ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342/16 от 01.06.2016 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1342\16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Соликамск 01 июня 2016 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего - судьи Слоновой Н.Б., при секретаре Гирчук Н.А., с участием представителя истца Березниковского межрайонного природоохранного прокурора - К., рассмотрев в открыто судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к ООО <данные изъяты> о возложении обязанности заключить договор аренды,

У с т а н о в и л :

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО <данные изъяты> о возложении обязанности заключить договор аренды, в ходе судебного разбирательства исковые требования уточнил, в обоснование иска указывает, что в ходе проверки Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края установлено, что общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> осуществляет пользование лесными участками, предоставленными для ведения охотничьего хозяйства <данные изъяты> на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>, выданной Государственной инспекцией по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Пермского края, в отсутствие заключенного договора аренды данных участков.

Территория, необходимая для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставлена обществу на основании договора от <дата>, на срок 25 лет в границах, установленных ответчику Приложениями к договору, и включает лесные участки, находящиеся в государственной собственности общей площадью <данные изъяты> тыс. га.

Однако ООО <данные изъяты> осуществляет пользование объектами животного мира с нарушением требований Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ, Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2009 (далее – ФЗ «Об охоте»), поскольку, несмотря на фактическое использование лесных участков, договор аренды лесных участков, предоставленных на основании долгосрочной лицензии, охотпользователь не заключил, что также подтверждается информацией, предоставленной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <...>.

Ссылаясь на положения ст. 25 ФЗ «Об охоте», ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, указывает, что получение долгосрочной лицензии ООО <данные изъяты> на занятие охотничьей деятельностью <дата> г. до вступления в силу ФЗ «Об охоте» (с <дата>), не является основанием для освобождения ответчика от заключения договора аренды участков лесного фонда. Положение о необходимости оформления договора аренды содержалось и в прежней редакции Лесного кодекса РФ (ч. 5 ст. 36), действовавшей до <дата>.

Пользование объектами животного мира в отсутствие заключенного договора аренды лесных участков, является причиной неисполнения обязанностей арендатора, предусмотренных лесным законодательством (проведение натурных работ, соблюдение санитарных правил, оказание содействия в проведении лесохозяйственных и лесоустроительных работ), что может привести к возникновению вреда лесным угодьям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и окружающую среду, а также Российской Федерации.

Кроме того, использование лесного участка в отсутствие заключенного договора аренды на него влечет нарушение принципа платности использования леса, предусмотренного ст. 94 ЛК РФ. Следовательно, наличие долгосрочных лицензий, выданных до изменения правового регулирования, не освобождает лиц, их получивших, от надлежащего документального сопровождения деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Таким образом, ООО <данные изъяты> обязано заключить договор аренды лесных участков в соответствии с вышеуказанными ст. 25 ФЗ «Об охоте», ст. 36 Лесного кодекса РФ, а также в соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей случаи заключения договоров в обязательном порядке.

Заключение настоящего договора в силу оснований, изложенных в иске, обязательно как для <данные изъяты> в качестве охотпользователя, так и для Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство), которое согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. <дата>. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от <дата>-п (ред. от <дата>), организует и осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края; проводит единую политику внедрения и совершенствования арендных отношений в лесопользовании.

Полномочия, предусмотренные п. <дата>. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от <дата>-п (ред. от <дата>), по организации и заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности Пермского края органом исполнительной власти должным образом не исполняются.

В силу положений ст. 25 ФЗ «Об охоте», ч. 2 ст. 36 и ч.3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации Министерство, обязанное заключить договор с ООО <данные изъяты> до настоящего времени данную обязанность не исполнило. Более того, мнение органа исполнительной власти, изложенное в отзыве на иск, свидетельствует о том, что он не намерен исполнять данную обязанность.

Оферта в адрес ответчика – <данные изъяты> Министерством не направлена, что является основанием для предъявления иска к органу исполнительной власти в порядке ч. 4 ст. 445 ГК РФ.

Данные действия Министерства противоречат государственным, общественным интересам, способны причинить им реальный вред.

В силу положений ч. 4 ст. 445 ГК РФ, полномочий, предоставленных органу исполнительной власти, требований ст. 25 ФЗ «Об охоте», ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации имеются основания для привлечения Министерства в качестве ответчика по настоящему иску. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключить с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края договор аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства <данные изъяты> на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>.

Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заключить с обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> договор аренды лесных участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства <данные изъяты> на основании долгосрочной лицензии серии от <дата>.

В судебном заседании прокурор на иске с учетом уточнений настаивает по доводам в нем изложенным.

Ответчик ООО <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в свое отсутствие, иск не признает.

