ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1341/2022 от 29.08.2022 Орловского районного суда (Орловская область)

57RS0026-01-2022-001716-04 Дело №2-1341/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 год город Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Соколовой Н. М.,

при секретаре Леоновой А.С.,

с участием представителя истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности от Дата,

представителя ответчика администрации Орловского муниципального округа Орловской области ФИО3, действующего на основании доверенности от Дата,

представителя ответчика Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области председатель ликвидационной комиссии ФИО4, он же представитель третьего лица Территориального управления администрации Орловского муниципального округа Орловской области,

помощника прокурора Орловского района Орловской области Гущиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о признании распоряжения незаконным, восстановлении в занимаемой должности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского муниципального округа Орловской области о признании распоряжения незаконным, восстановлении в занимаемой должности, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истец указала на следующие обстоятельства.

Распоряжением №7-Р от 21 марта 2022 г. администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области с истцом был прекращен трудовой договор от 23.11.2022 г. №1, истец была уволена 21.03.2022 г. Основание прекращения трудового договора – ликвидация организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец считает увольнение незаконным, увольнение не связано с реорганизационными мероприятиями ответчика, принято по дискриминационным мотивам.

ФИО1, уточнив исковые требования, просила суд: признать расторжение трудового договора (контракта) незаконным и необоснованным; восстановить истца в ранее занимаемой должности в администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области; взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, связанного с физическими и нравственными страданиями в размере 1 000 000 рублей; признании незаконным распоряжения администрации Неполодского поселения Орловского района Орловской области от Дата-р «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником в связи с ликвидацией организации в соответствии с пунктом 1 частьи 1 стаьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме и пояснил, что ликвидация организации была мнимой, ликвидация юридического лица не предполагает какого-либо правопреемства. Дискриминация со стороны ответчика по отношению к истцу была связана с пенсионным возрастом истца. Уведомление о предстоящем увольнении и распоряжение о расторжении трудового договора вынесены неуполномоченным лицом. Истца уведомили о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией иного юридического лица, с которым истец не имела трудовых отношений.

Представитель ответчика администрации Орловского муниципального округа Орловской области ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований, в удовлетворении исковых требований, пояснил, что отсутствуют дискриминационные мотивы увольнения со стороны ответчика по отношению к истцу, соблюден установленный порядок увольнения ФИО1, отсутствуют нарушения порядка ликвидации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области и формирования органов местного самоуправления вновь созданного муниципального образования. В случае прекращения полномочий в качестве органа местного самоуправления, местная администрация как юридическое лицо подлежала ликвидации. Орловским окружным Советом народных депутатов было принято решение о ликвидации, в том числе, администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области на основании решения от Дата-ОС «О принятии решения Орловского окружного Совета народных депутатов «О ликвидации», а также назначены ликвидационные комиссии, в том числе, ликвидационная комиссия по ликвидации Неполодского сельского поселения, утвержден план ликвидационных мероприятий. ФИО5Дата под роспись было вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, изготовленном на бланке администрации Неполодского сельского поселении. В уведомлении ей сообщалось, что трудовой договор будет расторгнут Дата в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Администрацией Неполодского сельского поселения в КУ Орловской области «Центр занятости населения Орловского района» было направлено письмо от Дата с предоставлением сведений о высвобождаемых работниках, в том числе, о ФИО1, с указанием причин оснований высвобождения, даты начала и окончания высвобождения. ДатаФИО1 в день увольнения было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка работника, а также произведен окончательный расчет в соответствии с действующим законодательством при ликвидации организации. По заявлению ФИО1 ей произведена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка за второй и третий месяцы со дня увольнения, расчет произведен правильно и своевременно. Каких-либо претензий по суммам и по срокам от истца не поступало. Администрацией Неполодского сельского поселения было направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации председателю райкома профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Орловского района ФИО6 от Дата, изготовленное на бланке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, соответствующая регистрационная запись имеется в журнале регистрации исходящих документов администрации Неполодского сельского поселения. С Дата прекращены все расчеты с администрациями сельских поселений, поэтому расчеты с истцом производила администрация Орловского муниципального округа Орловской области как бывшему работнику сельского поселения.

Представителя ответчика Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области председатель ликвидационной комиссии ФИО4, он же представитель третьего лица на стороне ответчика Территориального управления администрации Орловского муниципального округа Орловской области, просил отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что указал представитель ответчика Администрации Орловского муниципального округа Орловской области.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, выслушав свидетеля, заключение помощника прокурора Орловского района Орловской области Гущиной И.В., о том, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, пришел к следующему выводу.

Закон Орловской области от 28.12.2004 г. №466-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах на территории Орловской области» принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым Неполодскому сельсовету принято решение придать статус муниципального образования – Неполодское сельское поселение с административным центром – деревня Жилина.

