ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1343/18 от 29.11.2018 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-1343/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Медведево 29 ноября 2018 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

при секретаре Светлаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) (далее ГУ УПФ РФ в Медведевском районе), в котором с учетом уточнений просила обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы в должности специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с 20 сентября 2005 года по 23 апреля 2017 года и с 27 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно с даты обращения с заявлением с <...> года.

В обоснование иска указано, что решением ГУ УПФ РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности 10 лет, из специального стажа необоснованно исключены вышеуказанные периоды работы.

Истец ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Представители третьего лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл ФИО5, ФИО6 в судебном заседании с требованиями истца не согласились по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО2, опросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

<...> года решением ГУ УПФ РФ в Медведевском районе № ... в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано из-за отсутствия специального стажа требуемой продолжительности 10 лет. В специальный стаж не включены периоды работы ФИО2 в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл в качестве специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту "к" статьи 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 "Об утверждении Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Согласно пункту 1 вышеуказанного Списка, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда обладают все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2007 года N 145-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав подпунктом 8 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для этих лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. Основанная на указанных признаках дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Исходя из буквального толкования указанных норм, а также из положений пункта 2 Разъяснения от 20 мая 1994 года N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85", а также пункта 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, основным условием для возникновения права у рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно данному Списку, является их постоянная (ежедневная) занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) на работах с осужденными. Вместе с тем, следует учитывать, что нахождение рабочего места таких работников в зоне размещения осужденных, не дает им права на льготное пенсионное обеспечение, поскольку, находясь в зоне, и выполняя свои функциональные обязанности, они могут быть не заняты постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня с осужденными. Установление для этих лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников указанных учреждений.

Таким образом, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.

В подтверждение специального трудового стажа для назначения пенсионного обеспечения на льготных условиях своим работникам администрация учреждения на основании решения административной комиссии оформляет и выдает для представления в органы социальной защиты населения справку о периодах их работы с осужденными по форме, согласованной с Министерством социальной защиты населения и Пенсионным фондом Российской Федерации.

Выдавая работнику такую справку, администрация учреждения обязана документально подтвердить его постоянную и непосредственную занятость на работах с осужденными в течение полного рабочего дня.

Как установлено судом, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл по запросу суда представили ответ от <...> года, из которого следует, что истец не занята постоянно и непосредственно полный рабочий день на работах с осужденными и в поименном списке к перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии, не значится.

Таким образом, работодатель не подтвердил, что работая в учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы в должности специалиста по социальной работе, истец была занята постоянно и непосредственно на работах с осужденными в течение полного рабочего дня.

В обоснование своих требования стороной истца представлены должностные инструкции специалиста по социальной работе группы социальной защиты осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденные <...> года и <...> года, положение о группе социальной защиты осужденных ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденное <...> года, приказ о назначении ответственного представителя по вопросам оформления пенсий осужденным от <...> года, положение о «Школе подготовки осужденных к освобождению» ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, утвержденное <...> года, выписки из журнала учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий за период с <...> года по <...> года, из журнала учета приема осужденных по социальным вопросам за период с <...> года по <...> года, и за период с <...> года по настоящее время, из журнала учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» за период с <...> года по настоящее время, планы занятий, проводимых в «Школе подготовки осужденных к освобождению» на второе полугодие 2015 года, на второе полугодие 2017 года и на второе полугодие 2018 года, выписка из журнала приема осужденных руководством учреждения, начальниками отделов и служб учреждения по личным вопросам за период с <...> года по <...> года, а также объяснения и расписки осужденных по пенсиям, заявления осужденных, переписка по оформлению пенсий с <...> года по <...> года.

Из содержания указанных документов не следует, что ФИО2 постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня работала с осужденными, занимая должность специалиста по социальной работе группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с 20 сентября 2005 года по 23 апреля 2017 года и с 27 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года. Должностные инструкции не предусматривают выполнение работником, замещающим указанную в них должность, трудовых обязанностей при непосредственной и постоянной занятости с осужденными. Доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод по спорным периодам работы сторонами не представлено.

В судебном заседании были допрошены по ходатайству истца свидетели ФИО8 и ФИО9, работающие в спорные периоды вместе с ФИО2 Руководствуясь п. 3 ст. 14 Федерального закона, предусматривающей ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, суд не принимает указанные показания во внимание. Кроме того, ФИО8 в суде пояснила, что ФИО2 не каждый день работает с осужденными.

Представленная стороной истца справка ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл от <...> года (л.д. 25) не может являться надлежащим доказательством по делу, так как не содержит оснований ее выдачи. Иные доказательства, достоверно подтверждающие занятость истца с осужденными в течение полного рабочего дня материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд первой инстанции приходит к выводу, что факт постоянной и непосредственной занятости в течение полного рабочего времени на должностях в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда истцом не доказан, в связи с чем, требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медведевском районе Республики Марий Эл (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Л.Н. Иванова

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2018 года.