ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342/20 от 19.06.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1342/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,

при помощнике Крук В.А.

с участием истца Малеева В.А., представителя ответчика Бреус М.А., представителя третьего лица Гладковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малеева Виктора Александровича, Звягиной Анны Стефановны к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности,

установил:

Малеев В.А., Звягина А.С. обратились в суд с иском к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками по 1/2 доли жилого <адрес>. 01.10.2012 между ними и МУП г.Хабаровска «Водоканал» был заключен договор о предоставлении холодного водоснабжения и водоотведения. В соответствии с условиями заключенных договоров МУП г.Хабаровска «Водоканал» обязался предоставить соответствующие коммунальные услуги круглосуточно, либо с перерывами, не превышающими допустимые нормы. Согласно п.1 протокола разногласий граница раздела эксплуатационной ответственности сторон по водоснабжению и водоотведению устанавливалась по внешней границе стены многоквартирного дома. По водоотведению граница ответственности установлена по стене смотрового колодца на инженерной сети, находящейся на балансе МУП г.Хабаровска «Водоканал». 05.08.2019 они обратились к ответчику с просьбой сообщить, где находится граница балансовой принадлежности водопроводной сети холодного водоснабжения многоквартирного дома. Из ответа МУП г.Хабаровска «Водоканал» следовало, что границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, устанавливаемая по признаку собственности или владения на ином законном основании. Указанные сети переданы МУП г.Хабаровска «Водоканал» из ОАО «РЖД» до колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, ввод в здание не передан и находится на обслуживании ОАО «РЖД». Жилые дома №№ <адрес>, подключены к централизованной системе холодного водоснабжения через ведомственные сети в подвале <адрес> спутником теплосети. Указанное, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что границы балансовой принадлежности на водопроводных сетях <адрес> по <адрес> в <адрес> с МУП <адрес> «Водоканал», отсутствуют. Из письма ОАО «РЖД» следовало, что сети водоснабжения и водоотведения от жилого многоквартирного <адрес> в <адрес> до частных домов № проходящие спутником по теплотрассе на балансе ОАО «РЖД» не состоят, переданы в муниципальную собственность г.Хабаровска по договору дарения ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению Министерства имущественных отношений Хабаровского края, участок водопроводной сети до наружной стены многоквартирного жилого <адрес>, в реестре краевого имущества не значится. Из письма МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО следует, что объект «участок водопроводной сети», расположенный по адресу: <адрес>, до наружной стены многоквартирного жилого <адрес> в реестре федерального имущества не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен. Кроме того из указанного сообщения следовало, что из реестра федерального имущества исключен объект недвижимого имущества: «сети канализации», расположенный по адресу: <адрес>, дома № протяженностью 3,16 км, основание исключения из реестра федерального имущества – передача в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», дата исключения ДД.ММ.ГГГГ. По сообщению Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 13.09.2019, участок водопроводной сети до наружной стены многоквартирного жилого <адрес> в реестре муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» не значится. Из схемы сетей водопровода следует, что данная сеть проходящая по подвалу МКД по <адрес>, не предназначена для обслуживания этого МКД и снабжает холодной водой многоквартирные дома №» находящиеся на той же улице. Данная сеть водопровода проходящая от колодца и далее по подвалу МКД является транзитной сетью водоснабжения. Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения в ЕГРН по объекту: «Водопроводная сеть от колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней границы наружной стены жилых домов № отсутствует. Считает, что они (истцы) не могут быть собственниками водопроводной сети от колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней стены жилого <адрес>, т.к. данная водопроводная стена является транзитной и в совокупности обслуживает 4 многоквартирных дома с разными адресами, в связи с чем указанный участок водопроводной сети является бесхозяйным. Полагают, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Обращение к ответчику с вопросом о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества оставлено без удовлетворения.

Просят суд обязать администрацию г.Хабаровска в течении 30 дней назначить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйную водопроводную сеть от колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого <адрес>. Обязать администрацию г.Хабаровска в течении 6 месяцев предоставить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок водопроводной сети, проходящей от колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого <адрес>.

Определением от 04.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.43 ГПК РФ, привлечены МУП г.Хабаровска «Тепловые сети», МУП г.Хабаровска «Водоканал».

Определением от 15.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.43 ГПК РФ, привлечены Зиновенко Ю.А., Шилов С.Л., Насонова Н.Д., Алексенко С.Н., Попова Р.В., Гончарук В.П.

Истец Малеев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец Звягина А.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в свое отсутствие. В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.

