Дело № 2-690/16
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
25 апреля 2016 года
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Малковой Я.В.,
при секретаре Сагдеевой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Волкова 48» к ФИО1 о взыскании задолженности и встречное исковое заявление ФИО1 к ТСЖ «Волкова 48» об обязании произвести перерасчет
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Волкова, 48» обратилось с иском к ФИО1 с требованием о взыскании с него задолженности по оплате коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества в размере 78 626, 55 руб. и процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ ...% с даты нарушения обязательств до даты погашения задолженности (по состоянию на ... рублей). В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником жилого помещения: ..., жилищно-коммунальные услуги оплачивает несвоевременно. По состоянию на ... задолженность ответчика составила 78 626, 55 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, окончательно просил взыскать с ответчика в его пользу задолженность по состоянию на ... в размере 88382,7 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ по состоянию на ... в размере 11085,96 рублей и перерасчетом на дату погашения задолженности в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере ставки рефинансирования Центрального банка России.
ФИО1 предъявил встречные исковые требования, в которых просил суд обязать ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей ГВС за период с ... по ..., произвести перерасчет за жилищные услуги: путем исключения начислений в сумме 139711,30 рублей и возврат ранее оплаченных сумм в размере 140208 рублей, исключить из счет-фактуры услуги, не утвержденные на общем собрании собственников: прочие расходы на кв.метр., обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега.
В обоснование встречных исковых требований истец указал, что в его квартире установлены индивидуальные приборы учета по всем услугам. В квартире проживает 4 человека. Однако, начисление коммунальных услуг по водоснабжению и канализации ТСЖ «Волкова 48» производит по нормативу на 5 человек, при проживании в ...-х человек. В многоквартирном доме по ... размер платы за содержание жилого помещения за 2013-2016 года на общем собрании не утверждался. Следовательно, выставленные платежи являются необоснованными и не подлежат оплате до утверждения на общем собрании. Установленный размер на содержания общего домового имущества в МКЖД не соответствует установленным платежам местными органами самоуправления, а, следовательно, суммы подлежат возврату. ФИО1 неоднократно обращался в ТСЖ «Волкова 48» по вопросу ненадлежащего температурного режима горячего водоснабжения в его квартире с ... года по ... года. Однако, вопрос по нормализации температурного режима горячего водоснабжения в его квартире ТСЖ «Волкова 48» разрешен не был. ФИО1 ежемесячно обращался в ТСЖ «Волкова 48» с требованием устранить нарушения: пересчитать плату по коммунальным и жилищным платежам. Однако в добровольном порядке по настоящее время ТСЖ «Волкова 48» перерасчет не произведен.
Кроме того, ФИО1 было заявлено о пропуске срока исковой давности за период до ... в сумме 46260,59 рублей.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Волкова 48» первоначальные исковые требования поддержал, встречный иск не признал.
Представитель ФИО1 первоначальный иск не признал, встречный иск поддержал.
Выслушав стороны, заслушав свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частей 1,2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1). Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
Согласно частей 2,3,4 статьи 153 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч.2).. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ч.3).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч.4.)
Согласно частей 1,2,14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив) (ч.1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (ч.2.)
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается (ч.14).
Согласно частей 1,2, 5 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1.).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2).
В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики (ч.5).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью1.1 настоящей статьи.
Согласно пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от ...г. N354 2О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее –Правила) при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N1 к настоящим Правилам.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
Согласно пункта 5 Приложения 1 вышеуказанных Правил обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2....-09)*(2). Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°С.
За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделаIX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункта 2.4. СанПиН 2....-09)*(2)Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения: ... на основании свидетельства о государственной регистрации права от ... серии 16-АА ....
... в ... вышеуказанного дома была произведена замена индивидуальных приборов учета (ИПУ) по холодному и горячему водоснабжению с составлением акта замены в котором подписались от собственника квартиры ФИО2 от ТСЖ «Волкова -48» сантехник ФИО3 При составлении акта 26.03.2013 года никаких претензий со стороны ТСЖ «Волкова -48» заявлено не было. Данный акт к расчету ТСЖ «Волкова -48» принят не был. Основанием непринятие акта к расчетам послужило нарушение проекта строительства дома, выразившееся в самовольном переустройстве инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения общего пользования, расположенных внутри квартиры ответчика, что, по мнению ТСЖ, привело к нарушению циркуляции горячего водоснабжения, а также невозможности контроля потребления холодного и горячего водоснабжения и состояния общедомового имущества.
