ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342 от 30.03.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело 2-1342(2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года

Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

при секретаре Хабибуллиной К.,

с участием представителя истца по доверенности Малюковой Н.С.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Александра Викторовича к Администрации города Перми о взыскании возмещения за нежилое помещение,

установил:

Михайлов А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации города Перми о взыскании возмещения за нежилое помещение, указав в заявлении, что истец является собственником помещения, назначение: нежилое, общая площадь 155,6 кв.м. этаж 1, кадастровый , расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Многоквартирный дом построен в 1933 году, имеет большой процент износа. Заключением межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми от 18.06.2013г. выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019г. -п. Признание спорного дома аварийным и подлежащим сносу лишает возможности надлежащего использования собственником своего имущества. В связи с чем 12.02.2020г. истец обратился к ответчику с заявлением о заключении соглашения о выкупе принадлежащего ему нежилого помещения. 24.03.2020г. истец получил письменный отказ управления жилищных отношений г.Перми, т.к. Михайлов А.В. является собственником нежилого помещения, возмещение за которое не предусмотрено ст. 32 ЖК РФ.

Согласно отчету от 1.10.2020г., выполненного ООО «Проспект» об определении рыночной стоимости встроенных нежилых помещений, общей площадью 155,6 кв.м., расположенных на 1 этаже 4-х этажного шлакоблочного жилого дома, а также величины убытков, собственников, возникающих при изъятии нежилого помещения по адресу: <адрес> рыночная стоимость объекта составляет 7 608 000 рублей, размер убытков определен в сумме 104 000 рублей.

Истец просит взыскать с ответчика возмещение за принадлежащее ему нежилое помещение, общей площадью 155,6 кв.м., с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес> в размере 7 608 000 рублей и убытки в размере 104 000 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, настаивал на исковых требованиях.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержала письменные пояснения из которых следует, что истец Михайлов А.В. является собственником нежилого помещения общей площадью 155,6, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного 11.02.2015г. В качестве продавца действовал конкурсный управляющий ООО УК «<данные изъяты>» Постол М.В. на основании Определения Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2014г. Данное помещение было продано с торгов в результате того, что ООО УК «Энергия» признано банкротом, имущество было реализовано. Продавец в известность Покупателя о признании дома аварийным не поставил. Сторонами подписан акт приема-передачи нежилого помещения по договору купли-продажи, из которого не следует, что помещение находится в аварийном доме. Никаких обременений и запретов на совершение регистрационных действий не было. Михайлову А.В. на момент приобретения указанного помещения не было известно, что имеется заключение межведомственной комиссии от 18.06.2013г. о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным. Михайлов А.В., действуя добросовестно, приобрел указанное помещение. Действуя, как добросовестный приобретатель, Михайлов А.В. произвел в данном помещении капитальный ремонт, значительно улучшил его состояние, произвел модернизацию помещения. В результате капитального ремонта помещения значительно увеличилась его стоимость. Рыночная стоимость принадлежащего истцу помещения составляет 7 608 000 руб., что подтверждается оценочным отчетом, выполненным ООО «<данные изъяты>». Если бы Истцу было известно об аварийности дома, конечно, он не стал бы его приобретать и тем более производить капитальный ремонт помещения. Администрация г. Перми после признания дома аварийным длительное время бездействовала. На момент приобретения Михайловым А.В. помещения процедура признания дома аварийным не была завершена. Согласно п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ (ред. от 5.04.2013г.) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Главой IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 (ред. От 08.04.2013г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», определен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе: -работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; - составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным в настоящем Положении требованиями пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; - принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; - передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Однако, на момент приобретения Михайловым А.В. помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указанный жилой дом, в установленном законом порядке, не был признан аварийным. Никаких решений органом местного самоуправления на 11.02.2015г. (дата приобретения) о признании дома аварийным принято не было. Собственники помещений, расположенных в <адрес> г.Перми, о признании дома аварийным уведомлены не были. Распоряжение начальника УЖО о мерах по сносу жилого дома <адрес> г. Перми издано только 29.05.2015г., уже после того, как истец стал собственником. При этом данное распоряжение Истец не получал. Решение об изъятии земельного участка принято только 11.03.2020г. (распоряжение 21-01-03-347). На момент приобретения нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указанный жилой дом аварийным признан не был. О том, что дом признан аварийным Истцу стало известно случайно. Истец неоднократно обращался в администрацию г.Перми с просьбами о выдаче ему документов, подтверждающих аварийность дома и о заключении с ним соглашения о выкупе принадлежащего ему помещения, однако его просьбы игнорировались. 12.02.2020г. истец обратился в УЖО администрации г.Перми с письменным заявлением о выкупе принадлежащего ему помещения и затребовал документы, подтверждающие признание дома аварийным и подлежащим сносу. Однако, отвечая на запрос Михайлова А.В., никаких документов, подтверждающих признание дома аварийным, Истцу представлено не было. 27.12.2019г. Федеральным законом №473-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» введена ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Однако считают, что не имеет правового значения период приобретения Истцом спорного помещения, т.к. Федеральный закон № 473-ФЗ от 27.12.2019г. не содержит указаний об обратной силе закона. Общие правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложены в ГК РФ, в частности, согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Конкретные разъяснения по вопросу действия жилищного законодательства во времени даны в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". В частности указано, что ч.1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом конкретно указано, что ч. 2 ст.6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Право собственности на объект недвижимости истец приобрел в 2015г., т.е. задолго до введения в действие ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, в которой никаких указаний об обратной силе закона не содержится. Поэтому данная норма на возникшие правоотношения распространяться не может. Таким образом, стоимость принадлежащего истцу Михайлову А.В. помещения должна рассчитываться согласно ч.7 ст. 32 ЖК РФ без учета ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ. Согласно представленного отчета рыночная стоимость спорного помещения составляет 7 608 000 руб., размер убытков определен в сумме 104 000 руб. Определенная оценочным отчетом стоимость нежилого помещения ответчиком не оспаривалась. На основании изложенного, просит исковые требования Михайлова А.В. удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в их отсутствие, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве, из которого следует, что в производстве Мотовилихинского районного суда г.Перми на рассмотрении находится гражданское дело по иску Михайлова А.В. к администрации г.Перми о взыскании выкупной цены за нежилое помещение по адресу: <адрес>. С заявленными исковыми требованиями администрация г.Перми не согласна в полном объеме. Статьей 32 ЖК РФ определен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 29.05.2015 предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Распоряжением начальника земельных отношений администрации города Перми от 11.03.2020 принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>. В доме часть жилых помещений изъяты, нанимателям предоставлены жилые помещения, нежилые помещения изымались в судебном порядке. Вместе с тем, статья 32 ЖК РФ не предусматривает изъятие нежилых помещений в многоквартирном доме. Данный дом включен в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 -п, срок расселения до конца 2021 года. Также, обращают внимание суда на тот факт, что Истец приобрел нежилое помещение после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а в соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, судом извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, исходя из следующего.

