№
64RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд в составе председательствующего по делу судьи Замотринской П.А.,
при секретаре Иванове М.С.,
при участии представителя истца Ямпольского М.С. – Видиной Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямпольского М.С. к АО «Альфа-Банк» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Ямпольский М.С. обратился в суд с заявленными требованиями, в обоснование которых указал, что в 14:30 с телефонного номера +7 (800) 200-00-00 (официальный номер АО «Альфа-Банк») на мобильный телефон истца, который зарегистрирован в системе АО «Альфа-Банк» при открытии истцом ряда счетов, был осуществлен звонок от неизвестного лица, представившегося сотрудником АО «Альфа-Банк». Данному неизвестному лицу были известны все предоставленные истцом в АО «Альфа-Банк» персональные данные, в том числе остаток денежных средств на счете. В ходе телефонного разговора неизвестное лицо, представившееся сотрудником АО «Альфа-Банк», сообщило истцу о мошеннических входах в мобильный банк АО «Альфа-Банк» истца с неизвестных устройств с целью списания денежных средств с принадлежащей истцу банковской карты, открытой в АО «Альфа-Банк», в размере 28 546 рублей и предложило приостановить такое списание. Поскольку телефонный номер +7 (800) 200-00-00 действительно принадлежит АО «Альфа-Банк», а также до поступления звонка от неизвестного лица истцом велась онлайн переписка с сотрудниками АО «Альфа-Банк» через мобильный банк, у истца не возникло сомнений в законности действий неизвестного лица, представившегося сотрудником АО «Альфа-Банк». При этом, по завершении диалога с неизвестным лицом, представившимся сотрудником АО «Альфа-Банк», у истца возникли сомнения, ввиду чего истцом незамедлительно (в течение одной минуты, что подтверждается отчетом по детализации звонков) был осуществлен звонок в службу поддержки АО «Альфа-Банк» по тому же номеру +7 (800) 200-00-00. Истец озвучил оператору АО «Альфа-Банк» просьбу приостановить списание денежных средств с карты истца, открытой в АО «Альфа-Банк», если процесс такого списания был начат, заблокировать карту или предпринять иные действия с целью пресечения кражи денежных средств неизвестными лицами. Однако, сотрудник АО «Альфа-Банк» отказал истцу в удовлетворении просьбы приостановить списание денежных средств с карты истца, открытой в АО «Альфа-Банк», если процесс такого списания был начат, заблокировать карту. Списание денежных средств приостановлено не было. Следует отметить, что списание денежных средств произошло после звонка в службу поддержки с просьбой приостановить исполнение операции и заблокировать карту. В результате без одобрения истца со счета банковской карты, открытой в АО «Альфа-Банк» и указанной ранее, были списаны денежные средства в размере 70 000 рублей на счет неизвестного лица (№ сч.:№), что является внутренним переводом клиенту АО «Альфа-Банк». Уточняющих звонков либо электронных сообщений об одобрении истцом вышеуказанного перевода денежных средств от сотрудников АО «Альфа-Банк» не поступало. Таким образом, со стороны АО «Альфа-Банк» был допущен ряд нарушении прав истца, в том числе, но не ограничиваясь: АО «Альфа-Банк» допущены недостатки в системе безопасности Банка, ввиду чего мошенник имел возможность осуществить звонок истцу с официального телефонного номера АО «Альфа-Банк», чем ввел истца в заблуждение и незаконно завладел принадлежащими истцу денежными средствами. Данное обстоятельство нанесло истцу значительным материальный ущерб; подлинными сотрудниками АО «Альфа-Банк» не проявлена должная осмотрительность, ввиду чего в отсутствие личного согласования истцом перевода денежных средств на счет третьих лиц АО «Альфа-Банк» выполнен перевод в размере 70 000 рублей на счет неизвестного лица (№ сч.:№), который является внутренним переводом клиенту АО «Альфа-Банк»; при осуществлении звонка в службу поддержки АО «Альфа-Банк» по номеру +7 (800) 200-00-00 с просьбой приостановить списание денежных средств с карты истца, открытой в АО «Альфа-Банк», заблокировать карту или предпринять иные действия с целью пресечения кражи денежных средств неизвестными лицами, сотрудниками АО «Альфа-Банк», учитывая тот факт, что кража осуществлена внутренним переводом клиенту АО «Альфа-Банк», не оказана безотлагательная помощь в разрешении сложившейся ситуации и пресечении незаконных действий третьих лиц в виде пресечения списания денежных средств. истец обратился в АО «Альфа-Банк» с претензией. Претензия оставлена без удовлетворения и ответа. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 70 000 рублей 00 копеек, неустойку в размере 30 000 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда 20 000 рублей 00 копеек, штраф 50 % от присужденной судом суммы, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 600 рублей 00 копеек.
