Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2020 года город Тула
Советский районный суд в составе:
председательствующего Бездетновой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД №71RS0028-01-2020-001774-21 (производство № 2-1343/2020) по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайнное) о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что она является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Однако решением ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в удовлетворении заявления послужили нарушения установленного порядка подачи заявления, а именно:
- не представлен акт проведения основных работ по реконструкции объекта ИЖС,
- адрес жилого дома не соответствует адресу земельного участка.
ФИО1 указывает, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ её супругом ФИО5 и детьми ФИО3 и ФИО4 в общую долевую собственность по 1/3 доле каждым приобретен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> На основании решения мирового судьи судебного участка № 79 Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, их детям ФИО3 и ФИО4 на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле за каждым принадлежал жилой дом с надворными постройками: Г2, Г3, Г8, назначение: объекты жилого комплекса, 1-этажный (подземных этажей 0), общей площадью 58,3 кв.м., инв №, лит. <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>. С целью улучшения жилищных условий семьей Здор было получено разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ (реконструкция индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: установлено относительно ориентира – индивидуальный жилой дом, расположенный в границах участка, адрес ориентира: <адрес> В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, семьей Здор произведена реконструкция вышеуказанного жилого дома, в результате которой площадь дома увеличилась до <данные изъяты> кв.м., изменилась этажность дома – стало <данные изъяты> этажа.
Считает данный отказ необоснованным, поскольку фактически произошло увеличение жилой площади жилого дома, в котором проживает ее семья, в результате произведенной реконструкции не менее, чем на учетную норму жилого помещения.
На основании изложенного просила суд признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Туле Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, обязать ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Тульской области направить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального строительства.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил суду, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС, поскольку был нарушен установленный порядок подачи заявления - отсутствовал документ, подтверждающий проведение основных работ по реконструкции, в результате которых произошло увеличение общей площади жилого дома не менее, чем на учетную норму жилого помещения; адрес жилого дома не соответствует адресу земельного участка.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, материалы дела в отношении лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему выводу.
В связи с рождением второго ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г<адрес>
Решением ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п.2ч.2 ст. 8Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужили нарушения установленного порядка подачи заявления, а именно:
- не представлен акт проведения основных работ по реконструкции;
- адрес жилого дома не соответствует адресу земельного участка.
Однако с данной позицией ответчика суд согласиться не может, по следующим мотивам.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, предусмотрено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).
Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» раскрыто понятие дополнительных мер поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 3 приведенного Закона предусматривает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.7 Закона).
В соответствии с п. 1 ч.3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.
Согласно подп. 1 п.1 ст. 10 этого же Закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе, и на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
В судебном заседании установлено, что в обоснование отказа ответчик в своем решении сослался на пп.2 п.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Таким образом, основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала содержатся в ст. 8 названного Федерального закона и Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862.
В силу пп. «а» п.10.1 приведенных Правил средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункт 10.4 Правил предусматривает, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 г., или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 г., независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Часть 1 ст. 10 Закона не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа улучшения жилищных условий.
В соответствии с п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 17 июня 2011 года N 286 утверждена Форма документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих на территории муниципального образования город Тула, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО5 и ФИО6ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Здор (свидетельство о заключении брака №).
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 и А.Н. родилась дочь – ФИО3 (свидетельство о рождении №).
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 и А.Н. родилась дочь – ФИО4 (свидетельство о рождении №).
Как установлено вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 79 Центрального района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и двум его несовершеннолетним детям, ФИО3 и ФИО4 в порядке приватизации была передана в собственность по договору передачи квартира, представляющая собой отдельно стоящий жилой дом лит. <данные изъяты> с жилой пристройкой <данные изъяты>, верандой лит. а, пристройкой лит. <данные изъяты>, с надворными постройками лит. <данные изъяты> Мировым судьей было признано за ФИО5 и его дочерями ФИО3 и ФИО4 право собственности по <данные изъяты> доле за каждым на жилой дом лит. А с пристройками: жилая пристройка лит. А2, веранда лит. а, навес лит. <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилой <данные изъяты> кв.м., с хозяйственными постройками и дворовыми сооружениями лит. <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный дом было зарегистрировано в установленном порядке, что следует из свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ серии №
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО5, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 приобрел в общую долевую собственность по <данные изъяты> доле каждым у Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области земельный участок по адресу: местоположение установлено относительно ориентира – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, что подтверждается копией договора купли-продажи и свидетельств о регистрации права собственности №
Семьей Здор ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства №, расположенном на земельном участке с кадастровым №.
