ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342/2016 от 24.11.2016 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело 2-1342/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск 24 ноября 2016 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Шидловского А.А.,

при секретаре Марычевой Н.А.,

с участием представителя истца - помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Кротова М.В.,

представителя ответчика ГКУ «Орское лесничество» ФИО1,

представителя ответчика администрации г. Орска ФИО2,

представителя третьего лица КУИ администрации г. Орска ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Государственному казенному учреждению «Орское лесничество», администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью «Квадрат» об устранении нарушений лесного законодательства по охране и защите лесов,

УСТАНОВИЛ:

Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее Министерство) и ГКУ «Орское лесничество» о понуждении устранить нарушения лесного законодательства по охране и защите лесов. В обоснование иска указал, что в квартале Орского участкового лесничества ГКУ «Орское лесничество» на расстоянии <адрес> на земельном участке с координатами: , имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Между тем Министерством и ГКУ «Орское лесничество» меры по очистке от захламления земельного участка государственного лесного фонда и ликвидации указанной несанкционированной свалки не принимают. Просит обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ГКУ «Орское лесничество» в срок до 01.11.2016 принять меры по очистке вышеуказанного лесного участка от загрязнения путем ликвидации несанкционированной свалки отходов.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, указав, что свалка отходов расположена в квартале Орского участкового лесничества ГКУ «Орское лесничество» на расстоянии <адрес> на земельном участке с координатами: .

Определениями суда к участи в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация г. Орска и общество с ограниченной ответственностью «Квадрат».

Кроме того, определением суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет по управлению имуществом администрации г. Орска.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кротов М.В. иск поддержал, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что поскольку земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка отходов, относится к федеральной собственности, то в силу действующего законодательства, ответственность за уборку данного участка несут субъект Российской Федерации в лице Министерства охотничьего и лесного хозяства Оренбургской области. Также указал, что ответственность за устранение свалки возложена на специализированное учреждение - ГКУ «Орское лесничество», что следует из положений Лесохозяйственного регламента Орского лесничества, утвержденного приказом ФГУП «Рослесинфорг» от 27.07.2009 № 062. На вопрос суда о том, какие конкретно функции в рамках заявленных исковых требований должны выполнить каждый из ответчиков - Министерство и ГКУ «Орское лесничество» пояснений не дал. Указал, что процедура устранения свалки несанкционированных отходов законом не предусмотрена. Предложил Министерству профинансировать данные мероприятия, или направить работников министерства для непосредственной уборки свалки, либо поручить работникам ГКУ «Орское лесничество» своими силами убрать свалку несанкционированных отходов. Доказательств делегирования ответчиком Министерством кому-либо функций по очистке рассматриваемого участка леса суду не представил. Доказательств какого-либо финансирования со стороны Министерства мероприятий по уборке свалок несанкционированных отходов на рассматриваемом земельном участке суду также не представил.

Представитель ответчика ГКУ «Орское лесничество» иск не признала. Суду пояснила, что ГКУ «Орское лесничество» является по своей сути контролирующей организацией. Их учреждение никогда не выполняло функции по уборке свалок несанкционированных отходов. Данные обязанности их учреждению со стороны Министерства никогда не финансировались. Штат работников ГКУ «Орское лесничество» не имеет людей, которые бы выполняли функции по уборке леса. Уточнила, что рассматриваемая свалка несанкционированных отходов была выявлена лесничим ГКУ «Орское лесничество», и соответствующая информация была направлена в Орскую природоохранную прокуратуру Оренбургской области, в результате чего появилось рассматриваемое гражданское дело. По ранее сложившейся практике обязанность по уборке подобных свалок всегда возлагалась на органы местного самоуправления, в частности на администрацию г. Орска. Также суду пояснила, что ей не известно о наличии государственных контрактов заключенных Министерством на очистку спорного участка леса. Государственный контракт, заключенный между Министерством и ООО «Квадрат», предполагает очистку других участков леса.

