ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1344/16 от 25.10.2016 Еманжелинского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-1344/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года г.Еманжелинск

Еманжелинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Е.Б.Юртеевой, при секретаре Берсеневой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Еманжелинского муниципального района Челябинской области о признании отказа в приеме на работу незаконным

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась с исковым заявлением к администрации Еманжелинского муниципального района АДРЕС о признании отказа в приеме на работу на должность начальника юридического отдела незаконным л.д.3.

ДАТА. ФИО1 заявила дополнительные требования: просит признать действия (бездействия) Главы Еманжелинского муниципального района ФИО2 в части отказа от проведения конкурса на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации Еманжелинского муниципального района, о включении в кадровый резерв управленческих кадров Еманжелинского муниципального района. Признать протокол НОМЕР от ДАТА. о заседании комиссии по формированию резерва управленческих кадров в Еманжелинском муниципальном районе незаконным. Признать предложение от ДАТА за НОМЕР для ФИО3 незаконным. Признать распоряжение от ДАТА. НОМЕР-к незаконным л.д.24-25. Судом в качестве соответчика привлечена ФИО3

В обоснование требований ссылается на то, что ДАТА. обратилась с заявлением к Главе Еманжелинского муниципального района ФИО2 на предмет трудоустройства на должность начальника юридического отдела, ответа не получила, ДАТА. обратилась с аналогичным заявлением. ДАТА. получила ответ в котором Глава Еманжелинского муниципального района ссылается на отсутствие вакансии должности начальника юридического отдела. ДАТА. ФИО1 узнала, что на эту должность в январе 2016г. принят сотрудник администрации Еманжелинского муниципального района. Считает отказ в приеме на работу незаконным, так как на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации Еманжелинского района должен быть проведен конкурс в соответствии с Указом Президента РФ от 29.04.1996г. №604 и Указом Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы» и в соответствии с ФЗ от 27.07.2004г. №79 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

В судебном заседании ФИО1 поддержала требование.

Представитель ответчика и соответчик ФИО3 с требованием не согласна, представила письменный отзыв на иск л.д.8 - 9, 28 - 29.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела суд считает, требования ФИО1 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

ФИО1, претендуя на должность начальника юридического отдела администрации Еманжелинского муниципального района в обосновании требований в исковом заявлении ссылается на нормы права, касающиеся государственных служащих, которые не применимы к муниципальным служащим.

По смыслу частей 2, 3, 4 статьи 64 Трудового кодекса РФ необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, т.е. дискриминационный, связанный с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", необходимо иметь в виду, что труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий.

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (статья 33 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Решением Собрания депутатов Еманжелинского муниципального района от ДАТА. НОМЕР утверждено Положение «О кадровом резерве муниципальной службы в Еманжелинском муниципальном районе» л.д.34-41.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 не обращалась в администрацию Еманжелинского муниципального района с заявлением по установленной форме для постановки ее в резерв на должность начальника юридического отдела.

С ДАТАг. обязанности начальника юридического отдела администрации Еманжелинского муниципального района исполняла заместитель начальника юридического отдела ФИО4, что подтверждено распоряжением НОМЕР-к на л.д.12. АДРЕС имел право таким образом решать кадровые вопросы, не объявляя вакансию на замещение должности начальника юридического отдела.

ДАТАг. проходило заседание комиссии по формированию резерва управленческих кадров в Еманжелинском муниципальном районе, решением которого ФИО3 включена в кадровый резерв для замещения должности начальника юридического отдела л.д.17-19. Оснований для признания протокола НОМЕР от ДАТА. незаконным у суда не имеется. ФИО1 необосновала свои требования в этой части и не представила суду доказательств о незаконности протокола.

ФИО1ДАТА. обратилась с заявлением о принятии на работу руководителем юридического отдела Еманжелинского муниципального района л.д.5. Такая должность не предусмотрена, не возможно устроиться в АДРЕС, есть штат администрации Еманжелинского муниципального района, в котором предусмотрена должность начальника юридического отдела администрации Еманжелинского муниципального района.

Заявление истца от ДАТА. в журнале регистрации администрации Еманжелинского муниципального района не зарегистрировано, что подтверждено копией журнала л.д.10.

В связи с тем, что обязанности начальника юридического отдела администрации Еманжелинского муниципального района исполняла заместитель начальника юридического отдела ФИО4, а в дальнейшем должность предложена ФИО3, стоящей в кадровом резерве, у Главы муниципального района не было оснований объявлять конкурс на замещение вакантной должности, о чем ФИО1 письменно уведомлена ДАТА. л.д.11.

ДАТА заместитель начальника юридического отделаФИО4 обратилась с заявлением об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию (л.д.14), приказом НОМЕР-к трудовой договор прекращен с ДАТА. л.д.15.

ДАТА. ФИО3 - заместителю начальника отдела контрактной системы в сфере закупок поступило предложение Главы Еманжелинского муниципального района занять должность начальника юридического отдела л.д.20 и приказом НОМЕРФИО3 переведена на должность начальника юридического отдела (л.д.30), поскольку состояла в резерве администрации района на указанную должность. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требования ФИО1

Кроме того, ФИО1 при обращении с заявлением о приеме на работу в администрацию Еманжелинского муниципального района не представляла документы, предусмотренные ст. 16 Федерального закона от ДАТА N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Согласно п. 2 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы органов местного самоуправления Еманжелинского муниципального района от ДАТАНОМЕР: «При замещении должности муниципальной службы органов местного самоуправления Еманжелинского муниципального района заключению трудового договора может предшествовать конкурс, который проводится по решению руководителя соответствующего органа местно самоуправления Еманжелинского муниципального района». Таким образом, проведение соответствующего конкурса не является обязанностью руководителя.

В соответствии ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. Согласно ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс.

Назначение на должность муниципальной службы лиц, состоящих во внутреннем кадровом резерве, является правом работодателя.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В требовании ФИО1 к администрации Еманжелинского муниципального района АДРЕС о признании отказа в приеме на работу на должность начальника юридического отдела незаконным, признании действия (бездействия) Главы Еманжелинского муниципального района ФИО2 в части отказа от проведения конкурса на замещение вакантной должности начальника юридического отдела администрации АДРЕС, о включении в кадровый резерв управленческих кадров Еманжелинского муниципального района, признании протокола НОМЕР от ДАТА. о заседании комиссии по формированию резерва управленческих кадров в Еманжелинском муниципальном районе незаконным, признании предложения от ДАТА. за НОМЕР для ФИО3 незаконным, признании распоряжения от ДАТА. НОМЕР-к незаконным отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Еманжелинский городской суд.

Председательствующий Е.Б. Юртеева