Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2011 г. г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Кунгаа Т.В., при секретаре Ойдупаа А.-А., при участии представителя истца Э. представителя ответчика Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Ш. обратилась в суд с иском к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании заработной платы, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в Министерстве образования, науки и молодежной политики <адрес> в должности <данные изъяты><адрес>. За указанный период истице начислялась заработная плата по трудовому соглашению, хотя по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена <данные изъяты><данные изъяты><адрес> с окладом в размере 4118 руб. 62 коп. и надбавкой в размере 13 621 руб. С ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о назначении её <данные изъяты><адрес> с должностным окладом 4894 руб. За июнь 2009г. она получила заработную плату в размере 13 949 руб., с июля по ноябрь 2009г. ей выплачено по 15993 руб.23 коп. в месяц. Однако штатным расписанием, <данные изъяты>, предусмотрен следующий расчет денежного содержания <данные изъяты><адрес> за 2009г.: оклад- 4490 руб., районный коэффициент- 1796 руб., территориальная надбавка-2245 руб., надбавка за классный чин- 34124, надбавка за выслугу лет- 25593 руб., надбавка за особые условия гражданской службы-110162 руб., премии- 22479 руб. Итого: 295 000 руб. Таким образом, считает, что истице не выплачивалось денежное содержание по 4 критериям, кроме этого, с неё ежемесячно удерживали профсоюзные взносы в размере 185 руб. 97 коп., тогда как она никогда не вступала в профсоюз. ФИО2 Федеральному закону №79-ФЗ от 227.07.2004г. денежное содержание государственного служащего исходит по следующим критериям: должностной оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за выслугу лет, премии за выполнение особо важного задания, ежемесячное денежное поощрение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истице выплачено 88702, 45 руб., а должны были 163 355 руб. Разница составляет 74 653руб. За июнь 2009г. выплачено 13949 руб., а должны были 32671 руб., разница составляет 18722 руб. Сиюля 2009г. по декабрь 2009г. выплачено 111 тыс.583 руб., а должны были 196 026 руб., разница составляет 84 тыс.443руб. Незаконно удержано на профсоюзные взносы 1116 рублей с июля 2009г. по декабрь 2009г. Итого общая сумма не выплаченной суммы составляет 177 818 рублей. Просит взыскать в её пользу с Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> разницу причитающейся суммы денежного содержания за 2009 г. в размере 177 818 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель истицы Э. уточнила исковые требования, просила взыскать с Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> в её пользу разницу причитающейся ей суммы денежного содержания с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ в размере 103 165 руб., пояснив, что истице ответчиком не выплачивалось денежное содержание по 4 критериям: оклад за классный чин; ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячная надбавка за выслугу лет. Разница между полученной истицей заработной платы за период с июня по декабрь 2009 года и недополученной заработной платы с учетом вышеуказанных надбавок составляет 103 165 руб.
Истица Ш. на судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без её участия.
Представитель истицы - Э. , действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>Р. , действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в иске отказать в связи с пропуском истицей срока исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено, что Ш. приказом № от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты><адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с окладом 4118 руб. 62 коп., надбавкой 13621 руб. 87 коп. с испытательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется трудовое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 п. 4 которого стоимость услуг исполнителя за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по настоящему соглашению составляет 88702 руб. 45 коп.
Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГШ. назначена <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии со ст. 1 Закона РТ от 06.06.2006 г. № 1889 BX-I «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва» оплата труда лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва (далее - государственные должности), производится в виде денежного вознаграждения и иных предусмотренных настоящим Законом выплат, государственных гражданских служащих Республики Тыва (далее - гражданские служащие) - в виде денежного содержания, являющегося основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. По решению представителя нанимателя лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, дополнительно к денежному вознаграждению может выплачиваться ежемесячное денежное поощрение в размере одного месячного денежного вознаграждения. В состав денежного содержания включаются:
1) должностной оклад;
2) оклад за классный чин;
3) ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы;
4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
5) ежемесячная надбавка за выслугу лет;
6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
7) ежемесячное денежное поощрение;
8) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
9) материальная помощь.
Истица просит взыскать с ответчика разницу между полученной ею денежным содержанием и полагающимся ей, по её мнению, денежным содержание, которая состоит из надбавки за классный чин, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за выслугу лет; премии. Всего в размере 103 165 руб. за период с июня по декабрь 2009 года.