Представитель ответчика администрации г. Орска ФИО2 просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что земельный участок, на котором расположена свалка несанкционированных отходов, находится в федеральной собственности, и на органы местного самоуправления не возложена обязанность по его очистке. Уточнила, что функции по очистке лесов, произрастающих на федеральных землях, органам местного самоуправления г. Орска не делегировались и данные мероприятия ни со стороны бюджета Оренбургской области ни со стороны федерального бюджета не финансировались.

Представитель третьего лица КУИ администрации г. Орска ФИО3 суду пояснил, что не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований к администрации г. Орска, поскольку данные функции не делегировались правительством Оренбургской области органам местного самоуправления г. Орска.

Представитель ответчика Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в суд не явился, ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В представленном суду отзыве Министерство указало, что на ГКУ «Орское лесничество» функции по уборке лесных участков от свалок несанкционированных отходов не возложена. Доказательств организации работ по очистке спорного участка леса Министерство не представило. Доказательств делегирования данных функций иным органам и учреждениям также не представило.

Суд, выслушав участников разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Суду представлено свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2011, из которого следует, что земельный участок, на котором образовалась рассматриваемая свалка несанкционированных отходов, находится в собственности Российской Федерации. Данное обстоятельство участниками судебного разбирательства не оспаривается.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Факт наличия свалки несанкционированных расходов в квартале Орского участкового лесничества ГКУ «Орское лесничество» на расстоянии <адрес> на земельном участке с координатами: подтверждается письмом ГКУ «Орское лесничество» в Орскую межрайонную природоохранную прокуратуру от 20.05.2016, актом досмотра от 12.05.2016 составленным помощником лесничего ФИО4, и фотоматериалами. Дополнительно наличие свалки подтверждается актом проверки прокуратуры от 30.06.2016. Указание в акте на «выдел » суд расценивает как техническую ошибку вместо «выдел ».

Доказательств устранения свалки на момент рассмотрения дела никем из ответчиков не представлено.

Из ст. 83 ЛК РФ следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 26.04.2016 № 13-П по делу о проверке конституционности п. 18. ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществление охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что выполнение мероприятий по охране и защите лесов от загрязнения, в том числе от несанкционированных свалок отходов, действующим законодательством возложено на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Оренбургской области.

Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 № 16-ук «О Министерстве лесного и охотничьего хозяйства» образовано данное Министерство и утверждено Положение о нем.

Из п. 1 Положения следует, что Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Оренбургской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

П. 5 Положения предусмотрено, что Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки и штампы, приобретенное и переданное ему в установленном порядке имущество.

Как следует из п. 9 Положения, охрана и защита лесов является одной из основных задач Министерства.

Согласно п. 10 Положения, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов, на указанных землях. Кроме того, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, предусмотренные на реализацию полномочий в сфере лесных отношений, организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов, охрану и использование объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Из анализа вышеуказанных норм Положения о Министерстве, суд приходит к выводу, что на Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области возложены функции по организации работ по очистке лесов, находящихся в федеральной собственности, в том числе от несанкционированных свалок отходов, в рамках выполнения обязанностей по охране и защите лесов находящихся на территории Оренбургской области.

Таким образом, заявленные Орским природоохранным прокурором требования к Министерству суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования истца к ГКУ «Орское лесничество» суд находит безосновательными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В п. 2 Устава КГУ «Орское лесничество» перечислены цели и предмет деятельности казенного учреждения. Анализ уставных целей и задач учреждения сводится к тому, что оно создано для осуществления контрольно-надзорных функций, в том числе, в части организации охраны и защиты леса. Вместе с тем, Устав учреждения не предусматривает обязанность учреждения проводить работы по очистке леса от несанкционированных свалок отходов (п. 3.2 Устава).

Для выполнения целей и задач у ГКУ «Орское лесничество» имеется право привлекать на договорной основе для осуществления своих функций юридических и физических лиц (п. 3.1 Устава).

Вместе с тем, суду представлена бюджетная смета ГКУ «Орское лесничество» на 2016 год, из которой не усматривается финансирование работ по устранению свалок несанкционированных отходов. Из п. 1.4 Устава следует, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств областного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета Российской Федерации.

