ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1343/2021 от 16.07.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2-1343/2021

УИД: 92RS0003-01-2020-004627-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2021 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре Гонтарь С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО2, о признании незаконным передачи персональных данных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее – ответчик, Департамент), в котором просит признать незаконной передачу ответчиком персональных данных ФИО1 третьему лицу ФИО2 при проведении служебной проверки по приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки»; признать незаконной обработку персональных данных ФИО1 ФИО2 при проведении служебной проверки по приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец при принятии его на работу дал согласие ответчику на обработку персональных данных. Согласно приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки» в состав комиссии вошел ФИО2, который не является должностным лицом Департамента. Полагая незаконной передачу ответчиком персональных данных ФИО1 третьему лицу ФИО2 истец обратился в суд с настоящим иском.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

В силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Пунктом 7 ч. 4 названной статьи установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

В соответствии со ст. 17 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Из системного толкования приведенных норм следует, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу.

Согласно Положению о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (далее – Указ № 609) под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ), пп. «е» п. 5 Указа № 609 при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего должно соблюдаться требование о том, что передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО1 при поступлении на гражданскую службу было дано согласие на обработку его персональных данных в Департаменте от ДД.ММ.ГГГГ.

Персональные данные было разрешено использовать в целях замещения должности государственной гражданской службы <адрес> в Департаменте и предоставлено право передачи персональных данных в целях реализации действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что согласно приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки», в состав комиссии по проведению служебной проверки включен, представитель общественного совета при Департаменте, директор ООО «Магистраль-ЮГ» ФИО2, который не является должностным лицом Департамента.

Согласно п. 3.4 Порядка проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.11.2014 № 453 (далее – Порядок) при проведении служебной проверки Комиссия: - изучает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к служебной проверке; - составляет перечень вопросов гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка; - анализирует информацию о деятельности подразделения Правительства Севастополя (исполнительного органа государственной власти), гражданским служащим которого совершен дисциплинарный проступок; - собирает, обобщает и анализирует необходимую для подготовки заключения информацию.

Согласно п. 1.3 Порядка при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

- факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка (его цели и мотивы, обстоятельства совершения и т.д.);

- вина гражданского служащего, а также степень вины каждого гражданского служащего в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими гражданскими служащими;

- обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

- деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего дисциплинарный проступок;

- характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Суд полагает, что комиссией в процессе проведения служебной проверки, в том числе и ФИО2, изучены материалы служебной проверки.

Согласно п. 4.1., 4.2 Порядка, результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку в форме письменного заключения, которое подписывается председателем и членами комиссии, участвовавшими в проверке, и представляется на утверждение представителю нанимателя, назначившему служебную проверку.

Заключение было изготовлено ДД.ММ.ГГГГ, подписано всеми членами комиссии, в том числе и ФИО2

Решением Ленинского районного суда города Севастополя и апелляционным определением Севастопольского городского суда по гражданскому делу 2-2309/2020 установлено, что ФИО2 в нарушение требований законодательства о государственной гражданской службе был незаконно включен в состав комиссии по проведению служебной проверки, поскольку являлся членом общественного совета Департамента, не являлся должностным лицом Департамента или иным лицом, в силу закона имеющим право быть включенным в состав такой комиссии.

При этом определяя юридически значимые факты для правильного рассмотрения настоящего дела суд приходит к выводу, что признание незаконным нахождения ФИО2 в составе комиссии само по себе не свидетельствует об отсутствии факта незаконной передачи и обработки персональных данных субъекта неуполномоченными лицами при проведении служебной проверки Департаменте.

В силу п. 4.4. Порядка, председатель и члены комиссии подписывая заключение, своей волей выражают, что проверка проведена полно, объективно и всесторонне, выводы обоснованы и основаны на имеющихся в материалах служебной проверки доказательствах.

ФИО2, являясь членом комиссии, такую волю выразил, подтвердил, что все материалы служебной проверки им были изучены и текст, изложенный в заключении, полно и объективно отражает суть исследованных доказательств.

Суд считает пояснения ФИО2 в части неизвестности ему персональных данных ФИО1 несостоятельными, поскольку в материалах служебной проверки имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ №Ц-/01-12/п385, в котором указаны персональные данные истца – ФИО, адрес проживания.

Между тем, непосредственно в заключении по результатам служебной проверки указаны сведения о стаже истца, что в силу п. 1 ст. 3 Закона № 152-ФЗ также относится к персональным данным субъекта.

Суд находит обоснованными доводы истца, что в нарушение законодательства о гражданской службе, действия Департамента по включению ФИО2 в состав комиссии и предоставления ему права без разрешения осуществить обработку персональных данных, в нарушение целей обработки персональных данных, отраженных в согласии от ДД.ММ.ГГГГ, повлекло нарушение прав истца, выраженных в незаконной передаче и обработке его персональных данных.

Полагая обоснованными требования истца в части признания незаконной передачи ответчиком персональных данных ФИО1 третьему лицу ФИО2 при проведении служебной проверки по приказу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки», суд считает, что как следствием данных незаконных действий ответчика последующая обработка персональных данных ФИО3 ФИО2 при проведении данной служебной проверки также является незаконной.

Поскольку судом установлено нарушение со стороны ответчика прав истца, то в пользу ФИО1 следует взыскать моральный вред.

Разрешая требования о размере компенсации морального вреда, учитывая, характер нарушения Департаментом прав работника, степень и объем нравственных страданий истца, согласно требованиям законодательства о разумности и справедливости, суд приходит к выводу о снижении размера компенсации морального вреда до 3 000 рублей.

Поскольку стороны освобождены от оплаты государственной пошлины, то судебные расходы не подлежат распределению по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконной передачу Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя персональных данных ФИО1 третьему лицу ФИО2 при проведении служебной проверки по приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки».

Признать незаконной обработку персональных данных ФИО1 ФИО2 при проведении служебной проверки по приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-л «О проведении служебной проверки».

Взыскать с Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

В остальной части требования о компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме составлено 23 июля 2021 года.