Представитель ответчика Бреус М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что водопроводная сеть от колодца 2385, расположенного на вводе в дом по <адрес> до внешней границы наружной стены дома по <адрес> проходит спутником в канале теплосети. Постановлением администрации города от 26.04.2013 № 1436 «Об определении организации, осуществляющей содержание и техническое обслуживание участка тепловой сети, расположенного по адресу: <адрес>, от задвижек в ТК-13 до наружной стены многоквартирного жилого дома по <адрес>» МУП города Хабаровска «Тепловые сети» определено организацией, осуществляющей содержание и техническое обслуживание указанной тепловой сети. Пунктом 6.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 установлено, что при пересечении тепловыми сетями действующих сетей водопровода и канализации, расположенных над трубопроводами тепловых сетей, а также при пересечении газопроводов следует выполнять устройство футляров на трубопроводах водопровода, канализации и газа на длине 2 м по обе стороны от пересечения (в свету). В целях организации работы по определению эксплуатирующей организации для водопроводной сети от колодца 2385, расположенного на вводе в дом по <адрес> до внешней границы наружной стены дома по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес подведомственных предприятий «МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» и МУП г. Хабаровска «Водоканал» было направлено письмо для включения указанного адреса в план первоочередных мероприятий по выносу водопроводных сетей из каналов теплотрасс. В настоящее время МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» и МУП г. Хабаровска «Водоканал» сформирован и находится на согласовании план первоочередных мероприятий на текущий год по выносу водопроводных сетей из каналов теплотрасс. По информации МУП г. Хабаровска «Водоканал», спорная водопроводная сеть включена в план мероприятий, планируется подготовка проектного решения. По готовности проектного решения мероприятия по выносу данной водопроводной сети будут рассмотрены при формировании плана капитального ремонта на 2021 год. Таким образом, поскольку спорная водопроводная сеть находится в канале теплотрассы, в нарушении п. 6.1.5. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, назначить организацию, которая будет её содержать и обслуживать не представляется возможным, до выноса водопроводной сети из канала тепловой сети. Требования в части предоставления в государственный орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество заявления, о постановке спорной водопроводной сети в течение 6 месяцев со дня принятия решения, является неисполнимым. Поскольку спорная водопроводная сеть находится в канале теплотрассы, внесение её в перечень бесхозяйных объектов, а также изготовление технической документации будет являться незаконным и не представляется возможным с технической точки зрения, до осуществления её выноса из канала теплотрассы. Доказательств, подтверждающих, что из-за действий администрации города истцы получают услуги водоснабжения ненадлежащего качества, а также о существовании угрозы чрезвычайной ситуации не приводят. Из искового заявления не усматривается, что действиями администрации города были нарушены права, свободы и законные интересы истцов, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Вместе с тем, из иска усматривается, что он направлен исключительно на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. У истцов отсутствует субъективное право заявлять соответствующие требования, поскольку они направлены на защиту прав неопределенного круга лиц. Кроме того, истцами не указано, в чем заключается нарушение их прав в части не осуществления администрацией города не предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявления, о постановке спорной водопроводной сети на учет в качестве бесхозяйного имущества. Все мероприятия возможно провести в срок 12-24 месяца.

Представитель третьего лица МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» Гладкова Н.Н. суду пояснила, что МУП города Хабаровска «Тепловые сети» является муниципальным унитарным предприятием, все имущество которого, согласно Устава предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. Согласно Устава предприятия создано с целью обеспечения города тепловой энергией требуемого качества, путем ее транспортировки по муниципальным тепловым сетям. Задачей предприятия является транспортировка и доставка тепловой энергии и горячей воды до потребителя по тепловым сетям, находящимся в хозяйственном ведении предприятия. Таким образом, в хозяйственном ведении предприятия, а также на содержании и техническом обслуживании у него могут быть только тепловые сети, а не сети водоснабжения и канализации. Согласно Устава предприятие обслуживанием водопроводных сетей не занимается. Ссылка истца в отзыве на возражение на исковое заявление на то, что МУП города Хабаровска «Тепловые сети» оказывает платные услуги по содержанию и техническому обслуживанию сетей водопровода, проходящих спутником с теплотрассой не соответствует действительности. Довод истца о том, что водопроводную сеть необходимо закрепить на содержание и техническое обслуживание за МУП города Хабаровска «Тепловые сети» не основан на нормах права и прямо противоречит им.

Третьи лица Зиновенко Ю.А., Шилов С.Л., Насонова Н.Д., Алексенко С.Н., Попова Р.В., Гончарук В.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало.

Представитель МУП г.Хабаровска «Водоканал» в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, в поступившем отзыве указал, что водопроводная сеть в районе жилого <адрес> на праве хозяйственного ведения не закреплена за МУП г.Хабаровска «Водоканал» и на техническое содержание не передавалась.

Опрошенный в судебном заседании специалист ФИО13 пояснил, что водопроводная сеть расположена рядом параллельно тепловой сети. Техническая возможность обслуживать водопроводную сеть самостоятельно, с учетом ее расположения, без вскрытия тепловых конструкций, отсутствует. При выносе водопроводной сети изменятся ее технические характеристики.

