ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1342/2016 от 25.02.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№2-1342/2016 (№2-9874/2015)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2016 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Бедаревой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.М. к Управлению социальной защиты населения по г. Барнаулу, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

О.М. обратилась в суд с требованиями к Управлению социальной защиты населения по г. Барнаулу, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения о признании решения незаконным, возложении обязанности.

В обоснование требований указала на то, что с февраля 1999 года по май 2007 года работала в Министерстве торговли и бытового обслуживания Республики Тыва в должности начальника отдела бытового обслуживания и ремесел, в последующем – заместителем министра торговли и бытового обслуживания Республики Тыва. Имеет общий трудовой стаж с сентября 1981 года по декабрь 2014 года, с 12 февраля 2014 года является получателем трудовой пенсии по старости. За большой личный вклад в развитие бытового обслуживания населения постановлением от 04 апреля 2003 года награждена правлением Российского союза предприятий и организаций бытового обслуживания населения (АО «Росбытсоюз») и президиумом ЦК Общероссийского профессионального союза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, нагрудным значком «Отличник бытового обслуживания населения», что подтверждается удостоверением от 04 апреля 2013 года. 03 апреля 2015 года обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» на основании указанного нагрудного знака, в чем ей письмом от 09 апреля 2015 года отказано в связи с тем, что представленная награда не относится к награждению ведомственными знаками отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или РФ. Вместе с тем, из информационного письма от 22 сентября 2008 года Председателя некоммерческой организации «Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников «Росбытсоюз» следует, что АО «Росбытсоюз» является правопреемником организации «Российское объединение работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников», которому на основании постановления Совета министров РСРФР от 06 июля 1990 года были переданы функции упраздненного Министерства бытового обслуживания РСФСР. В общероссийском классификаторе информации о населении, ОК 018-95, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года №412 (ред. 23 апреля 2009 года) к ведомственным нагрудным знакам, значкам под №8225 отнесен нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации. В настоящее государственное ведомство Российской Федерации в сфере бытового обслуживания населения отсутствует, как и Перечень ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение №479-0-П от 01 апреля 2008 года; №350-0 от 12 июля 2006 года; Постановление №11-П от 19 июня 2009 года; №18-П от 01 декабря 1997 года), при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им, напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации. Полагает, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения», которым она награждена за трудовые заслуги и достижения в труде, относится к ведомственным наградам. Полагая отказ незаконным, нарушающим ее конституционные права и противоречащим действующему законодательству, просила возложить на Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу, Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда» с даты обращения 03 апреля 2015 года, выдать удостоверение установленного образца.

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу М.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам письменного отзыва, согласно которому АО «Росбытсоюз» не осуществляет государственных функций, и, кроме того, полномочия по осуществлению государственных функций не могут быть предметом правопреемства, поскольку подлежат самостоятельному закреплению путем издания соответствующего акта.

Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите населения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения, в которых полагал Главное управление ненадлежащим ответчиком по делу, а требования не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.2 Закона Алтайского края от 15 апреля 2005 года №24-ЗС «О присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» звание «Ветеран труда Алтайского края» является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд.

Звание «Ветеран труда Алтайского края» присваивается, в том числе лицам, имеющим трудовой стаж 20 лет для женщин, или трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, награжденным ведомственными знаками отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации (пп. «в» п.1 ч.2 ст.2 Закона №24-ЗС).

Порядок рассмотрения заявления о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края», утв. Приказом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 07 марта 2013 года №55 (далее – Административный регламент), а также Порядком присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края», утв. Постановлением Администрации края от 25 февраля 2014 года №75 (далее – Порядок).

В соответствии с п.п.3,10,12,13,16 Порядка заявление о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» с иными документами предоставляются в управление социальной защиты населения по месту жительства гражданина; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявления и документы в 10-дневный срок с даты их поступления в управление рассматриваются созданной при управлении комиссией по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».

В случае принятия дополнительного решения управление включает гражданина в ходатайство, которое в течение 3 рабочих дней с даты принятия управлением решения направляет в Главалтайсоцзащиту.

Главалтайсоцзащита в 30-дневный срок с даты получения ходатайства рассматривает его, проверяет сведения, готовит проект указа Губернатора Алтайского края «о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края». При несоответствии требованиям принимает решение об отказе во включении гражданина в проект указа.

Решение о присвоении звания принимается Губернатором Алтайского края и оформляется указом.

Установлено, что О.М. постановлением правления Российского союза предприятий и организаций бытового обслуживания населения (АО «Росбытсоюз») и президиума Центрального комитета общероссийского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий от 04 апреля 2003 года награждена значком «Отличник бытового обслуживания населения», в подтверждение чего ей выдано удостоверение.

С 12 февраля 2014 года О.М. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в связи с работой в районах Крайнего Север и приравненных к ним местностях).

03 апреля 2015 года О.М. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», предоставив копию паспорта, копию трудовой книжки, копию «награды».

Согласно ответа Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу от 09 апреля 2014 года О.М. решением комиссии от 03 апреля 2015 года отказано во включении О.М. в ходатайство граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края» в связи с тем, что представленная награда не относится к награждению ведомственными знаками отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края. Стаж на момент обращения составляет 31 год 5 месяцев.