Постановлением председателя Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в постановление Правительство <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики <адрес> и его структуры» в структуру Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> включено Управление по опеке (попечительству)усыновлению и семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе отдел по опеке и попечительству и отделы территориальных представителей.
Согласно Положению о Министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и его структуры, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва.
стица просит взыскать с ответчика недовыплаченную её ответчиком заработную вла
ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", установлено, что со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему устанавливается месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин).
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что истице классный чин не присваивался, поэтому оклад за классный чин истице не полагается, в связи с чем, требование о взыскании в её пользу разницы в денежном содержании в виде оклада за классный чин является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Далее истица просит взыскать разницу в денежном содержании в виде ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Между тем, в ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О государственной тайне" приведен перечень сведений, составляющих государственную тайну: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Доказательств, подтверждающих, что истица работала со сведениями в вышеуказанных областях суду не представлено. Отсюда следует признать, что сведения, с которыми работала истица не входят в указанный перечень сведений, составляющих государственную тайну, поэтому оснований для выплаты ей процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеется, в связи с чем, её требование о взыскании ежемесячной надбавки за государственную тайну является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Также истица просит взыскать с ответчика в её пользу ежемесячную надбавку за выслугу лет. При этом в судебном заседании из пояснений обеих сторон установлено, что в период работы с июня по декабрь 2009 года трудовая книжка истицей работодателю не представлялась, в связи с чем выплата надбавки за выслугу лет не представлялась возможной, в связи с этим требование истицы о взыскании надбавки за выслугу лет удовлетворению не подлежит.
Далее истица просит взыскать с ответчика премии, предусмотренные за год по штатному расписанию.
Пунктом 2.2. Положения о порядке выплаты премий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иных видов поощрений государственным гражданским служащим Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что премирование государственных служащих осуществляется по итогам выполнения государственным гражданским служащим Министерстваобразования, науки и молодежной политики <адрес> особо важных и сложных заданий.
ФИО2 пунктам 2.6-2.8 указанного Положения следует, что государственные служащие, допустившие нарушение свои должностных обязанностей, могут быть лишены премии частично или полностью. Частичное или полное лишение премий производится за тот отчетный период, котором имело место нарушение должностных обязанностей. Руководители структурных подразделений государственным гражданским служащим Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> подготавливают письменные предложения, в которых указывают список государственных служащих и размер причитающейся каждом государственному служащему премии в зависимости от его личного вклада выполнение особо важных и сложных заданий, а также предложения о лишении государственных служащих, допустивших нарушение своих должность обязанностей, премии частично или полностью. Одновременно руководители структурных подразделений информируют государственных служащих о причинах лишения частично или полностью премии. Указанные предложения, подготовленные руководителями структурных подразделений, должны быть представлены в Отдел кадров Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>. Премирование работников осуществляется на основании приказа государственным гражданским служащим Министерства образования, науки молодежной политики <адрес>.
Представитель ответчика Р. пояснила суду, что приказов о премировании за период с июня по декабрь 2009 года министром в отношении истицы и отдела территориального представителя Управление по опеке (попечительству) усыновлению и семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не издавалось. Доказательств обратного суду истицей не представлено. Таким образом, поскольку премирование работников осуществляется на основании приказа государственным гражданским служащим Министерства образования, науки молодежной политики <адрес>, а истицей не предоставлено приказов работодателя, подтверждающих начисление ей как работнику премий по итогам работы, то оснований для взыскания премии суд не находит, в связи с этим данное требование удовлетворению также не подлежит.
Истица просит взыскать с ответчика ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы.
Из оригинала приказа без даты и без номера об оплате труда начальников территориальных органов опеки (попечительства), подписанного министром образования <адрес>М. , следует, что в соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики <адрес> и его структуры» с внесенным изменением в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ приказано на основании приказа о приеме работника на работу №/к от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>Ш. установить дополнительные выплаты в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-2 (с последующими изменениями и дополнениями) в составе: должностной оклад - 4894 руб., ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе -10%, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере - 120 %.
