ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1344/20 от 15.12.2020 Клинцовского городского суда (Брянская область)

32RS0015-01-2020-004246-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2020 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Кобызь Е.Н.,

при секретаре Самсоновой Е.С.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ООО «Газпром энергосбыт Брянск» ФИО4,

представителя третьего лица АО «Чистая планета» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром энергосбыт Брянск» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Клинцовский городской суд <адрес> с иском к ООО «Газпром энергосбыт Брянск» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он является плательщиком коммунальных услуг и оплачивал потребляемую им электроэнергию согласно заключенного договора с ООО «Газпром энергосбыт Брянск» филиал «Брянскэнергосбыт». В августе 2019 года в платежной квитанции на оплату потребленной электроэнергии ему была выставлена услуга «Обращение с ТКО», с ежемесячным начислением суммы платежа в адрес АО «Чистая планета». Обратившись за разъяснениями, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что согласно договора №ТЭК-Э/23/14/272 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Газпром энергосбыт Брянск» и АО «Чистая планета», которое является региональным оператором по обращению с ТКО, ООО «Газпром энергосбыт Брянск» филиал «Брянскэнергосбыт», как оператор по приему платежей с ДД.ММ.ГГГГ включает в единый платежный документ графу «Обращение с ТКО». Истец указывает, что за услугой к АО «Чистая планета» он не обращался, договор не заключал, и сумму, указанную в строке «Обращение с ТКО» он не оплачивал. Поэтому считает, что ответчик нарушил требования ст. 421 ГК РФ, ст. 153, 154 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», т.е. незаконные действия ответчика ведут к нарушению его прав на свободу договора. Просит суд признать недействительным договор №ТЭК-Э/23/14/272 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Газпром энергосбыт Брянск» и АО «Чистая планета», обязать ответчика аннулировать в его платежных квитанциях строку «Обращение с ТКО», взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, дополнительно пояснил, что услугами по вывозу ТКО он не пользуется, так как у него нет мусора. Письменный договор между ним и АО «Чистая планета» не заключался, а понуждение к заключению договора недопустимо.

Представитель ответчика ООО «Газпром энергосбыт Брянск» ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, пояснила, что договор №ТЭК-Э/23/14/272 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Газпром энергосбыт Брянск» и АО «Чистая планета», является агентским договором, на основании которого ООО «Газпром энергосбыт Брянск» является платежным агентом, и внесение в квитанцию по оплате услуг ЖКХ дополнительной графы «Обращение с ТКО» не нарушает права потребителей и не может повлечь каких -либо действий по причинению истцу материального и морального вреда. В связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «Чистая планета» ФИО5 заявленные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что АО «Чистая планета» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ отнесена к коммунальным услугам. В соответствии с пунктом 148(1) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю, осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. В связи с чем, считает доводы ФИО1 о том, что между ним и АО «Чистая планета» не заключен договор, несостоятельными. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем потребителям. АО «Чистая планета» самостоятельно не осуществляет функции по печати квитанций, начислению и сбору от физических лиц платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для этих целей между АО «Чистая планета» и ООО «Газпром энергосбыт Брянск» был заключен договор № ТЭК - Э/23/14/272, в соответствии с которым последний является оператором по начислению и приему платежей (платежным агентом) за коммунальную услугу по обращению с ТКО от физических лиц. В его компетенцию входит формирование и печать платежных документов, на основании которых будет осуществляться внесение платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Оснований полагать, что положения договора № ТЭК - Э/23/14/272, заключенного между АО «Чистая планета» и ООО «Газпром энергосбыт Брянск» каким-либо образом затрагивают (нарушают) права потребителей, не имеется. Указывает, что действия ООО «Газпром энергосбыт Брянск» в части касающейся начисления, формирования и печати единых платежных документов для оплат коммунальной услуги по обращению с ТКО, не могли повлечь за собой каких-либо действий по причинению морального или материального вреда истцу. В связи с чем, просит суд в исковых требованиях ФИО1 отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Статьей 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ АО «Чистая планета» приступило к деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории <адрес> в качестве регионального оператора.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами с ДД.ММ.ГГГГ относится к коммунальной услуге.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем (п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354).

Кроме того, в расчетах могут принимать участие привлеченные поставщиком услуг платежные агенты (ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").