В соответствии с Уставом Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области к органам местного самоуправления сельского поселения относятся: 1) представительный орган – Неполодский сельский Совет народных депутатов Орловского района Орловской области; 2) – глава муниципального образования – глава Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области; 3) местная администрация – администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

На основании Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований Орловской области, входящих в состав Орловского района Орловской области, путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Орловской области с наделением его статусом муниципального округа", принятого Орловским областным Советом народных депутатов 30.04.2021 г., преобразовано в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по инициативе органов местного самоуправления Орловского района Орловской области, городского и сельских поселений, входящих в состав Орловского района Орловской области, Большекуликовское сельское поселение, Голохвастовское сельское поселение, Жиляевское сельское поселение, Лавровское сельское поселение, Лошаковское сельское поселение, Масловское сельское поселение, Моховицкое сельское поселение, Неполодское сельское поселение, Образцовское сельское поселение, Пахомовское сельское поселение, Платоновское сельское поселение, Сабуровское сельское поселение, Спасское сельское поселение, Станово-Колодезьское сельское поселение, Становское сельское поселение, Троицкое сельское поселение и городское поселение Знаменка Орловского района Орловской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование, вновь образованное муниципальное образование наделено статусом муниципального округа.

Вновь образованному муниципальному образованию наименование "Орловский муниципальный округ Орловской области".

Органы местного самоуправления Орловского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на территориях преобразуемых муниципальных образований, а также правопреемниками в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления иных муниципальных образований, физическими и юридическими лицами (пункт 6 статьи 3 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

До формирования органов местного самоуправления Орловского муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на территориях преобразуемых муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (пункт 2 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

В период со дня формирования и до 31 декабря 2022 года Орловским окружным Советом народных депутатов первого созыва принимаются устав вновь образованного муниципального образования, муниципальные правовые акты по вопросам формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, иные муниципальные правовые акты (пункт 4 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

Со дня первого заседания Орловского окружного Совета народных депутатов прекращаются полномочия представительных органов преобразуемых муниципальных образований. Со дня вступления в должность главы Орловского муниципального округа прекращаются полномочия глав преобразуемых муниципальных образований. Со дня формирования контрольно-счетного органа Орловского муниципального округа прекращаются полномочия Контрольно-счетной палаты Орловского района (пункт 5 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

В течение переходного периода до формирования органов местного самоуправления Орловского муниципального округа органами местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований принимаются, подписываются и опубликовываются (обнародуются) в установленном порядке муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, относящимся к их компетенции (пункт 6 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на территориях преобразуемых муниципальных образований, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Орловской области, законам и иным нормативным правовым актам Орловской области, а также Уставу Орловского муниципального округа и муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Орловского муниципального округа (пункт 7 статьи 4 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Орловской области от 04.05.2021 N 2596-ОЗ Представительным органом Орловского муниципального округа Орловской области первого созыва является Орловский окружной Совет народных депутатов (далее также - Совет народных депутатов).Первое заседание Орловского окружного Совета народных депутатов состоялось 24.09.2021г., на котором было принято Решение №1/1-ОС «О правомочности Орловского окружного Совета народных депутатов созыва 2021 -2026 годов».

В соответствии с Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 29.10.2021 г. №07-МПА, был принят Устав Орловского муниципального округа Орловской области, включенный 12.11.2021 г. в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Согласно статье 27 Устава муниципального округа к органам местного самоуправления муниципального округа относятся: 1) представительный орган муниципального округа - Орловский окружной Совет народных депутатов; 2) глава муниципального округа - Глава Орловского муниципального округа Орловской области; 3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального округа) - администрация Орловского муниципального округа Орловской области; 4) контрольно-счетный орган муниципального округа – Контрольно-счетная палата Орловского муниципального округа Орловской области.

В соответствии с пунктом 2 Решения Орловского окружного Совета народных депутатов от 18.11.2021 г. №14-МПА «О вопросах правопреемства», Орловский окружной Совет народных депутатов является правопреемником Орловского районного Совета народных депутатов и всех сельских Советом народных депутатов, в том числе Неполодского сельского Совета народных депутатов Орловского района Орловской области в отношении имущественных и неимущественных прав и обязанностей, судебных актов, исполнительных производств, изданных муниципальных правовых актов, а также в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 25.11.2021 г. №5/66-ОС создан исполнительно - распорядительный орган Орловского муниципального округа Орловской области – администрация Орловского муниципального округа Орловской области, которая с 01 января 2022 г. приступила к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения на территории муниципального округа.

Частью 8 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 25.11.2021 г. №5/67-ОС «Об утверждении структуры администрации Орловского муниципального округа Орловской области» утверждена структура администрации округа, в состав которой входит, в том числе, Неполодское территориальное управление администрации округа.

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 25.11.2021 г. 5/70-ОС «Об учреждении Неполодского территориального управления администрации Орловского муниципального округа Орловской области», Неполодское территориальное управление администрации округа учреждено в форме муниципального казенного учреждения и наделено правами лица, действует в соответствии с Уставом муниципального округа и Положением «О Неполодском территориальном управлении администрации Орловского муниципального округа Орловской области».

Согласно ч.1 ст. 1 Положения Неполодское территориальное управление администрации округа входит в структуру администрации округа и является территориальным органом администрации округа, исполняющим отдельные функции администрации округа по решению вопросов местного значения в пределах, установленных настоящим Положением, Уставом муниципального округа и законодательством Российской Федерации, в границах территорий сельсоветов.