Истец Ямпольский М.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель истца Видина Л.Д. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, представила отзыв на возражения, согласно которым с доводами АО «Альфа-Банк» не согласна ввиду следующего. В разделе 3 отзыва АО «Альфа-Банк» сообщает о том, что до совершения незаконного перевода денежных средств в размере 70 000 рублей с расчетного счета Ямпольского М.С., АО «Альфа-Банк» была пресечена другая (первая) попытка незаконного перевода денежных средств в размере 28 546 рублей с расчетного счета Ямпольского М.С. С целью пресечения кражи специалисты АО «Альфа-Банк» с официального телефонного номера АО «Альфа-Банк» (ответчика) осуществили звонок на мобильный телефон Ямпольского М.С.. Звонивший представился представителем АО «Альфа-Банк» и назвал персональные данные Ямпольского М.С., в том числе остаток денежных средств на счете, что, разумеется, ввело Ямпольского М.С. в заблуждение. В результате взаимодействия Ямпольского М.С. и АО «Альфа-Банк» денежные средства в размере 28 546 рублей были сохранены. АО «Альфа-Банк» в разделе 3 отзыва указывает время пресечения операции 13:58. Далее, АО «Альфа-Банк» в разделе 3 отзыва сообщает, что в 14:02 с расчетного счета Ямпольского М.С. осуществлен перевод в размере 70 000 рублей, то есть спустя 4 минуты с момента пресечения первой попытки. При этом, АО «Альфа-Банк» не указывает причину пресечения первой попытки незаконного перевода и отсутствия аналогичных действий от АО «Альфа-Банк» по пресечению незаконного перевода в размере 70 000 рублей. Таким образом, система АО «Альфа-Банк» по защите денежных средств клиента работает выборочно, что нарушает законные права и интересы клиента (Ямпольского М.С.) При этом, по завершении диалога с сотрудником АО «Альфа-Банк», у истца возникли сомнения, ввиду чего истцом незамедлительно (в течение одной минуты, что подтверждается отчетом по детализации звонков) был осуществлен звонок в службу поддержки АО «Альфа- Банк» по тому же номеру +7 (800) 200-00-00. Истец озвучил оператору АО «Альфа-Банк» просьбу приостановить списание денежных средств с карты истца, открытой в АО «Альфа-Банк», если процесс такого списания был начат, заблокировать карту или предпринять иные действия с целью пресечения кражи денежных средств неизвестными лицами. Однако, сотрудник АО «Альфа-Банк» отказал истцу в удовлетворении просьбы приостановить списание денежных средств с карты истца, открытой в АО «Альфа- Банк», если процесс такого списания был начат, заблокировать карту. Списание денежных средств приостановлено не было. Следует отметить, что списание денежных средств произошло после звонка в службу поддержки с просьбой приостановить исполнение операции и заблокировать карту. АО «Альфа-Банк», выполняя одну из основных обязанностей по обеспечению сохранности денежных средств граждан, обязан совместно со своими контрагентами создать такую систему выполнения электронных платежей, которая будет обеспечивать неукоснительную сохранность денежных средств клиентов и исключать несанкционированные операции с их денежными средствами. Риск несовершенства системы электронных платежей обязан нести АО «Альфа-Банк», предоставляющий данную систему своим клиентам. Возможность использования услуги системы электронных платежей с целью хищения денежных средств со счетов клиентов банка, расценивается, как недостаток предоставляемой ответчиком услуги. Ответчик обязан доказать, что с его стороны в рамках оказания услуги перевода денежных средств были предприняты достаточные меры, обеспечивающие безопасность используемых им программно-аппаратных средств и исключающие возможность получения конфиденциальных данных клиента, а спорная операция осуществлена исключительно по причине нарушения истцом правил безопасности при использовании пакета услуг. Приложениями к настоящему иску также подтверждается, что истцом были предприняты меры к предотвращению дальнейшего несанкционированного доступа к счету: при обнаружении несанкционированного списания денежных средств истец незамедлительно сообщил банку о списании денежных средств путем звонка в АО «Альфа-Банк». истец обратился в АО «Альфа-Банк» с претензией. Претензия оставлена без удовлетворения и ответа.