Кроме того, ТСЖ «Волкова, 48» указывает, что ФИО1 не передавал сведения по ИПУ по холодному и горячему водоснабжению с ... года, что привело к начислению в квартире ответчика по нормативу.
Суд полагает такие доводы ТСЖ «Волкова -48» необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункта 81.6 -81.11, 81.13 вышеуказанных Правил по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81.9 настоящих Правил.Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знакопосв поверки потребителем или третьим лицом.
Поскольку ... акт при замене индивидуальных приборов в квартире ответчика составлялся ТСЖ «Волкова, 48», показания ранее установленных приборов применялись к расчетам, доказательств вмешательства в общедомовые инженерные системы водоснабжения и канализирования истцом за период спора суду не представлено, то оснований для непринятия показания для расчета по приборам учета истцом по первоначальному иску у ответчика не было.
Необоснованным является довод истца о том, что ФИО1 не подавал показания приборов учета и поэтому начисления по его квартире производились по нормативу.
Согласно пунктов 84, 85 Правил при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6месяцев подряд исполнитель не позднее 15дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и(или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а)исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б)потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в)при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном вподпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней содня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г)исполнитель в согласованные с потребителем всоответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2незаинтересованными лицами;
д)если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом вотношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии)потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е)исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Следовательно, обязанность по проверке ИПУ ответчика и снятия с них показания возлагается нормативными правовыми актами на ТСЖ «Волкова, 48».
В ходе судебных заседаний по настоящему делу ТСЖ «Волкова, 48» доказательств принятия мер по снятию показаний с ИПУ ответчика не представило.
Доводы истца о непредоставлении ответчиком сведений ИПУ горячего и холодного водоснабжения опровергаются ежемесячными обращениями ответчика к истцу в период 2013-2015 годов, в которых указано ежемесячное потребление по каждому индивидуальному прибору учета по горячему и холодному водоснабжению, расположенному квартире ответчика
Суд соглашается с доводами ответчика о не обеспечении с установленными Правилами необходимого температурного режима горячего водоснабжения период с ... по ... в квартире ответчика ....
Само несоблюдение температурного режима в квартире ответчика в вышеуказанный период истцом не оспаривается. Поэтому считается судом установленным.
Предметом спора является причина несоответствия температурного режима горячего водоснабжения.
ТСЖ «Волкова, 48» полагает, что причиной причина несоответствия температурного режима горячего водоснабжения являются действия ответчика по первоначальному иску, переоборудовавшим систему горячего водоснабжения в своей квартире с вмешательством в общедомовую инженерную сеть горячего водоснабжения многоквартирного дома. ФИО1 отрицает вмешательство в общедомовую инженерную сеть горячего водоснабжения.
Порядок содержания общего имущества в многоквартирном ломе, установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ......
Согласно пункта 5 этих Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
За содержание общедомового имущества, в том числе за нормальное горячее водоснабжение отвечает ТСЖ «Волкова, 48».
... ответчиком истцу направлена претензия в связи с нарушением надлежащего температурного режима горячего водоснабжения в ... году в ....
... истцом был составлен акт, согласно которого температура горячей воды в квартире ответчика составила 45 градусов.
Исходящим письмом Казанской государственной инспекцией от ...... было установлено, что температура горячей воды в квартире ответчика на момент проверки (...) в двух помещениях санузла составила 40 градусов, на кухне – 47 градусов.
Доказательств принятия необходимых мер по поддержанию горячего водоснабжения, восстановления температурного режима горячего водоснабжения в квартире ответчика в период с ... по ... истцом не представлено.
Согласно платежных документов за период с ... по ... снижение платы по горячему водоснабжению ТСЖ «Волкова, 48» по ... не проводилось. Поэтому начисления по горячему водоснабжению по квартире ответчика за период с ... по ... производилась без уменьшения платы, т.е. в завышенном размере.
Поскольку никаких мер истцом по нормализации горячего водоснабжения в вышеуказанный период в квартире ответчика не принималось, суд находит обоснованным доводы ответчика и его заявленные требования по встречному иску в части обязания ответчика произвести перерасчет коммунальных платежей ГВС за период с ... по ....