В соответствии с ч.8 ст.1 Положения Неполодское территориальной управление администрации округа подотчетно и подконтрольно Главе муниципального округа, первому заместителю главы администрации округа по развитию территорий и земельно-имущественным отношениям.

Таким образом, полномочия по решению вопросов местного значения на территории муниципального округа осуществляет Администрация Орловского муниципального округа Орловской области, в структуру которой входит, в том числе, Неполодское территориальной управление администрации округа.

Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что, поскольку Администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области утрачен статус муниципального образования, что влечет за собой прекращение ее полномочий, администрация сельского поселения как юридическое лицо подлежала ликвидации.

Орловским окружным Советом народных депутатов от 17.01.2022 г. принято Решение №9/150-ОС о ликвидации, в том числе, администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, назначены ликвидационные комиссии, утвержден план ликвидационных мероприятий (Приложение №10, 25 к решению Орловского окружного Совета народных депутатов от Дата-МПА).

В связи с утвержденным планом ликвидационных мероприятий ответчиками были проведены следующие мероприятия:1) уведомление регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Орловской области о принятии решения о ликвидации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; 2) уведомление работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидации организации; 3) уведомление службы занятости; 4) в журнале «Вестник государственной регистрации» №5 (875) от Дата размещено сообщение о ликвидации администрации Неполодского сельского поселения; 5) размещена информация о ликвидации администрации Неполодского сельского поселения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц; 6) Орловским окружным Советом народных депутатов утвержден промежуточный ликвидационный баланс администрации Неполодского сельского поселения; 7) произведены расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

В состав ликвидационной комиссии по ликвидации администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области включены: председатель ликвидационной комиссии ФИО4, исполняющий обязанности начальника Неполодского территориального управления администрации Орловского муниципального округа; член ликвидационной комиссии - ФИО7, главный специалист Неполодского территориального управления администрации Орловского муниципального округа, секретарь ликвидационной комиссии (Приложение к решению Орловского окружного Совета народных депутатов от Дата-МПА).

На основании трудового договора (контракта) с муниципальным служащим от Дата, с учетом дополнительных соглашений к трудовому договору, истец ФИО1 была принята на должность заместителя главы Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области. Распоряжением администрации Неполодского сельского поселения от Дата-Р, ФИО1 переведена на должность Первого заместителя главы администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

ФИО1 - первому заместителю главы администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области Дата вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от Дата, изготовленное на бланке администрации Неполодского сельского поселения о том, что трудовой договор от Дата, заключенный между администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области и ФИО1, будет расторгнут Дата в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Уведомление подписано председателем ликвидационной комиссии ФИО4

С уведомление работник был ознакомлен, экземпляр уведомления получил на руки. Тем самым, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работник предупреждался работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Указание в уведомлении об увольнении истца – ликвидацию администрации Орловского района Орловской области суд признает технической ошибкой, что подтверждается также в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО7

Администрацией Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области письмом от Дата в адрес Казенного учреждения Орловской области «Центр занятости населения Орловской области» предоставлены сведения о высвобождаемых работниках, в том числе о ФИО1

На основании Распоряжения -р от Дата Председателя ликвидационной комиссии администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области ФИО4 прекращено досрочно действие трудового договора от Дата и с ДатаФИО1- первый заместитель главы администрации уволена в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Основанием увольнения указаны: решение Орловского окружного Совета народных депутатов от Дата-МПА «О ликвидации», Уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от Дата.

С распоряжением работник ознакомлен Дата.

Дата в день увольнения ФИО1 было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также произведен окончательный расчет в размере 182 196,48 рублей в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации при ликвидации организации, что подтверждается платежным поручением от Дата финансового управления администрации Орловского муниципального округа Орловской области.

По заявлению ФИО1 от Дата на основании Распоряжения администрации Неполодского сельского поселения от Дата-р истцу выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения в размере 75 390,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от Дата финансового управления администрации Орловского муниципального округа Орловской области.

По заявлению ФИО1 от Дата на основании Распоряжения администрации Неполодского сельского поселения от Дата-р в связи с прекращением (расторжением) трудового договора с работником в связи с ликвидацией организации и принятого Казенным учреждением Орловской области «Центр занятости населения Орловского муниципального округа» решения от Дата о выплате средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения, ФИО1 на основании ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации произведена выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка работника за третий месяц.

Следовательно, начисление и расчет выплат произведен с истцом правильно.

Администрацией Неполодского сельского поселения было направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации председателю райкома профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Орловского района ФИО6 от Дата, изготовленное на бланке администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками процедура увольнения работника осуществлена в рамках действующего трудового законодательства.

В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Однако доводы истца о том, что прекращение трудового договора осуществлено по дискриминационным мотивам, связанным с пенсионным возрастом ФИО1, своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела не нашел, в связи с чем не подлежит признанию незаконным увольнение и по указанным ФИО1 основаниям.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского муниципального округа Орловской области следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского муниципального округа Орловской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 05 сентября 2022 года.

Судья Н. М. Соколова