86RS0005-01-2018-002320-68 2-1343/2018 . Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 ноября 2018 года г. Сургут Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием истца ФИО3, представителя ответчика ФИО1, третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к департаменту управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, восстановлении в списках участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты, признании права на получение социальной выплаты, УСТАНОВИЛ: ФИО3 обратился в суд с указанным иском, требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ позал заявление в департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации <адрес> о принятии его многодетной семьи на учет претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре" заявление было рассмотрено и удовлетворено. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением к ответчику о предоставлении социальной выплаты взамен земельного участка и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> был признан участником мероприятия государственной программы» предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно» с составом семьи 6 человек: ФИО3, супруга ФИО7, дети ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО8 16.02.2017 года, а затем 07.06.2018 года ФИО3 был уведомлен о возможности получения социальной выплаты и 27.06.2018 года подтвердил свое намерение на получение социальной выплаты взамен земельного участка. 13.07.2018 года на основании приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики за № 268 истцу было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты участника мероприятия» Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра» по основанию выявления факта неправомерности включения гражданина в список участников мероприятия. 13.07.2018 года на основании приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики за № 269 истец был исключен из списка получателей социальной выплаты взамен земельного участка по основанию установления факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах. С данными приказами за № 268 и № 269 от 13.07.2018 года решением об исключении ФИО3 из списков участников мероприятия «предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО- Югре» истец не согласен. ФИО3 и членам его семьи действительно принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 73,4 кв.м, по адресу: <адрес>, дом в котором находится квартира признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. При подаче заявления о признании ФИО3 и членов его семьи участником мероприятия «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной выплаты взамен предоставления им земельного участка» истец не скрывал, что у него в собственности имеется трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, предоставил документы на квартиру, сведения из ЕГРН и справку с места жительства. Никакие недостоверные сведения, которые повлекли бы неправомерность включения ФИО3 в список участников мероприятия, он не предоставлял. По мнению ответчика, наличие у ФИО8 в собственности квартиры по адресу: <адрес>, признанной непригодной для проживания, не является основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. в силу ст. 32 ЖК РФ граждане, проживающие в таких домах имеют право на получение выкупной цены, поэтому такие помещения сохраняют статус жилых помещений и учитываются при определении уровня обеспеченности граждан и членов их семей жилыми помещениями в соответствии с требованиями части 2 статьи 51 ЖК РФ, пункта 1 статьи 15 Закона 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», поэтому наличие в собственности квартиры общей площадью 73,4 кв.м, исключает факт признания его нуждающимся в улучшении жилых условий в связи с чем он утратил основания, дающие право на участие в мероприятии. Жилое помещение по адресу: <адрес> приобретено в долевую собственность истца и членов его семьи в 2015 году с использованием средств материнского капитала, дом является непригодным для проживания и подлежащим сносу, поскольку в установленном законом порядке был признан не отвечающим санитарным и техническим требованиям, а значит, проживание в нем является невозможным, представляет угрозу для здоровья и жизни граждан. На основании изложенного ФИО3 просит признать незаконными приказы № 268 и № 269, вынесенные департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики 13 июля 2018 года, об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты участника мероприятия «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры», внесении изменений в список участников мероприятия» подпрограммы IV «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» и исключению из него ФИО3, ФИО6, ФИО9, ФИО3, ФИО3, ФИО10. Восстановить ФИО3 в списках участников мероприятия «предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре подпрограммы IV «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа- Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» с даты подачи заявления, а именно с 21.11.2016 года, включив его и членов его семьи в список получателей социальной выплаты в текущем году. Признать за ФИО3 право на получение социальной выплаты участника мероприятия «предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО-Югре». Истец ФИО3 в судебном заседании на иске настаивал, просил его удовлетворить. Представитель ответчика департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Представитель третьего лица департамента строительства ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Третье лицо ФИО7 в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержала. Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суд не известил. Выслушав истца, представителя ответчика, третье лицо ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 31.01.2013 года ФИО3 обратился в департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, с заявлением о принятии его многодетной семьи на учет, как претендующую на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" заявление было рассмотрено и удовлетворено. 21.11.2016 года ФИО3 обратился с заявлением к ответчику о предоставлении социальной выплаты взамен земельного участка и 12.12.2016 года на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района был признан участником мероприятия государственной программы «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно» с составом семьи 6 человек: ФИО3, супруга ФИО7, дети ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО8 16.02.2017 года, а затем 07.06.2018 года ФИО3 был уведомлен о возможности получения социальной выплаты и 27.06.2018 года подтвердил свое намерение на получение социальной выплаты взамен земельного участка. ФИО3 и членам его семьи на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью 73,4 кв.