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, согласно которым банк считает вышеуказанные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. на имя Ямпольского М.С. выпущена банковская карта Visa № без возможности кредитования счета. Данная банковская карта выдана Истцу для совершения операций по счету №. истец обратился в отделение Банка (ККО «Саратов-Туровский» АО «АЛЬФА-БАНК») с заявлением на перевыпуск банковской карты №. Заявление подписано истцом простой электронной подписью, путем направления на абонентский номер мобильного телефона +№ сообщения с одноразовым паролем, после подтверждения которого заявление на перевыпуск банковской карты АО «АЛЬФА-БАНК» считается подписанным простой электронной подписью. Истцу выдана банковская карта Mastercard №, которая впоследствии перевыпускалась неоднократно. Получение Истцом банковской карты подтверждается распиской от , в том числе Истец подтвердил ознакомление и согласие с договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» (далее - ДКБО) и действующими тарифами АО «АЛЬФА-БАНК». Данная карта также использовалась Истцом для совершения операций по счету №. В п. 2.7 ДКБО (в редакции, действующей по состоянию на ) содержится следующее условие: в соответствии с ч.1 ст. 450 ГК РФ Стороны договорились, что Банк имеет право вносить изменения и (или) дополнения в условия Договора и (или) в Тарифы. При этом изменения и (или) дополнения, внесенные Банком в: - Договор становятся обязательными для Сторон в дату введения редакции в действие. При этом Банк обязан опубликовать новую редакцию Договора либо изменения и (или) дополнения, внесенные в Договор, на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу www.alfabank.ru и разместить в Отделениях Банка не менее чем за 2 (два) календарных дня до даты введения редакции в действие, за исключением изменений, обусловленных требованиями законодательства Российской Федерации, более ранний срок вступления которых в действие определяется нормативными и правовыми актами Российской Федерации; - Тарифы, становятся обязательными для Сторон с даты введения в действие Тарифов. Новые Тарифы размещаются Банком на информационных стендах в Отделениях Банка. Согласно ДКБО Простая электронная подпись - электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом в соответствии с Договором. ДКБО размещен на сайте Банка в разделе «Документы и тарифы», а также с ними возможно ознакомить по ссылке https://alfabank.ru/retail/tariffs/archive_dkbo/?rp-tab=18. На день совершения спорных операций по счету истца действовала редакция ДКБО от , с которым также возможно ознакомить по ссылке https://alfabank.rwretai]/tarifls/archive_dkbo/'?rp-tab=19. Банком в дальнейшем ДКБО неоднократно вносились изменения, что подтверждается информацией из официального сайта АО "АЛЬФА-БАНК" и в силу вышеуказанного п. 2.7 ДКБО становились обязательными для сторон. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ). согласно ДКБО: «Верификация - установление личности Клиента при его обращении в Банк для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора, и/или получения информации по Счету, в т. ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором (до в Договоре вместо термина «Верификация» применялся термин «Идентификация»)». В соответствии с п. 4.1.1 ДКБО: «Банк осуществляет Верификацию Клиента в следующем порядке: при обращении Клиента в Отделение Банка/Отделение ОМС/к работнику Банка вне Отделения Банка (сучетом особенностей, установленных п.