Согласно информации, представленной Управлением Пенсионного фонда России в г.Барнауле Алтайского края по запросу суда, от 18 февраля 2016 года страховой стаж О.М. составляет 31 год 11 месяцев 12 дней без учета периода учебы, который составляет 1 год 0 месяцев 6 дней, общий стаж - 32 года 11 месяцев 18 дней.

Суд находит отказ Управления во включении О.М. в соответствующее ходатайство законным.

В силу прямого указания в ст.2 Закона №24-ЗС основанием рассмотрения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда ....» является наличие ведомственного знака отличия в труде от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, т.е. от имени органов государственного управления.

Под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социального развития. Ведомство организационно действует в виде комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов.

Согласно пп. «к» п.5 Постановления Совмина РСФСР от 10 мая 1966 года N 418 «Об утверждении Положения о Министерстве бытового обслуживания населения РСФСР» от имени министр бытового обслуживания населения РСФСР совместно с Президиумом ЦК профсоюза рабочих коммунально-бытовых предприятий был наделен правом награждать лучших работников предприятий, учреждений и организаций бытового обслуживания населения значком «Отличник службы быта».

Постановлением Совмина РСФСР от 06 июня 1990 года N 185 «Об образовании Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения», в том числе в целях дальнейшего улучшения обслуживания населения РСФСР, приняты предложения трудовых коллективов объединений, предприятий и организаций системы Министерства бытового обслуживания населения РСФСР об образовании на добровольной основе Российского государственного союза объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения (Росбытсоюз). При этом все объединения, предприятия и организации, входящие в союз, сохраняют свою подчиненность и хозяйственную самостоятельность.

Росбытсоюз является юридическим лицом и действует на основании своего устава в пределах полномочий, переданных добровольно объединениями, предприятиями и организациями, вошедшими в союз, а также полномочий, переданных ему от органов государственного управления РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 июля 1990 года №227 «Вопросы Российского государственного союза объединений, предприятия и организаций бытового обслуживания населения» определены полномочия Росбытсоюза, а также указано на передачу ему имущества, средств упраздняемого Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.

Министерство ликвидировано решением Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 года.

По смыслу приведенных актов Росбытсоюз был создан для реализации задач, выполняемых ранее Министерством (в пределах Устава), но не являлся правопреемником упраздненного Министерства.

Действующим в настоящее время Указом Президента от 09 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а равно ранее действовавшими Указами о системе федеральных органов исполнительной власти (Указ 14 августа 1996 года N 1176, 17 мая 2000 года N 867) в структуру органов государственной власти Росбытсоюз не включен.

О.М. осуществляла трудовую деятельность в системе бытового обслуживания и ремесел Республики Тыва с 1999 года по 2007 год, т.е. после ликвидации Министерства бытового обслуживания населения и после образования Росбытсоюза.

На момент награждения ФИО2 имел организационно – правовую форму «акционерное общество». В настоящее время, согласно имеющейся выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическое лицо имеет организационно – правовую форму «закрытое акционерное общество», т.е. Росбытсоюз является юридическим лицом (коммерческой организацией).

Учитывая изложенное, учрежденный АО «Росбытсоюз» нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» не относится к указанным в ст.2 Закона №24-ЗС ведомственным наградам от имени органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, в связи с чем не предоставляет право на присвоение звания «Ветеран труда Алтайского края».

Довод истца о том, что нагрудный значок «Отличник бытового обслуживания населения» Росбытсоюза и ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Российской Федерации включен в перечень ведомственных наград, установленный Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года N 412 (действовал на момент обращения О.М. с заявлением, в настоящее время действует ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении, принятый Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2019-ст), не может быть принят во внимание.

Сведения о данном значке содержатся в разделе «Ведомственные награды в СССР», тогда как истица награждена соответствующим значком после распада СССР. В разделе «Ведомственные награды, установленные федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации», «Государственные награды Российской Федерации» данный значок не указан.

Кроме того, данный Общероссийской классификатор (согласно введению) предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, т.е. не регулирует непосредственно вопросы присвоения звания ветерана труда.

Учитывая изложенное, оснований для включения О.М. в ходатайство для присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края» у Управления не имелось.

Нарушений процедуры рассмотрения заявления О.М. судом также не установлено. Заявление О.М. рассмотрено на заседании комиссии с ведением протокола, состав комиссии соответствует приказу о ее создании (с учетом внесений изменений в состав), ответ направлен О.М. в установленный срок.

Что касается довода истицы о рассмотрении ее права на присвоение звания по пп. «д п.2 ч.2 ст.2 Закона №24-ЗС (награжденные за отличия в труде от имени центральных и краевых органов Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов, Центрального союза потребительских обществ либо иных общественных организаций СССР, РСФР), то круг лиц, которые имеют право на присвоение звания по данному пункту, связан с соблюдением определенных условий, а именно для женщин: 1) стаж работы 35 лет, 2) стаж работы 30 лет, из которых 7 лет 6 месяцев проработано на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, 3) 32 лет 6 месяцев, если они проработали не менее 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда или относятся к лицам, указанным в пунктах 3-10,17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ранее – аналогичные нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации).

О.М. не относится к указанным лицам, работавших в особых условиях труда (что ею не оспаривалось), а стаж истица (даже в случае включения периода обучения по ч.3 ст.2 Закона №24-ЗС) составляет 32 года 11 месяцев 18 дней, что меньше 35 лет.

Учитывая изложенное, требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истцу возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования О.М. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.