Опрошенный в судебном заседании специалист ФИО14 пояснил, что в настоящее время утверждается план по выносу водопроводная сеть. Чтобы закрепить водопроводную сеть за обслуживающей организацией, необходимо поставить ее н учет, изготовить техническую документацию. Водопроводная сеть не должна проходить рядом с теплосетью, качество воды снижается. После выноса сети ее технические характеристики поменяются, в связи с чем до выноса не целесообразно производить техническую инвентаризацию. Вынос сети необходимо производить по согласованию собственниками домов, данные работы запланированы на текущий год, в целом работы возможно произвести в летний период.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, специалистов, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 01.10.2012 между МУП г.Хабаровска «Водоканал» и Звягиной А.С. заключен договор «О предоставлении коммунальных услуг населению, проживающему в многоквартирном доме».

Согласно п. 1.2 договора, его предметом является предоставление потребителю коммунальных услуг: холодное водоснабжение и водоотведение по адресу: <адрес>.

В силу п. 1.3 договора предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно, т.е. бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям и качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 1.4 договора качество предоставляемых коммунальных услуг на границе раздела эксплуатационной ответственности соответствует требованиям, приведенным в приложении Правил, за исключением случаев, согласованных с контролирующим органом.

Из п. 1.5 договора следует, что граница раздела эксплуатационной ответственности «Исполнителя» и «Потребителя» по сетям водоотведения устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Как следует из протокола разногласий к договору от ДД.ММ.ГГГГ п.1.5 изложен в новой редакции – граница раздела эксплуатационной ответственности «исполнителя» и «потребителя» по сетям водоснабжения и водоотведения устанавливается в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, по внешней границе стены многоквартирного <адрес>. По водоотведению граница ответственности установлена по стенке смотрового колодца на инженерной сети, находящейся на балансе МУП города Хабаровска « Водоканал».

Также 01.10.2012 между МУП г.Хабаровска «Водоканал» и Малеевым В.А. заключен договор «О предоставлении коммунальных услуг населению, проживающему в многоквартирном доме».

Согласно п. 1.2 договора, его предметом является предоставление потребителю коммунальных услуг: холодное водоснабжение и водоотведение по адресу: <адрес>.

В силу п. 1.3 договора предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно, т.е. бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям и качеству коммунальных услуг.

Согласно п. 1.4 договора качество предоставляемых коммунальных услуг на границе раздела эксплуатационной ответственности соответствует требованиям, приведенным в приложении Правил, за исключением случаев, согласованных с контролирующим органом.

Из п. 1.5 договора следует, что граница раздела эксплуатационной ответственности «Исполнителя» и «Потребителя» по сетям водоотведения устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Как следует из протокола разногласий к договору от ДД.ММ.ГГГГ п.1.5 изложен в новой редакции – граница раздела эксплуатационной ответственности «исполнителя» и «потребителя» по сетям водоснабжения и водоотведения устанавливается в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, по внешней границе стены многоквартирного <адрес>. По водоотведению граница ответственности установлена по стенке смотрового колодца на инженерной сети, находящейся на балансе МУП города Хабаровска « Водоканал».

Из письма МУП города Хабаровска «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы балансовой принадлежности на водопроводной сети <адрес> с МУП города Хабаровска «Водоканал» - отсутствуют, на балансе организации не состоят.

Согласно письму Министерства имущественных отношений Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, участок водопроводной сети до наружной стены многоквартирного жилого <адрес> расположенного в <адрес>, в реестре краевого государственного имущества не значится.

Согласно письму Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, участок водопроводной сети, расположенный по адресу: <адрес>, до наружной стены многоквартирного жилого <адрес>», в реестре федерального имущества не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.

Согласно письму департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, участок водопроводной сети, расположенный по адресу: <адрес>, до наружной стены многоквартирного жилого <адрес>», в реестре муниципального имущества не значится.

Как следует из письма ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ сети водоснабжения и водоотведения от жилого многоквартирного дома по <адрес> до частных домов по <адрес> проходящие спутником по теплотрассе на балансе ОАО «РЖД» не состоят. Все сети данного района переданы в муниципальную собственность г.Хабаровска по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ

Из уведомления Управления Росреестра по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о водопроводной сети от колодца , расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней границы наружной стены жилых домов № <адрес> отсутствует.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.10.2012 администрацию г.Хабаровска до признания права собственности на тепловые сети от задвижек в ТК-13 до наружной стены многоквартирного <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обязана определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловыми сетями от задвижек в ТК-13 до наружной стены многоквартирного <адрес> в <адрес>, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети, которая будет осуществлять содержание и обслуживание тепловых сетей от задвижек в ТК-13 до наружной стены многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Постановлением администрации г.Хабаровска от 26.04.2013 № 1436 МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» определено организацией, осуществляющей содержание и техническое обслуживание тепловой сети от задвижек в ТК-13 до наружной стены многоквартирного <адрес> в <адрес>.