Суд находит обоснованными требования истца об исключении из счет-фактуры услуги, не утвержденные на общем собрании собственников: прочие расходы на кв.метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега.
Как указывает истец, вышеуказанные услуги и расценки на них принимались на общем собрании ... на следующий год. Утверждения перечня услуг и расходов в последующие периоды 2012-2015 годы ни общим собранием членов ТСЖ «Волкова, 48», ни общим собранием собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома не проводилось.
Следовательно, при начислении жилищных услуг в 2012 -2015 годах истец должен был руководствоваться частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Постановления Исполнительного комитета муниципального образования ... об установлении тарифов жилищных услуг на соответствующий год на 2012-2015 годы таких услуг и тарифов на них как прочие расходы на кв.метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега не содержат.
Поэтому включение этих услуг в платежных документ ТСЖ «Волкова, 48» по ... не основано на законе.
Кроме того, вышеуказанные услуги не имеют самостоятельного значения, в входят в состав других услуг: вывоз снега – в уборку придомовой территории, обслуживание лицевого счета в управление жилым фондом, уборка парковки в уборку придомовой территории, если парковка осуществляется на придомовой территории, и уборка мест общего пользования, если парковка является подземной.
Суд находит обоснованным заявленное требование ответчика по встречному иску об обязании истца произвести перерасчет за жилищные услуги: путем исключения начислений в сумме 139711,30 рублей и возврат ранее оплаченных сумм в размере 140208 рублей, поскольку вышеуказанные начисления и возврат сумм в вышеуказанных размерах состоит из услуг прочие расходы на кв.метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега, а также управление жилым фондом, которое в спорный период осуществлялось ТСЖ «Волкова, 48» не надлежащим образом, а, именно, производилось ненадлежащее предоставление услуги по горячему водоснабжению, производились излишние начисления по услугам прочие расходы на кв.метр, обслуживание лицевого счета, охрана двора, уборка парковки, обслуживание ворот, вывоз снега.
По вышеуказанным основаниям оснований для удовлетворения первоначального иска суд не находит. Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд находит подлежащим удовлетворению заявление о пропуске срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ... N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Настоящее исковое заявление было направлено в суд 16.10.2015г.
Заявление ответчика о применении срока исковой давности не свидетельствует о злоупотреблении правом с его стороны, поскольку такое право ответной стороне предоставлено законом.
Препятствий для обращения ТСЖ «Волкова, 48» до октября 2015г. с настоящими требованиями не имелось.
Заявлений о восстановлении срока исковой давности истец в суд не подавал и не указал на наличие уважительных причин, обусловивших его пропуск.
При этом согласно расчету задолженности ТСЖ «Волкова, 48» по состоянию на 31.12.2015г. начислено 547836,97 руб., из которых 46260,59 руб. начислено за период до 1.10.2012г. Данная сумма подлежит исключению из общей суммы задолженности, как заявленная за пределами срока исковой давности.
По расчету ТСЖ «Волкова, 48» ФИО1 с .... оплачено 537696,48 руб.
Таким образом, исходя таблицы начислений и поступивших оплат, составленной ТСЖ «Волкова, 48» следует, что задолженность ФИО1 перед ТСЖ отсутствует (( 547836,97 – 46260,59) + 31981,62 – 537696,48).
Оснований для начисления процентов ввиду отсутствия задолженности не имеется.
При таких обстоятельствах, исковые требования ТСЖ «Волкова, 48» подлежат отклонению, а встречные исковые требования ФИО1 – удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ТСЖ «Волкова 48» подлежит взысканию гос.пошлина в доход бюджета МО ... в размере 4594,23 руб.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования иску ТСЖ «Волкова 48» к ФИО1 о взыскании задолженности оставить без удовлетворения.
Встречное исковое заявление ФИО1 к ТСЖ «Волкова 48» об обязании произвести перерасчет удовлетворить.
Обязать ТСЖ «Волкова 48» произвести перерасчет коммунальных платежей ГВС за период с ...., за жилищные услуги путем исключения начислений в сумме 139711,30 руб. с учетом ранее оплаченных сумм, исключить из счет-фактур услуги, не утвержденные на общем собрании собственников.
Взыскать с ТСЖ «Волкова 48» гос.пошлину в доход бюджета МО ... в размере 4594,23 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд ... в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.В. Малкова