п. 4.1.1.1. и 4.1.1.2. Договора): по Карте, выпущенной на имя Клиента, а также по ПИН. Клиент считается верифицированным в случае соответствия информации, нанесенной на магнитную полосу Карты, информации, содержащейся в базе данных Банка; на основании ДУЛ (документ, удостоверяющий личность). Клиент считается верифицированным в случае соответствия реквизитов ДУЛ, информации, содержащейся в базе данных Банка; по Одноразовому паролю, направляемому на Номер телефона сотовой связи Клиента. Клиент считается верифицированным, если Одноразовый пароль был направлен Банком на Номер телефона сотовой связи Клиента, время его ввода не истекло, продиктованный Клиентом работнику Банка и введенный работником Банка в информационной системе Банка Одноразовый пароль прошел проверку на правильность с положительным результатом. Истцом в Банк была предоставлена информация о номере его телефона - +79603519903. Согласно условиям ДКБО: «Номер телефона сотовой связи Клиента - номер телефона сотовой связи, указываемый Клиентом в Анкете Клиента/Анкете физического лица/Анкете - Заявлении и в иных документах, оформляемых Клиентом по формам, установленным Банком, регистрируемый в базе данных Банка, а также используемый при подключении Интернет Банка «Альфа-Клик», услуг «Альфа-Мобайл», «Алъфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Чек». Согласно п. 3 статьи 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Истцу была выдана банковская карта № к счету №, что не оспаривается сторонами. В свою очередь, это означает, что, получив банковскую карту, Истец может самостоятельно, без участия сотрудников Банка, совершать операции по своим счетам, в том числе снимать наличные денежные средства, производить безналичную оплату за товары/услуги, давать распоряжение кредитной организации о перечислении денежных средств со своего счета на другие счета, и т.д. Платежная карта является техническим устройством, используемым для идентификации лица, уполномоченного распоряжаться счетом, а также для составления и передачи распоряжений клиента о совершении расходных операций (Кассационное Определение Московского городского суда от по делу N №; Определение Ростовского областного суда от по делу №). Согласно п. 7.1 ДКБО Банк предоставляет Клиенту Интернет Банк «Альфа-Клик» при наличии технической возможности. Для доступа к Интернет Банку «Альфа-Клик»: - при обращении Клиента для подключения услуги Банк выдает Клиенту следующие Средства доступа: временный Пароль «Альфа-Клик» и Логин. Временный пароль «Альфа-Клик» имеет ограниченный срок действия, предназначен исключительно для первоначального входа в Интернет Банк «Альфа-Клик» и не позволяет осуществлять иные операции, за исключением формирования Клиентом постоянного Пароля «Альфа-Клик» (п. 7.3 ДКБО). Постоянный Пароль «Альфа-Клик» формируется Клиентом самостоятельно при первом использовании Интернет Банка «Альфа-Клик». Одноразовый пароль формируется Банком при подаче Клиентом распоряжения в Интернет Банке «Альфа-Клик» и позволяет произвести Аутентификацию Клиента. Порядок применения Одноразового пароля для целей Аутентификации Клиента в Интернет Банке «Альфа-Клик» определяется Банком. Клиент после входа в Интернет Банк «Альфа-Клик» может самостоятельно отменить использование им Одноразового пароля для доступа в Интернет Банк «Альфа-Клик» (п.7.4 ДКБО). В п. 7.5 ДКБО определен широкой перечень операций, который может совершать клиент Банка в системе Альфа-Клик, в том числе возможно осуществлять денежные переводы со счета клиента на счет другого клиента, и на иные счета, открытые в других банках. 3.) банком зафиксирована попытка входа в интернет-банк (Альфа-Клик) в связи с чем Истцу на абонентский номер мобильного телефона +№ направлено сообщение с одноразовым паролем для входа. После подтверждения пароля предоставлен доступ к личному кабинету Истца. Сообщение содержало следующие сведения: «Parol dlya vhoda - ***. Proverte adres banka - https://click.alfabank.ru/... Nikomu ne soobshayte parol, dazhe sotrudnikam banka». Используя сервисы личного кабинета, Альфа-Клик в 13:58 мск была предпринята попытка перевода денежных средств в размере 28546 руб., но без подтверждения одноразового кода, в связи с чем операция перевода не совершена. Далее, в 14:02 мск после ввода одноразового кода, направленного Банком в сообщении' на номер мобильного телефона Истца осуществлен перевод денежных средств в размере 70 000 рублей на счет другого клиента Банка. Данная операция подтверждается выпиской по счету, а направление уведомлении с одноразовыми кодами - подтверждается выпиской из программного модуля Банка. После совершенной операции перевода денежных средств Истец обратился в Банк на телефон горячей линии с просьбой заблокировать операции перевода и средства доступа к денежным средствам на счете. Оператор Банка принял устное заявление по телефону и заблокировал все средства платежа Истца, после чего Истцу в 14:08 мск направлено два сообщения следующего содержания "М.С., Ваша карта № заблокирована в 14:07 . Если Вы не блокировали карту, обратитесь в банк по тел.: № (Москва и Московская область) 88002000000 (Регионы)", "М.С., Ваша карта 4*1811 заблокирована в 14.08 . Если Вы не блокировали карту, обратитесь в банк по тел.: № (Москва и Московская область) 88002000000 (Регионы)». Истец обратился в Банк с письменной претензией, в которой указал, что АО «АЛЬФА-БАНК» допущены недостатки в системе безопасности, не проявлено должной осмотрительности, в результате чего неизвестные лица ввели его в заблуждение и незаконно завладели принадлежащими ему денежными средствами путем перечисления на другой счет в Банке. В ответ на претензию Банк сообщил: «Мы провели проверку и сообщаем, что 2019 апреля 26 в 14:02:51 операция по переводу 70000.00 рублей с карты № на карту № JOINT STOCK COMPANY ALFA-BANK завершилась успешно. Операция проведена по Вашей Карте с применением метода 3D-SECURE (технология, обеспечивающая безопасность проведения операций с помощью карт в сети интернет). Для совершения такой операции используется одноразовый пароль, который направляется от Банка по SMS именно на Ваш мобильный номер + №: Перевод был осуществлен Банком только после ввода в соответствующее поле экранной формы одноразового пароля, направленного Банком на Ваш номер телефона. Учитывая изложенное, услуга «Перевод с карты на карту» оказана в полном соответствии с Договором об условиях предоставления АО «АЛЬФА-БАНК» услуги «Перевод с карты на карту». Отменить операцию, к сожалению, невозможно. Если Вы считаете, что в отношении Вас были осуществлены мошеннические действия со стороны третьих лиц, рекомендуем обратиться в правоохранительные органы. Пунктом 16 13. Общих условий по выпуску, обслуживанию и использованию карт, являющихся приложением № ДКБО установлено, что регистрация банкоматом, либо электронным терминалом, либо иным способом операции с использованием Карты с применением ПИН и/или технологии 3DSecure и/или КэшКода является безусловным подтверждением совершения операции Держателем Карты и основанием для изменения Платежного лимита Карты на момент такой регистрации и последующего списания денежных средств со Счета, по которому совершена операция с использованием Карты в порядке, предусмотренном Договором. 3D-SECURE - это самая современная технология обеспечения безопасности платежей по картам в сети интернет. Позволяет однозначно идентифицировать подлинность держателя карты осуществляющего операцию, и максимально снизить риск мошенничества по карте. При использовании этой технологии Держатель карты Альфа-Банка подтверждает каждую операцию по своей карте специальным одноразовым паролем, который получает в виде SMS-сообщения от Альфа-Банка на свой мобильный телефон. Совершение покупок в интернет-магазинах (в случае если данный интернет-магазин поддерживает технологию безопасности Verified by VISA, MasterCard SecureCode, MirAccept) по Картам соответствующей Международной платежной системы/Платежной системы Мир, возможно, если к Карте, по которой осуществляется покупка, подключена услуга «Альфа-Чек» или Клиентом подключены услуги Интернет Банк «Альфа-Клик», и/или «Альфа-Мобаил». При этом, ввод Одноразового пароля, который Банк направляет на Номер телефона сотовой связи Клиента, не является поручением на совершение покупок в интернет-магазинах, а служит для подтверждения правомерности использования Карты (п. 16.21 ДКБО). Оспариваемый перевод со счета Истца был осуществлен при помощи данных карты Истца (с применением вышеуказанного метода), что подтверждается смс/Push отчетом. Push-уведомление - сообщение, передаваемое на Мобильное устройство Клиента Банком или по инициативе Банка на основании соответствующих протоколов, поддерживаемых программным обеспечением Мобильного устройства Клиента. На момент совершения оспариваемой операции карты Истца не были заблокированы как утерянные или украденные, ни