Судом установлено, что собственником нежилого помещения общей площадью 155,6 кв.м. по адресу: <адрес> является Михайлов Александр Викторович на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2015г., заключенного Конкурсным управляющим ООО «УК «<данные изъяты>» Постол М.В., действующим на основании определения Арбитражного суда Пермского крася от 19.02.2014г. по делу , с одной стороны и Михайловым Александром Викторовичем, с другой стороны, на основании Протокола о результатах проведения торгов по продаже имущества должника ООО «УК «<данные изъяты>» посредством публичного предложения от 7.02.2015г. (код лота ). Согласно п.2.1 договора, стоимость продаваемого имущества (цена объекта) составляет 2 132 152,74 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от 22.03.2021г.

Актом приема-передачи нежилого помещения от 18.02.2015г. по Договору купли-продажи недвижимого имущества от 11.02.2015г. нежилое помещение общей площадью 155,6 кв.м. этаж 1 номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: <адрес> передано покупателю Михайлову Александру Викторовичу, который осмотрел указанное недвижимое имущество в натуре, ознакомился с его количественными и качественными характеристиками, получил от продавца комплект ключей от помещения. Покупатель претензий по состоянию имущества не имеет.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 18.06.2013г., назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013г. жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29.05.2015 о мерах по сносу жилых домов <адрес> г. Перми на основании ст. 32 ЖК РФ, заключений межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми от 18.06.2013, 14.08.2014 о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу предписано собственникам жилых помещений освободить занимаемые жилые помещения в течение шести месяцев с момента получения уведомления, снести аварийные дома в течение шести месяцев с момента получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда уведомить собственников о принятом решении.

Распоряжением заместителя главы Администрации г. Перми – начальника департамента земельных отношений от 11.03.2020 земельный участок с кадастровым , площадью 2757 кв.м., по <адрес> в Мотовилихинском районе г. Перми изъят для муниципальных нужд.

Согласно ч. 1,4,6,7,8.2,10 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Поскольку истец является собственником нежилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, истец 12.02.2020г. обратился в Управление жилищных отношений Администрации г.Перми с заявлением, в котором просил заключить с ним соглашение о выкупе указанного нежилого помещения исходя из рыночной стоимости и осуществить выплату выкупной стоимости.