м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, признанно в установленном законодательством порядке непригодным для проживания и включенном под № 140 в приложение 3 к постановлению администрации Сургутского района от 01.04.2016 № 988-нпа «Список непригодных и аварийных жилых домов, расположенных на территории Сургутского района». 13.07.2018 года на основании приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики Сургутского района за № 268 ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО5 было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты участника мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в ХМАО-Югре» в связи с выявлением факта неправомерности включения гражданина в список участников мероприятия. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики <адрес> за № управлению жилищной политики было поручено внести изменения в список участников мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в <адрес>-Югре» подпрограммы IV «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», исключив из него ФИО3, ФИО7ФИО4ФИО20, ФИО4 ФИО11 оглы, ФИО12 ФИО16, ФИО18, ФИО19 Данные обстоятельства подтверждаются приказом об отказе в выдаче свидетельства, приказом о внесении изменений в список участников мероприятия, уведомлениями, договором купли-продажи квартиры, свидетельством о государственной регистрации права, свидетельствами о рождении, свидетельством о заключении брака, справкой с места жительства, сведениями о списках очередности, паспортом истца, паспортом ФИО7, решением об установлении учетной нормы, распоряжением администрации Сургутского района об определении уполномоченного органа, представлением об устранении нарушений закона, приказом о внесении изменений в список получателей социальной выплаты, объяснениями лиц, участвующих в деле. В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 408-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года» и на основании распоряжения администрации Сургутского района от 05.08.2016 № 496-р «Об определении уполномоченного органа» департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района является уполномоченным органом администрации Сургутского района по реализации мероприятия «Предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан на обеспечение жилыми помещениями в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» подпрограммы IV "Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года». В пределах полномочий, определенных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 408-п, департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района осуществляет проверку заявлений и документов, предоставленных гражданами (участниками мероприятия), а так же подготовку и принятие решений об отказе в признании граждан участниками мероприятия, об отказе в выдаче свидетельства, об отказе в предоставлении социальной выплаты участнику мероприятия. Решения уполномоченного органа в рамках мероприятия принимаются в форме приказа департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района. Статьей 5 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений относится принятие законов, которые определяют категории граждан в целях предоставления им субсидий на строительство или приобретение жилых помещений и регулируют иные вопросы в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством. Пунктами 1 и 2 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» установлено, что в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (пункт 4 статьи 6.2 данного Закона) для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, имеют право граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в том числе имеющие трех и более детей и являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Совета депутатов городского поселения Лянтор второго созыва от 29.01.1009 № 22 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» на территории городского поселения Лянтор установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно письму Государственноправового управления аппарата Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 30.03.2018 №126/0682, дающего разъяснения и толкование окружного законодательства, при определении уровня обеспеченности граждан и членов их семей жилыми помещениями в соответствии с требованиями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 15 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2005 № 57- оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» учитывается вся общая площадь жилых помещений принадлежащих гражданам, в том числе и площадь жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Согласно пункта 13.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» уполномоченный орган ежегодно осуществляет действия по актуализации списка граждан, состоящих на учете и желающих бесплатно получить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. В ходе актуализации списка уполномоченный орган направляет запросы, свидетельствующие о сохранении либо утрате гражданином и (или) членами его семьи, принятыми на учет, права на бесплатное приобретение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В случае выявления основания для снятия гражданина с учета уполномоченный орган принимает решение о снятии гражданина с учета и направляет или выдает его гражданину. В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п (ред. от 12.10.2018) "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года" Уполномоченный орган вносит изменения в список участников мероприятия в случаях исключения гражданина из списка участников мероприятия в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка. Граждане исключаются из списка участников мероприятия в следующих случаях установления факта недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются выявление факта неправомерности включения гражданина в список участников мероприятия. В данном случае учетная норма площади на семью А-вых из шести человек составляет 72 м2, а имеющаяся в долевой собственности А-вых <адрес> имеет общую площадь 73,4 м2, следовательно семья ФИО3 была принята на учет, как многодетная семья, претендующая на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства неправомерно в нарушение действующего законодательства, следовательно неправомерно семья была признана и участником мероприятия государственной программы «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно». На основании изложенного суд считает, приказы департамента управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района №268, 269 от 13.07.2018 года соответствующими действующему законодательства, а требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО3 к департаменту управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, восстановлении в списках участников мероприятия по предоставлению социальной выплаты, признании права на получение социальной выплаты отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд. . . Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев |