области произвести перерасчет заработной платы за период с /дата обезличена/ по дату вынесения судом решения с учетом районного коэффициента - и северной надбавки - %; взыскать с Военного комиссариата Иркутской области в ее пользу недополученную заработную плату в размере ; взыскать с Военного комиссариата Иркутской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере ; взыскать с Военного комиссариата Иркутской области в ее пользу расходы по оплате юридических услуг в размере рублей.
В судебном заседании истец Штрек О.Я., ее представитель Игнатова Л.В., допущенная к представительству в соответствии с п.6 ст. 53 ГПК РФ поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель ответчика - Военного комиссара Иркутской области Хмара Т.М., действующая на основании доверенности №*** от /дата обезличена/, в судебное заседание не явилась, балы надлежащим образом извещена о времени и месте его рассмотрения, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В представленном суду письменном отзыве, исковые требования не признала, указала, что с /дата обезличена/ во исполнение директив МО РФ от /дата обезличена/ №***, Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от /дата обезличена/ №***, Командующего войсками СибВО от /дата обезличена/ №*** военный комиссариат Иркутской области и военные комиссариаты муниципальных образований Иркутской области реорганизованы (переформированы) путём присоединения в военный комиссариат Иркутской области. Отделы военного комиссариата Иркутской области по муниципальным образованиям являются структурными подразделениями военного комиссариат Иркутской области.
Так как отделы военного комиссариата Иркутской области по муниципальным образованиям не являются самостоятельными юридическими лицами начальникам (муниципальных) отделов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации выданы доверенности с определенными полномочиями.
В связи с вышеуказанным, начисление и выплата заработной платы гражданскому персоналу Военного комиссариата по Нижнеилимскому району производилась в Военном комиссариате Нижнеилимского района (когда он был самостоятельным юридическим лицом), где были назначены должностные лица ответственные за начисление и расчет заработной платы и военный комиссар Нижнеилимского района ответственный за работу всего военного комиссариата.
Начальником отдела военного комиссариата Иркутской области по Нижнеилимскому району Чапским О.А. (действующим на основании доверенности №***) была принята на работу с /дата обезличена/ Штрек О.Я. с оформлением всех положенных документов, в том числе издан приказ о приеме на работу, заключен трудовой договор, и работнику была установлена необоснованная завышенная процентная надбавка к заработной плате (северная надбавка %).
Начальнику отдела Чапскому О.А. неоднократно указывалось в устной форме на неправильность установления Штрек О.Я. незаконной северной надбавки в размере % и необходимость изменения приказа. При начислении же Штрек О.Я. заработной платы финансово - экономическим отделением военного комиссариата Иркутской области незаконно установленная северная надбавка не учитывалась, т.к. у Штрек О.Я. права на ее начисление в силу закона не возникло.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и с прежней редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. То есть данная надбавка носит не компенсационный, а стимулирующий характер.
С /дата обезличена/ Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ в статью 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 внесены изменения, исключившие из статьи 11 указанные положения.
Исключение указанного положения следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона.
Исходя из этого, при применении статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993г. № 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах.
Что касается молодежи (лиц в возрасте до 30 лет), вступающей в трудовые отношения после /дата обезличена/, а Штрек О.Я. вступила в трудовые отношения в /дата обезличена/ и прожившей в указанных районах и местностях не менее одного года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном порядке в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990г. № 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера".
Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений /дата обезличена/ утверждены и направлены в субъекты Российской Федерации и территориальные трехсторонние комиссии Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на /дата обезличена/. В указанном документе рекомендовано сохранить в /дата обезличена/ условия оплаты труда, действовавшие до /дата обезличена/.
Также в соответствии с Трудовым кодексом РФ ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно п.1 Постановления №*** трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
При расчете размеров процентной надбавки для работников в возрасте до 30 лет Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 года №458 «Об упорядочении компенсации граждан, проживающих в районах Севера» и Инструкции, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 22 установлены иные размеры надбавок. Категории работников, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее одного года и вступивших в рудовые отношения, надбавки начисляются - в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Но общий размер надбавок не может превышать пределов, предусмотренных законодательством.
Так Штрек О.Я. была принята на работу впервые в на один месяц, вследствие этого стажа работы у истицы нет.
Считает что, главное назначение данной выплаты - поощрение длительной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поэтому в зависимости от продолжительности работы в учреждениях, расположенных в этих районах и местностях, данная надбавка к заработной плате увеличивается.
