Дело № 2-1342/2022 (УИД 13RS0023-01-2022-002278-62)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г. Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Куликовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Лосяковой К.А.,
с участием в деле:
истца – прокурора Ленинского района г Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц – Мещеряковой Инны Михайловны,
ответчика – администрации городского округа Саранск Республики Мордовия в лице представителя Кочеткова Данила Алексеевича действующего на основании доверенности №63-Д от 01.07.2022г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представителя Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» Оськиной Елены Николаевны, действующей на основании доверенности №46/21 от 15 октября 2021 года, сроком на один год,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управления Росреестра по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводные сети,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводные сети.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства жилищно-коммунальной сфере, которой установлено, что на территории Ленинского района городского округа Саранск имеются объекты недвижимо имущества - водопроводные сети, расположенные по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228 протяженностью 180 п.м, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м. На указанный отрезок водопроводных сетей отсутствует технический план, координаты его местонахождения, точные ориентиры месторасположения с указанием кадастрового номера земельного участка, в пределах которого расположена указанная сеть, не установлена. Право собственности на указанные объекты не оформлено. Таким образом, вышеназванный объект недвижимого имущества, расположенный на территории городского округа Саранск, является бесхозным. Вопросы, кусающие принятия на учет и снятия с учета бесхозных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 20215 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей».
Администрацией до настоящего времени не приняты меры по постановке на учет объектов бесхозяйственного недвижимого имущества-водопроводных сетей, расположенных по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228 протяженностью 180 п.м, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
Кроме того, бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обращение в Управление Росреестра по Республики Мордовия с заявлением о постановке на учет указанных объектов как бесхозяйных, регистрации права муниципальной собственности привело к невозможности их передачи по концессионному соглашению, что также противоречит целям законодательства о концессионных соглашениях, изложенным в ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 №115-ФЗ « О концессионных соглашениях», препятствующим привлечению инвестиций в экономику городского округа Саранск, эффективному использованию муниципального имущества, а также нарушение права потенциальных инвесторов-субъектов предпринимательской деятельности, желающих заключить концессионные соглашения».
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд обязать администрацию городского округа Саранск в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, в качестве бесхозного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на объект по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228 протяженностью 180 п.м, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
29 июня 2022года истцом - прокурором Ленинского района г. Саранска Ильиным С.В. подано заявление в порядке статьи 39 ГПК Российской Федерации об уточнении исковых требований, согласно которого просили суд обязать администрацию городского округа Саранск в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, в качестве бесхозного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на объект по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. исковые требования с учетом уточнений от 29 июня 2022г. поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кочетков Д.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что указанный срок недостаточен, для постановки на учет безхозяйного недвижимого имущества, с последующей регистрацией права собственности на них.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора представитель Муниципального предприятия городского округа Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство», Управления Росреестра по Республике Мордовия не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежаще.
Участники процесса, помимо направления извещения о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://leninsky.mor.sudrf.ru в соответствие с требованиями части 7 статьи 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
На основании частей 3, 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, согласно которым суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда, суд рассматривает дело в отсутствие сторон, поскольку ими представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно Акту от 22 июня 2022 года проверки инженерных сетей водоснабжения по адресу: г. Саранск в районе ул. Советская от д.196 до д.228, произведен осмотр (проверка) инженерных систем водоснабжения по адресу: г. Саранск, в районе ул. Советская от д.196 до д.228, в результате осмотра установлено, что в водопроводном колодце, расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Советская имеется точка подключения (врезка) к централизованной системе водоснабжения (трубопровод диаметром 110мм), материал полиэтилен, протяженностью 110 п.м.. По данному трубопроводу осуществляется водоснабжение.
Согласно схеме внеплощадочного водопровода и канализации по адресу: г. Саранск, ул. 1-я Набережная (в районе станции Юннатов) составляет протяжённостью 1527 кв.м.
Так, из справки №487 от 29.06.2022г. МП го Саранск «Саранское водопроводно-канализационное хозяйство» следует, что по адресам: г. Саранск ул. Советская, д.196 по д.228, ул. 1-я Набережная д.1,3,4,7,8,9,10,14,17,22,24,26,34,35,38,39,41,43,45,47,49,54,64,66 заключены договора на водоснабжение и водоотведение.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства жилищно-коммунальной сфере, которой установлено, что на территории Ленинского района городского округа Саранск имеются объекты недвижимо имущества - водопроводные сети, расположенные по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м. На указанный отрезок водопроводных сетей отсутствует технический план, координаты его местонахождения, точные ориентиры месторасположения с указанием кадастрового номера земельного участка, в пределах которого расположена указанная сеть, не установлена. Право собственности на указанные объекты не оформлено. Таким образом, вышеназванный объект недвижимого имущества, расположенный на территории городского округа Саранск, является бесхозным. Вопросы, кусающие принятия на учет и снятия с учета бесхозных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей».
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), кроме всего прочего, относятся вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федеральный закон N 131-ФЗ,
Таким образом, вышеуказанный объект недвижимого имущества, расположенный на территории городского округа Саранск, является бесхозяйным.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует, что водопроводные сети, расположенные по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м., является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, в едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности, в реестре государственной собственности объекты не значатся, однако заключены договора на водоснабжение и водоотведение.
Соответствующие меры по включению в состав муниципального имущества указанного объекта администрацией не приняты.
Допустимых доказательств того, что водопроводные сети, расположенные по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м. принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, суду стороной ответчика не представлено.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из анализа приведенных положений права следует, что действующее законодательство предписывает порядок постановки на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которых они находятся.
Администрацией городского округа Саранск до настоящего времени не приняты меры по постановке на учет объектов бесхозяйственного недвижимого имущества-водопроводных сетей, расположенных по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
Кроме того, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на него законом обязанностей, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения аварийных ситуаций.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный объект является бесхозяйным имуществом, меры для постановки на учет и присвоении кадастрового номера указанного имущества ответчиком не приняты, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи – водопроводных сетей, расположенных по адресу: ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – водопроводные сети, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Саранск в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, в качестве бесхозного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на объект по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская от д. 196 до д. 228, а также по ул. 1-ая Набережная (в районе станции Юннатов) протяженностью 1527 п.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова
Мотивированное решение составлено 30 июня 2022 года.
Судья И.В. Куликова