одна из вышеуказанных операций не была осуществлена после получения Банком сообщения о блокировке счетов/карт, оспариваемые операции проведены при верном вводе реквизитов карты Истца и вышеуказанных одноразовых паролей, которые были известны только Истцу. Согласно п. 10 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования. В силу ч. 15 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Банк освобождается от обязанности возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица. Согласно п. 14.2.2. ДКБО клиент обязуется не передавать Средства доступа, Кодовое слово, КэшКод, Пароль «Альфа-Диалог», Пароль «Альфа-Клик», Пароль «Альфа-Мобайл», Код «Альфа-Мобайл», Пароль «Альфа-Мобайл-Лайт», Код «Альфа-Мобайл-Лайт», Мобильное устройство, использующееся для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты, третьим лицам. До момента извещения Банка об Утрате Средств доступа, Карты/Карточного токена, ПИН Клиент несет ответственность за все операции по Счетам, совершенные иными лицами с ведома или без ведома Клиента (п. 15.3 ДКБО). Банк не несет ответственность за возможные убытки Клиента в случае не уведомления и/или несвоевременного уведомления Клиентом/Держателем карты Банка об утрате аутентификационных данных и/или компрометации реквизитов Карточного токена (п. 15.4 ДКБО). Банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании услуг «Альфа-Чек», «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», «Персональные SMS-уведомления», Интернет Банка «Альфа-Клик», банкомата Банка и Телефонного центра «Альфа-Консультант», совершении Денежного перевода «Альфа-Оплата», в том числе о Счетах, Картах, Средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время их использования, а также в случае недобросовестного выполнения Клиентом условий хранения и использования Средств доступа и/или Мобильного устройства, использующегося для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты, и/или установки на Мобильное устройство вредоносного программного обеспечения, которая повлекла убытки Клиента по операциям в рамках Договора (п. 15.5 ДКБО). Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств (п.7 ст. 7 Федерального закона). Вместе с тем, ФЗ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011г. №161-ФЗ не предусмотрен механизм возврата денежных средств, списанных со счета на основании распоряжения клиента. Со стороны Истца до совершения оспариваемых действий не направлялись сообщения об утере средств доступа, банковской карты или мобильного телефона, на который поступают одноразовые пароли, что исключает вину Банка в исполнении принятых по договору обязательств. Таким образом, со стороны Банка положений закона и условий ДКБО не нарушено. Денежные средства списаны со счета Истца законно и в порядке, предусмотренным договором. Дополнительно поясняем, что Банк не осуществляет звонки клиентам с телефонного номера 88002000000. Данный номер прописан на банковской карте исключительно для входящих звонков. На основании изложенного просит отказать Ямпольскому М.С. в удовлетворении требований.
Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участника процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не отрицается, что на имя Ямпольского М.С. АО «Альфа-Банк» выпущена банковская карта Visa № без возможности кредитования счета. Данная банковская карта выдана истцу для совершения операций по счету №.
истец обратился в отделение Банка (ККО «Саратов-Туровский» АО «АЛЬФА-БАНК») с заявлением на перевыпуск указанной карты.
Заявление подписано истцом простой электронной подписью, путем направления на абонентский номер мобильного телефона +79603519903 сообщения с одноразовым паролем, после подтверждения которого заявление на перевыпуск банковской карты АО «АЛЬФА-БАНК» считается подписанным простой электронной подписью.
Истцу выдана банковская карта Mastercard №, которая впоследствии перевыпускалась неоднократно. Получение истцом банковской карты подтверждается распиской от , в том числе истец подтвердил ознакомление и согласие с договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» (далее - ДКБО) и действующими тарифами АО «АЛЬФА-БАНК».