При изложении всех нормативно правовых актов, приведенных Постановлений Правительства РФ и приказов Министерств по своей юридической силы должны применяться сразу при установлении правильных процентных надбавок.
Так же при изменении структурной организации военного комиссариата с переформированием путем присоединения в Военный комиссариат Иркутской области был принят новый коллективный договор, утвержденный и принятый на общем собрании работников Военного комиссариата Иркутской области, зарегистрированный в Администрации /дата обезличена/.
В данном коллективном договоре пункте установлено, что к заработной плате гражданского персонала Военного комиссариата Иркутской области применять процентную надбавку в размерах и в порядке, установленных постановлением Правительства РФ от 31. 05.1995 года №537 и постановлением Министерства труда РФ от 11.09.1995 года №49. На основании произведенных расчетов сделанных финансово - экономическим отделением Военного комиссариата Иркутской области при сравнивании заработной платы с начислением северной надбавки % и % разница составила .
При начислении заработной платы работнику отдела (военного комиссариата Иркутской области по Нижнеилимскому району) Штрек О.Я. в настоящее время применяется северная надбавка в размере - %.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как видно из имеющихся материалов дела истице стало известно о нарушенном праве в /дата обезличена/, это следует из первоначально поданного ею искового заявления и полученной заработной платы за /дата обезличена/, а в суд первоначальное обращение было /дата обезличена/. В настоящее время истица просит о взыскании недополученной заработной платы за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, то есть данное исковое заявление подано по истечении трехмесячного срока и /дата обезличена/ находится за пределами трехмесячного срока, так как в суд обратилась /дата обезличена/.
Истицей не были представлены документы, подтверждающие уважительные причины пропуск срока обращения в суд, вследствие чего истица своим правом своевременно не воспользовалась, пропустив установленный законом трехмесячный срок.
По вопросу в части взыскания недополученной заработной платы в размере указывала, что в приказе о приеме на работу Штрек О.Я. был установлен районный коэффициент в размере % и заключен трудовой договор, где также указан районный коэффициент в размере %. В феврале началось массовое обращение работников отдела ВКИО по Нижнеилимскому району в суд за защитой прав и взыскании недополученной заработной платы, связанной с уменьшением размера районного коэффициента с % до %. /дата обезличена/ было проведено централизованное Уведомление работников отдела ВКИО по Нижнеилимскому району о применении районного коэффициента в размере которое произойдет по истечению двух месяцев со дня вручения. Данное Уведомление доведено до всех работников отдела, включая и Штрек О.Я. ошибочно, поскольку при приеме на работу сразу был установлен надлежащий районный коэффициент в соответствии с законодательством РФ в размере %. Вследствие чего, военным комиссаром Иркутской области было принято решение о выплате районного коэффициента в размере всем работникам отдела в течение двух месяцев. На основании этого сотрудниками финансово-экономического отдела ВКИО был введен в Настройки программы 1С «Зарплата и кадры» размер районного коэффициента - и автоматически программой был задан всем работникам единый размер районного коэффициента в размере вследствие этого с /дата обезличена/ программой 1С «Зарплата и кадры» автоматически считалась заработная плата всем сотрудникам отдела с данным районным коэффициентам в размере . Впоследствии по истечении двух месяцев с /дата обезличена/ всем работникам , сотрудником в настройках программы 1С «зарплата и кадры» был установлен районный коэффициент в размере % и при установлении данного районного коэффициента в размере % программным обеспечением была обнаружена счетная ошибка при расчете заработной платы Штрек О.Я., что % установленного районного коэффициента в /дата обезличена/ автоматически заменилось на %. В результате программного обеспечения программы 1С «Зарплата и кадры» и произошедшей ошибки в настройках данной программы и произошла переплата данному сотруднику отдела. В связи с вышеизложенным и в силу ст. 137 ТК РФ работодателем было принято решение об удержании излишне начисленных сумм. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Штрек О.Я. в полном объёме.
Суд, с согласия истца, его представителя, посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения истца, его представителя, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как с достоверностью установлено судом и подтверждается представленными доказательствами, а именно трудовой книжкой Штрек О.Я., трудовым договором, с /дата обезличена/ Штрек О.Я. состоит в трудовых отношениях с отделом военного комиссариата Иркутской области по Нижнеилимскому району в должности инспектора (по учету и бронированию).
Согласно представленному суду трудового договора от /дата обезличена/, заключенному между Штрек О.Я. и отделом военного комиссариата Иркутской области по Нижнеилимскому району, при приеме на работу истцу был установлен должностной оклад в размере рублей, районный коэффициент - %, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - %, премия в размере % от должностного оклада.
