№ 2-1344/2021
74RS0017-01-2021-001503-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дружининой О.В.,
при секретаре Стерляжниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Златоустовского городского округа об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (далее – Администрации ЗГО), в котором с учетом уточнений исковых требований просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по координатам в соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-6, 192).
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что собственниками помещений в многоквартирном доме был сформирован земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома. Вместе с тем, земельный участок сформирован по периметру многоквартирного дома и не включает в себя элементы озеленения и благоустройства, а также иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, просила рассматривать дело без ее участия (л.д. 209).
Представитель ответчика Администрации ЗГО, представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, привлеченных к участию в деле определением суда, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом (л.д. 206-208).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в письменном мнении (л.д. 198-199) указал, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначение – для размещения жилого многоквартирного дома, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. Указанный участок сформирован собственниками помещений в многоквартирном доме был, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этого момента у собственников МКД возникло право общей долевой собственности на земельный участок. Исходя из содержания искового заявления следует, что основанием для обращения в суд с данным иском послужило несогласие собственников помещения МКД с площадью земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В целях исполнения судебного акта в резолютивной части решения следует указать все данные, необходимые для внесения в ЕГРН в соответствии с требованиями Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943. В связи с введением 15 июля 2020 г. в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости проверить техническую исполнимость заявленных требований, поступивших в Филиал после указанной даты, не представляется возможным. Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых, технических планов, карт-планов территории и актов обследования в режиме реального времени с использованием единой системы идентификации и аутентификации – электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера». Предварительная проверка технической исполнимости исковых требований об установлении, изменении границ земельных участков, равно как и в результате судебной землеустроительной экспертизы в части наличия пересечений, самопересечения, а также топокорректности границ земельных участков может быть проведена при наличии изготовленного кадастровым инженером межевого плана посредством использования электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера». Судебный акт, которым будут установлены координаты характерных точек границы спорного земельного участка, должен быть включен в состав приложений к межевому плану, и будет, в том числе, являться документом, на основании которого будет подготовлен межевой план. Учитывая изложенное, в случае удовлетворения судом заявленных требований истцу необходимо будет подготовить межевой план на спорный объект недвижимости для последующего обращения в орган регистрации прав с целью уточнения координат характерных точек границ земельного участка.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее – многоквартирный дом). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 68 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении отдельных характеристик земельного участка» изменены характеристики земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресному ориентиру: <адрес>, а именно установлен вид использования: размещение многоквартирного жилого дома (л.д. 36).
Решением Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учете изменений объекта недвижимости (земельного участка)» осуществлен учет вышеуказанных изменений (л.д. 38).
В соответствии решением Собрания депутатов ЗГО № 27-ЗГО от 29.03.2006 г. «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме», в границы земельного участка, передаваемого бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме, подлежит включению непосредственно земельный участок под жилым домом по периметру дома: с боковых сторон и со стороны заднего фасада по отмосткам, со стороны подъездов – с учетом газонов. Земли общего пользования (основные проезды, детские площадки, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы земельных насаждений и др.) могут быть переданы собственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату) или аренду только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
Решением Собрания депутатов ЗГО № 113-ЗГО от 30.10.2008г., решение Собрания депутатов ЗГО № 27-ЗГО от 29.03.2006 года «О границах земельных участков под многоквартирными домами, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме» отменено.
Истец является собственником жилого помещения – квартиры №, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 7).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, в существующих границах является недостаточным для эксплуатации многоквартирного дома. Участок сформирован по периметру многоквартирного дома и не включает в себя элементы озеленения и благоустройства, а также иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
Учитывая, что определение границ и размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами является юридически значимым обстоятельством, требующим наличия специальных познаний, определением суда по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено негосударственному эксперту ФИО7 (том № 1 – л.д. 66-67).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76-179) земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, в существующих границах не является достаточным для эксплуатации многоквартирного дома, а также для размещения и эксплуатации иных объектов, предназначенных для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Местоположение (координаты) земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>, определены в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Точность определения координат характерных точек границ земельного участка для точек н1-н9 составляет 0,1 м.
Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м. +/- <данные изъяты> кв.м.
Истец уточнил заявленные требования в соответствии с заключением эксперта, возражений со стороны ответчика относительно заключения не поступало.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку при формировании спорного земельного участка не учтены положения пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должны определяться в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На момент формирования и постановки на кадастровой учет спорного земельного участка действовал СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также Земельный кодекс РФ, в абз. 2 пункта 7 статьи 36 которого предусматривалось, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В ходе проведенной по делу судебной экспертизы, выводы которой обоснованы и мотивированы, экспертом установлено, что земельный участок в тех границах, которые стоят на кадастровом учете, не достаточен для обслуживания МКД.
Границы образуемых и изменяемых земельных участков в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ определяются в проектах межевания территорий, в т. ч. при подготовке документации по планировке территории (ст.ст. 41, 42 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган публичной власти, чьи действия (бездействие) оспариваются.
Администрацией ЗГО не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязанностей по формированию земельного участка в соответствии с действовавшим на тот период времени законодательством.
Таким образом, суд полагает, что для формирования земельного участка под многоквартирным домом необходима была подготовка документации по планировке и межеванию территории и проведение публичных слушаний с участием лиц, чьи интересы могут быть затронуты таким проектом, затем принятие уполномоченным органом решения об утверждении такой документации, после чего – проведение кадастровых работ, подготовка межевого плана участка и постановка участка на кадастровый учет.
В данном случае процедура формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом органом местного самоуправления не была соблюдена.
Сформированный земельный участок в оспариваемых границах нарушает права собственников помещений многоквартирного дома на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания многоквартирного жилого дома, а в последующем лишает их права на защиту от незаконных действий третьих лиц, в случае использования ими прилегающей к дому территории, которая фактически должна находиться в долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах сведения о границах и площади спорного участка подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости с определением новых границ и площади земельного участка. Установление местоположения границ земельного участка в указанных в заключении эксперта координатах характерных (поворотных) точек, прав смежных землепользователей не нарушает.
На сновании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования ФИО1.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, по следующим координатам характерных (поворотных) точек в системе координат:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
при среднеквадратической погрешности 0,1 м.
Установить площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в размере <данные изъяты> кв.м. +/- <данные изъяты> кв.м.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий О.В. Дружинина
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2021 г.