РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балабан С.Г.,
при секретаре Шабалиной А.Н.,
с участием:
представителя ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской по Иркутской области ФИО2,
действующей на основании доверенности № НК-09/4120 от 01 июня 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1342/2022 (УИД 38RS0003-01-2022-000544-73) по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, и взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец, ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской по Иркутской области (далее по тексту – ОПФ РФ по Иркутской области), в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской по Иркутской области № 048-21-002-6334-3569 от 28.12.2021 года об отказе истцу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 27 786 руб.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что она является пенсионером по инвалидности, что подтверждается справкой серия МСЭ-007 № 967319 от 11.07.2001 года - бессрочно.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, предоставлено право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В рамках реализации данного права, истец обратилась в Управление Пенсионного фонда России в г. Братске и Братском районе с заявлением с компенсации денежных средств, потраченных ей для приобретения проездных документов по маршруту Братск - Иркутск - Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Братск в сумме 27 786 рублей.
28.12.2021 года ФИО1 получила Уведомление о принятом решении, об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, согласно которого в возмещении стоимости расходов было отказано по причине того, что билеты были оплачены третьим лицом, расходы по оплате производились не ФИО1
Так истец считает, что отказ в возмещенье фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно является незаконным.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по Иркутской области ФИО4, действующая по доверенности, в письменных возражениях и в судебном заседании исковые требования не признала, указала на то, что проезд был осуществлен пенсионером в период с 23.06.2021 по 19.07.2021 в г. Екатеринбург Свердловской области по маршрутам Братск - Иркутск - Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Братск было отказано. Согласно содержанию электронного авиабилета по маршруту Братск - Иркутск расходы по их приобретению производились безналичным расчетом.
В представленной маршрут/квитанции к электронному авиабилету по маршруту Иркутск - Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск – Иркутск - расходы по их приобретению произвело другое лицо, а не сам пенсионер, путем списания денежных средств с банковской карты, не принадлежащей пенсионеру... . Соответственно, ФИО1 не доказан факт осуществления расходов на приобретение указанных авиабилетов, в нарушение действующего законодательства, а именно: п. 9 Правил, п. 9 Разъяснений.
Бланк строгой отчетности - это отпечатанный в типографии документ, которым оформляются расчеты с физическими лицами за оказанные им услуги. Бланк строгой отчетности, при необходимости, может быть заменен на кассовый чек.
Учитывая изложенное, компенсация в случае проезда автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в междугородном сообщении, осуществляется на основании проездного документа, содержащего все реквизиты, предусмотренные Правилами перевозок, оформленного на бланке строгой отчетности, либо представленного вместе с кассовым чеком, подтверждающем его приобретение.
ФИО1 по маршруту Иркутск - Братск была представлена квитанция на оплату услуг, соответственно, данный маршрут компенсации не подлежит.
Кроме того, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости
Соответственно, оплата стоимости проезда, превышающая фактические расходы пенсионера, а также оплата расходов на дополнительные услуги, оказываемые населению при оформлении проездных документов нарушает п. 10, 9 Правил, п. 9 Разъяснений и оплате не подлежит.
Таким образом, сбор «ZZ», выделенный отдельной суммой в электронном билете, является сбором за услугу, оказываемую при оформлении проездных документов, установленным перевозчиком и его агентом, и возмещению не подлежит. ФИО1 представлен электронный билет по маршруту Братск -Иркутск с указанием оплаты сервисного сбора на сумму 200 руб. и сервисного сбора ZZ на сумму 185 руб. компенсация которых действующим законодательством не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным решения и о взыскании с Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно не подлежат удовлетворению.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 (в ред. от 08.12.2016) были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В силу п. 6 Правил, компенсация производится 1 раз в 2 года.
Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.
Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях (преамбула к Закону).
Судом из письменных материалов дела достоверно установлено, что истец ФИО1 является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: , то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждаются письменными материалами гражданского дела, а именно копией трудовой книжки, копией паспортом гражданина РФ, копией пенсионного удостоверения.
Как следует из материалов дела, в период с 23.06.2021 по 19.07.2021 ФИО1 выезжал на отдых в г. Екатеринбург Свердловской области, по маршруту Братск - Иркутск - Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Братск.
17.12.2021ФИО1 обратилась в ОПФ РФ по Иркутской области с заявлением о компенсации фактически произведенных ею расходов, представив проездные документы, подтверждающие проезд к месту отдыха и обратно.
Решением № 048-21-002-6334-6569 от 28.12.2021 ответчик отказал ФИО1в предоставлении компенсации в виде фактических произведенных расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно на основании: фактически понесенные пенсионером расходы по оплате проезда не подтверждены, проездной документ оплачен сторонним лицом.
При этом в подтверждение факта проезда к месту отдыха и обратно истцом представлены проездные документы:
- электронный билет на имя ФИО1, на перелет в салоне экономического класса обслуживания рейсом 2G 754 по маршруту Братск - Иркутск, датой прибытия 23.06.2021, стоимостью 6880 руб. (с учетом таксы и сборов), с приложением посадочного талона;
- маршрутная квитанция на имя ФИО1, в салоне экономического класса обслуживания рейсами: S7 5230 по маршруту Иркутск - Новосибирск, S7 5019 по маршруту Новосибирск – Екатеринбург, S7 5020 по маршруту Екатеринбург – Новосибирск, S7 5229 по маршруту Новосибирск – Иркутск, с приложением посадочных талонов, общая стоимость которых составляет 17 226 руб., а также квитанция на сверхнормативный багаж в сумме 1980 руб.
В подтверждение несения расходов на приобретение указанных билетов истцом в материалы дела представлена расписка от ФИО5, из содержания которой следует, что ФИО5 получила денежные средства в сумме 25 886 руб. от ФИО1 для приобретение билетов на имя ФИО1 по маршруту Братск – Иркутск -Новосибирск – Екатеринбург – Иркутск.
Факт списания денежных средств на оплату авиабилетов по указанному выше маршруту на имя ФИО1 с карты MIR*****7193 ФИО5 подтверждается справками по операциям Сбербанк.
Сведений о признании вышеуказанной расписки недействительной, суду не представлено, расписка ответчиком не оспорена. В связи с чем, из представленных письменных доказательств судом установлено, что ФИО1 фактически понесла расходы по приобретению авиабилетов по маршруту Братск-Иркутск-Новосибирск – Екатеринбург – Иркутск в сумме 25 886 руб., проезд по данному маршруту осуществлен истцом.
Также в материалы дела представлена квитанция на оплату транспортных услуг по перевозке пассажиров по маршруту Иркутск - Братск в сумме 1900 руб.
Таким образом, сведения, содержащиеся в представленных истцом в обоснование исковых требований документах, а также принадлежность проездных документов ФИО1, факт оплаты ею проезда к месту отдыха и обратно, суд признает достоверными и соответствующими действительности.
Доказательств того, что ФИО1 не приобретала билеты по указанным маршрутам, не выезжала на место отдыха и не понесла в связи с этим расходы по проезду, ответчиком представлено не было. Факт нахождения истца на отдыхе в г. Екатеринбург, проезд из места отдыха к месту проживания ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации в полном объеме, которая должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Поскольку, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от ненадлежащего оформления проездного документа, судом установлено право истца на компенсацию расходов по оплате проезда из места проведения отдыха, указанная компенсация должна быть произведена за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следовательно, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области 048-21-002-6334-6569 от 28.12.2021 следует признать незаконным об отказе истцу в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В силу п. 10 Правил при проезде пенсионера к месту отдыха и обратно возмещается фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к одному месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации только в самолете – в салоне экономического класса обслуживания.
В соответствии с пп. «д» п. 10 Правил, компенсация стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных расходов производится: автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
В соответствии с п. 9 Разъяснений, возмещение фактически произведенные пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах стоимости проезда: автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Вместе с тем, в представленных ФИО1 квитанции сверхнормативный багаж (1980 руб.), электронном билете по маршруту Братск – Иркутск (1400 руб.+185руб.) содержится информация об оплате сбора в общем размере 3565 руб. (1980 руб.+1400 руб+185 руб.), однако в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов, поэтому компенсация расходов на оплату данного сбора не предусмотрена законом, в связи с чем, в данной части иск удовлетворению не подлежит.
Таким образом, требования истца о компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно подлежат удовлетворению в размере 24 221 руб., исходя из расчета 27 786 руб. – 3565 руб. (дополнительные услуги), поскольку в судебном заседании документально подтверждены расходы ФИО1 в указанном размере.
Таким образом, требования истца ФИО1 о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежат частичному удовлетворению, в размере 24 221 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 048-21-002-6334-6569 от 28 декабря 2021 года об отказе ФИО1 в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию стоимости проезда по маршруту Братск - Иркутск - Новосибирск – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Братск в сумме 24 221 рубля.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Г. Балабан