.
Дело №2-93/2020
83RS0001-01-2019-001907-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2020 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Пахомовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО6 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установления надбавки, взыскании задолженности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - ГУ МЧС России по НАО) с учетом уточнений, о возложении обязанности установления надбавки, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указал, что проходит службу ГУ МЧС России по НАО, занимая с 15.04.2015 должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) – начальника отдела организации оперативной службы (ЦУКС). Полагает, что ответчик, в нарушение Приказов МЧС России от 11.04.2013 № 242 и от 11.12.2019 № 738 не производит ему выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада, которая установлена для сотрудников замещающих штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. 17 октября 2019 г. он обратился к начальнику ГУ МЧС России по НАО с рапортом, в котором просил произвести перерасчет и выплату надбавки, установленной п. 4 Приложения № 3 к Приказу МЧС России от 11.04.2013, однако ответа до настоящего момента на него не получил. В связи с чем, просит взыскать в свою пользу невыплаченную за период с 17.10.2016 по 31.12.2019 надбавку в размере 197 989 руб. 11 коп., а также возложить на ответчика обязанность установить ему с 01.01.2020 выплату надбавку в размере 10 процентов должностного оклада.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования с учетом их уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представители ГУ МЧС России по НАО ФИО7., ФИО4 с заявленными требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать. Полагают, что оснований для выплаты истцу надбавки не имеется, поскольку в ГУ МЧС России по НАО функционирует отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях), а не поименованный в Приказах Центр управления в кризисных ситуациях.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы регламентированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 283-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу ч. 6 ст. 2 указанного Федерального закона сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты. Указанные дополнительные выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (п. 17 ст. 2 Закона).
Во исполнение данного закона в системе МЧС России издан Приказ МЧС России от 11.04.2013 № 242 «О ежемесячной надбавке за особые условия военной службы военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России и за особые условия службы сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», согласно п. 4 Приложения №3 к которому, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, замещающим должности, исполнение обязанностей службы по которым предусматривает прохождение службы в иных особых условиях службы, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы в следующих размерах от месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью - 10 процентов должностного оклада - замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях региональных центров и центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Центрального регионального центра, Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области).
Указанное Приложение № 3 к Приказу МЧС России от 11.04.2013 № 242 утратило силу в связи с принятием Приказа МЧС России от 11.12.2019 № 738.
Вместе с тем, в п. 2 перечня должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исполнение обязанностей службы по которым предусматривает прохождение службы в иных особых условиях службы, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеры надбавки по этим должностям согласно приложению, утвержденного Приказом МЧС России от 11.12.2019 № 738, также содержится указание на выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в следующих размерах от месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью - 10 процентов должностного оклада - замещающим штатные должности в центрах управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (кроме штатных должностей, замещаемых в Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве и Центре управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области).
Из материалов дела следует, что ФИО1 проходит службу в ГУ МЧС России по НАО, занимая с 15.04.2015 должность заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) – начальника отдела организации оперативной службы (ЦУКС).
Судом установлено, что 17.10.2019 истец обратился к начальнику ГУ МЧС России по НАО с рапортом, в котором просил произвести перерасчет и выплату надбавки, установленной п. 4 Приложения № 3 к Приказу МЧС России от 11.04.2013.
Сведений о том, что ответчиком был дан ответ на указанный рапорт, в материалах дела не имеется.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, спорная надбавка не выплачивается ФИО1, поскольку в ГУ МЧС России по НАО функционирует отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях), а не поименованный в Приказах Центр управления в кризисных ситуациях.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данным доводом представителя ответчика по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результат проведения селекторного совещания МЧС России было принято решение, оформленное протоколом от 02.02.2015 №9-ВВ о разработке и утверждения штатную структуру ЦУКС ГУ МЧС России по НАО в составе ГУ МЧС России по НАО.
Приказом начальника ГУ МЧС России по НАО от 10.04.2015 №70 утверждено Положение об отделе организации оперативной службы ГУ МЧС России по НАО (Центр управления в кризисных ситуациях), которое утратило силу в связи с изданием приказа от 30.12.2016 №211 и которым было утверждено новое положение об Отделе.
Из штатного расписания ГУ МЧС России по НАО, утвержденного министром МЧС России 15.09.2010 с учетом приказа от 10.04.2015 следует, что в него внесены сведения о подразделении - отдел организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях).
В штатном расписании, утвержденном 31.10.2019 также содержаться аналогичные сведения.
Согласно п. 1.2 Положения об отделе организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО, ЦУКС является органом повседневного контроля на региональном уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначен для обеспечения оперативности и обоснованности принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основе развития информационных систем НАО с их интеграции в автоматизированную информационно – управляющую систему РСЧС.
По вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЦУКС является вышестоящим органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС НАО и осуществляет согласованную деятельность с органами управления окружной подсистемы, органами управления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательными формирования дислоцированными на территории НАО (п.1.3).
В Положении также прописаны основные задачи (раздел 2), основные функции (раздел 3), полномочия ЦУКС (раздел 4).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
На основании ч. ч. 1, 5 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют на межрегиональном и региональном уровнях - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 10 Положения постоянно действующими органами управления единой системы являются на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
В силу п. 11 Положения органами повседневного управления единой системы являются на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами единой системы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 11(1) Положения).
Сопоставив вышеперечисленные нормы права, а также Положение об отделе организации оперативной службы (Центр управления в кризисных ситуациях) ГУ МЧС России по НАО, утвержденное приказом от 30.12.2016 №211 суд приходит к выводу, что функции отдела организации оперативной службы (ЦУКС) ГУ МЧС России по НАО тождественны функциям центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС, обратного ответчиком вопреки ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Кроме того, исходя из сложившихся между сторонами правоотношений не имеет правового значения наименование подразделения, в котором проходит службу истец, тогда как такое значение имеет непосредственно функций, которые осуществляет данное подразделение, поскольку из существа спорной надбавки следует, что она устанавливается за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач.
Суд также учитывает, что по сути наименование отдела организации оперативной службы (ЦУКС) ГУ МЧС России по НАО идентично тому наименованию, которое дано в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ, а также в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Более того, в процессе сторонами не оспаривалось, что истцу производятся иные выплаты, предусмотренные непосредственно сотрудникам ЦУКС.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что занимая штатную должность начальника отдела организации оперативной службы (ЦУКС) ФИО1 имеет право на выплату надбавки в размере 10 процентов должностного оклада, установленную Приказами МЧС России от 11.04.2013 № 242 и от 11.12.2019 № 738.
Исходя из представленного истцом расчета, с учетом его уточнений, размер невыплаченной надбавки за период с 17.10.2016 по 31.12.2019 составит 197 989 руб. 11 коп., указанный расчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства и признан судом арифметически верным и принят за основу.
Ответчиком ни заявленный истцом период, ни размер задолженности не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию невыплаченная надбавка в заявленной сумме, а также на ответчика должна быть возложена обязанность установить истцу с 01.01.2020 указанную надбавки, которая положена последнему в силу вышеперечисленных норм права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 ФИО8 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу о возложении обязанности установления надбавки, взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 ФИО10 надбавку за особые условия службы в размере 197 989 руб. 11 коп.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу установить с 01 января 2020 года ФИО1 ФИО9 надбавку за особые условия службы в размере 10 процентов должностного оклада.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2020 года
Решение не вступило в законную силу __________2020 года
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-93/2020 УИД 83RS0001-01-2019-001907-58, находящегося в производстве Нарьян-Марского городского суда <адрес>.