ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1345/2015 от 19.01.2016 Новоалександровского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалександровск 19 января 2016 года

Новоалександровский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Белокопытова А.П.,

при секретаре Соболевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к ФИО1 о взыскании суммы ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы ущерба. Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ года Актом -К было установлено превышение транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок, а именно: грузовым тягачом, государственный номер - , с полуприцепом - , на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Элиста – Арзгир - Минеральные Воды». Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства указанный выше тягач и полуприцеп принадлежат на праве собственности ФИО1. В соответствии с пунктом 4.4.3 постановления Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года № 338 «Об утверждении Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия» Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, ведет учет изменения балансовой стоимости. Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия» автомобильная дорога «Элиста – Арзгир - Минеральные Воды» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения. В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, Российской Федерации», владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами. Согласно указанному Постановлению плата за провоз тяжеловесных грузов предназначена для возмещения дополнительных расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 сентября 2001 года № 262 «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения» был составлен Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок -К от 03.09.2015 года, согласно которому размер причиненного ущерба составил Сумма рублей. На основании изложенного, просят взыскать со ФИО1 в пользу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия сумму ущерба размере Сумма рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен водитель - ФИО2.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком в суд были представлены возражения, из которых следует, что в исковом заявлении не указано конкретно по какой статье Закона или Приказа привлекает его к ответственности Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, так как в наименовании Акта -К указано превышение транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок, а в таблице взвешивания указан способ взвешивания «Распутица 6 5 4», что свидетельствует о временных ограничениях осевых нагрузок, которые вводятся на время паводков и попадают под действие Приказа Минтранса РФ от 12.08.2011 года № 211. Кроме выше изложенного Министерство не проинформировало в средствах массовой информации, что было введено какое-либо ограничение на данном участке дороги и не были установлены запрещающие дорожные знаки. Данная дорога является участком межрегиональной автодороги «Элиста – Арзгир -Минеральные Воды», на которой установлены осевые нагрузки для данного вида транспорта - 10, 10, 7, 7, 7 согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 года . Согласно исковому заявлению нарушение было совершено 03.09.2015 года Актом -К с превышением осевых нагрузок - 6, 6, 4, 4, 4, тогда как сам акт составлен 19.04.2015 года, а в это время были возможно введены временные ограничения согласно Приказа Минтранса РФ от 12.08.2011 года, о чем они не были проинформированы. Обвинения же в нарушении ими предельно допустимых осевых нагрузок беспочвенны, так как на перевозимый груз (бутылка стеклянная - изделие контактирующие с пищевыми продуктами), согласно п. 20 Приказа Минтранса РФ от 12.08.2011 года № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспорта по автомобильным дорогам» временное ограничение движения в весенний период не распространяется.

Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, при подаче иска в суд просили рассмотреть дело без участия представителя.

В судебном заседании ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях.

Третье лицо – ФИО2 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В иске просит отказать

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и третьего лица.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав ответчика, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По общему правилу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (ч. 2 ст.1 Федерального закона).

Как указано в Постановлении Конституционного суда РФ от 17.07.1998 года № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам независимо от их форм собственности и значения, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза.

Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Согласно Постановлению Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия» автомобильная дорога «Элиста – Арзгир - Минеральные Воды» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктом 4.4.3. постановления Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года № 338 «Об утверждении Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия» Министерство является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, ведет учет изменения балансовой стоимости.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, могут устанавливаться временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, которое по дорогам федерального значения осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия № 35-п от 17.02.2015 года «О введении периода временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в 2015 году», в соответствии с пунктом 4.4.10 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года № 338, введено в период с 25 марта по 25 апреля 2015 года временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Республике Калмыкия с превышением временно установленных предельно допустимых значений нагрузок на оси, связанное со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог для: одиночной оси – 6 (60) тн; двухосной тележки - 5 (50) тн; трехосной тележки - 4 (40) тн. по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения: «Элиста - Арзгир - Минеральные Воды» и др.