Таким образом, Министерством финансирование ГКУ «Орское лесничество» на цели устранение свалок несанкционированных отходов в 2016 году не осуществлялось.

Также суду представлено штатное расписание ГКУ «Орское лесничество», из которого усматривается, что должностей, обязанных осуществлять работы по устранению свалок несанкционированных отходов в соответствии с должностными инструкциями в учреждении не имеется.

Из пояснений директора ГКУ «Орское лесничество» ФИО1 следует, что их учреждение самостоятельно не организует тендеры, предметом которых является право на возмездное проведение работ по устранению свалок несанкционированных отходов. Данные торги проводятся Министерством. Учитывая отсутствие соответствующего финансирования, а также закрепленного Уставом учреждения права на проведение тендеров, суд соглашается с позицией представителя ГКУ «Орское лесничество» о том, что функция по возмездному привлечению иных лиц к уборке свалок на учреждение не возложена. Доказательств обратного суду не представлено.

О наличии свалки ГКУ «Орское лесничество» сообщило в органы прокуратуры, поскольку ошибочно полагало, что обязанность по ее устранению должна быть возложена на администрацию г. Орска. То есть, ГКУ «Орское лесничество» выполнило свою контрольную функцию. При этом суд учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела ответчику Министерству достоверно известно о наличии свалки и дополнительного сообщения от ГКУ «Орское лесничество» не требуется.

Доводы представителя истца что все работники ГКУ «Орское лесничество» должны взять необходимый инструмент и собственными силами убрать свалку несанкционированных отходов суд расценивает, как не основанные на законе и не принимает.

Требования истца к администрации г. Орска удовлетворению также не подлежат, поскольку финансирование мероприятий по уборке свалок несанкционированных отходов на землях, хоть и находящихся в границах муниципального образования г. Орск, но принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, не осуществлялось. Доказательств наделения администрации г. Орска полномочиями по осуществлению функций по устранению свалок несанкционированных отходов на федеральных землях занятых лесами участниками дела не представлено.

Как отмечено в постановлении Конституционного суда РФ от 26.04.2016 № 13-П, содержащиеся в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

Требования истца к ООО «Квадрат» тоже не подлежат удовлетворению, поскольку с данной организацией контракт на очистку от отходов рассматриваемого участка леса Министерством не заключался. Заключенный государственный контракт между Министерством и ООО «Квадрат» от 05.08.2016 на выполнение работ по очистке (уборке) лесов от захламления в границах Орского лесничества Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области не предусматривает проведение работ на спорном земельном участке занятом лесом. Данное обстоятельство подтверждает ГКУ «Орский лесхоз». Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, наличие вышеуказанного контракта между Министерством и ООО «Квадрат» дополнительно подтверждает, что обязанность по организации работ по очистке леса от несанкционированных свалок отходов возложена на Министерство.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд, учитывая особенности бюджетного финансирования и сложившуюся практику организации проведения работ по устранению подобных свалок несанкционированных отходов путем проведения Министерством тендеров с непосредственными исполнителями работ, исходя из принципов разумности и целесообразности, считает необходимым обязать Министерство исполнить судебное решение в срок до 01.06.2017. Данный срок суд находит достаточным для проведения необходимых мероприятий.

Руководствуясь ст. ст. 196, 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, Государственному казенному учреждению «Орское лесничество», администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью «Квадрат» об устранении нарушений лесного законодательства по охране и защите лесов - удовлетворить частично.

Обязать Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области принять меры по очистке лесного участка, расположенного в квартале 40 выдел 4 Орского участкового лесничества Государственного казенное учреждения «Орское лесничество» от загрязнения путем организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов с координатами: 51?12"4.97" с.ш., 58°41"44.09" в.д., расположенной на указанном лесном участке на расстоянии 1,2 км. северо-западнее п. Ора муниципального образования г. Орск в срок до 01.06.2017.

В остальной части иска отказать

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Шидловский

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2016