Поскольку в материалы дела истицей представлен приказ, подписанный министром образования <адрес>М. , об установлении истице ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 120 %, при этом сама подпись министра ответчиком не оспаривалась, то суд принимает данный приказ в качестве письменного доказательства по делу и считает обоснованным требование истицы о взыскании невыплаченной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы с июня по декабрь 2009 года в размере 43 067 руб. 20 коп. (4894 руб. х 120% х 7 мес.).
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности на обращение в суд.
В соответствии с ч.1 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права
Представитель истицы пояснила, что о нарушении своего права, а именно о том, что ответчиком ей не доплачивались вышеуказанные надбавки, она узнала из акта проверки счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении Указа Председателя Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении полномочиями по опеке и попечительству Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>, Министерства труда и социальной политики <адрес>», Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в <адрес>» в Министерстве образования, науки и молодежной политики <адрес> за 2009 год. В суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного акта проверки следует, что бюджетной сметой расходов территориальных органов опеки и попечительства на 2009 год, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, на статью 211 «Оплата труда» предусмотрено финансирование в объеме 3598 руб. Штатное расписание территориальных органов по опеке (попечительству) утверждено ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений штатное расписание утверждено министром ДД.ММ.ГГГГ в количестве 17 единиц с годовым фондом оплаты труда 3 206,0 тыс. руб., то есть, начисление заработной платы <данные изъяты> в 2009 году производилось по должностным окладам, предусмотренным в штатном расписании, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ, хотя с июля по декабрь 2009 года действовало другое штатное расписание. Оплата труда начальников территориальных органов осуществляется в соответствии с Законом РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ BX-I «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности <адрес> и должности государственных гражданских служащих <адрес>». В соответствии с п.2 ст. 12 Закона при формировании фонда оплаты труда сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для государственных органов дифференцированно указами Председателя Правительства <адрес>; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания. ФИО2 утвержденного штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда территориальных органов по опеке (попечительству) министерства сформирован из следующих выплат:
должностной оклад - 4490 рублей * 12 = 53880 рублей;
оклад за классный чин - 4490 *4 = 17960 рублей;
надбавка за выслугу лет на гражданской службе - 4490*3 = 13470 рублей;
надбавка за особые условия гражданской службы - 57980 рублей;
премии - 11973 рублей;
районный коэффициент - 62105 рублей;
северная надбавка - 77632 рублей.
При формировании фонда оплаты труда не предусмотрены выплаты, предусмотренные п.п 4, 6,7 п.2 ст. 12 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ BX-I «О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности <адрес> и должности государственных гражданских служащих <адрес>». В соответствии с п.п 3 п. 2 ст. 12 указанного Закона при формировании фонда оплаты труда предусматривается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере четырнадцати должностных окладов. (4490*14=62860 рублей). Данная сумма не соответствует утвержденной сумме, которая заложена в размере 57980 рублей. ФИО2 ст.1 оплата труда лиц, замещающих должности государственных гражданских служащих <адрес>, производится в виде денежного содержания,являющегося основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. ФИО2 ст.4 данного Закона в состав денежного содержания включаются:
4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
Пункты 4,7,8 ст.4, вышеуказанного закона в состав денежного содержания не включены».
При таких обстоятельствах, суд считает, что истицей срок для обращения в суд с иском не пропущен, так как она узнала о нарушении своего права из акта проверки по Счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
При этом доводы ответчика о том, что истица и раньше могла узнать о нарушении своего права, так как ей выдавались расчетные листки по заработной плате, суд считает несостоятельными, так как истица пояснила, что расчетные листки не выдавались, поэтому она не знала о том, что именно входит в состав фактически получаемой ею заработной платы. Доказательств обратного, а именно того, что расчетные листки по заработной плате истице выдавались, ответчиком суду не представлено, тогда как в силу ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Таким образом, исковые требования истицы подлежат удовлетворению частично, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию 43067 руб. 20 коп. в счет выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы за период с июня по декабрь 2009 года.
Так как при подаче иска истица в силу ст. 333-36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, то ФИО2 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1492 руб. 01 коп. в соответствующий бюджет ФИО2 нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Ш. к Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании заработной платы удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> в пользу Ш. 43 067 руб. 20 коп. в счет заработной платы.
Взыскать с Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> государственную пошлину в размере 1492 руб. 01 коп. в соответствующий бюджет ФИО2 нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено -26 января 2011 года.
Судья Т.В.Кунгаа