Письмом от 24.03.2020 Управление жилищных отношений Администраций г.Перми указало, что возмещение за нежилое помещение не предусмотрено ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, стороны не согласовали стоимость возмещения, сроки и другие условия изъятия нежилого помещения, принадлежащего истцу, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.п.3.2 ч.2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится: отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Несмотря на то, что правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством не установлены, указание в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ на то, что все жилые помещения подлежат изъятию, направлено на предотвращение уничтожения чужого имущества путем сноса на основании акта органа публичной власти. При этом нежилые помещения также могут входить в состав имущества частных лиц, и снос многоквартирного жилого дома, в котором расположены данные помещения, повлечет гибель этого имущества. В связи с чем в указанных обстоятельствах снос многоквартирного жилого дома приведет к нарушению прав собственников как жилых, так и нежилых помещений, закрепленных в статье 35 Конституции Российской Федерации, статьях 1 и 235 ГК РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что в данном конкретном случае в соответствии с п.1 ст. 6 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соответственно, истец Михайлов А.В., как собственник нежилого помещения в связи с признанием дома <адрес> в г.Перми аварийным и подлежащим сносу, вправе требовать выплаты возмещения за изымаемое нежилое помещение.

Истец просит взыскать с администрации г.Перми возмещение за принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым , общей площадью 155,6 кв.м., на 1 эт., находящееся по адресу: <адрес> в размере 7 608 000 рублей, а также убытки собственника, возникающие при изъятии жилого помещения в размере 104 000 рублей.

В обоснование требований истцом представлен отчет от 1.10.2020г., составленном ООО «<данные изъяты>», согласно которому рыночная стоимость объекта составляет 7608000 рублей, размере убытков определен в сумме 104 000 рублей.

В качестве правового обоснования представитель истца ссылалась на положения ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, также полагала, что положения ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ к возникшим правоотношениям не применимы, поскольку указанная норма вступила в силу 28.12.2019г.

Напротив администрации г.Перми полагает подлежащей применению ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку истец приобрел нежилое помещение после признания дома аварийным и подлежащим сносу.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

В соответствии с п. 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включается в числе прочего рыночная стоимость жилого помещения.

Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ, и действующей с 28.12.2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу. Данным актом не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие и применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение.

Учитывая, что отношения, регулируемые жилищным законодательством, носят длящийся характер, суд, разрешая данный спор, считает, что размер возмещения за изымаемое нежилое помещение следует определять с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, согласно которых размер возмещения не может превышать стоимость приобретения нежилого помещения, в данном конкретном случае эта стоимость составляет 2 132 152,74 рублей, поскольку право собственности истца на нежилое помещение возникло 25.02.2015г. на основании договора купли-продажи от 11.02.2015г., тогда как многоквартирный дом, в котором находится нежилое помещение, был признан аварийным 18.06.2013, а правоотношения по возмещению за изымаемое помещение между сторонами возникли в связи с изданием 11.03.2020г. распоряжения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес>, т.е. после 28.12.2019г.

Доводы представителя истца о том, что на момент приобретения Михайловым А.В. помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указанный жилой дом, в установленном законом порядке, не был признан аварийным, поскольку никаких решений органом местного самоуправления на 11.02.2015г. о признании дома аварийным принято не было, суд считает ошибочными.

В силу п.п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ (в ред. от 05.04.2013) одним из полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений являлось признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания…

Согласно п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Согласно п.46 указанного Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно п. 47 указанного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:…..

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно п. 49 указанного Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п.п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:…. признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2020 N1120) в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, из анализа положений законодательства на 2013г. следует, что принятие решения 18.06.2013г. межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013г. о признании жилого дома по адресу: <адрес>, было осуществлено в установленном на тот период времени порядке. Следующим этапом действий по расселению аварийного жилья являлось издание органом местного самоуправления распоряжения с указанием о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Изменения в порядок внесены в 2019-2020 годах. В связи с чем суд считает, что доводы представителя истца о том, что до покупки нежилого помещения, т.е. до 11.02.2015г. органом местного самоуправления не было принято решение о признании дома аварийным являются ошибочными, поскольку такое решение было принято в установленном порядке межведомственной комиссией 18.06.2013г., т.е. более чем за полтора года до покупки истцом недвижимого имущества в аварийном доме.

Учитывая изложенное, исковые требования Михайлова А.В. подлежат удовлетворению частично с применением положений ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ, следует взыскать администрации г.Перми в пользу Михайлова Александра Викторовича возмещение за принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым , общей площадью 155,6 кв.м., находящееся на 1 этаже по адресу: <адрес>, в размере 2 132 152 (два миллиона сто тридцать две тысячи сто пятьдесят два) рубля 74 копейки. В остальной части требований Михайлову А.В. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с администрации г.Перми в пользу Михайлова Александра Викторовича возмещение за принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым , общей площадью 155,6 кв.м., находящееся на 1 этаже по адресу: <адрес>, в размере 2 132 152 (два миллиона сто тридцать две тысячи сто пятьдесят два) рубля 74 копейки.

В остальной части требований Михайлову Александру Викторовичу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в месячный срок через Мотовилихинский районный суд города Перми со дня вынесения мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: