ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1345/2021 от 23.06.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

№ 2-1345/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2021 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Тирановой Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Кириной Д.С.,

представителя ответчика Полухиной Ю.С.,

при помощнике Пушняковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности направить в лицензирующий орган (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области) заявку на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод скважинами

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район», в котором с учетом уточнения требований просит обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в лицензирующий орган (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области) заявку на получение лицензии на право пользование недрами для добычи подземных вод скважинами:

- по адресу: <адрес> (кадастровый номер );

- по адресу: <адрес> (кадастровый номер );

в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, утв. приказом Минприроды России от 26.02.2018 № 64.

Перечисленные скважины являются действующими, состоят на балансе ответчика. Подземные воды, добываемые из скважин, используются ответчиком для выполнения уставных целей – организации центрального водоснабжения жителей д. <адрес> и <адрес>. Иные лица эти объекты не используют.

Вместе с тем зафиксировано, что по состоянию на 24 августа 2020 года МУП Муниципального образований Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами при добыче подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения из скважины в д<адрес> и <адрес>. Отсутствие данной лицензии нарушает интересы граждан в сфере окружающей среды на рациональное и безопасное недропользование.

В целях устранения выявленного нарушения в адрес директора МУП «Коммунальные системы Калининского района» 24 августа 2020 года было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий им способствующих.

Согласно ответа на представление от 07 сентября 2020 года МУП «Коммунальные системы Калининского района» предпринимаются меры для получения лицензий на право пользования недрами, однако сами лицензии до настоящего времени не получены, эксплуатация артезианских скважин осуществляется без лицензий на недропользование.

Использование скважин без лицензий, дающей право на недропользование, обеспечивающей его безопасность, без утвержденного проекта использования недр и без соответствующего учета добываемых природных ресурсов может привести истощению водных природных ресурсов, негативным изменениям природной среды, создает реальную опасность загрязнения, заражения, отравления водоносных горизонтов.

Создается реальная угроза причинения вреда окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

У жителей Калининского района Тверской области должна быть гарантия, что эксплуатация артезианских скважин не создаст опасность причинения вреда в будущем.

Интересы Российской Федерации по данному иску заключаются в том, что подземные водные объекты (недра) являются федеральной собственностью в силу требований ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в которой закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью, следовательно, бесконтрольное и безлицензионное пользование недрами нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления на распоряжение недрами по собственному усмотрению и рациональному их использованию.

Обеспечение прав жителей Калининского района и других граждан, пребывающих в данном месте, а также интересов государства может быть обеспечено только посредством обращения в суд и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Тверской области Кирина Д.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по изложенным в иске доводам, пояснила, что до настоящего времени нарушения не устранены.

Департамент по недропользованию по ЦФО при надлежащем извещении в судебное заседание представителя не направил.

В судебном заседании представитель ответчика Полухина Ю.С., не возражая против требований, поддерживая письменный отзыв на исковое заявление, просила установить срок исполнения решения один год с даты его вступления в законную силу. В письменном отзыве указано, что в хозяйственном ведении МУПа находятся 28 артезианских скважин. Лицензию имеет скважина расположенная в <адрес> и скважина, расположенная в <адрес>. 26 артезианских скважин обслуживаются без лицензии. При передаче в хозяйственное ведение артезианских скважин Калининского района Тверской области земельные участки не были переданы, границы земельных участков недр не определены со стороны Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район». Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» ограничено в своих действиях по подаче документов на получение соответствующей лицензии. Письмом исх. № 159-04-19 от 111 апреля 2019 года МУП обращался в Администрацию МО Тверской области «Калининский район» с просьбой о предоставлении документов для подачи соответствующего заявления на получение лицензии на право пользования недрами, однако до настоящего времени указанное не удовлетворено со стороны собственника муниципального имущества. Письмом исх. № 125-02-2021 от 20 февраля 2021 года МУП повторно обратился в Администрацию МО ТО «Калининский район» с просьбой о предоставлении необходимого пакета документов для получения лицензии, ответа до настоящего времени на данное письмо не поступило. В настоящее время Администрация Калининского района формирует земельные участки, соответственно только после передачи земельных участков в хозяйственное ведение МУП сможет подать документы на получение лицензии. До настоящего времени администрацией Калининского района земельные участки не оформлены и е переданы в ведение МУП. В связи со сложившимися обстоятельствами получение лицензии в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным и является нецелесообразным, так как последует отказ в предоставлении государственной услуги.

В судебное заседание третье лицо Администрация МО Тверской области «Калининский район», извещенная надлежащим образом, представителя не направила, представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие. Указала, что Администрацией МО Тверской области «Калининский район» передан заявленный в иске коммунальный объект с кадастровым номером 69:10:0382301:842 в хозяйственное ведение предприятия на основании постановления от 05.02.2019 № 103.

Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. При этом каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Из смысла статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).

В силу статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие, в числе прочего, в области использования подземных вод.

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора (ст. 35 Закона Российской Федерации «О недрах»).

Согласно ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Соответственно, использование подземного водного объекта определяется нормами Закона РФ «О недрах» и условиями лицензии, которую обязан получить пользователь недр согласно статье 11 этого Закона, и которая включает обязательные требования к пользователю недр в порядке статьи 12 Закона РФ «О недрах».

Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства, лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

В ходе рассмотрения дела установлено, выписками из ЕГРН, перечнем муниципального имущества подтверждено, а ответчиком не оспаривалось, что вышеперечисленные артезианские скважины являются собственностью МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района», переданы в хозяйственное ведение ответчику.

Из материалов дела следует, что МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района» осуществляет, в том числе обслуживание муниципальных артезианских скважин и предоставление услуг по поставке воды в соответствии с заключенными договорами. Указанное усматривается из Устава МУП Муниципального образования Тверской области «Калининский район» «Коммунальные системы Калининского района».

В процессе осуществления своей деятельности ответчик пользуется артезианскими скважинами с целью добычи и распределения воды населению, для централизованного водоснабжения, питьевого и хозяйственного, получает плату за поставку воды.

Ответчик осуществляет деятельность по добыче пресных подземных вод посредством эксплуатации артезианских скважин при отсутствии лицензии на право пользования недрами.

Эксплуатация артезианских скважин для добычи подземных вод без указанной лицензии, без проведения мероприятий, предшествующих получению лицензии предполагает, что забор воды осуществляется без учета вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, без оценки самой возможности добычи воды и ее использования для хозяйственно-питьевых нужд, что может привести к загрязнению, засорению подземного водного объекта, его истощению, а также иным негативным последствиям для окружающей среды и человека.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

В данном случае иск направлен на защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц на безопасность при осуществлении жилищно-коммунальной организацией деятельности по водоснабжению. Таким правом прокурор обладает на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком указанной обязанности, учитывая характер обязанности, которая должна быть исполнена, суд, исходя из принципов разумности и целесообразности, считает возможным установить срок исполнения решения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку прокурор при предъявлении искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд на основании ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает её с ответчика в бюджет муниципального района согласно ч.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» о возложении обязанности направить в лицензирующий орган (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области) заявку на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод скважинами удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу направить в лицензирующий орган (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области) заявку на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод артезианскими скважинами:

- по адресу: <адрес>, кадастровый номер ;

-по адресу: <адрес>, кадастровый номер

в соответствии с п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, утв. приказом Минприроды России от 26.02.2018 № 64.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы Калининского района» муниципального образования Тверской области «Калининский район» государственную пошлину в доход местного бюджета Калининского района Тверской области в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.В. Тиранова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2021 года.

Судья Л.В. Тиранова

№ 2-1345/2021