Указанно имущество передано по акту администрацией г.Хабааровска МуП г.Хабаровска «Тепловые сети».

Постановлением администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» определено организацией, осуществляющей содержание и техническое обслуживание тепловых сетей протяженностью 109,5 м. по <адрес>.

Распоряжением департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 29.01.2020 № 62 тепловая сеть по <адрес> с кадастровым номером включена в казну городского округа «Город Хабаровск».

10.12.2019 Управление ЭТИК администрации г.Хабаровска обратилось в МУП г.Хабаровска «Тепловые сети» и МУП г.Хабаровска «Водоканал» о возможности включения тепловой сети в районе жилых домов по <адрес> в план первоочередных мероприятий по выносу водопроводных сетей из каналов теплотрасс на 2020 год, для проведения дальнейшей работы по приему водопроводной сети в муниципальную собственность.

По сообщению МУП г.Хабаровска «Водоканал» от 23.12.2019 водопроводная линия на жилые дома по <адрес> проложена спутником по теплотрассе и врезана во внутридомовую разводку МКД <адрес>. Для включения данного адреса в программу мероприятий по выносу сетей водопровода из каналов теплотрасс специалистами цеха «Водоснабжение» будет выполнено обследование вышеперечисленного участка водопровода с выбором новой трассировки для последующей проработки проектного решения в 2020 году. Работы но данному адресу необходимо будет выполнять совместно с МУП юрода Хабаровска «Тепловые сети» и домовладельцами жилых, домов по <адрес> для прокладки по территории частных земельных участков и переврезки конечного участка водопровода при его входе в жилые дома с закреплением данных объемов работ за домовладельцами с МУП города Хабаровска «Тепловые сети». По готовности проектного решения вопрос включения указанного- адреса в план первоочередных мероприятий по выносу водопроводных сетей из каналов теплотрасс будет рассмотрен при формировании плана капитального ремонта сетей водопровода на 2021 год..

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах; поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность. Поскольку данная вещь является объектом водоснабжения, а обязанность городского поселения осуществлять водоснабжение населения надлежащим образом предусмотрена законом, последнее должно принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.

При этом выбор организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйную водопроводную сеть, является исключительной прерогативой администрации г.Хабаровска.

Согласно п. 1 ст. 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», к вопросам местного значения города Хабаровска относятся в числе прочих: организация в границах города Хабаровска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация г. Хабаровска, как орган местного самоуправления является лицом, обязанным обратиться с заявлением о постановке объектов водоснабжения, являющихся недвижимыми вещами, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580.

В соответствии с п.п. 2, 5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Поскольку спорная водопроводная сеть до настоящего времени не зарегистрирована надлежащим образом в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Спорная водопроводная сеть предназначена для водоснабжения многоквартирных домов <адрес>, а отсутствие собственника и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению указанных домовладений, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, устранения аварий в процессе эксплуатации сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ.

Положения ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", устанавливают обязанность органа местного самоуправления по определению обслуживающей организации бесхозяйных сетей.

Таким образом, посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности водоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Отсутствие указанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния бесхозяйных водопроводных сетей не гарантирует бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению потребителей, предусмотренное пп. "в" п. 3, пп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам" и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Данные обстоятельства безусловно затрагивают права истцов на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В судебном заседании установлено, что водопроводная сеть от колодца 2385, расположенного на вводе в дом по <адрес> до внешней границы наружной стены дома по <адрес> проходит спутником в канале теплосети, ее содержание и обслуживание автономно от тепловой сети невозможно без выноса водопроводной сети. После выноса водопроводной сети ее технические характеристики изменятся, в связи с чем изготовление технической документации на водопроводную сеть до ее выноса нецелесообразно.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что специалистом администрации г.Хабаровска даны пояснения о возможности произвести работы по выносу сети в летний период, суд считает необходимым определить срок для назначения организации по содержанию и обслуживанию водопроводной ети – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а срок для предоставления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участка спорной водопроводной сети, с учетом необходимости изготовления технической документации, принимая во внимание соответствие такого срока исполнимости принятого решения - 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить и назначить организацию, по содержанию и обслуживанию бесхозяйной водопроводной сети от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД по <адрес>, до внешней границы наружной стены жилого <адрес>.

Возложить на Администрацию города Хабаровска в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участок водопроводной сети, проходящей от колодца 2385, расположенного на вводе в МКД по <адрес> до внешней границы наружной стены жилого <адрес>А, по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течении месяца со дня вынесения мотивированного решения суда – 25 июня 2020г.

Председательствующий подпись А.А. Крюк

Копия верна: судья А.А. Крюк

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-000378-47

Подлинник находится в материалах дела № 2-1342/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.

Секретарь