19.04.2015 года в период временного ограничения движения транспортных средств с грузом или без груза, по автомобильным дорогам, Актом -К был установлен факт превышения транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок, а именно: грузовым тягачом, государственный номер - , с полуприцепом - , на автомобильной дороге общего пользования регионального значения «Элиста - Арзгир - Минеральные Воды».

Из Акта -К о превышении транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок, следует, что по результатам взвешивания вышеуказанного транспортного средства поосно, с остановкой каждой оси (Весы СДК.Ам-1-1, сертификат RU.С.28.004.А № 51469, заводской номер 490. Свидетельство о поверке действительно до 15.04.2016 года. Принадлежность СПВК – КП РК «Информационно-правовое агенство») были выявлены нарушения в виде превышения осевой нагрузки: на 1 оси превышение 0,36 т, на 2 оси превышение 2,38 т, на 3 оси превышение 1,29 т, на 4 оси превышение 1,41т, на 5 оси превышение 1,51 т.

Перевозка груза, в состав которого входили пустые бутылки, осуществлялась без получения соответствующего разрешения по маршруту: автомобильная дорога общего пользования регионального значения «Элиста – Арзгир – Минеральные воды», 77 км.

Доказательств недостоверности сведений, указанных в Акте -К от 19.04.2015 года, суду не представлено.

Довод ответчика о том, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозки пищевых продуктов, судом не принимается.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.08.2011 года № 211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, которым предусмотрена возможность введения временных ограничения или прекращения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.

Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий вводятся в весенний период в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением, а также в летний период для транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, в связи с превышением допустимых температур (п. 16 Порядка № 211).

Согласно п. 20 Порядка № 211 временное ограничение движения в весенний период не распространяется на перевозки пищевых продуктов.

Вместе с тем, если транспортные средства, относящиеся к указанной категории, осуществляют в период временного ограничения движения перевозки тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, к ним в любом случае применяются нормы, установленные Инструкцией и Правилами № 934.

В данном случае возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, осуществляется в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, поскольку федеральным законом установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке таких грузов.

В соответствии с п. 12 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статьей 1079 Гражданского кодекса РФ установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которое владеет источником повышенной опасности.

Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, седельный тягач Рено Премиум, государственный номер - , и полуприцеп бортовой - , принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 года № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», устанавливающие порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения его размера.

Согласно п. 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

В соответствии с п. 13 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 10 сентября 2001 года №262 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по республиканским автомобильным дорогам общего пользования Республики Калмыкия» и в приложении к этому Постановлению определены исходные данные для расчета платы взимаемой в счет компенсации ущерба, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

В соответствии с определенными в приложении к Постановлению значениями превышения предельно допустимых масс и предельно допустимых осевых нагрузок, истцом произведен расчет ущерба, причиненного автодороге, который составил Сумма рублей, что подтверждается Актом и соответствующим расчетом. Расчет произведен с учетом показателей размера вреда, установленных приложением к Постановлению Правительства Республики Калмыкия от 10 сентября 2001 года № 262.

Ответчиком суду не представлено иного расчета, в силу чего расчет ущерба, произведенный истцом, судом признан верным.

Поскольку факт провоза 19.04.2015 года тяжеловесного груза по автомобильным дорогам с превышением предельно допустимых значений полной массы и осевой нагрузки транспортного средства нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о взыскании со ФИО1 Сумма рублей в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального значения.

Статьей 89 ГПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождено.

Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию со ФИО1, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в размере Сумма.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, удовлетворить.

Взыскать со ФИО1 в пользу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в счет возмещения причиненного ущерба денежную сумму в размере Сумма.

Взыскать со ФИО1 государственную пошлину в размере Сумма копеек в бюджет Новоалександровского муниципального района.

Мотивированное решение составлено 20 января 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья А.П. Белокопытов