ДД.ММ.ГГГГ АО «Чистая планета» заключило договор №ТЭК-Э/23/14/272 на прием платежей от физических лиц с ООО «ТЭК-Энерго» (филиал «Брянскэнергосбыт»), в соответствии с которым оператором по приему платежей оказываются следующие услуги: прием от физических лиц, проживающих в жилых домах <адрес> и <адрес> наличные денежные средства за услугу «Обращение с ТКО», начисление платежей за оказанную услугу, ведение учета начисления за услугу «Обращение с ТКО» с ведением базы данных по лицевым счетам плательщиков по тарифам, установленным Управлением государственного регулирования тарифов <адрес>, перечисление принятых платежей на расчетный счет поставщика, осуществление печати и доставки платежных документов плательщикам.

Таким образом, АО «Чистая планета» реализовало предоставленное ему ч. 15 ст. 155 ЖК РФ право выбора такого способа расчетов с собственниками жилых помещений как взимание платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» при участии платежного агента, которым данном случае является ООО «Газпром энергосбыт Брянск». В связи с чем, потребителям коммунальных услуг в квитанции наряду с платой за оказание услуги по потреблению электроэнергии, начислена плата за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в 2019 г. по тарифу 89,11 руб., в 2020 г. - 80,03 руб. на каждого проживающего.

Истец просит признать договор №ТЭК-Э/23/14/272 на прием платежей от физических лиц недействительным.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Статья 168 ГК РФ, предусматривает, что сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

На основании заключенного договора с АО «Чистая планета», ООО «Газпром энергосбыт Брянск» является платежным агентом, и внесение в квитанции потребителей на оплату жилищно-коммунальных услуг дополнительной графы «Обращение с ТКО» выполнено в соответствии с действующим законодательством.

Судом не установлено, что данный договор на прием платежей физических лиц, не соответствует требованиям закона и иных правовых актов и может быть признан ничтожной сделкой.

Кроме того, признание договора ничтожной сделкой, недействительным, нарушит права и законные интересы других граждан, неопределенного круга лиц, которые в настоящее время пользуются возможностью оплачивать за оказанную услугу ТКО.

Оснований полагать, что положения договора № ТЭК - Э/23/14/272, заключенного между АО «Чистая планета» и ООО «Газпром энергосбыт Брянск» каким-либо образом затрагивают (нарушают) права потребителей, в частности нарушают права истца ФИО1, не имеется, в связи с чем, требования ФИО1 в части признания недействительным договора №ТЭК-Э/23/14/272 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Газпром энергосбыт Брянск» и АО «Чистая планета» удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца об обязании ответчика аннулировать в его платежных квитанциях строку «Обращение с ТКО», в связи с тем, что истец не заключал договор с АО «Чистая планета» и не пользуется услугами по вывозу ТКО, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2).

Договор, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, д. Тулуковщина, <адрес>.

Вывоз ТКО в д. <адрес> начал осуществляться региональным оператором АО «Чистая планета» с июля 2019 года, в этой связи, истцу ФИО1 с августа 2019 года в квитанцию на оплату коммунальной услуги «Электроэнергия» была включена графа «Обращение с ТКО» и стали начисляться платежи.

Расчеты за коммунальную услугу по обращению с ТКО осуществляются в порядке, установленном Правилами (Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги).

Согласно положений статьи 438 ГК РФ, фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Истец ФИО1 проживает в индивидуальном жилом доме, в котором зарегистрирован один человек, в процессе его жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона, вывоз ТКО является обязательным, и истец самостоятельно их не вправе утилизировать.

Довод ФИО1 о том, что между ним и АО «Чистая планета» не заключен договор является несостоятельным, поскольку договор заключен путем совершения конклюдентных действий.

Доводы истца о том, что у него не имеется твердых коммунальных отходов и в связи с этим, он не пользуется услугой по их вывозу, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, при этом материалы дела не содержат сведений о том, что услуги по вывозу ТКО истцу фактически не оказываются, либо истец заключил договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией, включение в квитанцию платы за ТКО является законным, поскольку данное начисление предусмотрено агентским договором в связи с чем, требования истца об обязании ответчика аннулировать в его платежных квитанциях строку «Обращение с ТКО» удовлетворению не подлежат.

Поскольку, истцом не доказано, а судом не установлено нарушения прав истца, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром энергосбыт Брянск» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Н. Кобызь