Ответчик Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв, в котором выражает несогласие с заявленными требованиями, указывая, что ответчик ООО <данные изъяты> осуществляет долгосрочное пользование объектами животного мира на основании договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты от <дата> и долгосрочной лицензии от <дата>, полученной в период действия ФЗ от 24.04. 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», до введения в действия ФЗ «Об охоте», который сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия.

Согласно действующему законодательству (ст.ст. 71, 74, 24., 25 ЛК РФ, ст. 71 ФЗ от 24.07. 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), заключение договоров аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения. Наличие долгосрочной лицензии само по себе не означает наличие права на заключение договора аренды лесного участка, а лишь предполагает возможность оформления охотхозяйственного соглашения в упрощенном порядке. Обязанность заключить договор аренды лесного участка ООО «СМУ-33», как пользователя животным миром и использующего леса для ведения охотничьего хозяйства, не предусмотрена нормами лесного законодательства. Заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий, порядок заключения договора аренды установлен Приказом Минприроды России от 28.10. 2015 года «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Площадь и местоположение лесного участка, предоставляемого в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, определяется заявителем при подаче соответствующего заявления самостоятельно, но в границах лесов, определенных охотхозяйственным соглашением. То есть заявитель вправе самостоятельно определить территорию необходимую для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Действующее законодательство РФ не содержит императивных норм, обязывающих охотпользователей взять в аренду всю площадь лесов, предусмотренную охотхозяйственным соглашением.

Кроме того, заключение договора аренды носит заявительный характер. Министерством по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица выносится решение о предоставлении леечного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, готовит проект договора.

Ссылаясь на положения п. 1 ст. 421 ГК РФ (свобода договора), указывает, что ст. 36 ЛК РФ не предусмотрено положений о понуждении к заключению договора аренды.

Указывает, что леса в пределах территории охотничьего хозяйства могут располагаться на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и т.д., при этом Министерство вправе предоставлять в аренду лесные участки только в пределах земель лесного фонда. Площадь лесных участков в составе территории охотничьего хозяйства <данные изъяты> истцом не указана. Требования об обязании заключить договор аренды лесныэх участков в составе территории, предоставленной в пользование для нужд охотничьего хозяйства <данные изъяты> на основании долгосрочной лицензии от <дата>, не может быть фактически исполнено, просит в иске отказать.

Выслушав доводы истца, изучив отзывы ответчиков, и следовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 2 ст. 71 ЛК РФ, Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Согласно ч. 1 ст. 74 ЛК РФ, Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ, Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

Статьей 36 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Согласно частям 1,2, 3, ст. 71 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

(01.04. 2010г.), сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Из материалов дела следует, что ООО <данные изъяты> осуществляет пользование лесными участками, предоставленными для ведения охотничьего хозяйства на основании договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты от <дата> (л.д. 6-12) и долгосрочной Лицензии серии от <дата>, (л.д. 13-16), полученной в период действия ФЗ от <дата> № 52-ФЗ «О животном мире», до введения в действие ФЗ «Об охоте» № 209-ФЗ который сохранил право пользования животным миром, возникшее у лиценциатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в течение срока их действия.

Согласно приведенных норм права, заключение договора аренды лесных участков в сфере охотничьего хозяйства невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения, а наличие долгосрочной лицензии само по себе не означает наличие права на заключение договора аренды лесного участка, а лишь предполагает возможность оформления охзотхозяйственного соглашения в упрощенном порядке.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 28.10. 2015 года «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», предусмотрено, что заключение договора носит заявительный характер, для заключения договора аренды без проведения торгов в соответствии с ч. 3 ст. 74 ЛК РФ заинтересованное лицо подает заявление и прилагаемые к нему документы, которые рассматриваются в течение 30 календарных дней уполномоченным органом. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В заявлении указывается местоположение, площадь участка. Из указанного Порядка следует, что заключение договора аренды возможно при соблюдении определенных условий, с согласия арендодателя, при наличии заявления заинтересованного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Применительно к спорным правоотношениям, понуждение к заключению договора аренды в одностороннем порядке не предусмотрено ни ГК РФ, ни ЛК РФ, ни ФЗ «Об охоте» № 209-ФЗ. Лесной кодекс РФ не содержат императивных положений о понуждении к заключения договора аренды, статья 36 ЛК РФ указывает лишь на заключение договора аренды земельного участка, как на условие пользования охотничьими угодьями, а ФЗ «Об охоте» № 209-ФЗ сохраняет право пользования животным миром, возникшее у лиценциатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий в течение срока их действия. При таком положении, учитывая положения ГК РФ о свободе договора при отсутствие требований законодателя о понуждении к заключению договора, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р е ш и л :

В удовлетворении заявленных исковых требований Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с <дата>.

Судья Н.Б. Слонова