Как следует из показаний истца ФИО1, данных в судебном заседании, с целью улучшения жилищных условий, в период с ДД.ММ.ГГГГ, семьей Здор произведена реконструкция вышеуказанного жилого дома, в результате которой площадь дома увеличилась до 135 кв.м., изменилась этажность дома – стало 2 этажа.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены изменения относительно права собственности ФИО5, ФИО3, ФИО4 на 2-х этажный жилой дом площадью 135 кв.м.
Как видно из сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО5, администрацией г. Тулы отказано в выдаче акта освидетельствования в связи с тем, что документы, подтверждающие проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства были представлены заявителем в форме выписки из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданное разрешение на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ является неактуальным.
В соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным кадастровым инженером ФИО7 после проведенной реконструкции площадь здания изменилась в результате постройки второго этажа и изменения в размерах основного жилого дома, что повлекло за собой изменение общей площади и конфигурации жилого дома. <адрес> составила <данные изъяты> кв.м. В соответствии с п. 4, ч. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется выдача разрешения на реконструкцию (на момент подготовки технического плана). На основании этого технического плана в сведения Единого государственного кадастра недвижимости были внесены характеристики здания с кадастровым номером №: количество этажей <данные изъяты>, площадь <данные изъяты> кв.м.
Из заключения кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного кадастровым инженером ФИО8, усматривается, что в соответствии с поэтажным планом ООО «ТулЗемПроект» жилой дом с кадастровым номером № состоит из: веранды площадью <данные изъяты> кв.м., прихожей площадью <данные изъяты> кв.м., гостиной площадью <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м., санузла площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных на <данные изъяты> этаже, а также холла площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных на втором этаже. Дом отапливаемый по всему периметру, по техническим характеристикам, степени благоустройства и наличия инженерных коммуникаций является пригодным для проживания.
На основании анализа вышеперечисленных документов, с учетом показаний истца, данных в судебном заседании, суд приходит к убеждению, что истцом представлены доказательства увеличения площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> кв.м. (что больше учетной нормы), соответственно установлен факт улучшения жилищных условий детей. Факт реконструкции названного домостроения подтвержден техническим планом, свидетельством о регистрации права собственности на домостроение.
Изложенное позволяет суду признать, что распоряжение материнским капиталом истицы путем направления его на проведение строительства и реконструкции жилого дома не противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона и п. 10.4 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, в то время как отказ в таком распоряжении материнским капиталом по существу приводит к ограничению прав истца улучшить жилищные условия своей семьи, включая малолетних детей, за счет средств материнского капитала.
Доводы ответчика о том, имеются разночтения в наименовании адреса жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, являются несостоятельными. Так, в соответствии с представленными постановлением Главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№, договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ адрес данного земельного участка был сформирован относительно ориентира – жилого дома с адресом <адрес> применительно к строению лит. <данные изъяты> (на земельном участке располагалось и другое строение, представляющее собой также отдельную квартиру, и данные факты установлены вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 79 Центрального района г. Тулы). Кроме того, в соответствии со сведениями Федеральной информационной адресной системы данный земельный участок указан как располагающийся по адресу г<адрес>. В этой связи у суда отсутствуют основания полагать и не имелись они у ответчика, что реконструированный семьей истца жилой дом располагался на ином земельном участке, нежели предоставленный для эксплуатации жилого дома вышеназванный земельный участок.
По указанным мотивам, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий не соответствует целям и задачам ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», а потому является незаконным.
Направление средств материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию жилого помещения, в данном случае, в полной мере соответствует целевому назначению этих средств. Истицей избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области направить принадлежащие ФИО1 средства материнского (семейного) капитала в размере 433367 рублей 76 коп. на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Бездетнова