Дополнительным соглашением №*** от /дата обезличена/ к трудовому договору от /дата обезличена/, были внесены следующие изменения в трудовой договор истца Штрек О.Я., а именно: Штрек О.Я. переводится на должность , а также ей установлен должностной оклад рублей, северная надбавка в размере %, районный коэффициент %, премия в размере % от должностного оклада.
В соответствии с Положением об отделах военного комиссариата Иркутской области по муниципальным образованиям, утвержденным приказом военного комиссара Иркутской области №*** от /дата обезличена/, отдел военного комиссариата Иркутской области по Нижнеилимскому району является структурным подразделением военного комиссариата Иркутской области.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 21 ТК РФ работник наряду с обязанностями добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и соблюдать правила трудового распорядка и трудовой дисциплины, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствие со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.
Работодатель согласно ст. 22 ТК РФ обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствие с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, и условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Частью 1 ст. 74 ТК РФ установлено, что по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья 146 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Из данного Перечня, а также из "Общероссийского классификатора объектов
административно-территориального деления" ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 413, усматривается, что на территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Согласно данному Перечню местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.
Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.
Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой, в том числе, является и Нижнеилимский район Иркутской области.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом с достоверностью установлено, что определенные сторонами условия трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком в установленном законе порядке изменениям не подвергались, дополнительные соглашения об изменении условий оплаты труда не заключались, уведомления об изменении условий оплаты труда, за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, работодателем истцу не вручались.
Однако, как установлено судом, и подтверждается представленными расчетными листами, ответчик, за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ фактически изменил определенные при заключении трудового договора со Штрек О.Я. условия в части оплаты труда и не применил при ее начислении установленную трудовым договором процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере %, не уведомив ее при этом в письменной форме за два месяца до соответствующих изменений.
Так, из представленных суду расчетных листов истца усматривается, что при начислении заработной платы за процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере % не начислялась и не выплачивалась.
Следовательно, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования Штрек О.Я. о взыскании с ответчика в ее пользу недополученной заработной платы за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере , согласно представленному расчету, с правильностью которого суд не может не согласиться, поскольку судом установлено, что заработная плата истцу за спорный период выплачивались в меньшем, чем установлено трудовым договором, размере, действия ответчика по изменению условий трудового договора без уведомления работника противоречат закону и являются незаконными, в связи с чем, ответчик обязан выплатить истцу не доначисленную заработную плату за спорный период с применением процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - %..
Также, по мнению суда, подлежат удовлетворению требования истца о признании за ней право на получение заработной платы с учетом северной надбавки % с /дата обезличена/ и районного коэффициента - с /дата обезличена/ по трудовому договору от /дата обезличена/, заключенному между ней и Военным комиссариатом Иркутской области; признать незаконным действия Военного комиссариата Иркутской области по снижению северной надбавки с /дата обезличена/; признать трудовой договор от /дата обезличена/, заключенный между ней и Военным комиссариатом Иркутской области в части установления районного коэффициента в размере % (пункт договора) и дополнительное соглашение №*** от /дата обезличена/ к трудовому договору от /дата обезличена/ в части установления северной надбавки в размере % и районного коэффициента в размере % недействительными; обязать Военный комиссариат Иркутской области заключить с ней дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить: северную надбавку в размере % и районный коэффициент в размере % с , последующим основаниям:
Своим письмом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2009 года №1171-13 разъяснил, что в настоящее время труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается в повышенном размере. В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР. Учитывая изложенное, в настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, в том числе для работников производственных отраслей, а также решениями Правительства Российской Федерации, которыми в ряде субъектов Российской Федерации районные коэффициенты были повышены.
Следовательно, в настоящее время районные коэффициенты к заработной плате применяются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и прожинающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановлениями Правительства РФ, постановлениями Совета Министров - Правительства РФ, постановлениями Совета Министров Союза ССР и ВЦСПС, постановлениями Госкомтруда Союза ССР и ВЦСПС, постановлениями Госкомтруда Союза CCР, постановлениями Совета Министров Союза ССР, постановлениями Госкомтруда Союза ССР и Секретариата ВЦСПС, а также в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, устанавливаются Законом РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 24 июля 2009 года).
Согласно ст. 10 вышеуказанного Закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Исходя из требований ст.11 названного Закона РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Порядок применения районных коэффициентов регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (от 5 марта 1960 года № 298/8; от 9 августа 1960 года № 328/22; от 16 июля 1975 года № 621); разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС (22 мая 1975 года № 8/14).
На основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера» облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
В 1993 году принято постановление главы администрации Иркутской области от /дата обезличена/ №*** «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», которым с /дата обезличена/ на всей территории Нижнеилимского района Иркутской области был установлен выравнивающий районный коэффициент -.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления главы администрации Иркутской области предусмотрено, что затраты на выплату установленных выравнивающих районных коэффициентов предприятиям необходимо осуществлять за счет собственных средств, а бюджетным организациям за счет средств соответствующих бюджетов.
/дата обезличена/ Штрек О.Я. было вручено уведомление из содержания которого следует, что на основании ст. 74 ТК РФ ей будет снижена северная надбавка с % до %, которое произойдет по истечение двух месяцев со дня вручения настоящего уведомления.
Статья 74 Трудового Кодекса регулирует изменение любых (как обязательных, так и дополнительных и иных) условий трудового договора, если такие изменения вызваны причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. В этом смысле нормы указанной статьи являются специальными по отношению к общим нормам ст. 72 Кодекса и обладают по отношению к последним юридическим приоритетом.
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Приведенный перечень причин изменения организационных и технологических условий труда, установленный в ч. 1 ст. 74 ТК РФ, является открытым: указанные изменения могут быть вызваны и другими причинами, например улучшением условий труда, внедрением новых методов, освоением новых технологий, модернизацией и заменой оборудования, совершенствованием структуры управления или организации рабочих мест.
Изменение установленных в трудовом договоре его условий (кроме трудовой функции) в порядке, предусмотренном ст. 74 Кодекса, допускается по инициативе работодателя только в случаях, когда для этого имеются причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда. Изменение организационных или технологических условий труда может влечь установление как лучших, так и худших условий, по сравнению с условиями, предусмотренными трудовым договором при его заключении. При этом применение правил ст. 74 ограничено случаями, когда указанные изменения условий трудового договора не ухудшают положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашений.
Из анализа ст. 74 ТК РФ можно сделать вывод, что снижение северной надбавки ни к технологическим, ни к организационным условиям труда не относится, следовательно, работодатель не имел возможности в одностороннем порядке на основании ст. 74 ТК РФ снизить истцу размер северной надбавки.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы истца Штрек О.Я. о необходимости оплаты труда с учетом применения районного коэффициента в размере %, северной надбавки в размере %.
Районный коэффициент и процентные надбавки призваны компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в неблагоприятных климатических условиях. Таким образом, ответчик незаконно лишил истца Штрек О.Я. права на установленную законом заработную плату, что является недопустимым.
В силу статей 135, 136 ТК РФ ответственность по начислению и выплате заработной платы лежит на работодателе.
Поскольку трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору заключены сторонами с грубым нарушением требований, регулирующих нормы трудового законодательства, суд приходит к выводу, что трудовой договор от /дата обезличена/, заключенный между Штрек О.Я. и Военным комиссариатом Иркутской области в части установления районного коэффициента в размере % (пункт договора) и дополнительное соглашение №*** от /дата обезличена/ к трудовому договору от /дата обезличена/ в части установления северной надбавки в размере % и районного коэффициента в размере % являются недействительными, в связи с чем, признает за Штрек О.Я. право на получение заработной платы на ответчика возлагается обязанность по заключению со Штрек О.Я. дополнительного соглашения, в соответствии с которым, установить: северную надбавку в размере % и районный коэффициент в размере % с .
Кроме того, суд находит необоснованными доводы представителя ответчика, изложенные им в адресованном суду отзыве на исковое заявление, о том, что их действия по начислению заработной платы без учета процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются законными, т.к. у Штрек О.Я. права на ее получение в силу действующего законодательства не имеется, поскольку в силу ст. 56 ТК РФ, трудовой договор это соглашение между работодателем и работником. При этом в соответствии со ст.57 ТК РФ включение в него условий, не ухудшающих положение работника, допустимо. Обязанность же работодателя по соблюдению условий трудового договора закреплена ст.22 ТК РФ.
Как следствие, подлежат удовлетворению и производное требование Штрек О.Я. о взыскании с ответчика денежной суммы в размере , поскольку суд пришел к выводу о незаконном снижении работодателем размера районного коэффициента, а потому данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Подлежат частичному удовлетворению и требование Штрек О.Я. о наложении обязанности произвести перерасчет заработной платы за период с /дата обезличена/ по дату вынесения судом решения с учетом районного коэффициента - и северной надбавки - %, поскольку настоящим решением Нижнеилимский районный суд наложил обязанность на ответчика выплатить истцу недополученную заработную плату, начисленную и выплаченную без учета северной надбавки за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/, следовательно, за данный период требования о наложении обязанности произвести перерасчет с /дата обезличена/ по дату вынесения судом решения с учетом северной надбавки - %, удовлетворению не подлежат.
Суд также находит необоснованными доводы представителя ответчика, изложенные им в адресованном суду отзыве, о том, что истицей пропущен срок обращения в суд за разрешением настоящего трудового спора.
Так, исковое заявление Штрек О.Я. с указанными исковыми требованиями поступило в Нижнеилимский районный суд /дата обезличена/, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции на нем.
Судом установлено, что истцом в рамках настоящего гражданского дела в указанный спорный период оспариваются не факты задержки выплаты начисленной заработной платы, а сам порядок ее начисления в указанный период.
Спор о правомерности исчисления заработной платы относится к индивидуальному трудовому спору.
Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Судом установлено, что заработная плата в Военном комиссариате Иркутской области выплачивается путем ее перечисления на картсчет работников и поступают месяцем позднее, то есть окончательная сумма за поступила ей в конце , тогда же ей на руки был выдан расчетный лист, где она убедилась в том, что процентная надбавка ей действительно не начислялась.
Доказательств иного ответчиком суду не представлено, приведенные же доводы истицы о моменте, с которого ей стало известно о нарушении ее трудовых прав, в полной мере согласуются с материалами дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что о нарушении своих прав истице стало известно только в конце , в связи с чем, учитывая дату обращения в суд за разрешением спора - /дата обезличена/, суд полагает, что данное обращение последовало в пределах установленного законом срока.
В свою очередь подлежат частичному удовлетворению, по мнению суда, и требования истца о компенсации морального вреда.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Данная статья Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.
Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.
Между тем, разрешая вопрос о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с выплатой истцу заработной платы в размере, не отвечающем требованиям закона, суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ руководствуется требованиями разумности и справедливости, учитывает обстоятельства дела, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу указанного истца в размере .
Подлежит удовлетворению требование истца о возмещении судебных расходов, понесенных ею при рассмотрении искового заявления по существу.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как видно из содержания ст. 94 ГПК РФ к судебным издержкам относят:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
-… расходы на оплату услуг представителей;
- связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
- другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со статьей 100 ГПК РФ предусматривается возможность для стороны, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству присуждение с другой стороны расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленного суду договора на оказание юридических услуг от /дата обезличена/ истцом Штрек О.Я. были понесены расходы в размере на оплату услуг представителя Игнатовой Л.В., которые и подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом удовлетворенной части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере за удовлетворенную часть исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Штрек О.Я. к Военному комиссариату Иркутской области о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать незаконным действия Военного комиссариата Иркутской области по снижению северной надбавки с /дата обезличена/.
Признать за Штрек О.Я. право на получение заработной платы с учетом северной надбавки % с /дата обезличена/ и районного коэффициента в размере % с /дата обезличена/ по трудовому договору от /дата обезличена/, заключенного между Штрек О.Я. и Военным комиссариатом Иркутской области.
Признать трудовой договор от /дата обезличена/, заключенный между Штрек О.Я. и Военным комиссариатом Иркутской области в части установления районного коэффициента в размере % (пункт договора) и дополнительное соглашение №*** от /дата обезличена/ к трудовому договору от /дата обезличена/ в части установления северной надбавки в размере % и районного коэффициента в размере % недействительными.
Обязать Военный комиссариат Иркутской области заключить со Штрек О.Я. дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить: северную надбавку в размере % и районный коэффициент в размере % с /дата обезличена/.
Обязать Военный комиссариат Иркутской области произвести перерасчет заработной платы за период с /дата обезличена/ по дату вынесения судом решения с учетом районного коэффициента - и за период с /дата обезличена/ по дату вынесения судом решения северной надбавки - %.
Взыскать с Военного комиссариата Иркутской области в пользу Штрек О.Я. недополученную заработную плату за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ в размере , компенсацию морального вреда в размере , расходы на оплату юридических услуг в размере .
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда в размере , наложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с учетом северной надбавки в размере % за период с /дата обезличена/ по /дата обезличена/ - отказать.
Взыскать с Военного комиссариата Иркутской области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере .
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 11 ноября 2011 года.
Председательствующий М.А. Белошицкая
Решение в законную силу вступило 20 марта 2012 года