Данная карта также использовалась Истцом для совершения операций по счету №.
банком зафиксирована попытка входа в интернет-банк (Альфа-Клик), в связи с чем истцу на абонентский номер мобильного телефона +79603519903 направлено сообщение с одноразовым паролем для входа. После подтверждения пароля предоставлен доступ к личному кабинету истца.
Сообщение содержало следующие сведения: «Parol dlya vhoda - ***. Proverte adres banka - https://click.alfabank.ru/... Nikomu ne soobshayte parol, dazhe sotrudnikam banka».
Используя сервисы личного кабинета, Альфа-Клик в 13:58 мск была предпринята попытка перевода денежных средств в размере 28 546 рублей 00 копеек, но без подтверждения одноразового кода, в связи с чем операция перевода не совершена.
в 14:02 после ввода одноразового кода, направленного Банком в сообщении на номер мобильного телефона истца, осуществлен перевод денежных средств в размере 70 000 рублей 00 копеек на счет другого клиента Банка.
Данная операция подтверждается выпиской по счету, а направление уведомлении с одноразовыми кодами - подтверждается выпиской из программного модуля Банка.
После совершенной операции перевода денежных средств истец обратился в Банк на телефон горячей линии с просьбой заблокировать операции перевода и средства доступа к денежным средствам на счете.
Оператор банка принял устное заявление по телефону и заблокировал все средства платежа истца.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее - распоряжение клиента). Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств (п.7 ст. 7 Федерального закона).
Согласно п. 10 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.
В силу ч. 15 ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» Банк освобождается от обязанности возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
Согласно п. 14.2.2. ДКБО клиент обязуется не передавать Средства доступа, Кодовое слово, КэшКод, Пароль «Альфа-Диалог», Пароль «Альфа-Клик», Пароль «Альфа-Мобайл», Код «Альфа-Мобайл», Пароль «Альфа-Мобайл-Лайт», Код «Альфа-Мобайл-Лайт», Мобильное устройство, использующееся для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты, третьим лицам.
До момента извещения Банка об Утрате Средств доступа, Карты/Карточного токена, ПИН Клиент несет ответственность за все операции по Счетам, совершенные иными лицами с ведома или без ведома Клиента (п. 15.3 ДКБО).
Банк не несет ответственность за возможные убытки Клиента в случае не уведомления и/или несвоевременного уведомления Клиентом/Держателем карты Банка об утрате аутентификационных данных и/или компрометации реквизитов Карточного токена (п. 15.4 ДКБО). Банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании услуг «Альфа-Чек», «Альфа-Мобайл», «Альфа-Мобайл-Лайт», «Альфа-Диалог», «Персональные SMS-уведомления», Интернет Банка «Альфа-Клик», банкомата Банка и Телефонного центра «Альфа-Консультант», совершении Денежного перевода «Альфа-Оплата», в том числе о Счетах, Картах, Средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время их использования, а также в случае недобросовестного выполнения Клиентом условий хранения и использования Средств доступа и/или Мобильного устройства, использующегося для получения услуги «Альфа-Мобайл» с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты, и/или установки на Мобильное устройство вредоносного программного обеспечения, которая повлекла убытки Клиента по операциям в рамках Договора (п. 15.5 ДКБО).
Доводы истца о том, что денежные средства списаны банком в отсутствие его согласия, опровергаются указанными выше доказательствами, и самим исковым заявлением ответчика, из которого следует, что им был передан пароль на списание денежных средств третьим лицам, что является прямым нарушением договора комплексного банковского клиентов АЛ «Альфа-Банк», с которым при получении карты был ознакомлен истец.
Кроме того, уведомление о том, что передача пароля запрещена третьим лицам также содержалась в сообщении, в котором Банком был прислан пароль.
При этом в случае установления факта мошеннических действий со стороны третьих лиц истец вправе обратиться за возмещением ущерба, причиненного ей в результате преступления.
Доказательств неправомерности действий ответчика по перечислению денежных средств в настоящее судебное заседание не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись П.А. Замотринская